Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №49 (сентябрь) 2017
Разделы: Религиоведение
Размещена 15.09.2017. Последняя правка: 15.09.2017.
Просмотров - 1455

ЦЕННОСТЬ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА

Адибекян Оганес Александрович

доктор философских наук, профессор

Московский автомобильно-дорожный институт-университет Филиал Северо-Кавказский в г. Лермонтове Ставропольского края России

профессор

Аннотация:
В составе компонентов религиозной системы оказался колокольный звон. В советское время он предстал нежелательностью, хотя его использование полностью исключить не удалось. В ходе постсоветской трансформации России это препятствие отошло, но восстановилось ли прежнее в полном объеме? Это утверждать трудно, но ориентировка в ситуации полезна.


Abstract:
As part of the components of the religious system, there was a bell ringing. In Soviet times, it appeared undesirable, although its use could not be completely ruled out. In the course of the post-Soviet transformation of Russia, this obstacle has disappeared, but has the former been restored to its full extent? This is hard to say, but the orientation in the situation is useful.


Ключевые слова:
колокол; колокольный звон; смыслы колокольного звучания; судьба колокола.

Keywords:
bell; Bell ringing; Meanings of bell sound; The fate of the bell The fate of the bell.


УДК 291

Введение. Трансформационные изменения России многое изменили в этой Федерации по сравнению с тем, что было в ней при нахождении в составе СССР. Восстановление в ней бывшей позиции религии, церкви не сильно отстало от восстановления многопартийности, освоения рыночного варианта экономики с бесценной помощью приватизации. Отсчет восстановления утраченных позиций пошел с восстановления закрытых храмов, возведения новых. Не стало запрета на издание религиозной литературы, даже дался специальный религиозный канал. Эти изменения удостоились внимания социальной философии, множества наук, что в пользу обогащения религиоведения. Но достойно учета и использование колоколов.

Учла и показала выработку религиозных колоколен и использование их во всем мире Нарожная С. [5]. Ограничился учетом лишь России, показал восстановление этого средства звучания, включенность его в музыкальную систему Тосин С.Г. [6], [7]. Но для него главная ценность колокольного звона в поддержке музыки православной культуры. У Франчук О.В. языковой подход [7]. Ею показано освоение при суждениях о колоколе иностранных терминов,  добавление к ним русских с поиском подходящих в режиме обогащения содержания. Однако, важен также показ отличия нынешнего от того, что было изначально и частично отступило.

Объект исследования использование религиозной системой громко звучащих колоколов.

Предмет – нынешнее использование этого средства для поддержки религиозного влияния на общество.

Методы исследования социально-философские по начальной истории и научные по текущей.

Цель исследования – обогащение религиоведения сведениями о религиозности нынешней России с обращенностью к использованию колоколов.

Новизна исследования – в учете степени восстановления в России церковного использования колоколов.

Актуальность темы - в показе использования колокольного звучания в пользу поддержку религией своей позиции в обществе.

Смысл звона. Колокольный звон (от нем. Glocke)  предстал ценностью тем, что пресекал тишину, доходил до слуха всех тех, кто находился неподалеку от звонаря, извещающего что-то о нужном. Это подчеркивается в специальных научных исследованиях, названных «кампанологией» (от лат. campana - колокол, и греч. lego - сообщаю). Извлекаемый звук, нарушал однообразие, загружал сознание мыслями, настраивал слушателей на какие-то действия, поднимал их настроение. Но, услышавшим такие звуки нужно было сообразить, по какому поводу это сделано, в чем смысл звукового воздействия, каковы необходимые действия услышавших звон людей. Приверженцам религиозного мировоззрения выгодна выдача использования колокольного звучания за творчество религиозной системы. Но научный подход показывает, что это не так.

«Било». У русских до использования колокола использовалось «било» (от слова «бить»), где ударение одним твердым телом о другое. До применения для этого действия металла стали служить дерево (клен, бук), камни. С их помощью удавалось извлекать ударные звуки разного звучания в целях выражения нужных смыслов практической значимости.

Кто все это излагает, пропагандирует, тот не объясняет, а зачем довелось тратить физическую силу, бить одним о другое, шуметь? Следует учесть, что первые общины не оказались сильно миролюбивыми, и что в случае подхода агрессора им приходилось созывать всех боеспособных мужчин для отпора врагу в режиме ополчения. «В военном деле колокольный звон служил сигналом об опасности: тревожный набат раздавался над городом, предупреждая его жителей о внезапном нападении врага и призывая их на стены для организации обороны» [4].

Поддержка «злого духа». Именно отсюда «родом» барабан, который до сих пор обслуживает танцующих африканцев при игнорировании ими других музыкальных инструментов. К ценности колокольного звучания добавили отгон «дьявола», «злого духа», подъем настроения, улучшение самочувствия, здоровья. Но это уже психотерапевтическая услуга. В те времена неудачи людей, ошибочные представления не посчитали результатами слабого умения действий. Объяснение свелось к вредным действиям «злого духа», представшего в ранге оппонента бога. Его отгоняли колокольными ударами.

Колокольчик. Теологи не настроены на учет создания и использования малогабаритных колокольчиков в Китае. Но они уже из металла. Китайцам выработка таких изделий далась в XXIII-XVII вв. до н.э. Догадка такого творчества подошла при язычестве, которое опередило ислам, буддизм, христианство, иудаизм. Начало истории колоколов относят к бронзовому веку [5], когда христианства еще не было. Колокол стал принадлежностью даосских и буддистских храмов.

Освоение крупного по размерам колокола не исключило использование  малогабаритных колокольчиков. Ямщики нуждались в свободном проезде по улицам, заполненным людьми. Им помогали в этом бубенцы. Но колокольчики прикрепляли и к дверям, чтобы узнавать об их открытии кем-то. Союзником малогабаритного колокольчика стал свисток. Но закрытие судебного заседания фиксируют не колокольчиком, а ударами деревянного молотка о стол. «Било» - консервативно.

Металлический материал. При освоении металлургии в звуковом плане сравнительно лучше показало себя не железо, а медь. Но нельзя сводить превосходство меди лишь к стойкости перед ржавлением, приятности цвета. Она плавится легче, соединяется в сплаве с оловом. Освоение производства колоколов стало поддерживать металлургию, служить совершенствованию  технологии литья жидкого металла в заранее приготовленные формы. Сложность была в величине отливки. Подошла внешняя отделка его орнаментом, что услужение не только звуку, музыке, но и скульптуре. Со временем подошло изображение «святых», патриархов, царей с царицами при отсутствии тогда президентов.

Русские с таким делом не поспешили. Они начали их использовать в режиме покупок, что исчисляется с Х в. н.э. Но это уже в связи с принятием христианства (988 г.). Активные действия с колоколами в России начались с XVI в., став неотъемлемым компонентом осуществления религиозных культов. В составе важных функций звучания оказался сбор не только священников, но и всех взрослых. Колокольный звон стал средством поддержки религиозных праздников.

Агрессор при нападении не оставался равнодушным к колоколам. Их при победе изымали, присваивали, но не для своего использования в том же роде. Колокола расплавляли, делали из такого металла пушки, монеты. Но здесь уже металлолом. Чтобы так не страдать, арабский ислам интереса к колоколам не проявил. Но здесь ослабление настроя на освоение металлургии.

Функции колокольного звона. Использование колокольного звучания раздвоилось на информацию публики, сбор людей, осуществление общественных мероприятий, а также поддержание изящества оркестровой музыки, ритма танцев. Колокольный звук стал «евангельским благовестником» с рекламным содержанием. Но перед этим предстали конкуренты. Удары колокола извещали об:

- открытии бань;

- начале поливки улиц;

- потушении к ночи уличных фонарей;

- похоронной процессии.

Его звучанием объявляли начало и конец рабочего дня, открытие и закрытие городских ворот. С колокольным звоном сопровождали преступников на казнь, чтобы все знали о невыгодности незаконных действий. Сильные приверженцы религии об этом умалчивают, стараются представлять свою веру в качестве творца колокола. Исчисление церковной службы колокола ведут с конца IV-начала V вв. н.э. [3].

Освоение колокола стало делать европейские церкви двухэтажными с колоколом над потолком. Отсюда, по-видимому, их остроконечность. Но колокольню делали и рядом с церковным помещением в режиме пристройки.

Звон осуществлялся двумя вариантами:

- шевелением «колпака», внутри которого подвешен «язычок»;

- шевелением только «язычка» при неподвижности «колпака».

Первый из этих вариантов требует больших физических усилий. Мужчинами оказались не только священники, но и звонари. Запуск в работу крупного колокола над головой стало делом мужским, а женщинам оставалось только слушать звон. Но сейчас им далось равенство в связи с освоением «безручного», электронно-механического запуска в работу этих средств.

Звонари управляли: громкостью звучания, частотой звуков, даже тональностью. Не всегда запускался в звучание один колокол. Использовались комплексно и несколько, для извлечения разных звуков вместе или же последовательно в режиме копирования действий оркестра. Но это похоже на конкуренцию.

Информационная ценность звучания. Использование колокола началось в условиях отсутствия письменности, телефона, не говоря о нынешней интернетовской связи. Нелегко было нужных людей обходить, потребное им сообщать, вместе собирать. Тогда не было часов, служила позиция солнца на небосводе. Пришлось ждать подхода типографии, издания газет, рассылки писем, чтобы сообщения могли быть и на расстоянии. Но этот прогресс информационную ценность колокольного звона не убавил. Однако, населению следовало знать, что выражают издаваемые сигналы, что нужно слушающим в этой связи делать. Непосвященный, неподготовленный не мог сообразить, как же ему быть? Была еще одна трудность. Ведь колоколом могли пользоваться разные активисты, с разными соображениями. Следовало догадываться, что извещается, к каким действиям призывают слушающих лиц. Но кроме чувства радости давалось и недовольство нарушением спокойствия, тишины.

Историки извещают о множестве вариантов колокольного обслуживания прихожан. Предстали звонки:

- будничные;

- полиелейные (воскресные);

- праздничные;

- благовестнические;

- постовые (праздник поста);

- военные;            

- сигнальные;

- часовые и др.

В их отличиях разберется не каждый. По-видимому, сейчас такое множество не в ходу, но верующим о них знать следует. Колокола стали подсказывать время молитвы, выражали приветствие победителей [2]. Они использовались и при жертвоприношениях.

Было соревнование за создание самого крупного колокола. Долго делали в России после многочисленных неудач Царь-колокол (1836 г., более 200 тонн). Но он предстал в качестве музейной редкости в пользу дополнительного обогащения культуры.

Позиция ислама. Когда эта религия предстала (622 г.), использование колокола европейцами было в ходу. Но это средство арабам особо не приглянулось, а это далось также и тюркам, пошло в направлении Азии, где у китайцев было иначе. При войнах исламистов с христианами, которых было не мало, ликвидация христианской «молитвенности» начиналась с разрушения колокольных башен. У себя возвышающаяся в небо площадка для выступления муллы (минарет) перед прихожанами, расположенными на земле, без стульев.

Колокольный звон в СССР. В социалистической стране к использованию колокола отнеслись как к забаве «взрослых детей», а не средству информации населения, верующих людей о нужных вещах, делах. Данное средство поддержки религиозности населения предстало занятием нетерпимым. Было придано исключительное значение жалобам о помехах звона работе, отдыху. В России колокола отливались до 1920 г. Но к 1930 г. это дело прекратилось полностью.

Когда церковь списывалась, когда такое помещение должно было использоваться в иных целях, колокол отправлялся на переплавку, а место его подвеса разбиралось в режиме сноса конических крыш. В составе оправдания действий - употребление часов, телефонной связи, радиовещания, наличие атеистов. Оппозиционно не настроенных священников оставляли на своих формальных должностях, но без позволения восхвалять монархический строй, допускать критику социализма, атеизма. Препятствий для посещения верующими лицами сохранившихся молельных домов не стало. Однако все это без особого звона колоколов, что было в пользу ослабления противостояния христиан и магометан. Однако симфонические и духовые оркестры остались со своими барабанами, звучащими тарелками, они не попали под запрет.

При осуществленных изменениях колокола остались с некоторыми из доставшихся ценностей:

- исторической;

- художественной;

- музейной.

Они служили, служат обслуживанию внутренних и внешних туристов. Особая ценность далась Царю-колоколу, выставленному на территории Московского Кремля. Поставленный на постамент в 1936 г., он был отлит в 1735 г. Но никогда он не звонил. Судьба – «молчаливого», «глухонемого» колокола не сильно завидная. Он «царствует» вместе с Царем-пушкой, в паре.    

Трансформационная реставрация. По ходу освоения «свободы слова», давшегося «перестройкой» (1987 г.), оживления религиозной жизни, пошли отливы новых церковных колоколов. После распада СССР запрет на применение колокольного звона отступил бесповоротно. Однако применение колоколов сильно сузилось. Не все восстановленные церкви обзавелись колоколом. Церковные колокола стали звучать преимущественно по случаю религиозных праздников. Но это также и по составу побед России в разных войнах, выражения благодарности императорам, которых уже можно было поддерживать. Особое усердие при праздновании пасхи.

Сравнительно активно действуют те церкви, которые расположены не в центре города, а у окраин, у кладбищ. Если в центре, то действия, в основном, по принятию в состав верующих новых членов, оформлению религиозного брака в дополнение к гражданскому оформлению союза. Если на окраине, то участие в похоронах, прощальное выступление священника.

Христианская религия России восстановила не все. Отставание заметно. Тосин С.Г. пришел к тому, что «не везде и не всегда выполняются колокольно-уставные правила … причин здесь несколько. Во-первых, православная церковь, утратившая связи с живой традицией РКЗ (русский колокольный звон – А.О.А.), не является сегодня ревнителем колокольных канонов, некогда ею же выработанных. Во-вторых, дореволюционная практика широкого распространения «именных» звонарских уставов, когда чуть ли не в каждом храме имелся свой, пока отсутствует; такие уставы находятся в распоряжении лишь отдельных крупнейших православных центров России. И, в-третьих, исчезли потомственные звонари, досконально знавшие свое ремесло» [7].

Но этим исследователем не учтены два фактора:

- динамика соотношения в Федерации граждан верующих и неверующих;

- не сильное довольство мусульман Чечни, а то и Ингушетии «громкоголосием» христианских церквей, действующих на их территориях.

В Чечне православных церквей целых семь, а в Ингушетии - две. Здешнее местное население противопоставляют колокольному звучанию тишину, обычную музыку. Для них достаточно поддержки барабаном симфонического, духового оркестра, звучания музыкальных тарелок.

Ныне российские священники использованию на территории Федерации религиозных колоколов не придают особого значения. Это при том, что они способны влиять на власть, не располагая своими религиозными партиями. В составе депутатов Государственной Думы России есть лица религиозные, они объединены в религиозную фракцию из соображений оказания помощи выработке и реализации религиозной политики [1]. Но им не до колоколов, что в пользу взаимопонимания с атеистами, которым колокол нужен лишь в качестве исторического, музейного экспоната.

Выводы:

- преподавание «Религиоведения» при описании жизни религиозных общин должно доходить до показа использования колоколов, разъяснения смыслов такого звучания;

-  важно отмечать, что использование колокольного звона не религиозное новшество, а использование уже действовавшей практики;

- в составе оснований такой звуковой информации следует указывать необходимость сбора мужчин в первобытные времена для отпора приближающемуся врагу;

- колокольный звон стал удобным средством созыва членов общины на собрание;

- при укреплении позиций христианства он стал средством созыва на собрание священников, а затем и их прихожан; выразителем религиозного праздника;

- колокол, колокольчики стали использоваться и из нерелигиозных соображений, религиозного монополизма не стало;

- колокол в советские годы отступил, но по ходу «трансформации» в России размах прежних действий не восстановился.

Библиографический список:

1. Адибекян О.А. Религиозная система и выборы // Электронный периодический научный журнал Sci-article/ru. Май 2017, № 45. - С. 78-87.
2. Бородина А.В. Основы православной культуры. - М.: Издательский дом «Покров», 2003.
3. Кабанова Н.И. О Царь-колоколе, бубенцах, валдайских колокольчиках, о биле, и иерархических трубах. - Брянск, 1997 [Электронный ресурс] URL //http. www.kolokola/com/archives/626/ (дата обращения 15.07.2017).
4. Колокол [Электронный ресурс] URL //http://www.znaki.chebnet.com/ s10.php?id=721 (дата обращения 15.07.2017).
5. Нарожная С. История колоколов. Краткий исторический очерк. [Электронный ресурс] URL //http.www.liveinternet.ru/users/ugolieok/post 282255707 (2002 г.) (дата обращения 15.07.2017).
6. Тосин С.Г. Колокольный звон в России: традиция и современность. Автореф. на соиск. уч. ст. д. искусствоведения. - Новосибирск, 2010. - 48 с.
7. Тосин С.Г. Колокольный звон в России» традиция и современность [Электронный ресурс] URL //http.www.dislib.ru/iskusstvovedenie/18710-1-kolokolniy-zvon-rossii-tradiciya-sovremennost.php (дата обращения 15.07.2017).
8. Франчук О.В. История формирования тематических групп «колокол- колокольный звон» и «колокольное дело» в русском языке. Автореф. на соиск. уч. ст. к. филол. н. - Магнитогорск, 1999. - 24 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх