Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №50 (октябрь) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 18.10.2017. Последняя правка: 17.10.2017.
Просмотров - 2526

ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Гревцова Светлана Михайловна

ГОВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

студент-магистр

Пальцун Ирина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры контроля и анализа хозяйственной деятельности, ГОВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк


Аннотация:
статья посвящена анализу сущности организационно-информационного обеспечения государственного аудита эффективности, а также определению перспектив его широкого использования в практике финансового государственного контроля.


Abstract:
The article is devoted to the analysis of the essence of organizational and information support of state performance audit, as well as to the definition of the prospects for its wide use in the practice of financial state control.


Ключевые слова:
государственный финансовый контроль; аудит эффективности; бюджетные средства; эффективное использование; организационное обеспечение; информационное обеспечение.

Keywords:
state financial control; efficiency audit; budgetary funds; effective use; organizational support; information support.


УДК 336.148

Постановка проблемы. Эффективное использование бюджетных средств является одной из важных проблем исполнения бюджета во многих странах мира. В свете этого, государственный аудит эффективности использования бюджетных средств в последнее время остается основным и приоритетным направлением совершенствования государственной финансовой политики. Анализ зарубежного опыта показывает, что высокоорганизованная и конституционно закрепленная система государственного аудита эффективности является основой эффективного управления государственными финансовыми ресурсами для любой развитой страны. В связи с этим, государственный аудит эффективности требует усовершенствования и упорядочения его методического, организационного и информационного обеспечения.

В контексте вышеизложенного, исследование сути организационно-информационного обеспечения, особенно в условиях современного роста объемов информации, для качественного выполнения аудита эффективности в аспекте его организации и методики, является актуальным.

Анализ последних достижений и публикаций. Проблемами организационно-информационного обеспечения аудита эффективности занимались разные ученые, такие как: Петрик Е.А., Харламова Е.В., Белуха Н.Т., Рудницкий В.С., Бутинец Ф.Ф., Гордиенко Н.И., Шеремет А.Д., Суйц В.П., Кармайкл Д.Р., Бенис М., Адамс Р., Аренс А., Лоббек Дж. и другие.

Исследование этих ученых преимущественно касаются изучения теоретических и методологических положений аудита эффективности, основанных на международных стандартах и требованиях, однако вопросы организационно-информационного обеспечения аудита эффективности освещаются ими не в полном объеме.

Целью статьи является освещение проблем методологии и организации в части вопросов информационного обеспечения государственного аудита эффективности.

Организация и методика проведения государственного аудита эффективности являются возможными благодаря надлежащему информационному обеспечению аудитора о деятельности органов государственной власти и получателей государственных средств.

Информацией в контексте проведения аудита следует считать совокупность различных документов о состоянии объектов аудита, а также их содержание. Под информационным обеспечением государственного аудита эффективности можно понимать упорядоченную определенным образом совокупность информации, которая формируется и используется на разных стадиях процесса аудита.

Изложение основного материала. Аудит эффективности – это форма государственного финансового контроля, который осуществляется уполномоченным органом в лице государственного аудитора на законных основаниях с использованием комплекса контрольно-аналитических мероприятий. Этот контроль направлен на определение степени достижения цели бюджетной программы, эффективности принимаемых управленческих решений, экономичности использованных ресурсов распорядителями бюджетных средств, установления факторов влияния на результат и разработку рекомендаций по снижению их негативного влияния на будущее [5].

Появление аудита эффективности как нового вида контроля была зафиксирована в «Лимской декларации руководящих принципов контроля», принятой в 1977 году IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI). В ней подчеркнуто, что в дополнение к неоспоримо важному финансовому аудиту, существует и иной вид контроля, который направлен на проверку эффективности и качества расходования государственных средств. Такой контроль включает не только специфические аспекты управления, но и некоторую управленческую деятельность, в частности административную и организационную системы.

Возникновение аудита эффективности в системе государственного контроля обусловлено необходимостью контролировать не только целевой характер государственных расходов, но и их финансовые, учетные и аналитические аспекты, а также оценивать их результативность.

Аудит эффективности – это достаточно сложный инструмент контроля, который содержит следующие основные функции:

1) оценка достижения целей бюджетной программы, что позволяет оценить результативность расходования государственных средств;

2) анализ рациональности принятого управленческого решения, что включает в себя рассмотрение возможных альтернатив и корректность выбора приоритета бюджетных расходов;

3) контроль за целевым назначением и структурным соответствием доходных и расходных статей бюджетной программы;

4) установление степени эффективности использования материальных и нематериальных ресурсов, задействованных на выполнение бюджетной программы;

5) контроль рациональности использования трудовых ресурсов и оценку производительности их труда;

6) оценка влияния результатов выполнения бюджетной программы на финансовые потоки государства;

7) определение социального эффекта от выполнения бюджетной программы;

8) выявление резервов повышения эффективности выполнения бюджетной программы (например, разработка механизмов предупреждения нерациональных, расходов, снижение себестоимости, максимизация результата и т.д.);

9) разработка вариантов оптимизации системы управления финансово-хозяйственной деятельности субъектов для дальнейшего выполнения бюджетной программы;

10) разработка предложений по ликвидации отклонений и совершенствования процесса выполнения бюджетной программы.

Аудит эффективности использования ресурсов в общей постановке проблем представляет собой информационно-прозрачную и достоверную проверку деятельности экономических субъектов в области использования различного вида средств. Его особой разновидностью является аудит эффективности расходования средств государственного бюджета, ориентированный на активизацию контроля за бюджетным процессом не только на стадии распределения, но и этапе доведения государственных средств до их фактических потребителей. Данный аудит также включает оценку эффективности, целесообразности и результативности бюджетных расходов. Таким образом обеспечивается контроль за принятием экономических решений с точки зрения их результативности.

Организация аудита эффективности осуществляется путем анализа:

1) нормативно-правовых актов, расчетов и обоснований, методических документов, изданий и публикаций по направлению деятельности в бюджетной программе, в отношении которой проводится данный аудит;

2) результатов, ранее полученных уполномоченными органами в результате проведения контрольных мероприятий;

3) показателей оперативной, финансовой и статистической отчетности;

4) данных сравнения фактически достигнутых результативных показателей выполнения бюджетных программ с запланированными в динамике за несколько лет;

5) данных сравнения с отечественным и зарубежным опытом по направлению деятельности в бюджетной программе, в отношении которого проводится аудит эффективности и т.д.;

6) данных интервьюирования, анкетирования, опросов граждан и сбора информации от юридических лиц [9].

Следует отметить, что для эффективной организации и выбора правильной методики аудита необходима качественная информационная база. Для получения объективных результатов аудита информационное обеспечение должно формироваться с соблюдением принципов целостности информации, её адекватности, гибкости, адаптивности, стандартизации и унификации, а также возможности сопоставления и проверки созданных баз данных.

Задачей информационного обеспечения аудита эффективности является информирование участников аудиторского процесса о состоянии и функционирования подконтрольного объекта.

Профессор Белуха Н. Т. предложил разделение информационного обеспечения по профессиональной коммуникации на:

1) рабочее;

2) информационное прямое;

3) информационное косвенное;

4) опосредованное.

В зависимости от степени познавательности информацию разделяют на новую, которая отражает новизну предложенного решения и релевантную, которая существовала ранее в аналогичных информационных системах. Исходя из содержания информационного обеспечения существует возможность разделения на законодательную, планово-нормативную, справочную, договорную, технологическую, организационно-управленческую, фактографическую [2].

По периоду формирования информации об объектах контроля экономическую информацию можно разделить на оперативную (которая используется при контроле объектов аудита на момент совершения хозяйственных операций), текущую (которую используют после завершения хозяйственных операций в отчётном периоде) и прогнозная (характеризующая объекты аудиторского контроля в перспективе).

В зависимости от процесса обработки информации профессор Белуха Н.Т. рассматривает разделение на:

  1. первичную, которая характеризует объект контроля;
  2. вторичную, которая формируется в процессе обработки;
  3. промежуточную, которая группируется в накопительных ведомостях;
  4. результативную, систематизированная по статьям калькуляции после окончания отчётного периода.

На мой взгляд, данная классификация является усложнённой – если объединить вторичную и промежуточную, то получим таким образом более простое и, соответственно, логически понятное разделение информации на первичную, промежуточную и итоговую.

Основными источниками законодательной информации являются постановления и законы, регулирующие вопросы хозяйственной деятельности субъектов аудиторского контроля. Так же к источникам законодательного информационного обеспечения относят законодательные акты по гражданскому, трудовому и административному праву.

Объективной и надежной является информация бухгалтерского учета по объектам проверки различных видов учета и отчетности, а именно: информация бухгалтерского, управленческого, налогового и статистического учетов.

Таким образом, среди основных информационных систем обеспечения аудита эффективности можно выделить следующие два вида систем:

1) внешние информационные системы: системы законодательных и нормативных документов, включая информационные системы на базе информационных технологий;

2) внутренние информационные системы: системы внутренних нормативных документов предприятия, системы бухгалтерского учета и отчетности, автоматизированные системы обработки информации, маркетинговая информационная база.

Выводы. Государственный аудит эффективности использования бюджетных средств важнейшая ветвь государственного финансового контроля. Поэтому усовершенствование и упорядочение организационно-информационного обеспечения государственного аудита эффективности будут способствовать значительно эффективному распределению и расходованию государственных финансов.

Библиографический список:

1. Рудницький В.С. Методологія і організація аудиту. – Тернопіль, 1998.
2. Білуха М.Т. Курс аудиту: Підручник. – К., 1998.
3. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 448 с. — (Высшее образование).
4. Кармайкл Д.Р., Бенис М. Стандарты и нормы аудиту. – М., 1995.
5. Чумаченко М., Білоусова І. Економічна робота на підприємстві та П(С)БО 16 «Витрати» // Бухгалтерський облік і аудит. - 2007. - №3.
5. Федченко Т.В. Современные проблемы государственного аудита: тексты лекций для студентов направления подготовки «Государственный аудит» профиль Государственный аудит, Учет и аудит, образовательный уровень «магистратура» очной и заочной форм обучения [Электронный ресурс] / Т.В. Федченко. – Донецк : ДонНУЭТ, 2017. – 65 с.
6. Федченко Т.В. Аудит эффективности: тексты лекций для студентов направления подготовки «Государственный аудит» профиль Государственный аудит, образовательный уровень «магистратура» очной и заочной форм обучения [Электронный ресурс] / Т.В. Федченко. – Донецк : ДонНУЭТ, 2017. – 59 с.
7. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит / Под ред. Я.В. Соколова. – М., 1995.
8. О.Хаблюк. Суть аудиту ефективності та зарубіжний досвід його становлення / О.Хаблюк, Л.Будник // Галицький економічний вісник. — 2013. — №4(43). — с.151-158 - (фінансово-обліково- аналітичні аспекти). [Электронный ресурс] - Режим доступа: file:///D:/~Profile~/Downloads/gev_2013_4_24.pdf
9. Коновалов Л. С. Организационно-правовое обеспечение аудита эффективности бюджетных программ в Украине. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kbuapa.kharkov.ua/e-book/db/2012-2/doc/2/03.pdf




Рецензии:

18.10.2017, 16:38 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: в статье изложены разные взгляды на проблему. она может представлять интерес для молодого поколения. ее можно опубликовать. в качестве совета не надо делать сноски на учебники. лучше использовать научные журналы и научные монографии.

19.10.2017 9:09 Ответ на рецензию автора Гревцова Светлана Михайловна:
Спасибо большое. В следующих публикациях обязательно учту Вас совет.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх