Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 18.08.2017.

Инновационное импортозамещение в Республике Беларусь

Станиславчик Ирина Сергеевна

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

студент

Воронин Сергей Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятий; Академия управления при Президенте Республики Беларусь


Аннотация:
В данной статье проанализировано инновационное развитие Республики Беларусь в контексте реализации импортозамещающей политики в стране. Приведена динамика по ряду показателей, отражающих инновационную деятельность в стране, рассмотрены меры, принимаемые государственными органами для стимулирования развития инновационного импортозамещения.


Abstract:
This article analyzes the development of the innovative direction in the Republic of Belarus in the context of the implementation of the import-substitution policies in the country, shows the dynamics of a number of indicators reflecting innovative activity in the country, and considers measures taken by public authorities to encourage the development of the innovative import-substitution.


Ключевые слова:
конкурентоспособность; импортозамещение; инновации; инновационное импортозамещение.

Keywords:
competitiveness; import-substitution; innovations; innovative import-substitution.


УДК 330.341

Введение. Успешное функционирование экономики любой страны предопределяется во многом её научным потенциалом. В освоении новых видов продукции и совершенствовании существующих немалая заслуга принадлежит работникам научно-исследовательской сферы. Создание инновационных продуктов может найти отражение в положительном росте экономики за счёт создания конкурентоспособной продукции, новой не только для отечественного, но и для международного рынка, а, соответственно, и в повышении значимости страны на мировой арене. Именно поэтому широкое распространение сегодня получило такое направление, как инновационное импортозамещение – вытеснение импорта за счет производства новых продуктов или услуг, созданных на основе новаторских идей, современных технологий.

Тем не менее, несмотря на значимость научного развития, в Республике Беларусь наблюдается отрицательная динамика по ряду показателей, отражающих инновационную деятельность в стране: удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организаций промышленности сократился с 17,8 % в 2012 году до 16,3% в 2016 году; численность организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками сократилась с 530  в 2012 г. до 431 в 2016; количество персонала в 2012–2015 гг. сократилось с 30437 человек в 2012 г. до 25 942 человек в 2016 г.. Следовательно, актуальность вопроса инновационного импортозамещения очевидна.

 Цель данной работы – изучить тенденций развития инновационного импортозамещения в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1) изучены статистические данные по Республике Беларусь относительно результатов реализации инновационных проектов;

2) рассмотрены основные проблемы проведения политики инновационного импортозамещения в Республике Беларусь.

Основная часть

Инновационное импортозамещение – шаг навстречу экономическому и социальному развитию страны. Республика Беларусь обладает значительным научно-техническим потенциалом для реализации данной политики. Специалисты отмечают, что белорусскими производителями уже освоены технологии и выпуск широкого спектра инновационной импортозамещающей продукции, отвечающей современным требованиям, т.е. соответствующей V–VI технологическим укладам.

Подтверждением сказанному выше могут служить результаты выполнения Программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. Так, в 2011 году выполнялись 414 проектов, в том числе важнейших – 209. В 2011 году введены в эксплуатацию производства по 52 инновационным проектам. Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции за 2011 год составил 17,4 % (всего по промышленности) [1]. В 2012 году выполнялись 458 проектов, в том числе важнейших – 243. В 2012 году введены в эксплуатацию производства по 79 проектам, в том числе по 33 важнейшим проектам. В их числе – разработаны и внедрены в медицинскую практику новые технологии трансплантации органов в ГУ «РНПЦ «Кардиология» [2]. В 2013 г. в «Научно-технологическом парке БНТУ «Политехник» разработано и освоено импортозамещающее, ресурсо- и энергосберегающее, экологобезопасное производство армированных эластомерных гибких связей нового поколения для энергоемких приводов технологического оборудования и техники специального назначения (БНТУ). Разработанная технология позволит снизить энергопотребление на 20-25 %, повысить коэффициент использования материалов на 15-20 %. Выпускаемая продукция соответствует европейским стандартам и полностью заменит импортный аналог [3]. В 2014 году организовано производство средств нанодиагностики для микроэлектроники и производства наноматериалов в ОАО «Оптоэлектронные системы» [4].

На сегодняшний день для реализации инновационной деятельности руководствуются «Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы». Реализация данной программы необходима в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики с учетом обеспечения интенсивного инновационного развития страны.

Несмотря на высокий потенциал данного направления, в сфере инновационного развития имеются серьёзные проблемы:

−          Недостаточная развитость системы финансирования. Ввиду высокой степени риска и непредсказуемости результатов инновационной деятельности преимущественно требуются специфические денежные источники, которые в нашей стране представлены в основном инновационными фондами. Однако и на эти структуры приходится незначительный объем финансирования. В основном организации осуществляют технические нововведения за счет собственных средств (48%) или кредитов и займов (29%) [5];

−          Незначительное развитие получили в нашей стране и сети неформальных инвесторов – частные лица, вкладывающие средства в стартапы на этапе создания предприятия в обмен на возврат денег и долю в капитале. Хотя именно частные инвесторы гораздо охотнее поддерживают небольшие фирмы на ранних стадиях развития, имеют значительный опыт оценки проектов, быстрее принимают решение о начале финансирования или отказе в нем, а также запрашивают у фирмы меньше документации. В Беларуси в настоящее время существует лишь сеть бизнес­ангелов и венчурных инвесторов «БАВИН», насчитывающая 13 участников. Однако в среднем одному стартапу для получения денежной поддержки необходимо, чтобы его оценило не менее 50 человек, 5–7 из которых им заинтересуются и лишь 1–2 профинансируют. В идеале для нашей страны нужно не менее 1000 неформальных инвесторов [5];

−          К ключевому фактору, препятствующему развитию инновационных технологий, по результатам опроса Белорусского статистического комитета относится недостаток собственных денежных средств. Для решения данной проблемы стоит обратить внимание на совершенствование системы выдачи кредитов; условия государственного субсидирования; отказе от финансирования заведомо убыточных предприятий;

−          Высокий экономический риск. Все большее число организаций отмечают экономическую неопределенность как фактор, препятствующий инновациям. Поэтому очень важно оптимизировать работу сегмента компенсации и страхования рисков при покупке отечественной технологии и при ее разработке;

−          Среди производственных факторов, препятствующих нововведениям, представители организаций выделили низкий инновационный потенциал предприятия.

Как результат – отрицательная динамика по ряду основных индикаторов, характеризующих инновационную деятельность в Республике Беларусь. К числу таковых относится удельный вес организаций, осуществляющих затраты на технологические инновации, а также удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организаций промышленности. Согласно статистическим данным, в 2016 году 19,5 % организаций осуществляли затраты на технологические инновации, в общем числе обследованных организаций [6]. Однако по сравнению с 2012 годом данный показатель значительно сократился (таблица 1):

Таблица 1 – Удельный вес организаций, осуществлявших затраты на технологические инновации, в общем числе обследованных организаций за период с 2012-2016 гг., %

 Удельный вес отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) организаций промышленности также сократился с 17,8 % в 2012 году до 16,3% в 2016 году. Причём 43,5 % продукции данных организаций в 2016 г. явилось новой для внутреннего рынка в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) организаций промышленности.

Рисунок 1 – Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки в Беларуси за период 2012-2016 гг., единиц

К сожалению, в Республике Беларусь наблюдается отрицательная динамика и в изменении численности организаций и персонала, занимающихся научными исследованиями и разработками. Так, в 2012 г. в стране действовало 530 научных организаций, в 2016 – 431 (рисунок 1). Количество персонала в 2012–2015 гг. сократилось с 30437 человек в 2012 г. до 25 942 человек в 2016 г.

Тем не менее, для решения отмеченных проблем были предприняты конкретные меры:

1.         23 декабря 2016 года Создан Российско-белорусский фонд венчурных инвестиций (РБФВИ). «Основной целью совместного фонда является формирование современного и прозрачного инвестиционного инструмента для развития конкурентоспособных компаний на основе высокотехнологичных разработок, осуществляемых в Российской Федерации и Беларуси в условиях гармонизации экономических взаимоотношений двух стран в рамках ЕАЭС» [7]. Период деятельности фонда составит 10 лет.

2.         В целях формирования благоприятных условий для разработки в Республике Беларусь программного обеспечения, информационно-коммуникационных технологий в 2005 году был издан Декрет Президента Республики Беларусь № 12 «О Парке высоких технологий», согласно которому резиденты Парка высоких технологий освобождаются от налога на прибыль; налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Республики Беларусь; доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные в течение календарного года от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам, а также доходы резидентов Парка – индивидуальных предпринимателей облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке в размере 9 % [8].

3.         Частным примером может послужить Указ Президента Республики Беларусь от 16.04.2012 г. №174 «О некоторых мерах по развитию фармацевтической промышленности», согласно которому:

1)         Фармацевтические предприятия с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2017 г. освобождаются от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость на оборудование и комплектующие (при условии использования только на территории Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов);

2)         С 2012 г. по 2019 г. фармацевтическим предприятиям возвращается за счет средств республиканского бюджета примерно 75% от ставки процента по кредитам, полученным для реализации инвестиционных проектов;

3)         Банкам было предложено при выдаче кредитов фармацевтическим организациям предусматривать начало погашения кредитов через три года.

Успех освоения новых технологий во многом зависит и от международного сотрудничества. Обмен опытом позволяет ускорить процесс внедрения научных разработок в собственное производство. Примером сотрудничества Беларуси может служить создание Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», который фактически является эко-городом с акцентом на высокотехнологичные и конкурентоспособные инновационные производства с высоким экспортным потенциалом [9].

Заключение.

В ходе проведённого анализа были выявлены следующие основные тенденции современного этапа развития инновационного импортозамещения Беларуси:

В стране имеется научный потенциал развития данного направления;

Инновационное импортозамещение поддерживается;

Недостаточная развитость системы финансирования является ключевой проблемой развития данной сферы.

Проведённый анализ позволяет сделать следующее заключение: в Беларуси существует немалый потенциал развития инновационного импортозамещения, результатом которого может стать конкурентоспособная как по качеству, так и по цене отечественная продукция.  Основная роль в устранении пробелов в данном направлении отводится государственной помощи в виде предоставления налоговых льгот и субсидий предприятиям, занимающимся выпуском импортозамещающей продукции; развитию отечественной научно-исследовательской базы и международного сотрудничества для достижения оптимальных результатов за счёт использовании опыта других государств.

Библиографический список:

1. Отчёт о ходе выполнения Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы за январь – декабрь 2011 года [Электронный ресурс] / Гос.комитет по науке и технологиям Респ. Беларусь. ‒ Режим доступа: http://gknt.gov.by/opencms/opencms/ru/innovation/inn2/. – Дата доступа: 10.08.2017.
2. Отчёт о ходе выполнения Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы за январь – декабрь 2012 года [Электронный ресурс] / Гос.комитет по науке и технологиям Респ. Беларусь. ‒ Режим доступа: http://gknt.gov.by/opencms/opencms/ru/innovation/inn2/. – Дата доступа: 10.08.2017.
3. Отчёт о ходе выполнения Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы за январь – декабрь 2013 года [Электронный ресурс] / Гос.комитет по науке и технологиям Респ. Беларусь. ‒ Режим доступа: http://gknt.gov.by/opencms/opencms/ru/innovation/inn2/. – Дата доступа: 10.08.2017.
4. Отчёт о ходе выполнения Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы за январь – декабрь 2014 года [Электронный ресурс] / Гос.комитет по науке и технологиям Респ. Беларусь. ‒ Режим доступа: http://gknt.gov.by/opencms/opencms/ru/innovation/inn2/. – Дата доступа: 10.08.2017.
5. Проблемы и возможности формирования инновационной экономики Беларуси [Электронный ресурс] / Научно-практич. журнал «Наука и инновации» ‒ Режим доступа: http://innosfera.org/inno_econom. – Дата доступа: 10.08.2017.
6. Индикаторы, характеризующие инновационную деятельность [Электронный ресурс] / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/nauka-i-innovatsii/osnovnye-pokazateli-za-period-s-__-po-____gody/indikatory-harakterizuyuschie-innovatsionnuyu-deyatelnost-v-respublike-belarus/ – Дата доступа: 11.08.2017.
7. Россия и Беларусь создали совместный фонд венчурных инвестиций [Электронный ресурс] / Газета «Советская Белоруссия» ‒ Режим доступа: https://ej.by/news/economy/2016/12/23/belarus-i-rossiya-sozdali-sovmestnyy-venchurnyy-fond.html. – Дата доступа: 12.08.2017.
8. О Парке высоких технологий: Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 // // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.10.2005 г., №154, ст., 1/6811
9. Общая информация [Электронный ресурс] / Индустриал.парк «Великий камень». ‒ Режим доступа: http://www.industrialpark.by/ru/general-information. – Дата доступа: 10.08.2017.




Рецензии:

18.08.2017, 10:13 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья посвящена актуальной теме. оформлена в соответствии с правилами. дана современная статистика. данную статью можно опубликовать.

18.08.2017 12:12 Ответ на рецензию автора Станиславчик Ирина Сергеевна:
Уважаемый Валерий Валентинович! Благодарю за рецензию. С уважением,Станиславчик И.С.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх