Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Управление и организация
Размещена 30.10.2017.

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ В РАМКАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Воронович Анастасия Александровна

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Студент

Крист Илья Владимирович, студент Кафедры комплексной информационной безопасности электронно-вычислительных систем; Глухарева Светлана Владимировна, старший преподаватель Кафедры комплексной информационной безопасности электронно-вычислительных систем


Аннотация:
В статье анализируются ключевые компетенции руководителя в рамках обеспечения кадровой безопасности предприятия. В статье рассматриваются основные аспекты проблемы определения компетенций руководителя. Представлено мнение о том, каким должен быть современный успешный руководитель предприятия.


Abstract:
The article analyzes the key competencies of the manager in the framework of ensuring the personnel safety of the enterprise. The article considers the main aspects of the problem of determining the manager's competences. An opinion is expressed about what a successful modern enterprise manager should be.


Ключевые слова:
руководитель; ключевые компетенции; методики для оценки ключевых компетенций; кадровая безопасность.

Keywords:
head; key competencies; methodologies for evaluating key competencies; personnel security.


УДК 005

Введение

В современное время ни одно предприятие не может обойтись без руководителя. Именно от действий руководителя зависит развитие компании, внутренняя атмосфера в коллективе, организация труда. Деятельность руководителя, как правило, строится на основе кадровой политики организации. Руководителю необходимо контролировать процесс подбора и отбора персонала, заниматься подготовкой кадров. Кроме этого, от руководителя зависит профессиональная адаптация работников.

Цель исследования – разработка системы определения ключевых компетенций руководителя в рамках кадровой безопасности предприятия.

Задачи исследования:

  1. Определение ключевых компетенций руководителя;
  2. Подбор методик для достоверной оценки ключевых компетенций руководителя в системе кадровой безопасности предприятия.

Новизна научных исследований состоит в комплексном подходе к определению ключевых компетенций руководителя в рамках кадровой безопасности предприятия.

Основная часть

Руководитель часто сталкивается с теми проблемами, что и специалист: недостаточная квалификация руководителя, отсутствие управленческого опыта, неумение презентовать себя, отсутствие гибкости, неумение делегировать полномочия и т.п. Для решения данных проблем, руководителю необходимо повышать уровень своих компетенций, путем личностного и профессионального развития. От личности руководителя зависит система кадровой безопасности предприятия.

Основной проблемой формирования ключевых компетенций руководителя является отсутствие разработанной системы оценки компетенций руководителя. Отдельно взятые методики оценки руководящих специалистов не позволяют в полной мере оценить психотип и профессионализм руководителя, ключевые компетенции, необходимые для осуществления успешной деятельности в области управления.

В рамках исследования по созданию системы кадровой безопасности предприятия к ключевым компетенциям руководителя были отнесены управленческие компетенции, делегирование, стрессоустойчивость, амбициозность, фактор успешности и т.п. К управленческим компетенциям относят компетенции, необходимые для осуществления им функций руководства: умение разрешать конфликты между сотрудниками, умение работать в команде, умение мотивировать работников, инициативность, целеустремленность и т.п. В связи с расширением объема управленческих задач у руководителя возникает необходимость в делегировании специалистам организации не только части работ, но и полномочий. Делегирование – это «передача руководителем часть своих служебных функций подчиненному без активного вмешательства в их действия» [3, с.203]. Однако руководитель остается ответственным за свои поручения. Немаловажным для руководителя является самообладание, т.е. умение спокойно реагировать на разного рода раздражители. Для этого руководителю необходимо обладать высоким уровнем стрессоустойчивости. «Сочетание личностных качеств, позволяющих переносить различные внешние воздействия без негативных последствий на личность и окружающих», называют стрессоустойчивостью [4]. В условиях современности присутствуют различные точки зрения на стрессоустойчивость руководителя. Так, например, А. П. Катунин рассматривает данный феномен (качество, черта, свойство) в основном «с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, как способность поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях» [4, с. 244]. Деятельность руководителя, как правило, протекает в условиях психологической нагрузки, ему необходимо обладать способностью противостоять отрицательным эмоциональным воздействиям. Сегодня успешному руководителю необходимо быть амбициозным, так как амбициозность широко реализуется в профессиональной деятельности. Амбиции – это «мотивы человека, фундаментом которых являются потребность в успехе» [5]. Руководитель, не обладающий амбициями, не способен достичь успеха в своей профессиональной деятельности и не может эффективно управлять развитием организации. Амбиции делятся на «адекватные и неадекватные (завышенные)» [1]. «Личность, имеющая адекватные амбиции, способна прислушиваться к мнению окружающих ее людей, умеет своевременно корректировать поставленные задачи» [1]. Термин «успех» имеет важное значение для любого человека, в том числе и руководителя. Если успех ничем не закреплен, то его вероятность будет мала, для этого успех завязывают на успешности. Успешность может быть социальной и профессиональной. К факторам профессиональной успешности О.Н. Аллин и Н.И. Сальникова относят:

  1. Внеличностные факторы (цели и средства трудовой деятельности, условия труда, корпоративная культура);
  2. Межличностные факторы (стиль руководства, уровень и характер конфликтности в организации, система обучения и взаимоподдержки);
  3. Внутриличностные факторы (свойства личности, знание, навыки и умения) [1].

В настоящее время, особую сложность представляет подбор методик для достоверной оценки ключевых компетенций руководителя в рамках кадровой безопасности. Для определения уровня стрессоустойчивости, амбициозности существуют различные методики, но в рамках системы кадровой безопасности они неэффективны. Так, Р.В. Куприянов и Ю.М. Кузьмина приводят методики психологической диагностики уровня стресса, оценки профессионального стресса, оценки стрессоустойчивости, выявления копинг-стратегий. При помощи метода «360 градусов» можно оценить такие компетенции, как амбициозность, лидерство, инициативность, способность к адаптации [2]. Данные методики не дают точных данных по выявленным компетенциям, не учитывают психологическое состояние испытуемого, его ценности, мотивирующие факторы и т.п. Кроме этого, отдельно взятые методики не показывают целостную картину и не учитывают уровень благонадежности претендента на ту или иную руководящую должность. Следовательно, данные методики не могут быть использованы в системе кадровой безопасности предприятия. Таким образом, нет методик определения точного уровня данных компетенций, поэтому ставится вопрос разработки комплексной системы оценки уровня владения компетенциями руководителя в рамках кадровой безопасности. Кроме психодиагностических методик, в данной системе предлагается использовать комплекс различных методов от биографического метода до профессиональный кейсов и ситуаций, тем самым это позволяет получить более достоверную и точную информацию о претенденте.

Заключение

От руководителя зависит система кадровой безопасности предприятия. Следовательно, в рамках данной системы руководителю необходимо обладать высоким уровнем благонадежности, который определяется на основе ключевых компетенций руководителя. К ключевым компетенциям руководителя относятся управленческие компетенции, делегирование, стрессоустойчивость, амбициозность и фактор успешности. Сочетание в себе вышеперечисленных компетенций определяет успешного и профессионального руководителя, который сможет создать и обеспечить систему кадровой безопасности предприятия.

Библиографический список:

1. Аллин О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. М: Генезис, 2005. С.248-249.
2. Гуревич А. М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб., 2006.
3. Камалетдинова А.Б. Управленческие компетенции руководителя как фактор создания конкурентного преимущества организации [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2010. №5. С.203-204 URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2010_5_1968.pdf (дата обращения 14.04.2016).
4. Катунин А.П. Стрессоуйстойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. 2012. №9. С. 243-246.
5. Немченко Г.А. Гордость или гордыня? [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/gordost-ili-gordynya (дата обращения 14.04.2016).




Рецензии:

13.11.2017, 9:43 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ В РАМКАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (Воронович Анастасия Александровна) НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (безусловно!) к публикации в разделе "Управление. Организация": 1) в статье отсутствует ссылки и источники наиболее известных психологических теорий / методологии управления (? странно). "Доработать" это невозможно, поскольку автор представляет завершенное (?) решение проблемы (причем формата "вопроса" - менее 10 страниц). 2) Система не может состоять из двух (?) элементов - предмета и методик, что показывает научную неосведомленность автора и в теории систем. 3) Заключение тоже вызывает сомнение. Например: "От руководителя зависит система кадровой безопасности предприятия" (это не аксиома!). И т.п.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх