Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №47 (июль) 2017
Разделы: Психология
Размещена 25.07.2017. Последняя правка: 01.08.2017.

Результаты эмпирического исследования креативности учителей средней школы

Елкина Яна Александровна

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»

аспирант

Научный руководитель: Жалагина Татьяна Анатольевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и клинической психологии ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»


Аннотация:
В статье рассматриваются понятие креативности и основные направления исследования креативности учителей. Автор описывает результаты эмпирического исследования креативности учителей средней школы.


Abstract:
In the article creativity and the main directions of research of teacher’s creativity are considered. Author describes the results of empirical research of the creativity secondary school teacher’s.


Ключевые слова:
креативность; творческое мышление; любознательность; оригинальность; воображение; интуиция; эмоциональность; эмпатия; чувство юмора; творческое отношение к профессии; социальная креативность.

Keywords:
creativity; creative thinking; curiosity; originality; imagination; intuition; empathy; sense of humor; creative attitude to the profession; social creativity.


УДК 159.99

Сегодня востребован человек творческий, интеллектуально развитый, способный обучаться и применять полученные знания на практике, гибко адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, искать пути рационального и нестандартного разрешения, возникающих проблем, поэтому современные требования образования ориентируются на развитие творческого потенциала учащихся и их способностей к креативному решению проблемных ситуаций [3]. 

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях качественно меняется содержание деятельности учителя: он должен быть педагогом, умеющим проектировать развивающую социально-культурную среду, способным осуществлять личностно-ориентированное обучение ребенка, выбрать методическую систему обучения школьников и грамотно реализовать ее на практике. Учитель становится самостоятельным в выборе методов и средств обучения, поэтому очень важно исследовать креативность в профессиональной деятельности учителей.

Профессиональный стандарт педагога (проект) уже во «введении» указывает: «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым дей- ствиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества» [4, c. 41-42] . Учитель должен не только обладать определенными знаниями, но и уметь гибко их применять с учетом индивидуальных, психологических и возрастных особенностей учеников, т.е. адаптироваться под определенные условия педагогической деятельности. Данная способность характеризует учителя как креативную личность. 

Таким образом, существует проблема развития креативности учителя, но она не обозначенна на уровне конкретных шагов и стратегий, поэтому исследование креативности учителей, а так же способов ее развития в педагогическом процессе представляет как научный, так и практический интерес.

Научная новизна состоит в определении основных направлений изучения феномена креативности учителя средней школы и эмпирическом исследовании креативных качеств учителя. Как правило, при исследовании креативности внимания уделяется детям, но условия современного образования требуют и от учителей развитие креативного потенциала, поэтому исследование креативности представляет как научный, так и практический интерес.

В современной психологической науке на сегодняшний день не существует однозначной интерпретации понятия креативность. При описании данного феномена практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации. Таким образом, креативность – это открытость к новому жизненному опыту, независимость, гибкость, динамичность, оригинальность, самобытность личности и способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации и продуктивно действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, где отсутствуют заранее известные алгоритмы, гарантированно ведущие к успеху [5, с. 171].

Теоретический анализ психологической литературы позволяет выделить четыре основных направления исследования креативности: как продукта, как процесса, как способности и как черту личности. [2, с. 14]. На сегодняшний день наиболее актуальным является исследование психологических компонентов и структуры креативности личности, в том числе и учителей средней школы.

Так как профессия учителя непосредственно связана с общением и предъявляет высокие требования к профессионально важным качествам, то в исследовании креативности учителей средней школы  акцент делается на личностные креативные качества учителей и на особенности межличностного взаимодействия учителей с учениками или коллегами. Исследуя личностные креативные качества (творческое мышление, любознательность, оригинальность, воображение, интуиция, эмоциональность, эмпатия, чувство юмора, творческое отношение к профессии), которые Н.Ф. Вишнякова выделила как структурные компоненты креативности, мы используем тест «Креативность» [1]. Говоря о исследовании личности во взаимосвязи с окружающей средой, мы будет акцентировать внимание на социальной креативности учителей, т.е. на способности находить конструктивное решение проблемы в ситуации межличностного общения.

В исследовании приняли участие учителя средних классов общеобразовательных школ. Объем выборки составил 125 учителей женского пола в возрасте от 25 до 55 лет, со стажем от 3 до 30 лет

Цель исследования: исследование креативности учителей средней школы. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать степень выраженности креативных качеств у учителей средней школы;
  2. Изучить уровень социальной креативности учителей средней школы;
  3. Выявить взаимосвязь креативности учителей средней школы с их педагогическим стажем.

Для построения психологического профиля креативности и определения степени выраженности креативных качеств учителей средней школы использовалась методика Н. Вишняковой тест «Креативность». В методике испытуемому предлагается самому оценить реальную и идеальную степень выраженности следующих креативных качеств [1]:

1) творческое мышление,
2) любознательность,
3) оригинальность,
4) воображение,
5) интуиция,
6) эмоциональность, эмпатия,
7) чувство юмора,
8) творческое отношение к профессии.

Анализируя эмпирические данные, можно сделать вывод, что среди вышеописанных креативных качеств у учителей средней школы наиболее развиты следующие: эмоциональность и эмпатия, творческое отношение к профессии. Вероятно, такие результаты связанны с осознанным выбором профессии и положительным отношением учителей средней школы к своей профессиональной деятельности. Эмпатия, являясь одним из профессионально важных качеств учителя, определяет эффективность межличностного взаимодействия с учениками и коллегами.

Наименее выражены такие качества как: оригинальность и интуиция. Можно допустить, что это связано с жесткими требованиями школьных программ, сопротивлением изменений или недостатком ресурсов для создания новых идей (рис. 1.).

Анализ идеальной степени выраженности креативных качеств показал, что наиболее высокие значения имеют такие качества как: эмпатия эмоциональность, творческое мышление, воображение и творческое отношение к профессии. Именно эти качества, по мнению учителей, необходимы в профессиональной деятельности и определяют эффективность организации педагогического процесса (рис. 1.).


Рис. 1. Средние показатели реальной и идеальной степени выраженности креативных качеств учителей средней школы

На основании полученных результатов строится психологический креативный профиль: сознательный, подсознательный или пограничный. Анализ эмпирических данных показал, что во всей выборке (N=125) обнаружены лица с сознательным психологическим профилем креативности – 48 человек (38%) , с подсознательным психологическим профилем креативности – 50 человек (40%), с сознательно-подсознательным психологическим профилем креативности – 27 человек (22%) (рис.2.)

Рис.2. Количество учителей средней школы (в процентах к общему объему выборки) с разным психологическим профилем креативности.

Таким образом, у учителей средней школы примерно одинаково развиты сознательные и подсознательные компоненты креативности. Почти четверть учителей используют в своей работе пограничные (сознательно-подсознательные) креативные компоненты личности.

В соответствии с эмпирической задачей были получены данные об уровне социальной креативности. Социальная креативность связанна со способностями учителя конструктивно решать конфликты в межличностном взаимодействии и измерялась по методике «Определение социальной креативности личности» [6, с. 46-47]. Психологическая диагностика учителей средней школы дала следующие результаты: средний уровень  креативности (85-99 баллов) у 32 респондентов (26%),  чуть выше среднего (100-114 балла) у 34 (27%),  выше среднего (115-129 баллов) у 42 (34%), у 17 (13%) респондентов высокий уровень (130-142 балла) (рис.3).


Рис.3. Количество учителей средней школы (в процентах к общему объему выборки) с разным уровнем социальной креативности.

Высокие значения уровня социальной креативности свидетельствуют о способности учителей находить оригинальные и конструктивные решения в ситуациях межличностного взаимодействия.

С целью исследования взаимосвязи стажа педагогической деятельности и степенью выраженности креативных качеств проводился корреляционный анализ. Результаты корреляционного анализа по критерию Спирмена показали, что существует достоверная обратная слабая взаимосвязь между стажем педагогической деятельности и социальной креативностью учителей средней школы (r=-0,256 при p<0,01), а также между стажем и таким креативным качеством как любознательность (r=-0,189 при p<0,05).

Таким образом, чем выше педагогический стаж, тем меньше учителя заинтересованы в получении новых знаний, а так же для них сложнее находить конструктивные решения в нестандартных ситуациях межличностного общения. Возможно, это связанно с развитием определенных профессиональных стереотипов у учителей с большим стажем, что препятствует мотивацию к изменению своего стиля деятельности.

Подводя итоги эмпирического исследования креативности учителей средней школы, можно сделать следующие выводы:

Для большинства учителей средней школы характерна средняя степень выраженности таких креативных качеств как: творческое мышление, любознательность, оригинальность, воображение, интуиция, эмоциональность, эмпатия, чувство юмора, творческое отношение к профессии и социальная креативность со смещением в область высоких значений.

Для учителей средней школы с высоким стажем педагогической деятельности характерно снижение уровня любознательности и социальной креативности. Взаимосвязи между стажем работы и другими исследуемыми креативными качествами учителей не обнаружены.

Таким образом, полученные результаты могут применяться в тренингах личностного и профессионального роста в психологической работе с учителями или на курсах повышения квалификации.

Библиографический список:

1. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: дис. д-ра психол. наук. – М., 1996. 2. Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008. 3. Жалагина Т.А. Актуальные проблемы психологии труда // Учебное пособие. Тверь: Тверской госуниверситет, 2010. 4. Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография / Под ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Т.Г. Киселевой, доц. Т.В. Огородовой. Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. 5. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест ; Москва : АСТ, 2001. 6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. Изд-во Института Психотерапии, 2002




Рецензии:

25.07.2017, 19:58 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Если автор докажет, что тема актуальна, то быть может это и можно публиковать. Но я очень сомневаюсь, что это доказуемо. Любой творческий учитель в условиях жесткой формализации школы будет изгнан оттуда. Тема вымучена. Относительно креативности учителей, она должна быть нулевая, иначе этот учитель в школе просто не выживет.Кроме того, вызывает сомнение возможность измерять не креативной методикой, такой как опрос, креативность. Научная ценность этой работы представляется сомнительной. Но если автор доработает, можно публиковать.

01.08.2017 13:13 Ответ на рецензию автора Елкина Яна Александровна:
Здравствуйте, Леонид Борисович! Благодарю Вас за рецензию и замечания к статье. Постаралась добавить актуальность темы для доказательства научной и практической ценности работы. С уважением, Елкина Яна.

29.07.2017, 23:50 Якимович Татьяна Дмитриевна
Рецензия: Автору удалось достигнута поставленной цели: исследование креативности учителей средней школы. Выводы соответствуют поставленным задачам. Статья рекомендуется к публикации.
01.08.2017 13:13 Ответ на рецензию автора Елкина Яна Александровна:
Здравствуйте, Татьяна Дмитриевна! Спасибо за рецензию, очень признательна за Вашу рекомендацию. С уважением, Елкина Яна

4.08.2017, 12:56 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Теперь можно опубликовать .



Комментарии пользователей:

11.08.2017, 14:15 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Отзыв: Рецензия: Уважаемый автор, статья насыщена научными доказательствами: есть критерии, есть шкала, получен результат. Но веет от нее искусственно подобранными фразами. 1.Результат рисунка №3 можно было предсказать заранее. 2 Не могу понять, что такое "реальная и идеальная степень креативности"? Идеальная степень видимо 100%, но в графиках не так. Тогда "идеальная степень креативности" берется от уровня каких-то супер-педагогов? 3. Самые низкие показатели у критерия "оригинальность". О чем это говорит? Я представила как преподаватель математики в танце объясняет теорему Пифагора. Не смешно. 4. Не понравился мне вывод о том, что "Для учителей средней школы с высоким стажем педагогической деятельности характерно снижение уровня любознательности и социальной креативности". Молодые педагоги еще и детей-то боятся, особенно старшеклассников. А у педагогов со стажем появляется "чуйка" где "покреативить", а где необходима дисциплина и требовательность. Мое мнение- не креативных педагогов не бывает, это нонсенс. Педагог, как хороший актер весь урок держит публику, видит глаза каждого ученика, держит его в тонусе и добивается цели урока. Как отследить креатив, если он в цепком слове, в нужной иллюстрации, в интересном задании прячется? Поработайте в школе, походите на уроки, понаблюдайте за профессионалами и тогда статья выльется в достойное исследование.


17.08.2017, 12:41 Елкина Яна Александровна
Отзыв: Здравствуйте, Екатерина Леонидовна! Спасибо за Ваши замечания, попробую объяснить полученные результаты. 1. "Идеальная" и "реальная" степень креативности определяют сами учителя, т.е. в методике есть вопросы на которые учителя отвечают как есть на самом деле - реальная степень креативности, и как бы им хотелось - идеальная степень креативности. Данная методика позволяет узнать, какие креативные качества учителя считают наиболее важными для осуществления педагогической деятельности. 2. Показатели критерия "оригинальности" может свидетельствовать о жестких требованиях к учителям, что препятствует развитию новых оригинальных идей. 3. Учителя с высоким стажем имеют свой стиль педагогической деятельности, применяют определенные формы и методы обучения, которые они считают наиболее эффективными, при этом могут появляться стереотипы деятельности, которые экономят интеллектуальные силы учителя, но снижают мотивацию к инновациям, происходит снижение креативности. Молодые учителя, находясь в поисках своего стиля, пытаются попробовать новые методы и приемы обучения. Постаралась ответить на Ваши замечания. С уважением, Елкина Яна.


Оставить комментарий


 
 

Вверх