Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №50 (октябрь) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 08.10.2017. Последняя правка: 07.10.2017.
Просмотров - 2482

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ

Синева Мария Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Югорский государственный университет»

студент

Арасланов Ренат Камилович, доцент кафедры экономики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»


Аннотация:
В статье рассматривается значение конкуренции в развитии экономики регионов России, в частности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Перечислены основные задачи и мероприятия направленные на формирование рынка конкурентных товаров и услуг в ХМАО-Югре.


Abstract:
The article considers the importance of competition in the development of the economy of Russian regions, in particular in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra. The main tasks and activities aimed at forming the market of competitive goods and services in Ugra.


Ключевые слова:
конкуренция; развитие конкурентных отношений; задачи и мероприятия по развитию конкуренции в регионах России.

Keywords:
competition; development of competitive relations; tasks and measures to develop competition in the regions of Russia.


УДК 338.12.017

XXI век можно назвать веком конкуренции, так как она приобрела международную и глобальную значимость. Само понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики — от фирмы  до мировой экономической системы.

В современном законодательстве РФ дается следующее определение данного понятия: конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке[3,с. 4].

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода из нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла наиболее эффективно адаптироваться к изменениям предпочтений потребителей, технологии или предложению ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы  заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Конкуренция является необходимым условием существования и основой всей рыночной системы – позволяет цене выполнять координирующие функции, служить индикатором наличия излишков или дефицита. Рынок существует только при наличии конкуренции.

Развитие конкуренции является одним из основных рыночных механизмов стимулирования развитии  рынка товаров и услуг. В связи с этим Правительство Российской Федерации реализует  задачу  по формированию рынка конкурентных товаров и услуг в российских регионах. Основной задачей органов государственной власти субъектов Российской Федерации становится создание условий для формирования благоприятной конкурентной среды.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре реализуется целый комплекс мероприятий, направленный на развитие рынка конкурентных товаров и услуг. В них принимают  участие представители исполнительных органов государственной власти округа, органов  местного самоуправления, представители общественных организаций,представляющих интересы предпринимательского сообщества и потребителей, а также хозяйствующих субъектов, являющихся участниками приоритетных и социально значимых рынков товаров и услуг.

Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры реализуется ряд задач, среди которых мероприятия, направленные на развитие конкурентной среды, которые  включают проведение исследований (опросов) субъектов предпринимательской деятельности, потребителей товаров и услуг, о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и  услуг, в целях проведения мониторинга состояния и развития конкурентной среды.

Опрос проводился среди граждан, проживающих в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре, среди различных социально-демографических групп - потребителей товаров и услуг, производителей товаров и услуг – представителей бизнеса.

Респонденты-представители бизнес-структур, принимавшие участие в опросе, осуществляют свою деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: общее количество опрошенных субъектов предпринимательской деятельности автономного округа в рамках проведения исследования составило 384 респондента, 43,94% - от 1 года до 5 лет, 23,64% – более 5 лет, 13,64%– менее года.

Оценивая число конкурентов за последние 3 года, представители бизнеса отметили, что за этот период параметры конкурентной среды не изменились (32,73%) или увеличились на 1-3 конкурента (26,67%), что свидетельствует о том, что в целом представители бизнеса оценивают конкурентный рынок как стабильный со слабой тенденцией развития к увеличению количеств конкурентов. Негативные тенденции на рынках Ханты- Мансийского автономного округа – Югры, связанные с сокращением конкуренции на рынках отметили  6,07% представителей бизнеса (более чем на 4 конкурента, 1-2 конкурента).

В отношении оценки административных барьеров, представители бизнеса отмечают наличие высоких налогов – 34,85%.Также бизнесом были выделены следующие административные барьеры, имеющие важное значение - затянутость процедуры получения лицензий, нестабильность российского законодательства, сложность доступа к земельным участкам и государственным закупкам.

Представители бизнеса, оценивая влияние административных барьеров на рынке за последние 3 года, считают, что стало сложнее преодолевать административные барьеры, чем раньше (10,58%).

В опросе, проводимом среди граждан - потребителей товаров и услуг, приняли участие 365 респондентов (что составляет 0,02% от общей численности населения автономного округа), в том числе 53,62% женщин и 46,38% мужчин. Респондентами исследования являются в основном работающие граждане в возрасте от 21 до 50 лет, имеющие детей, преимущественно с высшим образованием и доходом в диапазоне от 10 до 45 тыс. рублей.

В ходе опроса было выяснено что, потребители считают, что действующее на рынке количество организаций является достаточным для обеспечения свободной конкуренции и производств различного вида товаров и услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Потребители отмечают, что достаточно большое количество организаций действует на рынках связи и услуг, пассажирских перевозок, розничной торговли, физической культуры и спорта, а также на рынке туристских услуг. При этом избыточными признаются рынки розничной торговли и связи, недостаточными – рынки услуг ЖКХ и лесопромышленной продукции. В отношении цен  наиболее удовлетворены граждане ценами  на рынках физической культуры и спорта, связи, культуры; не удовлетворены - ценами на рынках ЖКХ, медицинских и туристских услуг, производства сельскохозяйственной продукции. По мнению потребителей,  увеличение количества организаций за последние 3 года произошло  на рынках связи, розничной торговли, производства сельскохозяйственной продукции; снижение было отмечено в сферах пассажирских перевозок, туристских услуг и связи. Граждане считают, что деятельность органов государственной власти в сфере предоставления информации о развитии конкурентного рынка на территории Югры, размещаемой в открытом доступе, является удовлетворительной[2,с.29-31].

В целях создания стимулов для развития конкуренции определены рынки товаров и услуг, которые являются приоритетными и социально значимыми для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
На рынке производства продукции сельского хозяйства необходимо налаживание и повышение эффективности взаимодействия в технологической цепочке производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Это является приоритетным направлением развития конкуренции на рынке производства продукции сельского хозяйства согласно «Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года». Продукция сельского хозяйства, производимая в автономном округе, имеет экспортный потенциал и возможность замещения импорта. Производство продукции полностью осуществляется в автономном округе. В наибольшей степени конкуренция на рынке производства продукции сельского хозяйства развита в районах автономного округа (Сургутский, Ханты-Мансийский, Нижневартовский) с более развитой инфраструктурой, в том числе транспортной. Наименьший уровень конкуренции наблюдается в городах автономного округа (Радужный, Покачи) по причине отсутствия земель сельскохозяйственного назначения для размещения производства.

Налаживание и повышение эффективности рынка лесопромышленной продукции взаимодействия в технологической цепочке производства и переработки древесины является приоритетным направлением развития конкуренции на рынке производства продукции лесопромышленного комплекса. Продукция реализуется на экспорт и имеет возможность замещения импорта. Производство продукции полностью осуществляется в автономном округе. В следующих муниципальных образованиях осуществляется производство лесопромышленной продукции: Советский, Сургутский, Кондинский районы, г. Нягань. Рынок лесопромышленной продукции представлен в большей степени организациями с государственным участием.

Развитие туристско-рекреационного направления определено как одно из основных приоритетных направлений социально-экономического развития автономного округа. Отмечен возрастающий спрос потенциальных туристов к туристическим предложениям на внутреннем рынке. Спрос со стороны населения к внутреннему туризму обеспечил формирование новых предложений от турпредприятий Югры. Количество организаций, оказывающих туристские услуги, в 2015 году составило 85 единиц, в 2016 году - 91 единицу. Приток квалифицированных специалистов в отрасль туризма обеспечивает Югорский государственный университет, выпускающий специалистов по сервису и туризму. При этом в автономном округе недостаточно активно идет процесс создания инновационного предпринимательства и площадок новаторского экспериментирования для развития туристско-рекреационного комплекса. Рынок туристских услуг имеет предпосылки стать одной из важнейших составляющих социально-экономического развития Югры, но в настоящее время развитие туризма ограничено, в том числе стоимостью пассажирских перевозок, отдаленностью и труднодоступностью населенных пунктов. Для успешного развития рынка туристских услуг необходимо более активное развитие событийных составляющих, инновационного туризма (гастрономического, экологического, этнографического), стимулирующего уже развитый в автономном округе деловой туризм.

Развитие конкуренции на рынке  жилищно-коммунальных услуг обусловлено необходимостью создания условий для повышения качества предоставляемых населению услуг, в том числе путем увеличения инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального сектора для представителей бизнес сообщества в целях снижения доли ветхих систем коммунальной инфраструктуры.

Развитие рынка услуг розничной торговли обусловлено необходимостью повышения физической и экономической доступности товаров. В Югре деятельность по организации розничной торговли осуществляется с использованием 6607 стационарных торговых объектов, торговой площадью более 1,6 млн. кв. м, что в расчете на 1000 жителей составляет 1009 кв. м - 179% в сравнении с нормативом минимальной обеспеченности населения, в том числе 364 кв. м на 1000 жителей (211% норматива) - объектами, реализующими продовольственные товары, и 646 кв. м на 1000 жителей (165% норматива) - объектами, реализующими непродовольственные товары. Фактическая обеспеченность выше норматива более чем в 2,5 раза в городах Сургут, Радужный, Нягань, Югорск и в Советском районе. Ниже нормативной обеспеченность в городе Когалыме - 68%, районах Ханты-Мансийском - 85% и Нефтеюганском - 88%. Низкий показатель обусловлен недостаточным количеством объектов, реализующих непродовольственные товары. Значительная доля торговой площади автономного округа сосредоточена в двух городах: 41 % в Сургуте (где проживает 21 % населения автономного округа), 12 % в Нижневартовске (17 % населения)[4].

Таблица 1-Целевые показатели развития приоритетных рынков товаров и услуг в Югре на 2016-2018 года.[4]

N п.п.

Наименование контрольного (целевого) показателя

Ед. изм.

Факт 2016

План 2016

2017

2018

1

2

3

4

5

6

7

1

Рынок лесопромышленной продукции

1.1

Доля лесопромышленной продукции субъектами малого предпринимательства в общем объеме продукции

процент

21,4

9,7

10,0

10,5

2

Рынок услуг розничной торговли

2.1

Доля оборота розничной торговли, осуществляемой на розничных рынках и ярмарках

процент

3,0

3

3

3

2.2

Доля современных форматов торговли (от 400 кв. м) в площади торговых объектов

процент

70

73

75

77

3

Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства

3.1

Доля управляющих организаций, получивших лицензии на осуществление деятельности

процент

100

100

100

100

3.2

Доля объектов ЖКХ, осуществляющих неэффективное управление, переданных частным операторам

процент

30

30

50

80

 

Целевые показатели планируется достичь по средствам развития конкуренции среди предприятий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. С этой целью проводится ряд мероприятий.

В 2016 году проведена I Региональная конференция предпринимателей Югры «Малый бизнес Югры: новые возможности», основной целью которой является выработка предложений по развитию малого и среднего предпринимательства, повышение его роли в социально-экономическом развитии автономного округа, а также устранение административных барьеров, экономических ограничений. В работе Конференции приняли участие более 350 человек - представителей предприятий малого и среднего бизнеса, бизнес-сообществ, нефтегазодобывающих компаний, общественных организаций, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней. Результатом работы Конференции стали предложения по развитию предпринимательства, повышение роли малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии автономного округа, снятию административных барьеров.[5]

В соответствии с Государственной программой в целях стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, ежегодно реализуются мероприятия с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно:

  • образовательные программы «Профориентационные курсы по основам предпринимательства», «Азбука бизнеса», «Факультет бизнеса», которые позволяют школьникам, студентами высших и средних учебных заведений понять основы предпринимательской деятельности, освоить имидж и роль предпринимателя в современном обществе;
  • конкурсы молодежных бизнес-проектов «Путь к успеху», которые способствуют выявлению творческих, интересных и финансово привлекательных идей молодых предпринимателей. Победители Конкурса получают грантовую поддержку в размере до 300 тыс. рублей; 
  • Слёт молодых предпринимателей Югры, который позволяет молодым предпринимателям обмениваться опытом и приобретать навыки ведения предпринимательской деятельности.

Также в соответствии с Государственной программой, Фондом поддержки предпринимательства Югры реализуется комплекс мер по развитию социального предпринимательства в Югре, в том числе путем реализации механизма поиска и отбора социальных инновационных проектов посредством – Школы социального предпринимательства, которая включает в себя два основных этапа вовлечение и обучение: информационные встречи, презентационные сессии, круглые столы, направленные на повышение интереса к реализации инновационных социальных проектов информирование об актуальных механизмах и мерах поддержки социального предпринимательства.

Департаментом экономического развития автономного округа разработан перечень мероприятий, которые будут проводится в течении  2017 года для субъектов малого и среднего предпринимательства Югры, при участии муниципальных образований автономного округа и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. К таким мероприятиям относится: консультации населения по формам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; выездные выставки-продажи сельхозпроизводителей района в крупные населенные пункты района; конкурс молодежных идей «Путь к успеху»; образовательная программа «Школа социального предпринимателя»; проведение круглого стола по теме «Меры государственной поддержки предпринимательства в автономном округе»; конкурс «Предпринимательство сегодня»[7].

Таким образом, весь комплекс реализуемых мер должен способствовать увеличению количества экономических субъектов, которые будут заниматься производством и предоставление товаров и услуг населению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Это приведет к развитию конкурентных отношений, симулированию фирм предлагать наиболее разнообразный, качественный и приемлемый для покупателей, по цене, товар.

Библиографический список:

1. Распоряжение правительство российской федерации от 5 сентября 2015 года N 1738-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» (с изменениями на 17 сентября 2016 года).
2. Аналитический отчет Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по результатам социологического исследования «Оценка состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (02.02.2017).
3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-фз (ред. От 03.07.2016) "О защите конкуренции".
4. Распоряжение правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 июля 2015 года n 387-рп «о перечне приоритетных и социально значимых рынков товаров и услуг, плане мероприятий ("дорожной карте") по содействию развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и признании утратившим силу распоряжения правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 июля 2014 года n 382-рп "о плане мероприятий ("дорожной карте") "Развитие конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"(в редакции распоряжений правительства ХМАО- Югры от 04.12.2015 n 713-рп, от 02.09.2016 n 485-рп, от 25.11.2016 n 625-рп) .
5. Доклад департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2016 год».
6. Отчет Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «о мероприятиях по реализации системных мер по развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 10.02.2017.
7. Перечень мероприятий, запланированных к проведению в 2017 году для субъектов малого и среднего предпринимательства Югры на территории Ханты – Мансийского автономного округа – Югры.




Рецензии:

8.10.2017, 10:50 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статью рекомендую опубликовать. в качестве совета - принята долгосрочная стратегия Югры. желательно ее как то отразить в тексте или в списке литературы

9.10.2017, 21:01 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Арасланова Р. К. и Синевой М. В. дан некоторый анализ состояния конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Обозначены основные задачи и мероприятия направленные на обеспечение конкуренции в региональном рынке товаров и услуг. Такое исследования может быть интересным для авторов из других регионов. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх