Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Культурология, Социология
Размещена 04.08.2017. Последняя правка: 03.09.2017.

Национальная идея как основное направление развития современного Российского государства

Бардин Вячеслав Васильевич

Пензенский государственный приборостроиaтельный колледж (ПГПК)

Инженер по охране труда

Аннотация:
Сформулирована и обоснована национальная идея России, обозначена ее необходимость для прогрессивного развития Российского общества. Предложены пути для ее широкого внедрения в народе. Отмечено, что современное общество должно развиваться на морально-нравственных принципах.


Abstract:
The national idea of Russia is formulated, the necessity for progressive development of Russian society is indicated. The ways for its widespread implementation in the nation are suggested. Noted, that modern society must develop on moral and ethical principles.


Ключевые слова:
национальная идея; общественное развитие; история культуры; патриотизм.

Keywords:
the national idea; social development; cultural history; patriotism.


УДК 316.334

Введение.

На разных этапах исторического развития России всегда присутствовала объединяющая идея. Это Христианская идеология, «Москва – третий Рим», после Великой Октябрьской Социалистической Революции – это идеология строителя коммунизма [1]…[3]. В постсоветской Российской Федерации, как в одном из своих выступлений отметил первый президент России Борис Николаевич Ельцин, отсутствует национальная идея, так как перестройка в головах россиян произойдет не скоро по той причине, что именно это и является самым трудным моментом проводимых преобразований в российском обществе.

Актуальность.

Из-за отсутствия национальной идеи в России, Россия остается не совсем понятной другим государствам. Это мешает пониманию индивидуальности ее развития, более тесному сотрудничеству во всех сферах, со всеми государствами мира.

На заседании «Валдайского клуба» Президент Путин В.В. призвал всех к участию в разработке национальной идеи. «После 1991 года была иллюзия, что новая национальная идеология, идеология развития, родится как бы сама по себе. Отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы и не связывала своё будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались» [4]. «Национальная идея – это не идеологическая роскошь, обеспечивающая работой философов и политологов. Национальная идея – это принцип, на основании которого строится вся национальная политика, как внутренняя, так и внешняя. Не имея национальной идеи, государство, по существу, не имеет компаса в бурном море исторического существования» [5].

Цель.

Сформулировать национальную идею, которая должна стать основой Конституции государства направляющим стержнем развития государства, территорий, предприятий, граждан, производственных и общественных отношений.

Задачи:

- обосновать необходимость и суть национальной идеи России;

- предложить практические меры по ее внерению и популяризации в обществе;

- рассмотреть значение культуры в развитии общества.

Научная новизна заключается в новой формулировке национальной идеи России.

Существуют разные определения национальной идеи, например:

- «Национальная идея по своей сущности – историческая комплексная идея, поскольку она должна выражать коренные интересы всей нации, формулировать стратегические цели общества и одновременно, связав их с практическими задачами современного общества, современной цивилизации» [6];

- «Национальная идея - это четко и ясно сформулированная и аргументально развернутая историософская позиция, объясняющая ДУХОВНЫЙ смысл существования данных народов на данной территории» [5].

 Владимир Владимирович Путин в одном из высказываний, в свойственной ему серьезной манере, посетовал на наличие вакуума в идеологии России в настоящий момент, отметил, что он (вакуум) будет обязательно заполнен, а чем его заполнят, зависит от самих россиян. Национальная идея не должна быть идеологией какой-то одной партии, а должна соответствовать идеалам всего народа России, маяком движения ко всему передовому, прогрессивному.

Предлагаемая национальная идея: «Великой России – высокую культуру и народную политику!». Она отвечает всем изложенным высказываниям и сочетается с ныне действующей Конституцией России. В соответствии с Конституцией Российской Федерации народ является носителем власти и права.

В статье 2 Конституции сказано – человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 7. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Опираясь на вышеприведенные статьи Конституции и перефразируя их, можно сказать: «Высшая ценность России – человек, культура».

Культура человека предполагает ответственность за себя, свое наследие, среду обитания, совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.

Национальная идея государства сможет стать движущей силой в нём если ею овладеют массы. Для этого её необходимо изучить, понять и внедрить в жизнь страны – провести аттестацию. Начать надо с руководства страны и властных структур. Каждый человек страны должен почувствовать себя «Гражданином Великой Державы!». И это самая сложная, но выполнимая задача. Предлагается ввести изучение в стране краткого курса культуры. Для достижения указанной цели и улучшения жизни народа потребуется в обществе привить людям все положительные качества, каждому гражданину, в добровольном порядке. Патриотизм, дисциплинированность, смелость, решительность, активную жизненную позицию, собственное мнение, логику, сознание, мораль, любовь, ответственность за себя и окружающих, страну, честность, стойкость, решение задач ненасильственным методом, уважение мнения других оппонентов в ущерб своим личным целям, оказывать помощь государству в пресечении противоправных действий и т.д.

Чтобы ускорить выполнение задачи в организации воспитания граждан «Великой Державы!» можно внедрить «Обязательства» граждан перед государством в письменной форме (на утвержденном бланке). Организовать курсы по культурному просвещению населения на добровольной основе с выдачей аттестата с оценкой достигнутого уровня. В обучение включить программу по истории культуры. Рассмотреть всю совокупность культурных практик: профессиональную, элитарную, художественную культуру. В программе обучения должны использоваться и учитываться культурные, конфессиональные, идеологические и морально-этические нормы различных социальных групп, присутствующих в обществе. Культурный уровень должен учитываться при выборе кандидатуры для назначения на руководящие должности разных уровней. Курс обучения можно проводить при ежегодной проверке знаний – аналогично проверке знаний по охране труда. Предусмотреть формы морального и материального вознаграждения атттестуемых.

При изучении истории культуры следует подробно рассмотреть подвиги граждан-героев:

- жизненный подвиг Сергия Радонежского, Минина и Пожарского, Кирилла и Мефодия, Ломоносова М.В., Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Курчатова И.В., Королева С.П. и др.;

- подвиг Ивана Сусанина;

- подвиги прототипов русских богатырей – Ильи Муромца, Пересвета;

- подвиг солдат и офицеров в войне 1812 г.;

- подвиги солдат, офицеров и генералитета в походе Суворова М.В. в Европу;

- подвиги защитников-моряков при обороне Севастополя;

- подвиги главнокомандующих флотами Нахимова, Ушакова;

- подвиги в Великой Отечественной Войне – Матросов, Космодемьянская, 28 панфиловцев и др.

Рассмотреть особенности культуры в СССР: идею В.И. Ленина о культурной революции, ликбез, воспитание морально-нравственных качеств советского человека и др.

Популяризацию истории культуры можно осуществлять с помощью специальных просветительских программ, короткометражных роликов на телевидении и радио.

В.В. Путин постоянно напоминает чиновникам управления страной о необходимости улучшать жизнь населения, соблюдать права народа.

Сегодня воспитывать патриотизм гораздо сложнее – Интернет по большей части настроен агрессивно против России, хотя предоставляет возможности, которые можно и нужно использовать в свою пользу. Главная миссия государственного подхода к культуре – выступить против унижения наших традиций и нашей исторической памяти. Понятно, что кому-то любой героизм противен и не понятен. Но такие люди не должны определять культурную политику. Решающее слово принадлежит тем, кто верит в искренность наших предков, в их любовь к своей родине, к своим близким, кто несет правду о нашем прошлом. И пока с нами будут наши герои нам нечего бояться за своё будущее. Одним из веяний в последнее время является мысль о том, что все можно купить за деньги, что можно богатому, то нельзя бедному. Но много денег у подавляющего большинства никогда не будет и нужно стремиться, чтобы приоритетным направлением культурного развития общества была справедливость по отношению ко всем.

Сформулированная нами национальная идея России полностью соответствует задаче, поставленной Д.А. Медведевым по модернизации государства [7].

Сама формулировка «Великой России – высокую культуру и народную политику!» представляется нам краткой, четко выраженной. В ней нет ни одного лишнего слова, все слова связаны между собой. Дополнительно каких-либо слов не требуется.

Слова – «Великой России», не могут быть ни изменены, ни заменены на другие именно в нашей формулировке.

Присутствие слов – «Высокую культуру», не требует доказательств, только такая культура нужна Великой России, вобравшую в себя все самое ценное, самое передовое из истории нашей страны, прошедшей за последнее время огромный путь интеллектуального развития, и мира в целом.

2 октября 2012г. в программе «Время» Д.А. Медведев сказал, что культурой мы должны заниматься все вместе и постоянно.

Наличие слов – «народную политику», в национальной идее диктуется острой необходимостью предоставления высшей власти народу именно в Великой России с высокой культурой.

Союз «и» - выражает единение Великой России, высокой культуры и народной политики.

При отчете Государственной думе о работе правительства за 2010 г. В.В. Путин заявил о том, что политика государства должна отвечать интересам народа страны [8]. На прямой линии председателя правительства В.В. Путина с народом России было заявлено: «Нужно опираться на российский народ, без такой поддержки во власти делать нечего. Если я почувствую, что у меня такой поддержки нет, я у власти не буду оставаться ни одного дня» [9].

Указанная формулировка содержит в себе стойкую уверенность, великую силу и организованность, огромную потенциальную энергию народной массы.

В ней нет сиюминутных воинственных призывов, сотрясающих общество, а выражается безмерное желание идти в поступательном развитии по пути прогресса и достижения результата.

Передовые деятели науки и культуры современности, к которым относятся академик Лихачев Д.С. и режиссер Покровский Б.А., были очень озабочены приоритетным развитием культуры в России. Известно высказывание польского философа Станислава Лемма: «Современное общество может развиваться только на принципах морали, логики, мышления, нравственности».

Разработкой национальной идеи занимаются органы власти, научные коллективы [10], отдельные авторы [11]. Есть мнение, что национальная идея не может быть кем-то придумана или навязана государством [12]. Это действительно так, но в ней можно выразить базовые принципы общества, выявленные на основе анализа его развития. Поскольку культура является багажом народных ценностей, прошедших многовековую проверку в жизни людей, то ее невозможно навязать или отнять.

Высказывается мнение, что на культуру можно оказывать негативное влияние с помощью псевдокультуры, но по опыту можно сказать, что, если псевдокультура не будет соответствовать истинным ценностям и чаяниям народа, то она не приживется и будет отторгнута.

В интересах государства сохранять и развивать все лучшее, что накоплено культурой народа, это будет способствовать сплочению людей, культурному и моральному росту как общества в целом, так и представителей власти, повысит уровень доверия к власти. Предлагаемая национальная идея не является догмой, а является отправной точкой и направлением развития государства, при этом она может корректироваться в процессе развития общества при обоснованном возражении.

Результаты.

Предложение национальной идеи России с четкой формулировкой «Великой России - высокую культуру и народную политику!» является обоснованным.

В заключение допустимо сказать, что«Клокочущая народная масса российской современности под воздействием бури перемен вынесла на поверхность национальную идею России».

Библиографический список:

1. Вернадский Г.В. Русская история. Монография. М.: Аграф, 1997. 2. Соловьев С.М. История России с древнейших времен –М. 1993 – I Т. 3. История СССР с древнейших времен до наших дней : в 2-х сер., 12 т. : 1-я сер. (тт. 1-6) - С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции; 2-я сер. (тт. 7-12) - От Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней / пред. ред. кол. Б.Н. Пономарев ; гл. ред. Б.А. Рыбаков, Б.Н. Пономарев . – М. : Наука, 1966 . 4. Cтенограмма выступления В. В. Путина на заседании клуба "Валдай", 19.09.2013. URL:https://rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html (дата обращения 02.09.2017 г.). 5. Е. Соколов. Национальная идея, которую мы потеряли, 2013. URL:http://www.pravoslavie-nord.ru/2007/1/7626 (дата обращения 02.09.2017 г.). 6. Уваров А.И. Альтернатива информатизации. Вестник РФО. 2006. № 1 (37). 7. Д.А. Медведев «Россия, вперед», 2009 г. http://www.kremlin.ru/events/president/news/5413 (дата обращения 02.09.2017 г.). 8. Путин В.В. Выступление с отчетом Государственной думе о работе правительства за 2010 г., 20 апреля 2011 г. 9. «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение», телеэфир, 18 декабря 2011. 10. Национальная идея России. В 6 т. — М.: Научный эксперт,2012. 11. Ю.С. Овсеенко. Национальная идея современной россии: инновационный фактор. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 1 (3). 12. Кофырин Н.В. Новая национальная идея, 2013. URL:http://nikolay-kofyrin.livejournal.com/87093.html. (дата обращения 02.08.2017 г.).




Рецензии:

4.08.2017, 11:21 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Формирование национальной идеи - достаточно сложная проблема, которой посвящено достаточно большое количество работ, в том числе и за последние годы. Однако автор не посчитал возможным указать хотя бы на некоторые из них в библиографическом списке. Считаю, что список должен быть расширен. Статья написана эмоционально, чувствуется личная заинтересованность (в самом хорошем смысле слова) автора в решении столь насущной проблемы. В то же время в научном отношении статья нуждается в серьезной корректировке. Во-первых, имеются ссылки на высказывания политических и культурных деятелей без указания на источники. Во-вторых, все-таки стоит указывать инициалы, а не только фамилии. Странным выглядит список "граждан-героев", к которым отнесены былинные (вымышленные, собирательные) образы Ильи Муромца и Пересвета (да, нам известны некоторые споры относительно реальности бытия их прототипов. Но все же былинные персонажи - образ собирательный. Тогда стоит указывать именно на прототипы, если уж писать о "гражданах-героях"). Вообще не понятны критерии для отбора видных деятелей в этот список. Требует пояснения, что имеется в виду под термином "высокая культура": профессиональная культура? элитарная культура? Имеется ли в виду вся совокупность культурных практик или разговор идет только о художественной культуре? Не противоречит ли мысль автора о том, что "Для достижения указанной цели и улучшения жизни народа потребуется в обществе привить людям все положительные качества, каждому гражданину, в добровольном порядке", его же указанию на необходимость "изучить, понять и внедрить в жизнь страны – провести аттестацию". Более корректно необходимо использовать и сами термины. Вряд ли можно считать объединяющей идеей "в дохристианской России" "древнеязыческую культуру". статья нуждается в корректировке.

05.08.2017 7:07 Ответ на рецензию автора Бардин Вячеслав Васильевич:
Спасибо за конструктивный отзыв и ценные замечания. Согласен с ними. Часть замечаний исправил, постараюсь расширить библиографический список и найти источники на высказывания политических и культурных деятелей. Под термином "высокая культура" имеется в виду вся совокупность культурных практик. Под предложением "изучить, понять и внедрить в жизнь страны – провести аттестацию" имеется в виду, что это должно стать осознанной потребностью граждан, как знание государственного языка. Статья действительно написана эмоционально без специальных терминов. Хотелось вынести ее для обсуждения, понять и оценить актуальность и справедливость приведенных рассуждений.

4.08.2017, 14:06 Виноградов Самуил Абрамович
Рецензия: Берясь за изучение какого-либо аспекта общественной жизни, в том числе и относящемуся к области общественного сознания (каковым, несомненно, является национальная идея), автор, прежде всего, должен дать чёткое определение понятию, обозначающему данный аспект. Автор этого не сделал, забывая, что существует множество взглядов на национальную идею, существенно различающихся между собой. А без определения понятия невозможно сделать теоретический анализ изучаемого явления и правильно определить его внутреннюю сущность. Другая ошибка автора сделана в самом названии статьи. Ведь он понимает национальную идею как массовое явление, но, почему-то, считает её основным направлением развития Российского государства, забывая, что государство и гражданское общество – это отнюдь не одно и тоже. Государство – это властный аппарат, управляющий обществом в конкретной стране. Но самая существенная ошибка автора статьи – то, что он рассматривает проблему формирования национальной идеи с токи зрения не сущего, а должного. Все мы знаем, «как надо». Но, почему-то, точки зрения на то, «как надо», у всех разные. Между тем практические меры, подобные предлагаемым в статье, в конечном счёте, принимают представители органов государственной власти, исходя из своих возможностей и предпочтений. Представляется, что представленные автором аргументы неубедительны, а конкретные предложения весьма абстрактны. Статья написана непрофессионально.
03.09.2017 18:18 Ответ на рецензию автора Бардин Вячеслав Васильевич:
Спасибо за внимание, уделенное статье и ценные замечания. Замечание по поводу определения понятия аспекта учтено в новой редакции. По поводу практических мер могу сказать, что сущность этой статьи в том, что оно написана человеком из народа, без оглядок на то, как бы чего не вышло.

4.08.2017, 19:45 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Эта статья попросту ненаучна. Она, конечно, в духе времени и в общем-то лижет то, то что требуется лизать так как нужно. С этим все в порядке. Но как же насчет науки? И еще как насчет реальности, которой эта самая наука вроде как не должна противоречить? Как насчет уровня жизни людей, и отношения тех о ком пишет автор к этой самой культуре, о которой он (этот автор) пишет? Но каков замах? Автор без страха и упрека считает, что он может формулировать национальную идею аж всея Руси. И все равно, что в том, что он говорит нет ничего нового, и что вообще не показана связь с вдалбливанием в людей того, что держава велика и могуча, с тем как эти самые люди, живущие в этой самой реальности (где творятся постоянные безобразия, которые всем известны) будут эту самую идею воспринимать. Связи нет, нет (как справедливо заметили коллеги)определения терминов, ну в принципе научного аппарата нет. В общем если редакция не боится это не публиковать, то, конечно, публиковать это нельзя. Но если боится, тогда публиковать не только можно, но и нужно, потому как если после отказа в публикации этого опуса закроют эту площадку, то лучше публиковать. А если не закроют, то ни в коем случае.
03.09.2017 18:18 Ответ на рецензию автора Бардин Вячеслав Васильевич:
Спасибо за внимание и высказанное мнение на статью. Про указание на отсутствие нового могу сказать, что так часто бывает с нововведениями - вначале отторгается, а затем бурно приветствуется.

8.08.2017, 9:59 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Тема, затронутая Бардиным В.В. не лишена интереса, ценности. Но важно ее понимание, представление. Какую российскую нацию, которых более ста, представляет эта тема? Русскую? А у других наций то же самое, или же отличное? Нужно в статье оговорить, что в этом выражении «нация» толкуется не как языческая группа, а как «народ», чем тоже переводится латинский термин на русский язык. Нужно также оговаривать существование государств не только однопартийных, но и многопартийных. Во втором из этих случаев наметок дальнейшего развития государства больше одного, но правящая партия старается показывать выгоду от своих действий всех социальных групп общества. Но в нем и бедные безработные, и олигархи, и не исчезнувшие незаконопослушные лица, коррупционеры. Неужели политика способна служить им в равной мере? Предлагаемая статья полезна для дальнейшего укрепления в России позиции правящей в ней партии, а отсюда и ее руководителей, но стоит ее доработать.
03.09.2017 19:19 Ответ на рецензию автора Бардин Вячеслав Васильевич:
Спасибо за конструктивный отзыв и ценные замечания. По поводу наций, которых более ста, можно сказать, что они представлены понятием Российское государство, весь народ России, включая и все партии, в том числе доминирующие, с их самой высокой ответственностью за проводимые в обществе преобразования.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх