Академия управления при Президенте Республики Беларусь
студент
Воронин Сергей Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятий; Академия управления при Президенте Республики Беларусь
УДК 330.341
Введение. Успешное функционирование экономики любой страны предопределяется во многом её научным потенциалом. В освоении новых видов продукции и совершенствовании существующих немалая заслуга принадлежит работникам научно-исследовательской сферы. Создание инновационных продуктов может найти отражение в положительном росте экономики за счёт создания конкурентоспособной продукции, новой не только для отечественного, но и для международного рынка, а, соответственно, и в повышении значимости страны на мировой арене. Именно поэтому широкое распространение сегодня получило такое направление, как инновационное импортозамещение – вытеснение импорта за счет производства новых продуктов или услуг, созданных на основе новаторских идей, современных технологий.
Тем не менее, несмотря на значимость научного развития, в Республике Беларусь наблюдается отрицательная динамика по ряду показателей, отражающих инновационную деятельность в стране: удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организаций промышленности сократился с 17,8 % в 2012 году до 16,3% в 2016 году; численность организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками сократилась с 530 в 2012 г. до 431 в 2016; количество персонала в 2012–2015 гг. сократилось с 30437 человек в 2012 г. до 25 942 человек в 2016 г.. Следовательно, актуальность вопроса инновационного импортозамещения очевидна.
Цель данной работы – изучить тенденций развития инновационного импортозамещения в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) изучены статистические данные по Республике Беларусь относительно результатов реализации инновационных проектов;
2) рассмотрены основные проблемы проведения политики инновационного импортозамещения в Республике Беларусь.
Основная часть
Инновационное импортозамещение – шаг навстречу экономическому и социальному развитию страны. Республика Беларусь обладает значительным научно-техническим потенциалом для реализации данной политики. Специалисты отмечают, что белорусскими производителями уже освоены технологии и выпуск широкого спектра инновационной импортозамещающей продукции, отвечающей современным требованиям, т.е. соответствующей V–VI технологическим укладам.
Подтверждением сказанному выше могут служить результаты выполнения Программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. Так, в 2011 году выполнялись 414 проектов, в том числе важнейших – 209. В 2011 году введены в эксплуатацию производства по 52 инновационным проектам. Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции за 2011 год составил 17,4 % (всего по промышленности) [1]. В 2012 году выполнялись 458 проектов, в том числе важнейших – 243. В 2012 году введены в эксплуатацию производства по 79 проектам, в том числе по 33 важнейшим проектам. В их числе – разработаны и внедрены в медицинскую практику новые технологии трансплантации органов в ГУ «РНПЦ «Кардиология» [2]. В 2013 г. в «Научно-технологическом парке БНТУ «Политехник» разработано и освоено импортозамещающее, ресурсо- и энергосберегающее, экологобезопасное производство армированных эластомерных гибких связей нового поколения для энергоемких приводов технологического оборудования и техники специального назначения (БНТУ). Разработанная технология позволит снизить энергопотребление на 20-25 %, повысить коэффициент использования материалов на 15-20 %. Выпускаемая продукция соответствует европейским стандартам и полностью заменит импортный аналог [3]. В 2014 году организовано производство средств нанодиагностики для микроэлектроники и производства наноматериалов в ОАО «Оптоэлектронные системы» [4].
На сегодняшний день для реализации инновационной деятельности руководствуются «Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы». Реализация данной программы необходима в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики с учетом обеспечения интенсивного инновационного развития страны.
Несмотря на высокий потенциал данного направления, в сфере инновационного развития имеются серьёзные проблемы:
− Недостаточная развитость системы финансирования. Ввиду высокой степени риска и непредсказуемости результатов инновационной деятельности преимущественно требуются специфические денежные источники, которые в нашей стране представлены в основном инновационными фондами. Однако и на эти структуры приходится незначительный объем финансирования. В основном организации осуществляют технические нововведения за счет собственных средств (48%) или кредитов и займов (29%) [5];
− Незначительное развитие получили в нашей стране и сети неформальных инвесторов – частные лица, вкладывающие средства в стартапы на этапе создания предприятия в обмен на возврат денег и долю в капитале. Хотя именно частные инвесторы гораздо охотнее поддерживают небольшие фирмы на ранних стадиях развития, имеют значительный опыт оценки проектов, быстрее принимают решение о начале финансирования или отказе в нем, а также запрашивают у фирмы меньше документации. В Беларуси в настоящее время существует лишь сеть бизнесангелов и венчурных инвесторов «БАВИН», насчитывающая 13 участников. Однако в среднем одному стартапу для получения денежной поддержки необходимо, чтобы его оценило не менее 50 человек, 5–7 из которых им заинтересуются и лишь 1–2 профинансируют. В идеале для нашей страны нужно не менее 1000 неформальных инвесторов [5];
− К ключевому фактору, препятствующему развитию инновационных технологий, по результатам опроса Белорусского статистического комитета относится недостаток собственных денежных средств. Для решения данной проблемы стоит обратить внимание на совершенствование системы выдачи кредитов; условия государственного субсидирования; отказе от финансирования заведомо убыточных предприятий;
− Высокий экономический риск. Все большее число организаций отмечают экономическую неопределенность как фактор, препятствующий инновациям. Поэтому очень важно оптимизировать работу сегмента компенсации и страхования рисков при покупке отечественной технологии и при ее разработке;
− Среди производственных факторов, препятствующих нововведениям, представители организаций выделили низкий инновационный потенциал предприятия.
Как результат – отрицательная динамика по ряду основных индикаторов, характеризующих инновационную деятельность в Республике Беларусь. К числу таковых относится удельный вес организаций, осуществляющих затраты на технологические инновации, а также удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организаций промышленности. Согласно статистическим данным, в 2016 году 19,5 % организаций осуществляли затраты на технологические инновации, в общем числе обследованных организаций [6]. Однако по сравнению с 2012 годом данный показатель значительно сократился (таблица 1):
Таблица 1 – Удельный вес организаций, осуществлявших затраты на технологические инновации, в общем числе обследованных организаций за период с 2012-2016 гг., %
Удельный вес отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) организаций промышленности также сократился с 17,8 % в 2012 году до 16,3% в 2016 году. Причём 43,5 % продукции данных организаций в 2016 г. явилось новой для внутреннего рынка в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) организаций промышленности.
Рисунок 1 – Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки в Беларуси за период 2012-2016 гг., единиц
К сожалению, в Республике Беларусь наблюдается отрицательная динамика и в изменении численности организаций и персонала, занимающихся научными исследованиями и разработками. Так, в 2012 г. в стране действовало 530 научных организаций, в 2016 – 431 (рисунок 1). Количество персонала в 2012–2015 гг. сократилось с 30437 человек в 2012 г. до 25 942 человек в 2016 г.
Тем не менее, для решения отмеченных проблем были предприняты конкретные меры:
1. 23 декабря 2016 года Создан Российско-белорусский фонд венчурных инвестиций (РБФВИ). «Основной целью совместного фонда является формирование современного и прозрачного инвестиционного инструмента для развития конкурентоспособных компаний на основе высокотехнологичных разработок, осуществляемых в Российской Федерации и Беларуси в условиях гармонизации экономических взаимоотношений двух стран в рамках ЕАЭС» [7]. Период деятельности фонда составит 10 лет.
2. В целях формирования благоприятных условий для разработки в Республике Беларусь программного обеспечения, информационно-коммуникационных технологий в 2005 году был издан Декрет Президента Республики Беларусь № 12 «О Парке высоких технологий», согласно которому резиденты Парка высоких технологий освобождаются от налога на прибыль; налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Республики Беларусь; доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные в течение календарного года от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам, а также доходы резидентов Парка – индивидуальных предпринимателей облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке в размере 9 % [8].
3. Частным примером может послужить Указ Президента Республики Беларусь от 16.04.2012 г. №174 «О некоторых мерах по развитию фармацевтической промышленности», согласно которому:
1) Фармацевтические предприятия с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2017 г. освобождаются от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость на оборудование и комплектующие (при условии использования только на территории Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов);
2) С 2012 г. по 2019 г. фармацевтическим предприятиям возвращается за счет средств республиканского бюджета примерно 75% от ставки процента по кредитам, полученным для реализации инвестиционных проектов;
3) Банкам было предложено при выдаче кредитов фармацевтическим организациям предусматривать начало погашения кредитов через три года.
Успех освоения новых технологий во многом зависит и от международного сотрудничества. Обмен опытом позволяет ускорить процесс внедрения научных разработок в собственное производство. Примером сотрудничества Беларуси может служить создание Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», который фактически является эко-городом с акцентом на высокотехнологичные и конкурентоспособные инновационные производства с высоким экспортным потенциалом [9].
Заключение.
В ходе проведённого анализа были выявлены следующие основные тенденции современного этапа развития инновационного импортозамещения Беларуси:
В стране имеется научный потенциал развития данного направления;
Инновационное импортозамещение поддерживается;
Недостаточная развитость системы финансирования является ключевой проблемой развития данной сферы.
Проведённый анализ позволяет сделать следующее заключение: в Беларуси существует немалый потенциал развития инновационного импортозамещения, результатом которого может стать конкурентоспособная как по качеству, так и по цене отечественная продукция. Основная роль в устранении пробелов в данном направлении отводится государственной помощи в виде предоставления налоговых льгот и субсидий предприятиям, занимающимся выпуском импортозамещающей продукции; развитию отечественной научно-исследовательской базы и международного сотрудничества для достижения оптимальных результатов за счёт использовании опыта других государств.
Рецензии:
18.08.2017, 10:13 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья посвящена актуальной теме. оформлена в соответствии с правилами. дана современная статистика. данную статью можно опубликовать.