Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 07.11.2017. Последняя правка: 09.11.2017.

Принципы стратегического планирования на предприятии

Безсмертнов Алексей Олегович

Оренбургский государственный университет

студент

Кораблина Анастасия Андреевна,магистрант, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург


Аннотация:
В статье рассматриваются особенности использования стратегического планирования на предприятии, принципы стратегического планирования для реализации плановой деятельности. Принципы являются основными положениями, от содержания которых зависят сущность и особенности планирования в целом, его отдельных элементов и процессов.


Abstract:
The article considers the features of the use of strategic planning at the enterprise, the principles of strategic planning for the implementation of planned activities. Principles are the main provisions, on the content of which the essence and features of planning as a whole, its individual elements and processes depend.


Ключевые слова:
стратегическое планирование; принципы стратегического планирования; планирование; признаки; элементы системы планирования.

Keywords:
strategic planning; principles of strategic planning; planning; signs; elements of the planning system.


УДК 338

Использование комплекса адекватных инструментов, наиболее эффективным из которых считается стратегическое планирование, является рефлексом на изменения, происходящие во внешней среде предприятия. Развитие и осуществление концепции специфичиских принципов стратегического планирования с учетом содержания этапов данного процесса дадут возможность выбрать эффективную концепцию способов и методов.

Применение стратегического планирования на предприятии дает возможность установить курс его становления равно как единого целого в долгосрочном периоде с установкой более значимых характеристик, численно описывающих итоги и результативность работы. Более значимые условия к стратегическому планированию имеют все шансы быть презентованы в варианте основ, какие должны предусматриваться руководителями и экспертами предприятия при осуществлении плановой деятельности.

Принципы считаются главными утверждениями, с нахождения которых зависят суть и характерные черты планирования в целом, его отдельных компонентов и процессов. Массивная база основ стратегического планирования обусловливается их набором, применяемым на определенном предприятии.

В отечественной экономической литературе периода централизованного планового управления экономикой существовали следующие основы, служащие основой системы долгосрочного планирования [3]:

-директивность, обозначающая необходимость разработки плана экономического субъекта в согласовании с определенными централизованными признаками;

-непрерывность, обозначающая базисную взаимосвязь перспективного и нынешного планирования, стабильную возобновляемость процесса планирования;

-научность, обозначающая применение в планировании справедливых экономических законов социализма, научное подтверждение установленного вида развития;

-стабильность, обозначающая требовательное выполнение условий, при которых внесение перемен в определенный план считается неосуществимым;

-комплексность, обозначающая связь и взаимосвязь компонентов системы планирования;

-целенаправленность, обозначающая формирование планов с целью свершения конкретных задач;

-социальная направленность, обозначающая направление планируемого варианта развития на достижение социально важных результатов.

Как представляется, такого рода комплект принципов обязан был бы гарантировать при осуществлении плановой деятельности нужный степень её эффективности.

Вместе с этим необходимо выделить, то что использование принципов планирования в настоящей жизни носило либо фрагментарный характер, либо они заменялись на обратные. 

Так, заявленный принцип директивности планирования вычеркивал любое модифицирование констатируемых сверху показателей, однако динамика внешней среды и временной разрыв среди исследовании проектов и началом их осуществления приводил к потребности исправления начальных задач.

Что касается принципа непрерывности, то он в экономической практике подменялся принципом дискретности: планы разрабатывались на протяжении определенного времени, утверждались, а потом процесс планирования прекращался вплоть до начала последующего этапа.

Принцип комплексности в целом никак не отражал планирование абсолютно со всех сторон социального воспроизводства, а захватывал только лишь стадии производства и распределения.

Однако присутствие абсолютно всех недочетов в нашей стране к истоку 90-х годов ХХ столетия наша экономика справилась и был накоплен существенный опыт формирования долгосрочного планирования в абсолютно всех уровнях управления экономикой. 

Переход экономики к рыночной модели хозяйствования установил задачу изменения целой концепции управления государственной экономикой и приспособления её к новейшим реалиям. Данное в одинаковой степени относилось к абсолютно всем функциям управления, и в том числе к планированию.

Формирование новейших законов осуществления плановой деятельности обусловило потребность определения основ рыночного планирования равно как в долгосрочной, так среднесрочной и краткосрочной перспективе. 

Появление подобного типа планирования, равно как стратегическое, которое обеспечивает адаптацию компании к переменам внешней сферы и реализацию целей развития. Для этого потребовалось множество уточнений и добавлений абстрактных утверждений. 

Принципы стратегического планирования считаются продолжением и добавлением концепции единых основ рыночного планирования на предприятии. Проанализируем область их применения в ретроспективном аспекте.  Зарубежные экономисты в собственных трудах предоставляют характеристику принципам, которые следует соблюдать при исполнении процесса планирования. Базой стало акцентирование А. Файолем 5 принципов внутрифирменного планирования: необходимости, единства (холизма), непрерывности, эластичности, точности.

Р. Акофф прибавил к ним принцип участия [2].  Принцип необходимости планирования обозначает вездесущее и неотъемлемое составление плана. Недостаток плана либо проекта сопутствуется неопределенностью в ведении дел, несвоевременным изменением ориентации, являющейся факторами ужасного состояния предприятия или банкротства.

А. Файоль подмечал, то что проблема  потребности плана на любом предприятии даже никак не должена ставиться: проект грядущих операций считается бесспорно важным. Принцип необходимости планирования наиболее значим в нынешних рыночных отношениях, так как его выполнение отвечает нынешним экономическим условиям оптимального применения ограниченных ресурсов на абсолютно всех предприятиях. 

Принцип единства (согласно Р. Акоффу - холизма) накопляет принципы координации и интеграции, разрешающие добавить планированию системный характер. Отношение к установлению содержания принципа базируется в понятии структуры предприятия, складывающейся с единичных компонентов - подразделений, которые присутствуют на разных уровнях управления и имеют все шансы быть взаимосвязаны либо по многофункциональному, либо по продуктовому, или  рыночным признакам. 

Координируются как правило проекты подразделений на горизонтальном уровне, так как они объединены между собой. Интегрирование процессов планирования совершается в разных уровнях управления. Зачастую трудности 1-го уровня разрешаются трансформацией стратегии в другом. 

Правило холизма, в соответствии с Р Акоффу, состоит в том, что «чем значительнее компонентов и уровней в организации, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости» [2]. До сих пор это дает возможность гарантировать единство, взаимосвязь и совокупность планирования.

Единство проектов подразумевает совокупность экономических целей и связь разных подразделений предприятия в горизонтальном и в вертикальных уровнях планирования. 

Принцип участия базируется в том, что главным итогом планирования считается никак не столь план - документ, сколько процесс планирования и содействие в нем как возможно большего количества работников предприятия. Планирование, основанное в данном убеждении, окрещено партисипативным.

Позитивизм его использования определен рядом факторов, а именно:

-содействие в процессе планирования дает возможность работникам правильнее осознать предприятие;

-работники предприятия начинают воспринимать его миссии будто личные и их деятельность становится наиболее результативной;

-работники предприятия, принимая участие в процессе планирования, формируют личные способности, прививая их к реалиям предприятия и повышая тем самым собственные способности в плане карьерного продвижения;

-главы предприятий привлекаются к составлению планов, планы становятся внутренним содержанием их работы, разрешая совмещать планирование с оперативным управлением. 

Содержание принципа непрерывности формируется тем, что для ликвидации интервалов в производственной деятельности нужна отнюдь не только непрерывность планирования, но и надлежащее развитие издаваемой продукции и выполняемых работ. Это подразумевает, то что на замену одному плану производства приходит в отсутствии паузы иной.

Беспрерывность планирования обозначает также поэтапное превращение стратегических планов в тактические, а с них - к оперативным, а кроме того нужное взаимодействие среди краткосрочных и долгосрочных планов. Непрерывность планирования позволит выработать допустимый непрерывный контроль, анализ и модификацию планов при изменении равно как внутренней, так и внешней среды.  Возникает потребность в непрерывной корректировке, заключающейся в соответствующем исправлении и уточнении планов.

 Помимо этого, непрерывность планирования дает возможность гарантировать стабильность участия в данном процессе работников предприятия, что, как ранее подмечалось, крайне положительно для них. 

Трактовка принципа точности зависит от того, в какой степени внешняя и внутренняя среда предприятия устанавливает конкретизацию и детализацию плановых заключений. В иерархической структуре концепции планов с уменьшением уровня, степень точности обязана расти.

Таким образом, в стратегическом планировании формируются только цели и направления формирования, оценка которых в основном содержит первоклассный вид. Это обуславливается неимением необходимого числа нужной информации, а кроме того возрастанием неопределенности внешней среды с повышением промежутка времени.

 В тактических и оперативных планах конкретизация и детализация обязаны являться по возможности максимальными, так как эти планы считаются определенным руководством к действию для работников предприятия. 

Принцип гибкости устанавливает, то что концепция планов и непосредственно процедура планирования никак не обязаны являться строгими и схематичными, а обеспечивать вероятность внести перемены при появлении внезапных обстоятельств.

Это возможно обеспечить повышением требуемых расходов до конкретных границ, ограниченных вероятным размером риска и степенью эффективности. В обстоятельствах рынка вероятны существенные колебания спроса, перемены действующих расценок и тарифов, которые так же ведут к соответствующим поправкам в разных планах. 

Поэтому некоторые авторы [1,8] заявляют о потребности присутствия у предприятия запасов, называемых по другому надбавками «безопасности» либо «подушками». Целесообразно выделить связь принципа гибкости с принципом непрерывности, так как в двух вариантах имеется взаимозависимость от изменений внешней и внутренней среды в конкретном временном промежутке.

В нынешней отечественной литературе по управлению и планированию на предприятии авторы вдобавок останавливают свой интерес на принципах планирования и трактуют их согласно к нынешней русской реальности.

 Кроме прежде перечисленных принципов участия, непрерывности и целостности (холизма) замечают такие принципы планирования:

-первичность, означающую то, что из числа функций управления, планирование обязано предшествовать абсолютно всем другим;

-экономичность, содержащуюся в достижении плановых итогов более оптимальным методом с точки зрения затрат;

-обеспеченность условий достижения установленных задач, где речь проходит о реальности и выполнимости планов. 

В.В. Глухов [4] вводит подобные принципы, равно как взаимосвязь уровней управления, идентичным методам иерархической координации планирования, привязывание к календарю, протяженность горизонта планирования, составление плана с учетом заделов и взаимосвязь планов участков процесса, а кроме того соотнесением на горизонтальном уровне планов всевозможных многофункциональных подразделений.

То есть в этом изложении имеет место, вернее утверждение, единичных свойств отдельных компонентов системы планирования, а никак не принципы в том представлении, как это было ранее указано.

Р.А. Фатхутдинов [10] в качестве основных принципов планирования подмечает научные комбинации к маркетингу в целом, то есть:

-комплексный, систематический, интеграционный, рекламный, многофункциональный, динамичный, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуативный.

 К вспомогательным принципам относит:

-ранжировка предметов согласно их значимости;

-многовариантность плана;

-равновесие плана;

-скоординированность плана с параметрами внешней среды концепции маркетинга;

-адаптивность планирования;

-последовательность стратегического и текущего плана;

-общественная направленность плана(допускающая снабжение экологичности, эргономичности и защищенности плановых показателей);

-автоматизирование концепции планирования;

-экономическая аргументированность плановых характеристик.

Стратегическое планирование в конкретной степени образовалось на базе долгосрочного планирования, по этой причине все без исключения приведенные принципы важны и для него. Но, в случае если принципы гибкости, непрерывности, вариативности, сбалансированности с внешней средой, в точности составляют саму сущность стратегического планирования, то такие принципы, как участие, автоматизирование, в некоторой мере оказывают большое влияние в процесс стратегического планирования.

Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец [6] акцентируют специфичные лишь для стратегического планирования принципы:

-стратегии необходимо создавать со временем, согласно мере того как совершается «обучение» организаций (персонала) стратегического управления и отсекаются идеи, никак не оправдавшие себя. Внешняя среда трудна, по этой причине детализированное построение стратегии - нецелесообразно, если никак не имеется в виду стабильная конкретизация стратегий и переложение доли целевых ориентиров в фигуры планов и определенных проектов;

-формирование элементов ответственного участия в стратегическом процессе специалистов и плановиков-профессионалов, с одной стороны, и высшего руководства, с иной. Стратегия обязана задумываться и нацеливаться высшим руководством предприятия. Совместно с этим настоящая загруженность высшего руководства как правило такова, что его значимость сводится лишь к одобрению альтернатив стратегий, а никак не к их «выстраиванию»;

-стратегические процессы считаются трудным сочетанием обеспечения готовности к глубоким изменениям и факторов устойчивости. В стратегически направленной концепции высшему руководству следует сохранять баланс, гарантировать результативность структуры и при этом являться готовым к риску, приспосабливаться, реагировать, учиться;

-затраты средств и времени в развитие стратегических планов обязаны являться необходимыми, однако никак невнушительными. Внимание У. Кинг и Д. Клиланд обращают на то ,что «Сама сущность стратегических заключений, позволяющих плановику не торопиться с выбором, может способствовать оттяжке с принятием решения вплоть до извлечения дополнительной сведения. А так как практически никакая информация никак не может расцениваться необходимой, имеется риск, что стратегические решения никак не станут приняты вообще» [5].

-чрезмерный интерес проработками стратегий и обоснованиями планов способен спровоцировать «застой управления» по причине самой предрасположенности к аналитике;

 -стратегические планы формирования обязаны являться в огромной степени качественными, нежели количественными исследованиями. Их нельзя вообразить в облике строгого комплекта характеристик либо списка мероприятий. В полной мере возможна сценарная форма планирования.

Продемонстрированные принципы в большей степени считаются характерными особенностями стратегического планирования, нежели его принципами.  К основам стратегического планирования, базирующихся в системном анализе, Мирошниченко Ю.В. относит [8]: 

-принцип многокритериального выбора применяется при оценке производительности принимаемых решений согласно совокупности критериев (показателей производительности).

-правило неопределенности состоит в следующем. В рыночных условиях хозяйствования существенно увеличивается условие риска и неопределенности.

С целью учета риска при определении эффективности принимаемых заключений используется концепция вероятностей. Но её использование сопряжено с существенной трудностью, по причине нехватки данных о внешней среде. На сегодняшний день данный вопрос считается важным при исследовании и подборе успешных решений стратегического планирования; 

-принцип учета заинтересованных сторон. При стратегическом планировании требуется реализовывать оценку эффективности стратегий с учетом заинтересованностей абсолютно всех причастных сторон. Присутствие несовпадающих интересов приводит к потребности этих либо других методик компромисса, которые характеризуются тем, что дают возможность осуществлять слаженные постановления;

 -принцип конфликтности характеризуется тем, что круг интересов сторон, причастных к плодам стратегического планирования, считается непосредственно обратным (противоположным). С целью подбора результативных заключений в остроконфликтных моментах может быть применена концепция противоположных игр.

Ю.А. Маленков полагает, что к принципам стратегического планирования возможно добавить:

-системный характер планирования; 

-долгосрочный характер планирования в основании стратегических сценариев;

-целостность, единство и связь долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных разновидностей планирования;

-комплексность и научность способов планирования, их соответствие решаемым задачам;

-установление воздействия человеческого фактора (возможности персон, правила управления, степень подготовки сотрудников, мотивирование и поощрение) в свойство стратегического планирования и осуществление стратегических проектов;

-целостность стратегического планирования и стратегического контроля, детализация и персонализация индивидуальной ответственности за осуществление стратегических проектов и их разделов [7].

Принципы планирования фактически реализуются с поддержкой такого компонента концепции планирования, как система способов и методик. Способ планирования в экономической литературе классифицируется как метод, метод исследования планов. Принципы, способы и технологии планирования вступают в методологию планирования как её составные доли.

Большую роль для стратегического планирования содержит прием экономического анализа и синтеза, который используется абсолютно во всех его стадиях. Метод экономического анализа и синтеза используется как в направлении изучения экономических явлений и действий, так и в направлении исследования планов.

Характерной чертой использования способа экономического анализа и синтеза в планировании считается еще то, что тут следует узнавать как качественные, так и количественные стороны процессов и явлений, так как в планах постоянно существует временной горизонт.

 В практике стратегического планирования, и прежде всего на прогнозно-аналитической стадии, обширно применяется способ системного анализа. Системный анализ базируется в системном подходе. Свойственным при отыскивании наилучшего планового решения считается применение закономерной очередности: цели - пути достижения целей - ресурсы. Концепция целей формирования разных объектов планирования и путей их свершения предполагает собою базу с целью формирования определенных модификаций и методов объяснения планов.

В системном анализе применяются характеристики, базирующиеся в планово-учетных сведениях, а кроме того в сведениях, носящих качественный вид и получаемых в эвристической базе, что и свойственно для стратегического планирования.

Как метод системного анализа, метод экономического анализа и синтеза уместно причислить к группы единых способов планирования, так как они устанавливают единую методологическую и закономерную нацеленность процесса обоснования планового заключения и устанавливают состав и устройство осуществления принципов стратегического планирования.

Таким образом, принципы стратегического планирования формируют базу концепции результативного  планирования на предприятии. Они устанавливают потребность исследования системы прогнозирования и планирования, координирования и контролирования, мотивации и стимулирования клерков и экспертов, участвующих в стратегическом процессе

Библиографический список:

1. Акмаева, Р.И. Развитие эффективного менеджмента на промышленных предприятиях современной России: Автореф. дис. докт. экон. наук. - Волгоград, 2014. -49 с.
2. Ансофф, И.В. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Экономика, 2015. -256 с.
3. Базаров, В.А. Принципы построения перспективного плана // Плановое хозяйство №2.
4. Глухов, В.В. Основы менеджмента: справочное пособие. - СПб., «Специальнаялитература», 2015. -325 с.
5. Кинг, У.П., Клиланд, Д.А.Стратегическое планирование и хозяйственная политика: Пер с англ. / Общ. ред. и предисл. Г.Б.Кочекова. - М.: Изд-во «Прогресс», 2014.-400 с.
6. Кузык, Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. - 3-е изд. доп.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2015. - 591 с.
7. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2015.-224 с.
8. Мирошниченко, Ю.В.Оценка эффективности принимаемых решений при стратегическом планировании с учетом заинтересованных сторон: Автореф. дис.канд экон.наук. -Ниж.Н., 2016. -22 с.
9. Петров, А.Н. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А.Н. - СПб.: Питер, 2014. - 496 с.
10. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг - один из инструментов повышения конкурентоспособности / Р.А. Фатхутдинов // Стандарты и качество. - 2015. - N 3. - С. 60-62.




Рецензии:

7.11.2017, 15:21 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: 1. "Вместе с этим необходимо выделить, то что использование принципов планирования в настоящей жизни носило <либо> фрагментарный характер" - исправьте указанный недочет или дополните предложение. А так же еще раз пройдитесь по тексту. 2. Вывод "Таким образом, принципы формируют базу концепции результативного стратегического планирования" и название статьи "Принципы стратегического планирования на предприятии" не коррелируют. Поэтому исправьте вывод, т. к. при исправлении названия придется переделать всю статью. Но обязательно упомните "результативное стратегическое планирование" с пояснением данного термина с вашей позиции - это будет ваш вклад в науку и дальнейшее поле деятельности (можно построить достаточно перспективную концепцию планирования). А в остальном достаточно хороший обзор. После устранения замечаний, рекомендую статью к публикации. P.S. С Вашего позволения я использую ваш термин - "результативное стратегическое планирование" в своих исследованиях, но, желательно, чтобы вы застолбили свое авторство, дабы я мог сослаться на Вашу интерпретацию данного термина.

8.11.2017, 4:09 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Достаточно объективно выполнен анализ. Статья рекомендуется к печати.

8.11.2017, 10:06 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Федорищевой О.В. и Безсмертнова А.О. осуществлена попытка выявления особенностей использования стратегического планирования на предприятии. Изложены некоторые точки зрения в определении принципов стратегического планирования. Однако изложение носит несистемный характер. Автор не различает микро- и макроэкономический аспекты проблемы. Отсутствует сопоставление различных точек зрения. Кроме того, текст не вычитан. Ряд предложений просто не очень понятны. Например: «Однако присутствие абсолютно всех недочетов в нашей стране к истоку 90-х годов ХХ столетия наша экономика справилась и был накоплен существенный опыт формирования долгосрочного планирования в абсолютно всех уровнях управления экономикой…. Таким образом, в стратегическом планировании формируются только цели и направления формирования, оценка которых в основном содержит первоклассный вид» и т. п. Поэтому статья не рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх