Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 13.09.2017.

Организация детского пресс-центра смены

Шаркова Анастасия Сергеевна

первая квалификационная категория

ГБУДО ДСООЦ "Лазурный"

педагог дополнительного образования

Аннотация:
В данной статье я предлагаю Вам изучить опыт работы детского пресс-центра, организованный на базе Детского центра «Лазурный. Из материала можно узнать специфику функционирования детского творческого объединения в рамках одной профильной лагерной смены, а также направление и результативность его деятельности.


Abstract:
In this article I suggest you to study the experience of the children's press center organized on the basis of the Children's center "Azure. From material it is possible to learn specifics of functioning of children's creative association within one profile camp change and also the direction and effectiveness of his activity.


Ключевые слова:
детский пресс-центр; журналист; корреспондент; инновационные образовательные технологии.

Keywords:
children's press center; journalist; correspondent; innovative educational technologies.


УДК 379.835

Введение. Дорогие читатели, хочу рассказать Вам о работе детского пресс-центра, который действует в ГБУДО ДСООЦ «Лазурный» (круглогодичного действия), размещенный в Нижегородской области. Деятельность пресс-центра в рамках реализации проектов тематических смен в Детском центре «Лазурный» организована на базе творческого объединения социально-педагогической направленности «Журналист».

Журналист – это не только человек, собирающий информацию и доносящий ее до общества, но и созерцатель, мыслитель, творец, философ. Это человек, умеющий выделять суть из увиденного, услышанного, узнанного, человек, умеющий грамотно донести свою мысль и идею не только до мозга человека посредством слова, но и до его души.

Актуальность. Человек без новостей и информации, как без воздуха, и задача современного журналиста - обеспечить людей этой необходимой пищей, ведь, иначе говоря, журналист – это повар на кухне информации. Сейчас особую актуальность приобретает привлечение молодого поколения к созданию, осмыслению и переработке нового культурного контекста. В связи с чем, крайне важными становятся задачи пробудить в подростковой среде активную социальную и гражданскую позицию, мотивировать детей на осознанное отношение к окружающей действительности, повысить общий уровень культуры, в том числе – культуры речи. Одним из эффективных инструментов развития интеллектуальных и аналитических способностей, а также выработки ценностных ориентиров и активной позиции можно считать социальный институт журналистики, поэтому привлечение современных детей к журналистской деятельности является актуальной задачей. [4, c.17]

Занятия в творческом объединении «Журналист» помогают обучающимся раскрыть свой творческий потенциал. Дети становятся более успешным в учебе, а некоторым этот обучающий курс дает «толчок» к выбору будущей профессии журналиста.

Цели и задачи. Пресс-центр ДЦ «Лазурный» - команда единомышленников, в ответственность которых входит достоверное освещение событий смены, подготовка и выпуск очередного номера газеты «Место встречи - «Лазурный».

Цель пресс-центра:

  • Формирование актуального информационного пространства смены.

Задачи пресс-центра:

  • Сбор, анализ и мониторинг информации об основных событиях  в ДЦ «Лазурный»;
  • Апробирование жанров публицистики;
  • Подготовка, оформление и выпуск газеты «Место встречи - «Лазурный».

Материалы и методы. Материально-технические условия Детского центра обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных дополнительной общеразвивающей программой. Материально-техническая база организации соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. При этом в Детском центре присутствует необходимое наличие: библиотеки, кабинета со специальным учебным оборудованием (столами, стульями, шкафами, стендами, школьной доской) и материально- техническим оснащением (персональными компьютерами, мультимедийным проектором, аудио оборудованием, диктофоном, фотооборудованием, принтером + сканер, ксерокс, ламинатором, проводным модемом, ИБП). [2, c.2]

Функции пресс-центра:

v Информационная («освещение» жизни ДЦ «Лазурный»);

v Коммуникативная:

Источник информации – метод сбора информации – потребитель информации

(события тематической смены                 (наблюдение опрос,                                   (участники тематической смены)                                                                                                                                                

и их участники)                                         интервью, анкетирование) 

                                                                                                                                                                                    

   Результат совместной практической деятельности педагога и ребят- сотрудников  пресс-центра - ежесменный выпуск газеты «Место встречи – «Лазурный».

Занятия в творческом объединении «Журналист» проходят согласно учебно-тематическому плану, который рассчитан на крастосрочное обучение в течение 12 занятий с объемом в 18 часов за смену. [1, c.4]

Процесс обучения состоит из следующих этапов:

1)  диагностический (начальный)  - проведение вводного анкетирования на тему «Готов ли ты стать журналистом?» Цель: выявление степени заинтересованности обучающихся профессией журналист;

2)  справочно-информационный  - предоставление теоретической базы основ журналистики: образ журналиста, история и жанры журналистики (изучение основных жанров: информационных, художественно-аналитических, публицистических), методы сбора информации , структура статьи и способы ее начать, фотодело;

3)  образовательно-развивающий - овладение основными навыками журналистского мастерства: написание статей и выполнение мини-проектов (составление мини-газеты в программном обеспечении Microsoft Office World), выполнение упражнений:

«Расскажи мне о себе» (ребятам предлагается рассказать о себе от имени предмета, с которым их связывает какая-либо история. Целью упражнения является развитие образного мышления и речевой выразительности;

 «В другом жанре» (Задача обучающихся -  преобразовать и озвучить для окружающих сказку в другом жанре);

«Вкусные слова» (необходимо подобрать такие эпитеты к некоторым словам, чтобы у читателя возникли вполне ощутимые ассоциации);

 «Стоп, кадр!» (Задача: придумать оригинальные подписи к фотоматериалам).

4)  этап промежуточной аттестации  - мониторинг результатов работы по проекту «Живая газета»;

5)  заключительный - подготовка макета газеты «Место встречи - «Лазурный», верстка газеты в настольной издательской системе Publisher и печать.

Каждый этап реализуется на основе дифференцированного подхода с опорой на духовные качества личности, потребность в саморазвитии, самообразовании, активную жизненную позицию.

Именно на основе дифференцированного подхода планируются занятия, которые в массе своей – групповые, однако, в процессе работы предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения, так как не все дети способны освоить материал программы в одинаковой степени. [3, c.14] Над некоторыми статьями работает вся редакционная коллегия.

Основополагающими принципами работы пресс-центра провозглашаются:

  •    принцип системного подхода, предусматривающий комплексное поэтапное усвоение и апробирование теоретического  и практического материала;
  •    принцип сознательности, предусматривающий заинтересованное, а не механическое усвоение обучающихся необходимых знаний и умений;
  •    принцип доступности обучения, предусматривающий соответствие учебного плана возрастным и психологическим особенностям обучающихся.

Занятия построены таким образом, чтобы последовательно освещались все стадии подготовки печатного издания: от замысла до получения оригинал-макета.  Работа пресс-центра основывается на следующих методиках: мозговой штурм – дети высказывают как можно больше тем и вариантов оформления своих статей; ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – создание алгоритмического подхода к выполнению работы: от «как есть» до «как должно быть»).

На одном из занятий участниками пресс-центра обсуждаются рубрики газеты и содержание публикаций, вносятся инновационные предложения в содержание рубрик. В рубриках отражаются события и тематика года и смены (например, Год экологии, 95 лет пионерской организации, Год Нижегородской архитектуры и старины). Есть и постоянные рубрики, такие как:

  • «Обзор тематической смены» (колонка ответственного редактора),
  • «Выборы председателя совета лидеров»,
  • «Родительский день»,
  • «Отрядная работа»,
  • «Проекты»,
  •  «Профильные события смены»,
  • «Моменты творчества».

Последняя страница газеты, как правило, посвящена творчеству ребят (здесь публикуются стихи, кроссворды, тексты песен, тесты, загадки и другое). За каждой рубрикой закреплен ответственный корреспондент (например, к работе пресс-центра привлекаются участники совета лидеров Детского центра «Лазурный», которые освещают процесс и результаты выборов председателя совета лидеров). Также выбирается специальный корреспондент, который ведет обзор событий, связанных с приездом гостей в Детский центр «Лазурный» - это специалисты областных центров дополнительного образования, совместно с которыми реализуется тематическая смена; и фотокорреспондент – ответственный за фотоработу. Каждому участнику редакционной коллегии выдается пресс-карта, с которой он выполняет порученные ему задания. Тематика статей определяется общим планом работы пресс-центра, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими участниками творческого объединения. Поиск информации дополнительно идет через глобальную сеть Интернет и библиотеку ДЦ «Лазурный». Чтобы заинтересовать читателя - применяются различные способы для начала статьи, используются разные жанры для написания материала. Юные журналисты выполняют задания от редакции как на занятиях в творческом объединении, так и вне их (например, взять интервью с места события, провести опрос в своем отряде).

Промежуточной формой контроля является работа по проекту «Живая газета», апробация проекта состоялась в тематическую смену «Медиатворчество» в октябре 2016 года.  Его целью является создание среды для художественно-публицистического самовыражения детей-участников смены, благодаря чему развивается фантазия, нестандартное мышление, умение творческого оформления идеи. Ребята трудятся над оформлением и периодическим обновлением стенда своими статьями, в которых можно проследить развитие и реализацию смены. Лучшие статьи включаются в номер газеты «Место встречи – «Лазурный».

На заключительном этапе работы составляется макет газеты: он обычно состоит из 8 страниц, на обложке обязательно указывается возрастное ограничение (6+), номер выпуска, логотип «Лазурного», название и сроки проведения тематической смены. На последней странице перечисляются все участники редакционной коллегии, которые трудились над выпуском.

Газета печатается в информационном отделе и презентуется на конференции «Итоги»: лидеры получают номер газеты для своих отрядов, впоследствии этот номер размещается на сайте Детского центра «Лазурный» в разделе «Новости».

Научная новизна. Новизна заключается в использовании новых способов отслеживания результативности занятий: входное анкетирование и итоговое тестирование; подведение итогов реализации программы по системе «Ступени творческого роста».

Инновационные образовательные технологии реализации деятельности творческого объединения:

  • Личностно-ориентированного обучения. Учитывая специфику временного детского коллектива, обучение позволяет развить индивидуальные творческие способности детей через получение начальных знаний в процессе восприятия журналистской деятельности, овладение первичными знаниями и навыками журналистского дела за короткий срок обучения. Образовательный процесс творческого объединения строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями обучающихся, что предполагает проводить обучение дифференцировано опора на духовные качества личности, потребность в саморазвитии, самообразовании, активной жизненной позиции.
  • Групповая. Значимым моментом при организации образовательного процесса является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Во временном коллективе творческого объединения немаловажно создать условия формирования психологически-комфортной атмосферы. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но чувствовать себя единым целым. Групповые технологии предполагают, совместные действия при выполнении задания, где проявляется взаимопомощь, взаимопонимание, взаимокоррекция. Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворенности.
  • Технология творческой деятельности (занятия построены последовательно).
  • Игровая. В целях способствования расширению кругозора на занятиях проводятся следующие упражнения: «Расскажи мне о себе», «В другом жанре», «Вкусные слова», «Стоп, кадр!», описанные выше.
  • Проектная и исследовательская деятельность. Промежуточной формой контроля является работа по проекту «Живая газета», также описанная выше.
  • Кейс-метод (распределение обязанностей среди участников детского пресс-центра; организация работы временного детского коллектива).
    • Информационная /компьютерная/.  Знакомство с деятельностью творческого объединения проходит в рамках экскурсии отрядов по Центру детского творчества. Демонстрация компьютерной презентации деятельности творческого объединения представляется в доступной для детского понимания форме.

Заключение, результаты, выводы.

Предметные результаты.

В результате освоения программы обучающийся должен обладать определенным набором знаний и умений:

Знать:

Уметь:

  • правила по технике безопасности в работе с компьютерной техникой;
  • историю журналистики;
  • основные термины и понятия журналистики и фотодела;
  • область  журналистики как профессии, играющую специфическую роль в жизни общества;
  • основные приемы работы с техническими средствами журналистики (диктофон, фотоаппарат, камера, компьютер);
  • основные приемы работы в программном обеспечение Microsoft Office World и редакторской программе Publisher.

 

  • в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал;
  • осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервьюирование, участие в мероприятиях Детского центра);
  • фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к написанию текстов;
  •  совершенствовать содержание и языковое оформление создаваемых текстов;
  •  пользоваться разнообразными языковыми средствами;
  •  соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях.
  •  работать с техническими средствами журналистики (диктофон, фотоаппарат, компьютер), а также с настольной издательской системой Publisher.
  • успешно взаимодействовать в коллективе.

Личностные результаты: заинтересованность обучающихся творческим процессом; повышение личностной оценки обучающихся; способствование формированию необходимых качеств, присущих социально-активной личности; активное реагирование на события жизни Детского центра, умение давать собственную оценку и передать содержание события в письменной форме.

Метапредметные результаты: повышение мотивации обучающихся к изучению русского языка, литературы, истории и различных материалов по теме соответствующего задания; повышение освоение обучающимися орфографической, пунктуационной, компьютерной, речевой грамотности.

Способы определения результативности.

В процессе реализации программы используются следующие методы отслеживания результативности:

  • Педагогическое наблюдение.
  • Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, работа обучающихся по проекту «Живая газета», печать очередного номера газеты «Место встречи – «Лазурный», подготовка обучающихся к занятиям (предварительное выполнение заданий от пресс-центра), активности обучающихся на занятиях.
  • Мониторинг.

Педагогический мониторинг

Мониторинг образовательной деятельности детей

Диагностика личностного роста и продвижения

В целях повышения уровня мотивации детей на достижение определённых результатов организуется работа по системе «Ступени творческого роста». Происходит поэтапное продвижение воспитанников в номинациях: ученик, подмастерье, мастер, творец. Первые занятия (раздел «Основы журналистики») дети посещают в роли «учеников». В результате усвоения определенных знаний и умений им присваивается звание «Подмастерье». К концу смены, качественно выполнив все задания и оказывая помощь другим детям, ребенок получает звание «мастер». По результатам составления макета газеты обучающиеся могут достигнуть звания «творец».

 

 

Виды контроля.

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный контроль

В начале обучающего курса

Позволяет выявить первоначальную мотивацию детей на занятиях, дает педагогу начальную информацию о ребенке;

а также уровень социальной активности.

 

Анкетирование.

Промежуточный контроль

По окончанию изучения раздела

Промежуточные итоги работы по разделам

Работа по проекту «Живая газета»

В конце обучающего курса

В конце обучающего курса

Позволяет узнать: оправдались ли ожидания детей, степень их удовлетворенности от занятий, уровень востребованности того или иного раздела программы;

Выявляет уровень знаний, умений и навыков, полученных от занятий в творческом объединении

 

Презентация очередного номера газеты «Место встречи – «Лазурный» на конференции «Итоги».

Тестирование.

Рефлексия

 

Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – печать очередного номера газеты «Место встречи – «Лазурный», презентуемый на конференции «Итоги». Участие в конференции является контрольным и служит показателем освоения детьми обучающего курса.

Библиографический список:

1. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».
2. Устав ГБУДО ДСООЦ «Лазурный».
3. Гримоть А.А., Степанова Т.М., Рачков С.А. Педагогика летнего отдыха - Минск, 2011.-с.97
4. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., 2012. С. 42.




Рецензии:

18.09.2017, 20:38 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья содержит обобщение и анализ передового педагогичского опыта работы творческих временных детских коллективов. Приведение в статье конкретных примеров и сюжетов работы только украсило бы её. Рекомендую к публикации.

6.10.2017, 6:26 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Представленный опыт работы, несомненно, интересен, однако, одним из важных условий научной статьи является научный стиль изложения информации и соответствующее ее структурирование. Например, это касается формулировок типа: «Дорогие читатели, хочу рассказать Вам…», «В данной статье я предлагаю Вам изучить опыт работы» и др. В статье должны быть представлены цели не пресс-центра, а научного исследования, соответственно, статьи. Отсутствуют выводы, как обобщающий результат научного поиска по заявленной проблеме. В таком варианте статья не может быть опубликована в научном журнале.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх