Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 23.10.2017. Последняя правка: 04.11.2017.

Налоговая система и пути ее совершенствования

Цыркаева Елена Анатольевна

нет

ФГБОУ "Оренбургский Государственный Университет" Кумерауский филиал

старший преподаватель

Уткина Т.В. студентка 2-го курса направления подготовки Экономика


Аннотация:
В истории страны каждое государство создавала налоговую систему, только принципы и структура у каждой страны были свои. С точки зрения бюджета страны, налоги или налоговые доходы составляют одну из основных ее частей, так как государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Именно благодаря налогам происходит пополнение бюджета государства. Полученные средства направляются на улучшение функционирования различных отраслей жизни человека, тем самым поднимая уровень развития страны в целом. Это означает, что налоговая система непосредственно связана с бюджетом страны, региона, местности. Актуальность данной темы содержится в том, что налоговая система непосредственно влияет на развитие экономики, политики, и социальной сфер. Налоговая система охватывает все стороны жизни общества и помогает развитию государства в целом.


Abstract:
In the country's history, each state has created a tax system, only principles and structure each country had their own. From the point of view of the country's budget, taxes, or tax revenues constitute one of the main parts of it, as the state to perform its functions, the necessary funds of funds. It is thanks to the taxes there is a replenishment of the state budget. The funds received are used to improve the functioning of the various sectors of human life, thereby raising the level of development of the country as a whole. This means that the tax system is directly tied to the budget of the country, region, location. The relevance of this topic is contained in the fact that the tax system directly affects the development of economy, politics, and social spheres. The tax system covers all aspects of life and helps the development of the state as a whole.


Ключевые слова:
налоги; налоговая система РФ; налогообложение; сравнительный анализ уровней бюджетной системы РФ; перспективы развития налоговой системы РФ.

Keywords:
taxes; tax system of the Russian Federation; taxation; comparative analysis of the levels of the budget system of the Russian Federation; prospects of development of the Russian tax system.


УДК 336.221.4

Налоговая система развивалась с древнейших времен и по сегодняшний день. Она появилась в период, когда общество делилось на классы, с целью поддержания и содержания государственной власти.

На сегодняшний день налоги и налоговая система – это неотъемлемые элементы каждого государства. Налоговая система – совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, взимания и контроля. С помощью налоговой системы государство способно выполнять свои функции по управлению денежными потоками и контролировать экономику в целом.

Основными документами налоговой системы являются Конституция РФ и Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Налоговая система РФ состоит из трех уровней:

1) Федеральный уровень

2) Региональный уровень

3) Местный уровень.

Каждый уровень характеризуется определенными видами налогов и сборов. Кроме этого, налоговая система РФ предполагает наличие определенного круга участников налогового процесса, определенные принципы функционирования, содержит различные виды налогов, виды и режимы налогообложения.

Налоги возникали и развивались на заре появления государства. В процессе развития появились различные виды налогов. На данный момент налоговая система включает в себя более 40 видов налогов и сборов. Налоги выполняют 4 основные функции, главная из которых – это фискальная, заключающаяся в формировании и мобилизации финансовых ресурсов государства.

Для того чтобы проанализировать применение налоговой системы в РФ, можно рассмотреть и сравнить три уровня бюджетной системы РФ. В качестве примера возьмем налоговые доходы трех бюджетов: федерального (РФ), регионального (Республика Башкортостан – РБ) и местного (городской округ г. Кумертау). Для точности сравнительного анализа воспользуемся данными, предоставленными Министерством Финансов РФ, за 2014 – 2016 года.

Рассмотрим федеральный бюджет РФ с налоговой точки зрения. Как уже говорилось выше, налоги – это главная статья доходов бюджета, который состоит из налоговых и неналоговых поступлений. Рассмотрим налоговые и неналоговые поступления в федеральный бюджет за 2014 – 2016 года и проанализируем их тенденцию на рисунке 1.[1]

Анализ рисунка 1 показывает, что изменение налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за 2014-2016 гг. имеет положительную тенденцию и возрастает на 1564,8 млрд. руб. или на 22,1%. А неналоговые доходы уменьшились, за рассматриваемый период на 2602,2 млрд. руб. или на 35%.

Рисунок 1 – Величина налоговых и неналоговых поступлений в федеральный бюджет РФ за 2014 – 2016 гг.

 

Рассмотрим изменения налоговых доходов по различным видам налогов, используя таблицу 1.[1]

Таблица 1 – Смета доходов федерального бюджета за период с 2014 – по 2016 гг.

 

Наименование сметы доходов федерального бюджета

2014 год, млрд. руб.

2015 год, млрд. руб.

2016 год, млрд. руб.

Изменения 2016 к 2014 (+;-)

 млрд. руб.

Изменения 2016 к 2014, (%)

1

2

3

4

5

6

Доходы, всего

14496,9

13659,2

13459,5

- 1037,4

92,8

Неналоговые доходы

7433,8

5862,7

4831,6

-2602,2

65,0

Налоговые доходы:

7063,1

7796,6

8627,9

+1564,8

122,1

- Связанные с внутренним производством

3113,6

3467,6

3772,3

+658,7

121,1

НДС (внутренний)

2181,4

2448,3

2649,9

+468,5

121,5

Акцизы

520,8

527,9

631,8

+111

121,3

Налог на прибыль

411,3

491,4

490,6

+79,3

119,3

- Связанные с импортом

2474,3

2404,4

2534,6

+60,3

102,4

НДС на ввозимые товары

1750,2

1785,2

1909,6

+159,4

109,1

Акцизы на ввозимые

товары

71,6

54,0

62,0

-9,6

86,6

Ввозные пошлины

652,5

565,2

563,0

-89,5

86,3

- Прочие доходы от налогов

1475,2

1924,6

2321,0

+845,8

157,3

 

Анализ таблицы 1 показывает, что неналоговые доходы превышают долю налоговых доходов в федеральном бюджете в 2014 году, но меньше в 2016 году. В данной таблице видно, что как меняли за три года показатели, составляющие федеральный бюджет. Можно заметить, например, что наибольший НДС (внутренний) был получен в 2016 году.

Также из полученных данных можно выделить те статьи налогового дохода, где они увеличились и где уменьшились.

Увеличились (в порядке уменьшения):

- прочие доходы – на 845,8 млрд. руб. или на 53,7 %

- НДС (внутренний) – на 468,5 млрд. руб. или на 21,5%

- НДС на ввозимые товары – 159,4 млрд. руб. или на 9,1%

- акцизы – на 111 млрд. руб. или на 21,3%

- налог на прибыль – на 79,3 млрд. руб. или на 19,3%

Уменьшились (в порядке возрастания):

- ввозные пошлины – на 89,5 млрд. руб. или на 13,7%

- акцизы на ввозимые товары – на 9,6 млрд. руб. или на 13,4%

Как указывалось в теоретических аспектах, налоги имеют различные классификации. Одной из основных в РФ является классификация налогов по способу изъятия. Рассмотрим долю косвенных и прямых налогов в федеральном бюджете РФ на 2014 год в таблице 2.[1]

 

Таблица 2 – Соотношение прямых и косвенных налогов в РФ и в ВВП за 2014 год

 

Вид налогов

Год

Доля в общем объеме ВВП, %

Процентное соотношение в РФ, %

Прямые налоги

2014

16,86

45,65

Косвенные налоги

2014

20,07

54,35

 

Из таблицы 2 видно, что в процентном соотношении превалируют косвенные налоги. Анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в РФ за 2014 год показал, что превосходство косвенных налогов составляет 8,7 %, а если рассматривать долю косвенных налогов в общем объеме ВВП, по сравнению с прямыми налогами, то превосходство будет составлять 3,21 %.

Косвенные налоги являются необходимой составной частью политики страны и справедливого налогообложения. Они позволяют достичь более равномерного распределения налогового бремени между налогоплательщиками.

Аккумуляция косвенных налогов в бюджете и их превалирующий характер в нем дают государству возможность перераспределения доходов населения в пользу незащищенных слоев населения.

Несмотря на последние преобразования в налоговой системе РФ, одной из основных проблем является мобилизация прямых и косвенных налогов в бюджетную систему РФ.

Рассмотрим региональный бюджет, на примере Республики Башкортостан за период с 2014 – 2016 года и проанализируем динамику изменения налоговых доходов.[2]

На рисунке 2 рассмотрим смету налоговых и неналоговых поступлений в региональный бюджет за 2014 – 2106 гг.

 

Рисунок 2 – Величина налоговых и неналоговых поступлений в региональный бюджет РБ за 2014 – 2016 гг.

 

Анализируя рисунок 2, можно заметить, что величина неналоговых поступлений в бюджет региона значительно превышает налоговые доходы. Но, несмотря на это, динамика налоговых поступлений имеет положительную направленность и увеличивается на 21807656 тыс. руб. или на 67,8% за 2016 год по сравнению с 2014. В тоже время за анализируемый период неналоговые поступления имеют тенденцию к уменьшению на 10162889,9 тыс. руб. или 13,1%.

Проведем анализ доходов и расходов бюджетов субъектов РФ в Приволжском федеральном округе на 1 марта 2017 года в таблице 3.[1]

 

Таблица 3 – Доходы и расходы бюджетов субъектов РФ в Приволжском федеральном округе на 1 марта 2017 года

 

Наименование субъекта

Доходы, план на 2017 год, млн. руб.

Расходы, план на 2017 год, млн. руб.

Дефицит / Профицит ( +/-)

1

2

3

4

Респ. Марий Эл

27382,3

27450,4

-68,1

Пензенская область

55463,5

56048,2

-584,7

Кировская область

56388,8

57447,9

-1059,2

Ульяновская область

54265,6

55538,8

-1273,2

Оренбургская область

89658,4

91640,5

-1982,1

Чувашская Респ.

48448,5

50441,1

-1992,6

Удмуртская Респ.

73298,9

78529,3

-5230,4

Нижегородская область

172312,7

177626,3

-5313,5

Респ. Мордовия

33730,6

39952,8

-6222,2

Саратовская область

91264,7

97730,8

-6466,2

Самарская область

174150,4

182368,2

-8217,8

Респ. Башкортостан

180108,3

190579,5

-10471,2

Пермский край

131622,2

143880,7

-12258,4

Республика Татарстан

216501,0

237507,8

-21006,8

 

Данные таблицы 3 показывают количество доходов и расходов бюджетов субъектов РФ в Приволжском федеральном округе млн. рублей. на 1 марта 2017 года, а также наличие дефицита или профицита регионального бюджета. Из данных показателей можно определить рейтинг Республики Башкортостан по расходной и доходной статьям бюджета в данном округе.[2]

Анализ показывает, что на 1 марта 2017 года РБ занимает 2 место по доходам регионального бюджета, уступая Республики Татарстан на 36392,7 млн. руб. или на 1,2 %. Данный рейтинг показывает развитость экономики данной республики, а также высокие поступления налоговых доходов.

Анализируя таблицу 3 можно прийти к выводу, что Республика Башкортостан также занимает 2 место по расходам бюджета, отставая на 46928,3 млн. руб. или на 1,2 %. Это свидетельствует о различных направлениях развития региональных программ по улучшению жизни населения, создании благоприятных условий труда, проживания, и др.

Нетрудно заметить, что в каждом субъекте РФ в Приволжском федеральном округе на 1 марта 2017 г. наблюдается дефицит регионального бюджета. Это означает, что на данный период прослеживается тенденция увеличения роста расходов, по сравнению с ростом доходов. Данный дефицит составляет 10471, млн. руб.

На сегодняшний день РБ среди 89 субъектов РФ занимает одно из лидирующих позиций в объеме консолидированного бюджета, а также во вкладе доходов в федеральный бюджет РФ. РБ считается одним из немногочисленным донором – регионом бюджетной системы РФ, формирующий 2/3 доходов федерального бюджета.

Таким образом, налоговая система РБ – составная часть налоговой системы РФ. Она играет важную роль в реализации социально – экономической политики РБ. Республиканский бюджет мобилизует финансовые ресурсы, необходимые для государственного регулирования экономики и реализации социальной политики, регулирует бюджетные взаимоотношения с районами и городами республики.

Как уже говорилось выше, государственная налоговая система состоит из 3 разделов. Рассмотрим наименьший раздел федерального бюджета – местные налоги и сборы. Чтобы провести анализ показателей, возьмем в качестве примера город Кумертау.[3]

Для проведения анализа рассмотрим динамику поступления налоговых и неналоговых доходов за период 2014-2016 гг., включая прогнозируемые ожидания за период 2017-2019 гг. на рисунке 3.

 

 

 Рисунок 3 – Объем налоговых и неналоговых доходов за период 2014-2019 гг. в млн. руб.

 

Анализ доходов местного бюджета показывает тенденцию снижения объемов доходов за период с 2014-2017 года, и составляет 99947,6 млн. руб. 23,6 %. На 2016 год прослеживается тенденция снижения дополнительного норматива НДФЛ, акцизов, налогов на совокупный доход. Но прогнозируемый доход бюджета городского округа с 2017 – 2019 гг. имеет положительную направленность и увеличивается на 27173,7 млн. руб. или на 8,4%. Несмотря на последующую динамику увеличения доходов местного бюджета, объем доходов 2019 года не превышает объем  доходов 2014 года. Значит, год, за который доход в городской бюджет был наибольшим, можно считать 2014.

Налог на доходы физический лиц – наиболее важный вид прямых налогов. Она стоит в центре любой налоговой системы субъекта РФ. Рассмотрим  структуру НДФЛ городского округа г. Кумертау за 2014-2015 года в таблице 4 и сравним ее.[3]

Таблица 4 – Структура НДФЛ за 2014 – 2015 гг.

 

Наименование

2014 год, тыс. руб.

2015 год, тыс. руб.

Темп роста / падения

Норматив отчислений НДФЛ по БК РФ

71900

73109

+1209

Дополнительный норматив НДФЛ

172561

155965

-16596

Всего

244461

229074

-15387

 

Из таблицы 4 видно, что за период с 2014 – 2015 года прослеживается темп падения объема НДФЛ в бюджете городского округа. Значит, структура НДФЛ на данный период имеет отрицательную тенденцию, так как доход в 2015 году составил 229074 тыс. руб., что на 15387 тыс. руб. меньше чем в 2014 году. Причиной этому могла поступить неблагоприятная ситуация в экономике, которая сдерживает рост НФЛД. Кроме этого огромное влияние оказывает и остановка деятельности ряда крупных организаций, задержка заработной платы, а также практика выплаты через комиссии по трудовым спорам.

Рассмотрим поступление налоговых доходов за 2015 год в бюджет[3]


Рисунок 4 - Поступление налоговых доходов за 2015 год в бюджет городского округа и нормативы зачисления по видам доходов
городского округа и нормативы зачисления по видам доходов на рисунке 4.

 

Анализ рисунка 4 показывает, что с помощью налоговых поступлений пополняется бюджет городского округа и не только, так как некоторые статьи налоговых поступлений отчисляются и в региональный бюджет. К таким относятся: НДФЛ, акцизы на нефтепродукты, упрощенная система налогообложения.

Анализ подводит к выводу о том, что наибольший доход от налоговых поступлений городской округ получает от НДФЛ. Также большое значение имеет единый налог на временный доход и земельный налог. Это основные три статьи налоговых доходов, имеющие удельный вес при формировании местного бюджета.

 
 


Рассмотрим структуру налоговых и неналоговых доходов на 2016 год на рисунке 5.

Рисунок 5 – Структура налоговых и неналоговых доходов на 2016 год в млн. руб.

 

Данный рисунок показывает, что налоговые доходы в бюджете городского округа на 2016 год превышают неналоговые доходы и составляют 84 %. Если рассматривать налоговые доходы в процентах, то получается, что:

- 56 % - НДФЛ

- 12 % - налоги на совокупный доход (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН)

- 11 % - налоги на имущество

- 3 % - госпошлина

- 2 % - акцизы.

Из рисунка 3 видно, что в 2015 году доход местного бюджета превышает 2016 год на 56933,5 млн. руб. или на 17,5 %. Это связано с уменьшением объема:

- налога на физических лиц (-9584 млн. руб.),

- налога на совокупный доход (-6562 млн. руб.),

- земельного налога (-1223 млн. руб.),

- государственной пошлины (-1619 млн. руб.),

- налога на имущество физических лиц (-2296 млн. руб.),

- налога на добычу полезных ископаемых (-246 млн. руб.)

- акцизов на нефтепродукты (-2111 млн. руб.).

Проанализировав разделы государственного бюджета, можно заметить, что его величина зависит от положения каждого субъекта страны. Проводя сравнительный анализ, можно прийти в выводу, что за 2016 год в федеральном бюджете доля налоговых поступлений составляет 64,1%, в региональном – 44,5%, в местном – 56,3%. Из данных видно, что наибольшее число налоговых доходов сосредоточено в федеральном бюджете, а наименьшее – в региональном.

Развитие налоговой системы невозможно без четко намеченного плана действий налоговых органов. Это означает, что государство необходимо продумывать свои действия наперед. Так, в рамках развития налоговой политики в РФ, созданы направления развития налоговой системы в целом на 2017-2018 года. Рассмотрим основные ее направления.

Новшества в налоговой системе предполагает изменения в требованиях к налогоплательщикам. Они связаны с тем, что, для привлечение к своевременной уплате налогов и сборов, налогоплательщиков будет подвергать юридической ответственности за нарушение правил уплаты налогов и сборов согласна п. 3 ст. 129.1 НК РФ. По данной статье налогоплательщики, которые нарушили правила своевременных выплат налогов, будут подвергаться к ответственности в виде уплате штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога. Данные нововведения позволят усилить контроль над уплатой таких налогов, как земельный, транспортный и другие налоги, а также сформировать менталитет у населения.

Рассмотрим основные перспективы развития налога на добавленную стоимость (НДС). В 2017 году предполагается, что НДС облагаться будут сделки по реализации иностранными организациями физическим лицам, не являющимся ИП, услуг в электронной форме (через Интернет) на территории РФ. Данное новшество получило название «налог на Google». Данная перспектива развития НДС предусматривает внесение новой статьи в НК РФ. Новая статья – 174.2 – правила уплаты налогов и сборов.

В России после 2018 года увеличится подоходный налог и налог на добавленную стоимость. Данные изменения будут связаны с стремлением властей решить бюджетные проблемы, связанные с падением цен на нефть. Также в данный период возможен смен типа налогообложения с пропорционального  на прогрессивный.

В заключении хочется отметить, что налоговая система должна чутко реагировать на любые изменения в экономической, социальной и политической обстановке в стране. Она должна: быть инструментом оптимизации воспроизведенных процессов в стране, устанавливать оптимальное соотношение между отдельными налогами и сборами с тем, чтобы стимулировать необходимые отраслевые пропорции в народном хозяйстве, обеспечить достойный уровень жизни населения РФ, устранить двойное налогообложение доходов, и при этом учитывать мировой опыт налогообложения.

Библиографический список:

1. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru – 10.04.2017
2. Министерство финансов РБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.bashkortostan.ru – 1.05.2017
3. Финуправление городского округа город Кумертау [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.admkumertau.ru – 2.05.2017




Рецензии:

23.10.2017, 15:32 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: 1. "Она появилась в период, когда общество делилось на классы, с целью поддержания и содержания государственной власти" - не бесспорное утверждение, но видимо такова позиция автора. 2. "Проанализируем анализ доходов и расходов бюджетов субъектов РФ в Приволжском федеральном округе на 1 марта 2017 года в таблице 3." - исправьте предложение, ибо проанализировать анализ - это, скорее всего, из области медицины, чем экономики. 3. И, пожалуйста, в ставьте в "тело" статьи ссылки на библиографический список. После устранения замечаний 2, 3, рекомендую статью к публикации.

04.11.2017 7:07 Ответ на рецензию автора Цыркаева Елена Анатольевна:
Спасибо за рецензию.Замечания по п.п. 2 и 3 устранены.

23.10.2017, 19:57 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: Поддерживаю предыдущую рецензию. С уважением Яцкий С.А.

4.11.2017, 9:30 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Рекомендую статью к публикации



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх