Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 01.11.2017. Последняя правка: 31.10.2017.

Противодействие коррупционным рискам в таможенных органах России при электронном декларировании

Карих Сергей Николаевич

4 курс

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

студент, кафедра социальных технологий

Научный руководитель: Бояринова Ирина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»


Аннотация:
Аннотация: В статье рассмотрены коррупционные риски в таможенной деятельности при электронном декларировании товаров. Представлены различные мероприятия по противодействию коррупции, количество возбужденных уголовных дел связанных с коррупцией в таможенных органах. Найден путь решения проблемы коррупции, связанный со структурным изменением в Федеральной таможенной службе и усовершенствованием системы электронного декларирования.


Abstract:
Abstract: The article considers corruption risks in the customs activities in the electronic Declaration of goods. Presents various activities to combat corruption, the number of criminal cases related to corruption in the customs bodies. Found the solution to the problem of corruption associated with the structural change in the Federal customs service and the improvement of the system of electronic Declaration.


Ключевые слова:
Ключевые слова: коррупционные риски; таможенные органы; участники внешнеэкономической деятельности; информационные ресурсы; центр электронного декларирования.

Keywords:
Key words: corruption risks; customs bodies; participants of foreign economic activity; information resources; centre of electronic declaring.


 

УДК 339.543

   Введение.

Коррупция – пожалуй, одна из главных проблем современной России. Подобно некоему «паразиту», она проникла во все органы власти, неся с собой большую опасность для экономической и национальной безопасности государства. Существует множество программ, нормативно-правовых актов направленных на борьбу с этой проблемой. И в действительности они действуют эффективно, устанавливая ответственность за участие в коррупционной сделке, стимулируют людей к соблюдению законодательства. Но полностью избавиться от этого порока в настоящее время не представляется возможным.

Актуальность.

Актуальность данной тематики обусловлена проблемой, связанной с коррупционными проявлениями и недостаточным профилактическим эффектом от действий, направленных на предотвращения этих преступлений.

 Цель работы: выявить, как именно может возникнуть коррупционный риск при электронном декларировании и найти путь решения, который бы способствовал  минимизации коррупции.

Задачи работы:

- определить, насколько серьёзно проблема коррупции проявляется в деятельности таможенных органов;

-  рассмотреть список антикоррупционных мероприятий ФТС;

- показать, как именно будет действовать предлагаемое решение по минимизации рисков при электронном декларировании.

Материалы и методы.

В процессе написания статьи изучалась соответствующая литература, документация, анализировались коррупционные показатели.

Научная новизна.

Научная новизна данной статьи обусловлена введением структурного изменения в таможенных органах и усовершенствованием системы электронного декларирования путём создания единого ЦЭД.

 

Федеральная таможенная служба (ФТС) как орган исполнительной власти РФ, который является одним из основных в формировании государственного бюджета, на системной основе борется с коррупционными проявлениями. В связи с высоким уровнем коррупционного риска в её сфере деятельности предпринимаются различные мероприятия, по предотвращению коррупции. В частности к этим мероприятиям относят:

- мониторинг и выявление коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, в том числе внесение уточнений в перечень должностей государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками;

- оснащение техническими средствами, обеспечивающими предупреждение коррупции;  

- проведение совещаний (иных подобных мероприятий) с должностными лицами подведомственных организаций, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- организация взаимодействия с правоохранительными органами и иными государственными органами по вопросам противодействия коррупции;

- взаимодействие со средствами массовой информации и множество других мероприятий.

В структуре ФТС имеется специальное управление по противодействию коррупции, которое работает достаточно активно, но при этом, как показывает практика, ещё не достигнуто необходимого профилактического эффекта от её деятельности, так как количество уголовных дел коррупционной направленности не уменьшается и остаётся приблизительно на одном уровне (рисунок 1).

 

 Рисунок 1. Количество уголовных дел коррупционной направленности 

С учётом того, что необходимо повысить профилактический эффект от работы таможенных органов, создана комиссия по профилактики коррупционных проявлений на уровне центрального аппарата и на уровне региональных таможенных управлений (РТУ). Задача этой комиссии состоит в том, чтобы объединить усилия администрации, управления по противодействию коррупции, правоохранительного блока для эффективного противодействия этому преступлению.

Ключевым моментом хотелось бы выделить появление информационных и телекоммуникационных технологий, так как это напрямую связано с дальнейшим развитием ФТС, таможенных процедур, ускорением таможенных операций, и в конце концов с противодействием коррупционных явлений. Эти технологии особенно актуальны, в связи с тем, что таможенное дело России взяла 100% курс электронного оформления необходимых документов. В Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС) российской таможни на сегодняшний момент создано 85 программных продуктов, которые реализованы в 65 информационных системах. Одним из таких информационных ресурсов является «Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности», предназначенный для персонифицированного информационного взаимодействия участника внешнеэкономической деятельности с таможенными органами, то есть ведения диалога при оформлении декларации в режиме онлайн консультации. Участник ВЭД может формировать электронные документы, предоставлять их при декларировании товаров и (или) помещении их на склад временного хранения (СВХ). Кроме того, ещё одна задача, которую может решать этот кабинет – это прозрачность переговоров, прозрачность сделки, тем самым, создавая значительную преграду любым коррупционным возможностям. Но, не смотря на это, коррупционные риски в  таможенной деятельности остаются одними из приоритетных задач, решения которых еще полностью не выполнено. И в связи с этим хотелось бы рассмотреть ещё один немаловажный информационный ресурс – это центры электронного декларирования (ЦЭД).

Положение дел в таможенной сфере определяется двумя ключевыми «игроками»: таможня и участник внешнеэкономической деятельности. Поэтому технологии электронного документооборота являются основой во взаимодействии таможни и участников ВЭД. Развитие ЦЭД началось с того момента, когда в практику работы таможенных органов были внедрены  технологии удалённого выпуска. Центры электронного декларирования есть по всей территории РФ. Они концентрируют в себе основной декларационный массив, значительно сокращают сроки выпуска товаров, повышают качество совершения таможенных операций. Кроме большого количества положительных моментов этого ресурса, есть так же и существенный недостаток. Проблема в том, что каждый из таких центров электронного декларирования имеет свой адрес и это не избавляет от коррупционных рисков. При этом возможно некое содействие должностных лиц входе оформлений деклараций, в том числе «закрыть глаза» на стоимость, вес, страну происхождения товара и на многие другие моменты. Следовательно, целесообразным будет свести к нулю личный контакт участника ВЭД с таможенником - оформителем. Чтобы это осуществить, необходимо создать основной ЦЭД, у которого будет один электронный адрес. Ныне существующие центры электронного декларирования должны стать филиалами этого единого ЦЭД. При функционировании таких филиалов естественно нужно учитывать часовые пояса, компетенцию таможенных постов. Результатом этих преобразований станет то, что участник ВЭД, подавая таможенную декларацию в электронной форме, не будет знать в каком таможенном органе её будут оформлять и кто из должностных лиц таможни будет  это осуществлять. Параллельно с этим возрастёт количество участников ВЭД, которые будут относится к сектору с минимальным уровнем риска, а это приведёт к снижению административной нагрузки на бизнес.

Заключение и результат.

Таким образом, ключевым моментом в предотвращении коррупционных рисков, решение которых особенно  актуально в таможенной деятельности, является осуществление структурных изменений в ФТС, заключающиеся в разрыве личных взаимодействий между должностными лицами занимающимися оформлением декларации и участниками ВЭД подающих эту декларацию. В результате информация о товаре будет отправляться в единый центр декларирования с одним адресом, без привязки к конкретному таможенному органу, тем самым повысится профилактический эффект в борьбе с коррупцией.

Вывод: в процессе изучения данной статьи можно сделать вывод, что если более детально изучить каждый аспект деятельности таможенной службы, то вполне реально снизить коррупционные риски к нулю.

Библиографический список:



1. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 2575-р «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»
2. Каськов И. В., Цыганков А. Н., Штанько М. А. Борьба с коррупцией в таможенных органах: исторический опыт и современность [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 49-51.
3. Коварда В. В., Фомакина Е. Ю. Основные аспекты введения электронного таможенного декларирования товаров в России // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 592-594.
4. Останин В.А., Шаланина Н.А. Управление рисками при таможенном контроле товаров и транспортных средств: учебное пособие; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. — Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2011 — 140 с.








Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх