Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №50 (октябрь) 2017
Разделы: Философия
Размещена 10.10.2017.

ЭТНОСЕПАРАТИЗМ КАТАЛОНЦЕВ ИСПАНИИ

Адибекян Оганес Александрович

доктор философских наук, профессор

Московский автомобильно-дорожный институт-университет Филиал Северо-Кавказский в г. Лермонтове Ставропольского края России

профессор

Аннотация:
Недавний референдум, прошедший в Испанской Каталонии поддержал тему о сложностях существования многонациональных государств, показал дополнительный случай стремления «малой нации» к этнической независимости. В совокупности представших действий многое повторяется из исторического задела, но особенность та, что это произошло на территории Союза множества государств, в мирное там время. Этот случай достоин анализа, хотя влиянием прошлого на текущее уже не удивить.


Abstract:
The recent referendum held in Spanish Catalonia supported the issue of the complexities of the existence of multinational states, showed an additional case of the aspiration of a «small nation» to ethnic independence. In the totality of the actions presented, much is repeated from the historical background, but the peculiarity is that it happened on the territory of the Union of many states, at peace time there. This case is worthy of analysis, although the influence of the past on the current is no longer surprising.


Ключевые слова:
этнос; нация; многонациональные государств; уживчивость наций государств; этнический сепаратизм.

Keywords:
ethnos; nation; multinational states; cohesiveness of nations of states; ethnic separatism.


УДК 316.257

Введение. Человечество привыкло жить в режиме роста численности государств, а также обособления от них частей, если не всецелый распад. Поддерживают эту тенденцию их многонациональность, недовольство «малых наций», этнических диаспор неполной самоуправляемостью. Когда показалось, что все такое позади, каталонцы Испании стали показывать, что это не так. Сведения о событиях на Украине, в Сирии отодвинулись политическими сложностями в Испании. В этой связи предстает важность представлений специфики нынешнего случая сепаратистского движения в сопоставлении показаниями остальных государств.

Научно-ориентированные работы у Беловой К.А. [4], Тамарович А.Ю. [11], Фонсеки Н. де-Ж. [13]. Журналистские сведения у Даниленко Р. [6], Тюриной-Прутян Ав. [12], Миронова В. [9]. Но в указанных последних случаях не дался учет массы сходных действий в истории.

Объект рассмотрения – многонациональное государственное обустройство.

Предмет – состав отношений внутри государственных этносов-наций.

Задачи: выяснение специфики сепаратистского движения в Италии.

Методы исследования политико-философские.

Новизна темы - анализ сепаратистского движения в Италии с учетом состава важнейших сходных случаев в истории.

Ценность исследования в обогащении истории государств, а также политологии.

Ценность государств. Политическая история мира разделена по минимуму на 4 периода, в состав которых Испания попала не изначально. Первый период древний - до Y в. н.э. Испании здесь нет. Она во втором периоде, средневековом, что с Y-VI вв. н.э. Жизнь этого государства продолжилась в третьем периоде, исчисляемом с XY-XYI вв. до окончания I Мировой войны. Она держится и далее, представляя текущее время.

Образование Испании поддержало версию о том, что государств вначале не было, что они были созданы со временем и не все сразу. Им предшествовала первобытная жизнь с совместным трудом, уравнительным потреблением наработок, непрерывное перемещение по земле с поисками более доступной пищи (кочевничество). Все это с полигамией. К проведению общих собраний подошло влияние совета старейшин, военного вождя, жреца. При трудностях сопротивления болезням, малой продолжительности жизни, при высокой смертности людей рождаемость все же наращивала численность членов общин. Эти коллективы делились, оставаясь или рядом территориально, или же отдаляясь друг от друга даже с потерями из вида. В режиме такого обособления пошла наработка разных языков, отличий моральных, мировоззренческих вплоть до не осознания отдаленного родства друг с другом. Первые войны пошли ради захвата запасов пищи, пленных для принесения в жертву. Но это, если не подсказало, то поддержало государственное устройство. Все это исключить по территории нынешней Испании трудно.

Приходится считать, что сплочение в рамках государств подсказала не только потребность в постоянной армии, которую следовало всем вместе содержать. Рост численности совместно живущих людей ослаблял обязанность трудиться со всеми, как положено. Соблюдение наработанных моральных норм стало слабеть. Понадобилась строго наказывающая судебная система. Стало крепнуть и влиять желание личного потребления по результатам собственного труда. В связи с этим пошел переход к единоличной трудовой деятельности, началось превращение местами должников в рабов, имущественное расслоение общества, утверждение моногамии.

Но следует допускать и тревожные захватнические нападения бедняков на богачей с их превосходством в силе над личными охранниками. Вот еще для чего понадобились армия. Для содержания профессиональных военных, судей, сенаторов, администраторов, осуществления общественно значимых работ понадобился сбор налогов, а по ним сборщики этого и распорядители их использования. Распоряжаться составом собранных налогов легко далось монархам, труднее избранным народом законодателям, назначаемым ими администраторам. Италия стала складываться при усилении Римского цивитаса, подчинении ему окружающих княжеств (290 г.).

Выгода от использования собранных налогов, подсказывала мысль о наращивании численности налогоплательщиков, расширении территории государства. Со временем пришло желание иметь побольше и природных ресурсов (уголь, нефть, газ). Это приписываемо и политикам компактных государств на территории будущей Италии, соперничавших за верховенство на более крупной территории [8].

Варианты расширения государств. Греки показали, что первые государства возникали размером с город (πόλις). Но земледелие на окружающей территории обязало располагать дополнительными землями. Но как делить межгородские земли? Дался вариант объединения малогабаритных государств в крупные, но на равноправной основе. Здесь зародыш Федерации. Но, если соседи против этого из-за нежелания потерять свободу распоряжения собираемыми налогами, то силовое принуждение. Теперь не захват запасов пищи, скота, орудий труда, а налогообложение со своим использованием сбора.

Однако легче управлять дополнительными гражданами, когда у них тот, же самый язык. Труднее, если этнос другой, или другая нация. В этих трудных случаях потребовалась расквартировка на новых местах подразделений своей армии, сопротивление обретению побежденными автономии, исключение этносепаратистского движения, но не ассимиляции. Автономия приобреталась и терялась и каталонцами. У сбора налогов на дополнительных территориях появилось оригинальное оправдание: кого стерегут, тем и кормить сторожей.

Предстали расширения государств не только за счет прилегающих земель, но и отдаленных. К России добавилась Сибирь, что рядом, а к Великобритании - Австралия, что далеко (колония). Не исключилась продажа-купля земель, чем угодила России США (Аляска, 1867 г.). Великобритания отдала острова Гельцголанд Германии. Были и возвраты. Гонконг (Сянган) был возвращен Китаю, Индия уступила часть занимаемых земель Бутану. Если рядом земель нет, то наращивание водных берегов в пользу увеличения площади суши, лишь бы быть у моря (Нидерланды, Сингапур).

Колонизация. Технический прогресс в европейских государствах усилил потребность в природных ценностях в составе пахотной земли, лесов, руды, нефти, газа. Такие ископаемые были замечены на отдаленных землях Северной и Южной Америки, Австралии, где проживали первобытные общины. Подсказки местным жителям целесообразности их государственного обустройства для того, чтобы наладились двухсторонние выгодные торговые отношения, оказывались бесполезными. Пришлось вторгаться, создавать государственную систему самим, но зависимую от себя. Выигрыш цивилизации был в подводе к государственному устройству дополнительной численности аборигенов. Но польза от этого у метрополий оказывалась завидно выше той, что доставалась коренному населению освоенных земель.

Испания наработала колонии в Европе, Америке, Африке, Азии и Океании (с XV в.). Она ликвидировала империи Ацтеков и Инков, создала колонии на Гуаме, на Филиппинах (XVI в.). Испанская империя охватила Нидерланды, Люксембург, Бельгию. Испанский язык стал главным в употреблении в 20 странах мира. Расширительный «аппетит» был погашен оккупацией Испании Наполеоном Бонапартом (1808 г.) [8]. Но нынешнее столкновение каталонцев и испанцев не вызвано дележом завоеванных территорий между собой.

Наращивание численности колоний территориально расширяло государства, но не увеличивало их численность. Взлет этой численности произошел после решимости ООН, исключить колонии (1960 г. [7]). До этого и после него промышленное освоение отдаленных территорий вело к переезду туда эмигрантов из разных стран вдобавок к перевозу туда африканцев, индусов в качестве рабочей силы.

Многонациональность государств. По представлениям одних социальных философов создатели первых государств «этносы» (греч. ἔθνος - народ), а это творчество сделало их «нациями» (лат. natio - племя, народ). В других подходах «этнос» и «нация» одно и то же при главенстве общего языка, обычаев, моральных норм, почитания предков. Многонациональность государства редко определялась договоренностью лидеров разных наций создавать общее, неоднонациональное государство. Когда это не давалось, то главная позиция доставалась нации с большим числом членов, с более крупной армией, инициатору объединения. Ей доставалась официальная или неофициальная позиция «титульности», а противоположной нации, противоположным - «малой нации». Но давались и «этнические диаспоры», у которых где-то было родное государство [2]. Политическая спаянность граждан легче давалась однонациональным государствам, которые стали отходить, чем многонациональным, которые стали наступать. Испания оказалась государством многоэтническим.

Добровольные объединения. Их не много, но представшие показали этническую близость. Грузинские княжества (Картли и Кахети) удостоились протектората России (1783 г.). С этим они стали регионами России (1801 г.). Сыграли роль совпадение религий, недовольство турками. Тува добровольно вошла в состав СССР (1944 г.). Сиккима вступила в состав Индии (1975 г.). Образовали совместно Танзанию Танганьика и Занзибар (1975 г.). В Азии слились Йеменская Арабская Республика и Демократическая Республика Йемен (1990 г.) без сложностей. Каталонцам было с кем объединяться и, какой союз исключать.

Факторы этносообразительного обособления. Как показали многочисленные публикации, совместная жизнь в едином государстве лиц разной национальности предстала как дружелюбной, так и трудно сговорчивой. Но настрой на обособление скорее далось «малым нациям», нежели «титульным». Недовольств «малых наций» определилось не мало:

- завоевательным включением себя в другое государство;

- конституционным не объявлением равенства в правах граждан независимо от их национальности;

- сопротивляемостью власти предоставлять автономию;

- выгодой «титульной» наций от своего определения использования государственного бюджета;

- преимущественной выгодой «титульной» нации использования природных ценностей своей территории;

- препятствиями «малой» нации, этнодиаспоре, использовать родной язык, поддержкой ассимиляции;

- перегрузкой освоением языка «титульной» в республике нации, необходимостью получения образования только на неродном языке;

- трудностями занятия административных должностей по своей территории лицами своей национальности.

Все указанное обогащалось различиями религиозных взглядов, влияющими на обычаи, которым следовало вписываться в общее государственное законодательство. Каталонцы не ушли от влияния таких факторов.

Настрой на обособление «малой» нации во многом определялся вариантом попадания ее в многонациональное государство. Прочность связи давалась добровольностью объединения. Особая ценность была у Федерации. Хуже оказывалось при завоеваниях. Но, если после покорения нация-завоеватель поднимала образованность, техническую оснащенность, культуру побежденных, как это сделала Россия, как минимум на территории Кавказа, то сепаратизм не давался. Немалое число отсталых в прошлом этносов России стали уходить от неграмотности, пользоваться письменностью на родном языке.

Настрой «малой нации» на собственное распоряжение природными богатствами своей территории сомнений не вызывает. Но не менее решительный фактор - настрой элиты «малой» нации на собственное распоряжение собираемыми со своей территории налогами при возможности извлечения личной выгоды. Указанная выгода дается через госзакупки, госзаказы, взяточный вариант распределении нижестоящих административных должностей. Лишь бы настроить собственный народ на поддержку себя на выборах, при референдуме, чтобы не обращаться к использованию силы. Но распад СССР (Беловежское соглашение, 08.12.1991 г.) приведенными концепциями объяснять нелегко. Приходится учитывать и внегосударственные факторы обособления, подталкивания к распаду, которые на Западе скрывали.

Синергетическое преимущество крупного многонационального государства. Территориально крупному государству при сочетании с этим большей численности граждан легче дается обеспечение обороны как затратами на это дело, так и призывом в армию. Легче дается использование пахотных земель, лесов, руды, нефти, газа, строительных материалов, водяных источников и др., нужных для производства. Легче совместные действия разных фирм. Польза дается отсутствием границ, легкостью распространения товаров. Легче устройство на учебу в другом городе, трудоустраиваться там, запускать предпринимательство.

Но польза от объединения давалась членам «титульной» нации и «малых» наций в равной мере не всегда. Беспокоили трудности освоения языка «титульной нации», чтобы получить образование, делать политическую карьеру, соперничать с лицами «титульной» нации по занятию административных постов своего региона. Если за рубежом есть свои иноязычники, то свободное с ними общение давалось не всегда.

Военный фактор распада государств. Еще до I Мировой войны успело распасться немалое число крупных государств. Не осталось в рамках расширенной территории Римское государство (460 г.). Западные территории стали отходить (476 г.). Были потеряны и восточные земли (1453 г.). Умело постарались турки-османы. Но империя этих победителей тоже распалась (1683 г.)

Совместно напавшие государства могли завоеванную землю делить между собой. Оригинально предстало поражение Германии во II Мировой войне. Чтобы подавленная агрессия не повторилась, антигитлеровская коалиция в состав 4-х стран разделила побежденную страну на такое же число зон, даже столицу республики (Берлин). Подконтрольная СССР территория стала «Демократической республикой Германии», а остальные части вместе предстали «Федеративной республикой Германии». Но не стало вечного запрета на исключение этой двойственности. В 1991 г. ГДР и ФРГ объединились. Раз это случилось с подходом распада СССР, при влиянии этого процесса, то этот распад должен был поддерживаться немцами.

Иначе пока у корейцев. Там соперничество сторонников социалистического и капиталистического систем дали пару в составе «Северной Кореи» и «Южной Кореи» (1945 г.). Ныне, без страха запугивает США запусками военно- космических ракет «Северная Корея». Россия не в состоянии безоговорочно поддерживать Корею «Северную». Эта страна, во-первых, не вернулась к капитализму, что дало бы больше родства. А во-вторых, нужно исключить III Мировой войну решимостью США.

Югославия (СФРЮ) с признаками сочетания социализма с присущим капитализму акционерным вариантом группового труда распалась на 7 самостоятельных образований: Боснию, Герцеговину, Македонию, Сербию, Словению, Хорватию и Черногорию (1991 г.). Косовские албанцы пожелали независимости и, благодаря помощи США, этого добились этого (17.02.2008 г.). Но независимо от здешних событий Чехословакия раскололась на Чехию и Словакию (01.01.1993 г.) с обособлением частей прежнего названия.

Этнический фактор потери территории. Если «малая нация» как-то недовольна своей позицией в многонациональном государстве, отношением к себе «титульной» нации, она настраивается на обособление. Вначале борются за получение автономии. Но допущения возможности последующего обособления это не дают. Но тогда вероятность гражданской войны, что легче при содействии заинтересованных стран.

После завершения II Мировой войны стали независимыми государствами Вьетнам и Индонезия (1946 г.), Филиппины (1946 г.), Израиль, Индия и Пакистан (1947 г.), Ливия (1951 г.). После этого прибавились 16 государств. Дался суверенитет Намибии (1990 г.), Федеративным штатам Микронезии (1991 г.), Республике Маршалловы острова (1991 г.), Андорре (1993 г.), Восточному Тимору (2002 г.). Но все это не связано с распадом СССР. На постсоветском пространстве гражданская война в Нагорном Карабахе (1992-1994 гг.), вооруженный ответ на силовые действия власти в Грузии в Абхазии и Южной Осетии (2008 г.). То же случилось и в Приднестровье, где русскоязычные граждане не захотели ущемления себя украинцами (1992 г.). Но этим Украина не отделалась. Восточные регионы республики (Донбасс, Донецк, Луганск) настроились на большую политико-управленческую самостоятельность без исключения обособления по примеру Крыма.

Обособилась в 1993 г. от Эфиопии Эритрея. В следующем 1994 г. вышла из Микронезии объявившаяся республикой Палау. Только в 1992-1993 гг. численность государств увеличилась с 173-х до 193-х. на 20 единиц. Как выходит, всего этого для хорватов Испании этого мало. Нынешний подсчет признанных и непризнанных государств дал 257. Но наций более 2.000.

Внешняя помощь сепаратизму и распаду. Объединение государств, их расширение экспансиями тревожили соседей, не исключающих нападение на себя тоже. Поэтому определялись себе подобные с целью совместного сопротивления возможному нападению. Если Германия удостоилась поддержки запуска I экспансионистской Мировой войны Италии и Японии, а на СССР направила дополнительно войска Венгрии, Румынии, Словакии, Хорватии, Финляндии, то недовольные этим объединились в составе Великобритании, СССР, США, Франции вынужденно. Испании подошел нейтралитет.

После II Мировой войны, показавшей силу СССР, политикам США стало трудно обеспечивать свое верховенство в мире. Их подкупила идея роспуска этого Союза, раз он многонационален. Предстали вспомогательными факторами недовольства латвийцев, литовцев, эстонцев нахождением их республик при России с включенностью в состав СССР. С этим к указанным республикам присоединилась Грузия. В Молдавии не все посчитали честными, ввод Бессарабии и Северной Буковины в состав СССР для образования Молдавской республики (1940 г.). Предпочтение далось Румынии. Если поначалу казалось, что недовольство западных стран Россией в создании социалистического СССР, то после роспуска этого Союза, ухода от социализма враждебности стало больше.

Разбирательства распада СССР не увязывают это событие как следует с усложнением отношений между президентами СССР (Горбачевым М.С., с 15.03.1990 г.) и России (Ельцин Б.Н., с 12.06.1991 г.). Представление нужных перестроечных действий предстали у них с сильными отличиями. Ельцин Б.Н. не пожелал молчаливого подчинения вышестоящему президенту. Ведь он избран населением республики, а Горбачев М.С. - Верховным Советом СССР, что менее демократично. Чтобы он ему не мешал, его нужно было лишить занимаемой должности. Но для этого роспуск СССР. Это при том, что не было придано значения результатам референдума, проведенного Горбачевым М.С. (17.03.1991 г.) в пользу сохранения СССР, преобразования его в Федерацию.

Горбачев М.С. не высказывался о референдумах региональных, что досталось каталонцам. Он был того мнения, что такое осуществлять без разрешения центральной власти нельзя. Он не признал нужным учесть 150.000 подписей армян Нагорного Карабаха в пользу обособления этой территории от Азербайджанской ССР с подсоединением ее к Армянской ССР (20.02.1988 г.). Но каталонцы смогли бесстрашно провести нужный референдум.

Потери России из-за роспуска СССР. Многое из потерь от этого роспуска оказалось одинаковым для всех разошедшихся республик. Немалое число продукций выпускалось подходом разнообразного сырья, материалов, техники, сборочных узлов и т.д. на одно и то же предприятие, управляемое государственно- централизованно. Кто предпочел самостоятельность республик, он это расстроил, что привело к остановке производств, подаче безработных. Затруднилось получение высшего образования, как минимум для жителей республик Средней Азии. Здешние республики материально как-то поддерживались остальными, чем оказались недовольным на Прибалтике. После роспуска Союза началась иммиграция оттуда в Россию в поисках работы. Если раньше Россия могла с легкостью осваивать, использовать нефтяные месторождения Казахстана, то это далось иностранным компаниям. У США возник настрой на создание своих военных баз вокруг всей России.

Россия предстала для США страной слабой по сравнению с СССР. Властью США был взят курс на завоевание ведущей позиции в мире без страха перед повторением «холодной войны». Там не стало страха перед распадом Сирии, при настрое свергнуть неугодного себе избранного народом президента республики. В США неплохо содействовали Украине в целях ослабления России. Но там не угадали переподчинение Крыма России. Этому там не обрадовались, хотя стало возможным называть Российскую Федерацию «агрессором».

Сепаратистские подвижки в Великобритании Шотландии. Все описанное было результативно известно общественному сознанию жителей Великобритании с ее результативными вузами, выпуском книг, публикациями мемуаров политиков, превращением английского языка в международный. Это касается, в частности, жителей Шотландии, которые решились на выход из состава Великобритании.

Там в 2014 г. без сложностей, которые оказывались в других случаях, провели референдум о целесообразности отделения указанного региона. Это было сделано после длительных переговоров с центральным правительством. Но инициаторам этого мероприятия не повезло. Их поддержали только 45% проголосовавших. Это притом, что центральная власть была готова и к противоположному результату, на помехи не пошла. Хотя формально страна монархическая, демократию тут уважили. Трудно определить, такое подсказали им каталонцы, или это была независимая инициатива.

Решимость Каталонии. Состав представших причин настроя на обособление этого региона от Испанского государства представить нелегко из-за давности начал. История Каталонии исчисляется с 988 г. с сопротивления французским захватчикам, дислоцированным севернее. Успешность действий позволило создать графство Барселоны. Чтобы усилить свою обороноспособность, это образование вступило в королевство Арагон (1137 г.), добровольно, сохранив свою автономию и законы. Но Испания выросла из королевства Кастилия. Барселоне достались южные земли нынешних Франции, Италии, земли Андорры, Валенсии. Воздержания от расширения подвластной территории не было.

В 1640 г. была война каталонских крестьян («жнецов») за независимость от Испании. Восставшие проиграли схватку, автономию потеряли. В 1701-1714 гг. была война Римской империи (Карл VI Габсбург) с армией испанцев при нежелании испанизации считающихся своими территорий.

Каталонцы не сильно были довольны включенностью своей территории в состав объединительной Испании. Ее монархический режим не давал желаемой автономии. Повезло с гражданской войной (1871 г.). Но была потеря этого статуса. Запоздалое падение монархии (1931 г.) позволило восстановить автономию, создать территориальное правительство. Но диктатура Франко Ф. (1892-1975 гг.) не дала выгод. Многоязычие в стране не удостоились поддержки, признания. Автономия снова отошла. Каталонцам для повторного восстановления этой позиции пришлось ждать смерти этого диктатора. Но этого восстановления оказалось мало. Испания предстала в составе 17 провинций, но сепаратизм, наряду с Каталоний, дался и Стране Басков, Галисии [4]. Власть Каталонии приняла в 2013 г. «Декларацию о суверенитете» своей автономии. Каталонский язык юридически был признан обще территориальным. Но это не подошло для центральной власти, власти Испании.

Экономический фактор. Может показаться, что Каталонский регион был экономически отсталым, и обособление предстало средством поддержки своего экономического роста. Но это заблуждение. Каталонцы, составляя 14,3% всего населения Испании, располагают 50% всей индустрии королевства. ВВП этого региона составил 20% величины всего государства, что больше доли населения региона в составе всех граждан страны. Только туристический бизнес дает 20% величины ВВП этой территории.

Мировой экономический кризис (2008 г.) не сильно обеднил каталонцев. Недовольств уровнем производства, уровнем обустройства жизни не было. Но не захотелось поддержки жизненного уровня отстающих в этом испанцев своими усилиями. Вот тут важная причина сепаратизма. Она совпадает с нежеланием латвийцев, литовцев, эстонцев поддерживать жизненный уровень советских республик средней Азии [3]. Этому фактору Белова К.А. [4], Орлов А. [10], Фонсека Н. де Ж. [13] не придали значения, увлеклись языковым фактором.

Когда в Каталонии решились на проведение сепаратистского референдума, Конгресс депутатов республики отказал проведению этого мероприятия (11.2014 г.) [6]. Ссылка была на необходимость опроса только всего населения государства. Это не успокоило инициаторов. 09.11.2015 г. региональная власть этой автономии приняла резолюцию с настроем на «обретение независимости от Мадрида», что, то же самое обособление. Для этого создание нового независимого правительства, принятие своей Конституции. Но действующая власть не осталась равнодушной. Было обращение в Конституционный суд, а он отказал каталонцам. Но проигравшие объявили, что будут действовать в начатом направлении и дальше.

В такой обстановке 01.10.2017 г. и был проведен очередной референдум об обособлении Каталонии. Поддержали обособление 90% жителей региона, пришедших на голосование. Теперь ожидания создания и действий Государственной комиссии, которая посоветует правительству ответные действия. Приходится ждать, станет ли численность государств больше или нет?

Выводы:

- проведенный в Каталонии сепаратистский референдум переключил внимание общественности с событий на Украине, в Сирии на Испанию;

- события в королевстве мирные, демократические, без планирования силовых действий;

 за нынешними действиями сложное историческое прошлое, связанное с принижениями, потерями;

- среди вызовов решимости недовольство принижением ценности родного языка;

- но не менее важна экономическая поддержка своей территорией территорий слабых в этом отношении общего государства;

- результаты действий каталонцев непредсказуемы, раз в истории были противоположные исходы.

Библиографический список:

1. Адибекян О.А. Право наций на самоопределение при необходимости сохранения целостности государственной территории. Электронный журнал Sci-frticle.ru. № 28 (декабрь) 2015. - С. 165 -171.
2. Адибекян О.А. «Титульные» и «малые» нации, этнодиаспоры. Электронный журнал Sci-frticle.ru. № 21 (май) 2015. - С. 124-131.
3. Атмачев А.Л. Трансформация экономического и социального развития в странах с переходной экономикой. - п. Кабардинка, 2000. – 103 с.
4. Белова К.А. Особенности развития сепаратизма в Испании на примере Страны Басков, Каталонии и Галисии. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. ист. н. – М., 2004. - 24 с.
5. Волкова Г.И. Баскский терроризм и политика регионального автономизма в Испании // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2002, № 2. - С. 93-97.
6. Даниленко Н. Свободолюбивая Каталония: независимость или обман? [Электронный ресурс] URL // Нttp://fb.ru/article/226554/svobodolyubivaya-kataloniya-nezavisimost-ili-obman (27.01.2016) (дата обращения 11.09.2016).
7. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Генеральная Ассамблея ООН. 1960.
8. Испанская империя // https://ru.wikipedia.org/wiki. (дата обращения 15.10.2016).
9. Миронов В. Побег из Испании: как каталонцы веками борются за независимость [Электронный ресурс] URL // Нttps://russian.rt.com/nopolitics/article/432783-istoriya-nezavisimost-katalonia. (22.08.2017 г.) (дата обращения 11.09.2017).
10. Орлов А. Национализм Каталонии - фактор риска для Испании // Обозреватель. Observer. - 2010. № 11. - С. 108-120.
11. Тамарович А.Ю. Движение за независимость Каталонии: причины и предпосылки сепаратизма // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». - 2013. № 2 (11). Ч. 2. - С. 148-156.
12. Тюрина-Прутян Ав. Каталония отделяется от Испании // Почему Каталония отделяется от Испании? [Электронный ресурс] URL // Нttp://fb.ru/article/229746/pochemu-kataloniya-otdelyaetsya-ot-ispanii. (12.02.2016) (дата обращения 11.09.2017).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх