магистрант
Красноярский государственный университет имени Виктора Петровича Астафьева
студент
Аликин Игорь Анатольевич, кандидат биологических наук, доцент, Красноярский педагогический университет имени Виктора Петровича Астафьева
УДК 159.9
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме эмоционального благополучия личности. Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств личности, степень эмоционального благополучия может быть признана фундаментом психологического здоровья личности.
Фундамент эмоционального благополучия закладывается в детском возрасте, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых их отношений и реакций на его поведение. Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи [3].
Исследованием эмоционального состояния детей школьного возраста занимались такие ученые как: О.И. Бадулина, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, М.В. Зиновьева, О.А. Идобаева, В.Р. Лисина, В.И. Самохвалова, Т.Я. Сафонова, Л.С. Славина, Л.М. Аболин, О.А. Воробьева, В.Р. Сары-Гузель, М.С. Дмитриева. Анализируя многочисленные исследования можно сделать вывод о том, что именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Именно оно является условием реализации заложенного в человеке потенциала.
Самый сложный этап в формировании эмоционального благополучия является младший школьный возраст, а конкретно 7-8 лет. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом и ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет социально значимые обязанности, за выполнение которых, получает общественную оценку. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает [2].
По отношению к младшему школьнику, эмоциональное благополучие может быть определенно как устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка, является основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками [7]. Эмоциональное благополучие является основой познавательных потребностей ребенка. Критериями эмоционального благополучия являются: позитивное отношение к себе; преобладающий положительный эмоциональный фон; направленность на позитивные отношения с другими, пронизанные доверием и заботой; отношение ребенка к семье [9]. Полноценное проживание возраста 7-8 лет, его позитивнее приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраиваются дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта деятельности.
Поэтому, анализ эмоционального благополучия современных первоклассников и поиск факторов способствующих его позитивному формированию является актуальным.
Нами было проведено исследование по определению уровня эмоционального благополучия первоклассников в одной из школ Красноярского края. В исследовании приняли участие 40 первоклассников и 71 человек составили их родители. Временной показатель составил один месяц. Теоретический анализ позволил нам оценить определить критерии оценки эмоционального благополучия первоклассника. Для выявления состояния этих критериев у первоклассника нами использовались следующие методики:
Статистическая обработка данных включала в себя сравнение выборок, анализ взаимозависимости признаков и один из методов многомерного статистического анализа – кластерный анализ. Для сравнения выборок использован U-критерий Манна Уитни, корреляционный анализ построен на основе расчета коэффициента корреляции Спирмана. Статистическая обработка данных выполнена с привлечением компьютерной статистической программы StatgraphicsPlusv.2.1. Подробно критерии и уровни эмоционального благополучия первоклассников представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Критерии и уровни эмоционального благополучия первоклассника
Критерии |
Уровни эмоционального благополучия |
Методики |
||
Высокий |
средний |
низкий |
||
Позитивное отношение к семье |
Высокий уровень благоприятности в семейной ситуации. Этим детям нравится находиться дома с родителями, выполнять обязанности по дому, так же заниматься общими семейными делами. |
Средний уровень благоприятности семейной ситуации, конфликтности, чувства неполноценности. |
Низкий уровень благоприятности в семейной ситуации. Конфликтность, ребенок испытывает чувство неполноценности, враждебность. |
«Кинетический рисунок семьи» (Р.Бернс, С.Кауфман); «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин) |
позитивное эмоциональное состояние |
Высокий уровень работоспособности, мотивации достижения успеха, активности, настроения, самочувствия, низкий уровень тревожности.
|
Средний уровень работоспособности, мотивации достижения успеха, активности, настроения, самочувствия, средний уровень тревожности.
|
Низкий уровень работоспособности, мотивации достижения успеха, активности, настроения, самочувствия, высокий уровень тревожности.
|
«Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, Р. Амен); «САН» (В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым); «Цветовых выборов»(М. Люшер);
|
позитивное отношение к себе |
Высокий уровень сформированности положительного отношение к себе, ребенок умеет оценивать себя и свою деятельность |
Средний уровень сформированности положительного отношение к себе, ребенок оценивает себя и свою деятельность по ситуации |
Низкий уровень сформированности положительного отношения себе. Ребенок находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. |
«Лесенка» (В.Г.Щур) |
Позитивное отношение к окружающим |
Высокий уровень удовлетворенности общением и совместной деятельностью со сверстниками, как в школе, так и вне школы. |
Средний уровень удовлетворенности общением и совместной деятельностью со сверстниками, как в школе, так и вне школы. |
Низкий уровень удовлетворенности общением и совместной деятельностью со сверстниками, как в школе, так и вне школы. |
«Метод одномерного шкалирования» |
По результатам диагностического исследования нами были сделаны следующие выводы:
В дальнейшей работе нами будет составлена программа консультативных встреч с детьми и их родителями направленная на повышения уровня эмоционального благополучия первоклассников, а так же коррекции родительского отношения к ним.
Рецензии:
8.11.2017, 20:07 Мингалеева Милеуша Талгатовна
Рецензия: В статье "Особенности эмоционального благополучия первоклассников"представлены особенности эмоционального благополучия первоклассников, критерии и методики для оценки уровня эмоционального благополучия первоклассников, результаты исследования. Данная статья соответствует требованиям и может быть рекомендована к публикации.
9.11.2017, 2:45 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Да нет, ну разумеется этого очень мало, выводы очевидны, никакой новизны в них не просматривается. Установлены какие-то взаимосвязи. В чем они? Какова позиция автора? В чем причины сложившейся ситуации? Как можно ее исправить? А здесь 4 опросника (кстати где их краткое и описание) и вывод - эмоциональное благополучие зависит от атмосферы в семье, да это очевидно без всяких опросников. В общем это нуждается в очень серьезной доработке.
9.11.2017, 6:08 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Актуально,научно.Представляет интерес. Рекомендую к публикации.
9.11.2017, 9:30 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Статья актуальна, для уровня студенческой статьи вполне научно. Семь диагностических методик вполне достаточно для изучения эмоционального благополучия первоклассников. Но у меня есть несколько вопросов к автору: 1. Сноски на список литературы. Почему есть сноски 7, 9, а список литературы состоит из пяти источников. 2. На основании чего были выделены уровни эмоционального благополучия первоклассников? Заявленные диагностические методики позволяют оценить критерии эмоционального благополучия первоклассника. На мой взгляд, статью необходимо доработать.