Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Менеджмент
Размещена 01.09.2017. Последняя правка: 11.09.2017.

Организация труда государственных служащих

Кириллова Наталья Николаевна

Московский технический университет

Магистрант

Денисова Жанна Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Организационно-кадровая работа в органах государственной власти» в Московском Техническом Университете


Аннотация:
В статье рассматриваются ключевые аспекты организации труда государственных служащих с учетом специфики их профессионально-трудовой деятельности. Дается определение организации труда, выделяются признаки организации труда государственных служащих, ее элементы и принципы реализации.


Abstract:
The article examines key aspects of the organization of work of civil servants taking into account the specifics of their professional and labor activity. The definition of the organization of labor is given, signs of the organization of labor of civil servants, its elements and principles of implementation are singled out.


Ключевые слова:
государственная служба; труд; организация труда; регламентация, принципы.

Keywords:
public service; work; labour organization; regulation, principles


УДК 331.1

Введение

Современный этап развития государственной службы в Российской Федерации характеризуется перманентным реформирование ее организационно-трудовых основ. Это объясняется необходимостью поиска принципиально иных кадровых решений, позволяющих сделать труд государственных служащих эффективным.

Актуальность

Актуальность данного вопроса обуславливается ролью государственных служащих в функционировании и развитии всего государственного управления, которое они, по сути, олицетворяют [1, с. 42].

Цель и задачи

Целью работы является выявление особенностей организации труда государственных служащих, ее составляющих.

Задачи работы:

- определить понятие организации труда государственных служащих;

- выявить признаки организации труда государственных служащих;

- рассмотреть элементы и принципы организации труда государственных служащих.

Научная новизна

Научная новизна определяется системным подходом к анализу организации труда государственных служащих с учетом специфики данной профессиональной деятельности. В большинстве исследований, где представлено обращение к данной проблеме, авторы либо ограничиваются общеметодологическими аспектами организации труда персонала вообще, либо рассматривают отдельные, наиболее актуальные с их точки зрения его составляющие. 

Материалы и методы

Использовались методы изучения научной литературы, анализа и синтеза, систематизации и объяснения информации.

Результаты исследования

В соответствие с действующим федеральным законом № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе РФ» [1] данная профессиональная деятельность определяется как служба, целью которой является реализация функций и полномочий всей совокупности органов государственной власти федерального и регионального уровней. В качестве служащих рассматриваются граждане РФ, занимающие должности государственной службы и исполняющие их. По мнению ряда авторов [4, с. 5] государственные служащие – это особая профессионально-трудовая категория, что, соответственно, указывает на наличие определенных особенностей организации их труда. Значимость обращения внимания к данному аспекту определяется тем, что от того, насколько качественно будет организован их труд, будет зависеть эффективность государственного управления.

Организация труда в широком смысле рассматривается как реализация определенных форм и методов интегрирования людей, техники, ресурсов в рамках трудового процесса таким образом, чтобы посредством их взаимодействия обеспечивалась поставленная перед ними цель с одновременным получением желаемого эффекта от трудовой деятельности [5, С. 76]. Несмотря на то, что в целом данный подход отражает сущность организации труда государственных служащих, все-таки выделяется ряд признаков, отличающих ее от организации труда вообще [3, с. 186]:

- во-первых, организация труда здесь отличается специализацией трудовой деятельности государственных служащих, сущность которое направление на обеспечение исполнения государственных функций и полномочий государственных органов;

- во-вторых, организация труда на государственной службе опосредуется ее принадлежностью к системе организации государственной (публичной) власти и осуществлением трудовой деятельности в составе аппарата государственного органа, что отсутствует у любой другой трудовой деятельности;

- в-третьих, значительная степень государственно-нормативного регулирования организации и условий труда;

- в-четвертых, в процессе организации, разделении, кооперации труда, набора, подготовки, аттестации, ротации кадров применяются специфические способы и методы, а использование самого труда осуществляется посредством особых форм;

- в-пятых, российское законодательство выделяет трудовую деятельность государственных служащих в особый вид службы, что делает их правовой статус особенным, накладывает целый ряд ограничений на возможность не только труда, но и жизни государственного служащего.

Также следует обратить внимание ключевую особенность, которая отличает трудовую деятельность в органе государственной власти от других организаций: можно обозначить это как отсутствие «свободы воли» руководителя при принятии соответствующих организационно-управленческих решений. Если в иных коммерческих и некоммерческих организациях регламентации со стороны законодательства подвергают только ключевые аспекты организации труда, в рамках которых руководитель может без ухудшения условий труда самостоятельно его организовывать, то в контексте государственной службы такое невозможно, поскольку практически все составляющие и процессы здесь не просто жестко отрегулированы целым рядом нормативно-правовых актов, но и в значительной мере бюрократизированы.

Организация труда государственных служащих рассматривается как функция управления, направленная на решение следующих задач:

- технических и технологических, связанных с организацией производственных процессов как последовательно реализуемых действий, направленных на достижение цели. Концептуальной основой такой деятельности на современном этапе является предоставление государственных услуг гражданам и организациям в разных сферах, например, антимонопольное регулирование, внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность, правоохранительная деятельность, обеспечение деятельности государственного органа и т.д. Основными документами, на основе которых организуются эти процессы являются административные регламенты;

- экономических, решение которых направлено на рост производительности труда при минимальной себестоимости деятельности. Здесь речь идет об экономической эффективности организации труда государственных служащих, включая как стоимость оказываемых ими услуг, так и расходы на их деятельность;

- психофизиологических, направленных на формирование соответствующего выполняемой деятельности социально-психологического климата и правильную организацию рабочих мест – в совокупности это должно обеспечивать адекватный режим труда и отдыха, требуемый уровень работоспособности и сохранять моральное и физическое здоровье государственных служащих;

- социальных, содержание которых направлено на обеспечение интереса государственного служащего в качественном выполнении своих должностных обязанностей, рационализацию форм разделения и кооперации труда.

Необходимо обратить внимание, что государственная служба неоднородна, включает в себя целый спектр функциональных элементов, у каждого из которых свои цели и задачи, своя специфика производственного процесса, разный уровень полномочий и видов деятельности. Соответственно и вопрос об организации труда и содержание решения обозначенных задач в случае разных видов государственной службы может носить вариативный характер.

В структуре организации труда государственных служащих выделяется несколько элементов:

- подготовка, переподготовка, повышение квалификации, профессиональная ориентация и адаптация, формирования кадрового состава. Здесь на уровне законодательства предъявляется целый ряд требований к уровню подготовки и периодичности повышения квалификации, а также устанавливается особая форма подбора кадров – конкурс;

- организация рабочих мест, нормирование труда, учет, анализ и планирование труда;

- система вознаграждения труда, включая оплату и материальное стимулирование. Здесь следует обратить внимание на ограниченность возможностей руководителя органа государственной власти на установление размера вознаграждения;

- охрана труда, система обязательного медицинского, социального страхования и пенсионного обеспечения. В данном случае следует обратить внимание, что, если в отношении государственной гражданской службы никаких отличий от трудовой деятельности в других сферах нет, то в военной и правоохранительной деятельностях как разновидностях государственной службы, созданы свои особые системы обязательного страхования;

- дисциплина и культура трудовой деятельности.

Реализация процессов организации труда государственных служащих должно опираться на принципы, в качестве которых рассматриваются планомерность, разделения и кооперации труда, нормирование и стимулирование труда, развитие добросовестности в выполнении трудовых функций [6, с. 131-132]. Принцип планомерности направлен всесторонний охват выполняемых работ и ранжирование их на приоритетные и второстепенные, что позволяет выстраивать рациональные и реальные планы различной срочности. Принцип разделения и кооперации труда государственных служащих связан с выделением специализированных функций и видов деятельности с одновременным созданием условие их согласования для достижения общей цели. Принцип нормирования труда предполагает создание и внедрение системы обоснованных норм времени на выполнение отдельных трудовых действий и реализацию поставленных задач, что позволяет адекватно оценивать возможности отдельных государственных служащих и их групп в конкретные периоды, а также не создавать «цейтноты». Принцип развития добросовестного отношения к труду в значительной степени определяется роль государственной службы в системе общественного разделения труда, ее непосредственной связью с состоянием государства. Он предполагает формирование культуры профессионально-трудовой деятельности, интегрирование соответствующих ценностей и ответственности в восприятие государственными служащими своего труда и их трудовое поведение.

Выводы

Таким образом, организация труда государственных служащих является разновидностью организации труда в целом. Ее специфические черты связаны с особенностью государственной службы как трудовой деятельности, реализации посредством нее государственных функций. 

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=187056;fld=134;from=66558-7;rnd=184768.19187835836783051;;ts=01847684074184459168464 (Дата обращения: 26.08.2017)
2. Арутюнова, С. Э. Государственная служба как особый вид деятельности государства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2015·- № 1 (102) – С. 41-44.
3. Гусев, А.В. Государственная гражданская служба в системе общественной организации труда // Российский юридический журнал. – 2012. - № 5. – С. 183-190.
4. Жукова, С. М. Государственная гражданская служба в Российской Федерации: монография / С. М. Жукова. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. – 116 с.
5. Остапенко, Ю.М. Экономика труда: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.
6. Смурыгина, Е.А., Какадий, И.И. Основные принципы организации труда в системе государственного и муниципального управления // Научный журнал «Дискурс». – 2017. - № 2 (4). – С. 127-132.




Рецензии:

1.09.2017, 12:28 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "Организация труда государственных служащих", Кириллова Наталья Николаевна, в представленном виде НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ: 1) главное- отсутствие собственно авторского НАУЧНОГО (научно обоснованного, аргументированного, нет связи с теорий и методологией теорий организации - технической, экономической, и т.п.(во всяком случае, автором не показано, что же является его научным достижением (для развития научногознания в этой области); 2) соответственно, вывод не содержит новизны для теорий организации (сравнить можно с любой из общеизвестных и убедиться в этом самостоятельно). Автору рекомендуется самостоятельно проанализировать статью на предмет соответствия требованиям научной (а не публицистической) статьи, в том числе, - с разделом "Авторам" на сайте журнала.

01.09.2017 23:23 Ответ на рецензию автора Кириллова Наталья Николаевна:
Добрый день. Статья выполнена со всеми требованиями указанными в разделе "Авторы". Хотелось бы получить детальный разбор статьи. А так же пояснение Ваших причин для отказа в публикации статьи. Какое отношение данная статья имеет к теории организаций? Статья выполнена по дисциплине управление персоналом.

4.09.2017, 6:44 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Исследование организации труда госслужащих рассмотрено четко, лаконично, что подходит для опорного конспекта лекций по дисциплине "Управление персоналом". Элементы научной новизны желательно добавить, рекомендую посоветоваться со своим научным руководителем. Вместе с тем, в качестве первой статьи для начинающего ученого, структура и содержание материала считаю приемлемым. Рекомендуется для публикации.
12.09.2017 19:19 Ответ на рецензию автора Кириллова Наталья Николаевна:
Добрый день. Добавила в статью раздел "научная новизна".



Комментарии пользователей:

2.09.2017, 14:22 Попова Галина Валентиновна
Отзыв: Примечание для автора: Раздел "Управление. Организация" предполагает БЕЗУСЛОВНУЮ СВЯЗЬ с теорией/методологией по управлению и по организации. Раздел "Управление персоналом" относится к психологии (см. Перечень Паспортов ВАК). Традиционно требование к научной статье предполагают оценку автором НОВИЗНЫ, ЗНАЧИМОСТИ, ПРОБЛЕМАТИКИ, ЛИЧНЫЙ ВКЛАД АВТОРА (в науки) - В конкретной отрасли наук.


Оставить комментарий


 
 

Вверх