Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Правоведение, Юриспруденция
Размещена 04.11.2017. Последняя правка: 17.11.2017.

ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА КАК ОБЪЕКТА ПРЕВЕНТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СО СТОРОНЫ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Ищенко Иван Владимирович

Главное управление Национальной полиции в Одесской области

Начальник Управления превентивной деятельности

Научный руководитель: Веселов Николай Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминально-правовых дисциплин Национального университета Одесская юридическая академия


Аннотация:
Статья касается проблем становления ребенка как социальной личности, и влияния среды его пребывания (микросоциума) на модель поведения. Затрагивается тема возможных отклонений в его поведении, требующих превентивного воздействия со стороны органов публичного администрирования. На основе знаний психологии и деликтологии усовершенствована поведенческая модель ребенка, а также систематизированы сферы социальной среды жизнедеятельности несовершеннолетних, которые помогут определить направления деятельности субъектов ювенальной превенции.


Abstract:
The article deals with the problems of becoming a child as a social person, and the influence of the environment of his stay (microsocium) on the behavior model. The subject of possible deviations in his behavior is touched upon, which require preventive influence on the part of the public administration authorities. But the basis of the knowledge of psychology and delictology is improved behavioral model of the child, as well as systematized spheres of the social environment of the life of minors, which will help determine the direction of the subjects of juvenile prevention.


Ключевые слова:
девиантное поведение; деликтное поведение; психическое развитие; ребенок; социальное окружение; ювенальная превенция.

Keywords:
deviant behavior; tortious behavior; mental development; child; social environment; juvenile prevention.


УДК 342.95:159.922.[7+8]

Введение. Ребенок является объектом повышенного внимания со стороны семьи, общества, государства. Вследствие физической и психической незрелости человек до наступления совершеннолетия нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту с момента рождения. Авторы Конвенции ООН «О правах ребенка» (1989 года) вполне обоснованно считают, что основной ячейкой общества и естественной средой для взросления и благополучия детей является семья, где несовершеннолетним должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы такие лица могли полностью возложить на себя обязанности в рамках общества. Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе гуманистических идеалов, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности [9]. Впрочем, ни семья, ни общество не всегда способны создать соответствующие условия для развития и воспитания несовершеннолетнего члена социума.

Актуальность. Как отмечают разработчики проекта украинской Концепции превентивного воспитания детей и молодежи, проблема превентивности всегда была и есть приоритетной в системе психолого-педагогических, медицинских, правовых, социологических исследований в разных странах мира [10, с. 2]. В Украине, так же, как и в ряде других государств постсоветского пространства эта проблема приобретает особую остроту, поскольку формирование личности происходит в сложных социокультурных условиях экономических и политических противоречий, неуравновешенности социальных процессов, криминогенности общества. Поддерживая такую ​​позицию ученых, можно говорить, что деструктивное поведение детей является косвенным проявлением (следствием) тех социально-экономических процессов, которые происходят в стране и обществе. При этом, имея социально-психологические истоки, отклоняющееся от норм общества поведение ребенка приобретает характер правовой проблемы, и требует соответствующего механизма решения. Тем не менее, учитывая возрастные особенности несовершеннолетнего члена социума, в данном механизме должны преобладать, прежде всего, превентивные меры административно-правового характера.  

Цели, задачи, материалы и методы. Актуальность затронутой проблематики подчеркивается в работах ряда ученых в области педагогики и психологии: Р. И. Благуты, Л. С. Выготского, Е. В. Змановской, С. В. Кириленко, С. Н. Корецкого, Е. П. Кохановой, И. Ю. Кулагиной, В. М. Оржеховской, Е. В. Пасека, А. В. Петровского, О. П. Сергеенковой, Е. О. Смирновой, О. А. Столярчук, Л. А. Регуш, О. М. Хархан, а также юриспруденции: Н. А. Барановского, И. П. Васильковской, Н. Ю. Веселова, Б. М. Головкина, О. Є. Журавля, Я. М. Квитка, Ю. И. Ковальчука, Е. Ю. Колосовского, Д. В. Лактионова, Н. П. Легецкого, П. Ф. Пилипчука, С. Г. Поволоцкой, В. А. Скорика и других и практикующих специалистов.

Динамика роста и увеличение палитры девиантных отклонений среди детей разного возраста указывает не только на несовершенство их превентивного воспитания, но и на необходимость усовершенствования системы более радикальных мер превентивного (принудительного) характера. Впрочем, для этого нужно детально исследовать непосредственный объект такого воздействия. Исходя из этого, целью данной статьи является изучение поведения ребенка и влияния на него окружения, в котором происходит формирование его личности, как объекта превентивного воздействия со стороны органов публичного администрирования. К задачам исследования следует отнести анализ научных работ в области психологии, педагогики, деликтологии, социологии, которые помогут раскрыть возрастные особенности «нормального» и «отклоняющегося» поведения ребенка, а также влияние на него внешнего социального фактора.

В ходе написания статьи использована рациональная совокупность общенаучных и специальных методов, которые являются средствами научного поиска в арсенале гуманитарных, в том числе и юридических наук. Кроме этого, учитывая специфику объекта исследования, в статье использовалась система методов и процедур получения данных, включающая: теоретический анализ психологической и специальной литературы по исследуемой проблематике, систематизацию и обобщение полученной информации.

Научная новизна исследования заключается в том, что: 1) получило дальнейшее развитие модель фундаментальных вариантов социального поведения ребенка. Предложена систематизация поведения ребенка в контексте внимания предполагающегося превентивного воздействия со стороны органов публичного администрирования; 2) систематизировано социальное окружение ребенка, при этом, впервые предложено рассматривать информационное («виртуальное») окружение, как составную часть объекта ювенальной превенции.

Основной материал. Изучение нынешней ситуации указывает на неблагополучие в «детском мире». В частности, в детской среде наблюдается пренебрежение правовыми, нравственными, социальными нормами, снижение интереса к учебе и общественно полезному труду. Личность современного ребенка характеризует не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, цинизм, жестокость, проявления различных форм насилия и агрессии, грубое отношение к взрослым, низкий уровень эмоциональной привязанности к членам семьи, пропуск учебных занятий, отчуждение от школьной среды, но и происходящая институализация девиантного поведения. Такое «отклоняющееся» поведение детей и молодежи касается всех сфер социального функционирования и проявляется в насилии и агрессии, негативном отношении к окружению, неспособности прогнозировать результаты своего поведения, низких коммуникативных навыках.

Среди факторов, которые сегодня детерминируют асоциальное поведение детей, можно назвать: беспризорность и бесконтрольность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, попрошайничество, насилие в семье (социальные факторы); ухудшение соматически-психического состояния здоровья детей и молодежи (медицинские факторы); зависимость от азартных игр, компьютера и Интернета (психологические факторы); недостаточность и неэффективность правовой поддержки и защиты прав ребенка в сложных обстоятельствах, недостатки ювенально-пенитенциарного воздействия и т. п. (правовые факторы). Указанные проблемы актуальны не только для украинского общества, но и для всего мира. Единственное, что может отличаться – это внимание со стороны органов публичного администрирования к этим проблемам и пути (включая ресурсы) их решения.

Детская деликтность представляет значительную общественную опасность, несмотря на относительно не большой процент в общем количестве преступлений и административных правонарушений. Но это не единственное антисоциальное проявление, которое наблюдается в детской среде. Опасное поведение или просто беззаботное отношение к социальным или техногенным рискам приводит к гибели, физическому или психологическому травматизму несовершеннолетних [7, с. 123]. Совершенно новыми детерминантами детской смертности и травматизма стали такие действия, как вовлечение детей в так называемые группы смерти в Интернете (через социальные контактные сети), попытки подростками делать «селфи» в экстремальных (опасных) условиях.

Субъекты социальной и превентивной работы в процессе своей профессиональной деятельности осуществляют мероприятия по выявлению сирот, беспризорных детей и детей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, предоставляют им комплекс услуг (в пределах полномочий), в случае необходимости, принимают меры по защите прав и интересов ребенка, оказанию помощи родителям или привлечения их к ответственности. Но, исполнение положений законодательства не всегда находит должного воплощения по ряду социально-экономических причин. При этом, «стандартный» подход со стороны родителей или чиновников не всегда может учесть особенностей отдельных «психологических типов» ребенка. Указанные факторы становятся причиной негативных явлений, которые либо причиняют вред непосредственно детям, либо вызывают неправомерные поступки со стороны последних. Однако, как первый, так и второй вариант влекут деформацию развития личности, что может отрицательно сказываться на поведении человека в будущем.

Ребенок от взрослого человека отличается рядом анатомо-физиологических и психических особенностей. Учитывая эти особенности, период детства определяют как самую интенсивную стадию человеческого развития. Биологический возраст детей характеризуется рядом качеств, например, зрелостью скелета, уровнем развития вторичных половых признаков, функциональной, морфологической и психической зрелостью [1, с. 8-11].

Психическое развитие ребенка характеризуется качественными изменениями, появлением психических новообразований. На фоне типичных, (общих для всех людей) факторов психического развития проявляются специфические условия становления личности [13, с. 29-30]. Как справедливо отмечают ученые-психологи, в зависимости от последствий взаимодействия индивида с социальной средой, оно может осуществлять конструктивное, положительное влияние на его психику или наоборот, деструктивное, нередко одновременно и то, и другое. Влияние социальной среды на психическое развитие индивида обеспечивает его социализацию [13, с. 34-35].

Взаимное влияние двух упомянутых компонентов (природные задатки человека и характер социального окружения) обусловливает возникновение определенных видов проблем в поведении ребенка и его отношениях с другими членами своей микросреды (семья, друзья, педагоги) и макросреды (страна с ее общественными и экономическими особенностями, менталитетом, ценностями и регион, в котором живет ребенок). В каждом отдельном случае эти проблемы уникальны по содержанию, но психологи по общим устойчивым чертам их проявления и причинам возникновения систематизируют и объединяют такие проявления в определенные универсальные типы, которые характерны для того или иного уровня развития ребенка.

Превентивное воздействие на ребенка должно быть направлено на преодоление (предотвращение или минимизацию) тех негативных проявлений, которые возникают в связи с его (ребенка) собственным поведением (поступками) или связанно с его окружением в виде микро- и макросоциума. Во многих случаях такое влияние будет иметь не только воспитательный, но и принудительный характер. Таким образом, те субъекты (органы публичного администрирования), которые осуществляют ювенальную превенцию, должны иметь четкое представление о системе и характере таких факторов. Во-первых, в зависимости от того, проявляются они непосредственно в деяниях (действиях или бездействии) ребенка или извне влияют на ребенка, условно их можно разделить на следующие группы: субъективно-ювенальные и объективно-социальные. Последние (объективные) факторы включают неудовлетворительные условия как материального, так и психологического характера в которых находится ребенок. Во-вторых, следует учитывать степень нежелательности, вредности или общественной опасности таких субъективных и объективных факторов. Установление соответствующей градации будет обусловливать методы и формы превентивного воздействия, характер правоотношений, которые при этом складываются, а также круг уполномоченных субъектов, осуществляющих превенцию.

Итак, ознакомление с соответствующими негативными моментами целесообразно начать с отклонений, которые могут иметь место в поведении непосредственно ребенка (субъективно-ювенальный фактор). Ранее, нами были определены общие психолого-возрастные особенности ребенка, с целью четкого отграничения проявлений социальной деформации.

Е. В. Змановская выделяет следующие варианты социального поведения: 1) нормативное («стандартное») поведение, которое соответствует социальным нормам; 2) маргинальное (пограничное) поведение, которое находится на крайней грани социальных норм; 3) нестандартное («ненормативное») поведение, которое выходит за рамки принятых в данном обществе норм (проявляется в двух основных формах: а) креативное (творческое) поведение; б) девиантное поведение – деструктивное или аутодеструктивное, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию); 4) патологическое поведение, отклоняющееся от медицинских норм, проявляющееся в форме конкретных симптомов психических заболеваний [6, с. 38-39]. Анализ представленной модели вариантов поведения ребенка позволяет определить границы объекта превентивного воздействия.

В зависимости от мотивов соблюдения правовых норм различают: правомерное поведение, которое базируется на восприятии правовых норм, как наиболее целесообразных ориентиров поведения, или на конформистском подчинении правовым требованиям (основанное на страхе наказания за неправомерное поведение (маргинальное) [14, с. 9]. И. Ю. Кулагина, ссылаясь на теорию нравственного развития американского психолога Л. Кольберга, рассматривает развитие морального сознания ребенка как последовательный прогрессивный процесс, выделяя доморальный уровень, конвенциональную мораль и автономную мораль [12].

Отклонением от нормативного поведения будет девиантное поведение. Этот термин (лат. «deviatio» – «отклонение») широко используется не только в работах психологов, педагогов и социологов, но и в трудах юридической направленности. Такое отраслевое разнообразие иногда приводит к неоднозначности толкования данных дефиниций и связанных с этим понятием категорий. Например, Я. М. Квитка, исследуя причины административных правонарушений среди несовершеннолетних, вспоминает о деструктивном поведении [8, с. 12]. Р. И. Благута активную деструктивную направленность личности рассматривает как критерий для определения одной из углубленных форм девиации – делинквентного поведения, которое приобретает антиобщественный характер, но не достигает тяжести преступления [3, с. 7]. С. М. Корецкий рассматривает эти понятия как самостоятельные категории и выстраивает их последовательно в так называемую череду становления личности преступника: «девиант – делинквент – преступник» [11, с. 11].

Н. А. Барановский разделяет девиантное поведение на социально-положительное (социально-инновационное), к которому относит креативные действия, а также – социально-отрицательное. Последний вид девиантного поведения, по мнению ученого, включает а) аморальные поступки; б) правонарушения (административные правонарушениях и преступления); в) нарушение других социальных норм [2, с. 6-7]. Е. В. Змановская выделяет три основные группы девиантных отклонений в поведении детей: а) антисоциальное (делинквентное), б) асоциальное (аморальное) и в) аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение. При этом ученая приводит типичные проявления такого поведения у детей в зависимости от возраста [6, с. 33-34]. По мнению О. Н. Хархан, в основе аутодеструктивного поведения лежит совокупность личностных черт, которые характеризуются общей психической неустойчивостью индивида, обусловливают подсознательную провокацию агрессии по отношению к себе [15, с. 6-7]. Однако, вопрос аутодеструктивного поведения не является однозначным. Во многих случаях причину такого поведения невозможно выделить в чистом виде, так как она может быть обусловлена несколькими различными факторами. Например, Н. Ю. Веселов приводит следующие причины опасного (неправильного) поведения ребенка в дорожном движении: неумение прогнозировать дорожную обстановку; отсутствие навыков выполнения безопасных действий; нежелание (пренебрежение) выполнять безопасные действия; неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям, старшим товарищам), которые нарушают ПДД; недисциплинированность, потеря бдительности [5, с. 36].

При этом, усматривать в определенных проявлениях девиантного поведения ребенка только причины психологически-возрастного характера будет неправильным. Как ранее отмечалось, процесс социализации ребенка происходит в культурной среде. Поэтому, во многих случаях индивидуальное поведение ребенка будет зависеть от условий того окружения (объективно-социальных факторов), в котором он находится.

Одним из важнейших институтов социализации личности является семья, которая составляет персональную среду развития ребенка. И. П. Васильковская констатирует, что семейное воспитание в случае его дефектности может привести к тяжелым последствиям, выступить в качестве причины конкретного преступления, совершенного несовершеннолетним. Ученая дает четкий перечень существенных дефектов семейного воспитания, которые непосредственно влияют на появление преступного поведения несовершеннолетнего, определяет их основные группы. И. П. Васильковская приходит к выводу о том, что появление преступного поведения подростка может происходить, как в семьях с ненадлежащими материально-бытовыми условиями, так и в семьях с посредственным или значительным уровнем материального благосостояния, если в последних имеет место неадекватное отношение к материальным ценностям [4, с. 9]. Со своей стороны отметим, что преобладающее в семье (со стороны взрослых ее членов) отношение к правилам поведения в обществе (одобрение, нейтральное восприятие или пренебрежение ими) во многом обусловливает формирование у ребенка социального (стандартного), маргинального или девиантного поведения.

Кроме родственных отношений ребенок является непосредственным участником и других отношений. Например, законодатель в ст. 487 УПК Украины предусматривает, что при исследовании условий жизни и воспитания несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого предстоит выяснить: 1) состав семьи несовершеннолетнего, обстановку в ней, взаимоотношения между взрослыми членами семьи, взрослыми и детьми, отношение родителей к воспитанию несовершеннолетнего, формы контроля за его поведением, морально-бытовые условия семьи; 2) обстановку в школе или другом учебном заведении или на производстве, где учится или работает несовершеннолетний, его отношение к учебе или работе, взаимоотношения с воспитателями, учителями, сверстниками, характер и эффективность воспитательных мероприятий, которые ранее применялись к нему; 3) связи и поведение несовершеннолетнего вне дома, учебного заведения и работы. К последнему подпункту следует относить как связи, имеющие место во время организованного досуга (занятия спортом, танцами и т.д.), так и те, которые возникают в период, когда ребенок «предоставлен сам себе» (неорганизованный досуг). Если в учебных заведениях (в том числе и внешкольного образования) системой нормативных и педагогически-воспитательных, психологических мероприятий специалисты-педагоги (психологи), администрация, органы публичного администрирования в области образования пытаются создать необходимые и достаточные условия для формирования превентивной воспитательной среды, то, условно говоря, «на улице» ситуацию (условия), в которую может попасть ребенок, предсказать сложно.

На сегодня, в качестве аналога, так называемого досуга «на улице», все большее распространение приобретает «погружение» детей в виртуальное общение в социальных сетях, онлайн-играх и т. д. Массовое использование Интернета (в частности доступность к технологиям высокоскоростной мобильной связи), компьютеров, планшетов и других современных мобильных устройств постепенно меняет формы коммуникативного процесса. Однако даже такое опосредованное общение не лишено скрытых опасностей. Злоумышленники, используя возможности ІТ-технологий и психологические манипуляции, способны подчинять волю значительного количества пользователей социальных сетей, чатов, блог-платформ, форумов. Особенно уязвимыми в этом смысле оказываются дети. Следовательно, информационную («виртуальную») среду ребенка можно считать отдельным элементом объекта превентивного воздействия.

Таким образом, можно констатировать, что поведение и восприятие социальных ценностей ребенком будет зависеть от характерных особенностей того или иного индивидуума и среды, в которой такой ребенок живет, воспитывается и развивается. Но кроме соматически-физиологических, психических (психологических) особенностей ребенок имеет и особый правовой и социальный статус, которые обусловливают специфику участия такого лица в правоотношениях, а также повышенное внимание и заботу со стороны государства. В частности это отражается в нормах семейного, гражданского, административного и уголовного законодательства.

Заключение, результаты, выводы. Подводя итог, следует констатировать, что физическое лицо в возрасте до 18 лет имеет ряд отличительных признаков, которые выделяют его среди других возрастных категорий и обусловливают особенности превентивного воздействия на него со стороны органов публичного администрирования. Такими чертами являются а) соматически-физиологические свойства детского организма; б) психические и психологические свойства детского возраста; в) особый правовой статус в качестве участника правоотношений; г) особый социальный статус. Было установлено, что объектом превентивного воздействия в контексте ювенальной превенции является дуалистическое сочетание субъективно-ювенальных (поведение ребенка) и объективно-социальных (среда жизнедеятельности ребенка) факторов.

Поведение ребенка в контексте внимания превентивного воздействия предлагается разделить на следующие виды:

1) нормативное: 1.1) нормативное самосознательное (соответствует социальным нормам, основывается на автономной или конвенциональной морали); 1.2) маргинальное (соответствует социальным нормам при условии существования механизма общей превенции и возможности ответственности, но под влиянием обстоятельств может перерасти в девиации);

2) девиантное: 2.1) асоциально-деструктивное (отклоняется или идет вразрез морально-этическим нормам, но не является противоправным); 2.2) противоправное: а) делинквентное (противоречит правовым нормам, вредное, то есть приобретает антиобщественный характер, но не является уголовно противоправным); б) преступное (общественно опасное и уголовно противоправное); 2.3) аутодеструктивное (отклоняется от медицинских и психологических норм, а также норм безопасного поведения, угрожает целостности и развитию самой личности ребенка): а) виктимное; б) суицидальное.

Окружение ребенка (микросреду) как объект ювенальной превенции условно следует разделять на: 1) состав семьи несовершеннолетнего, обстановку в ней, взаимоотношения между взрослыми членами семьи, взрослыми и детьми, отношение родителей к воспитанию несовершеннолетнего, формы контроля за его поведением, морально-бытовые условия семьи; 2) обстановку в школе, ином учебном заведении или на производстве, где учится или работает несовершеннолетний, его отношение к учебе или работе, взаимоотношения с воспитателями, учителями, сверстниками; 3) связи и поведение несовершеннолетнего вне дома, учебного заведения и работы; 4) круг информационного («виртуального») окружения ребенка, глубина и характер коммуникативных связей, степень компьютерной игровой зависимости.

Если говорить о макросреде (социальном фоне), то она, по нашему мнению, выходит за пределы объекта ювенальной превенции, поскольку является сферой влияния более глобального института – ювенальной политики государства.

Четкое представление об особенностях поведения ребенка и факторах, которые оказывают на него влияние, их правильная систематизация позволит субъектам ювенальной превенции определить направления и характер превентивного воздействия на указанный объект с целью их корректирования в случае отклонения от «нормы». Однако, этот вопрос будет являться предметом наших дальнейших научных поисков и изысканий.

Библиографический список:

1. Антонік В. І., Антонік І. П., Андріанов В. Є. Анатомія, фізіологія дітей з основами гігієни та фізичної культури: навч. посіб. — Київ: «Вид-й дім «Професіонал», Центр учб. літ-ри, 2009. — 336 с.
2. Барановский Н. А. Антидевиантная политика: теория и социальная практика: моногр. — Минск: Беларус. навука, 2011. — 271 с.
3. Благута Р. І. Психологічні засади профілактики делінквентності неповнолітніх: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Київ., 2006. — 19 с.
4. Васильківська І. П. Кримінологічні аспекти сімейного виховання: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — К., 2000. — 19 с.
5. Веселов М. Ю. Адміністративно-правова профілактика дитячого дорожньо-транспортного травматизму в Україні: моногр. — Донецьк: Видав-ий дім «Норд-Прес», 2011. — 219 с.
6. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2003. — 288 с.
7. Іщенко І. Превентивна робота з дітьми: актуалізація питання та перспективи дослідження / Підприємство, господарство і право. — 2017. — № 6. — С. 122–126.
8. Квітка Я. М. Попередження адміністративних правопорушень серед неповнолітніх: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. —Київ, 2002. — 16 с.
9. Конвенція про права дитини: Конвенція ООН від 20.11.1989 р. Дата оновлення: 20.11.2014. URL: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/995_021 (дата звернення: 01.10.2017).
10. Концепція превентивного виховання дітей і молоді в системі освіти України: проект для обговорення / розроб. В. М. Оржеховська, С. В. Кириленко; Ін-т проблем виховання Нац. академ. пед. наук Укр. URL: http://fz-09.at.ua/Vuhovna/proekt_konsepsiyi_preventuvnogo_vuxovannyi.doc (дата звернення: 12.10.2017).
11. Корецький С. М. Кримінологічна характеристика девіантної поведінки неповнолітніх: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Київ, 2003. — 22 с.
12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. — 175 с. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0349/6_0349-1.shtml#book_page_top (дата обращения: 11.10.2017).
13. Сергєєнкова О. П., Столярчук О. А., Коханова О. П., Пасєка О. В. Вікова психологія. навч. посіб. — Київ: Центр учбової літератури, 2012. — 376 с.
14. Скорик В. О. Адміністративно-правові засади роботи міліції з маргінальними групами населення: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Київ, 2009. — 22 с.
15. Хархан О. М. Психологічні особливості віктимної поведінки підлітків: Автореф. дис. ... канд. психолог. наук. — Одеса, 2006. — 16 с.




Рецензии:

16.11.2017, 0:43 Веселов Николай Юрьевич
Рецензия: Дети - наше будущее! Автор статьи не зря начинает изложение материала с того, что акцентирует внимание: "Ребенок является объектом повышенного внимания со стороны семьи, общества, государства. Вследствие физической и психической незрелости человек до наступления совершеннолетия нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту с момента рождения". Условно говоря, "нормальное" поведение ребенка, в силу психофизиологических возрастных особенностей, будет отличаться от "стандартного" поведения взрослого человека. С учетом этого, законодатель в уголовном, административном, гражданском праве устанавливает особый правовой статус для несовершеннолетних (например, нижний возраст уголовной или административной ответственности и т.д.). Следовательно, и превентивные меры в отношении несовершеннолетних также будут иметь свои особенности. Кроме этого, поведение ребенка определяет и его окружение (социальная среда пребывания), которая аналогично является неотделимым объектом превентивной юстиции. Данные аспекты удачно отражены в приведенной статье. Выводы исследования находят надлежащее обоснование в основной части статьи, имеют логичное и лаконичное изложение. Статья базируется на анализе достаточного количества эмпирического материала в области детской психологии, педагогики и юриспруденции. Содержание основного материала и результаты соответствуют поставленным в начале статьи заданиям исследования. Структура и оформление изложенного материала отвечают предъявленным Редакцией требования. Статья содержит элементы научной новизны и имеет в перспективе практическое значение для усовершенствования ювенальной превенции. Как научный руководитель автора данной статьи я рекомендую ее к размещению (публикации) в научном издании.

16.11.2017, 20:42 Чвалюк Андрей Николаевич
Рецензия: Статья касается важной темы - причин девиантного отклонения среди детей. Следует констатировать, что проблема детской агрессии, замкнутости, пренебрежения культурными ценностями является актуальной не только для украинского общества, но и для российского, а также стран западной формации. Единственно, что для России и Украины эта проблема имеет более острое проявление в силу ряда экономических и социальных проблем. В статье удачно подчеркнута взаимосвязь субъективного (психологически-возрастного) и социального факторов в формировании личности подростка, что обусловливает его "нормальное" или "отклоняющееся" поведение. Представленный автором анализ поведенческой модели ребенка, является "исходной точкой" для разработки соответствующей модели превентивных мер для предотвращения детской преступности, безнадзорности, детского травматизма, а также разграничения сферы воспитательного и превентивно-правового воздействия на несовершеннолетних и их социальное окружение. Структура статьи соответствует предъявляемым редакцией требованиям к оформлению подобного вида научных работ, и может быть рекомендована к размещению в научном издании.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх