Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Философия
Размещена 13.11.2017. Последняя правка: 20.11.2017.

СООТНОШЕНИЕ ЧУВСТВЕННОСТИ, МЫШЛЕНИЯ И ПСИХИКИ

Адибекян Оганес Александрович

доктор философских наук, профессор

Московский автомобильно-дорожный институт-университет Филиал Северо-Кавказский в г. Лермонтове Ставропольского края России

профессор

Аннотация:
Насколько доступно понимание относительных позиций чувственности и мышления, настолько затруднительно их соотнесение с психикой тех же людей. Если первые два явления с легкостью ставятся одно над другим, то с психикой это сложно. Но к ней обращаются при рассмотрении как чувственности, так и мышления. Нелегко представлять эти завидные способности людей как компоненты психики.


Abstract:
As far as understanding of the relative positions of sensuality and thinking is possible, it is so difficult to relate them to the psyche of the same people. If the first two phenomena are easily placed one above the other, then it is difficult with the psyche. But they address it when considering both sensuality and thinking. It is not easy to imagine these enviable abilities of people as components of the psyche.


Ключевые слова:
психика и чувственность; психика и мышление; влияние состояния психики на мыслительный, познавательный процесс.

Keywords:
psyche and sensuality; psyche and thinking; the influence of the state of the psyche on the mental, cognitive process.


УДК 130.3

Введение. Без применения категории «чувственность» уже давно ни одна из разновидностей философии (названных «течениями», «подходами», «школами»), не обходится. Такое к ней отношение утвердилось и в гуманитарных науках. Настрой на избавление, исключение заблуждений повел к ориентировке в скрытой работе головы, вывел на разбирательство «мышления», операций «разума». Но по ходу такой работы стал требоваться учет и самочувствия человека, его настроения, влияющих на ход, результат мышления. Телесно-мозговые условия работы чувственности и мышления назвали «психикой».

«Чувственность», «мышление» и «психика» человека стали показываться людям не только обособленно друг от друга, но и параллельно, одновременно. Предстали отношения зависимости одного от другого, словно следовало усложнять познание человеком работы собственной головы (рефлексия, от позднелат. reflexio - обращение назад).

Указанная тяжесть не перегрузила определившуюся религию, которая возникла в сложной познавательной обстановке. Данная трудность досталась и формирующейся философии, которая вышла на представление специфики человечества наличием у людей сознания. В составе философии сложились взгляды, которые породили в составе наук: логику, психологию. С тех пор пошло их сопоставление, продолжающееся в наши дни.

К показу относительных позиций представляемых категорий в наше время обратились многие. Шевелева М.С. [7] показала проявления психики в ее многообразии. То же самое сделал и Духновский С.В. [2] по подросткам. Козлов Н.И. [3] показал не отношение психологических знаний к религиозным, а религиозных к психике. Иначе поступила Сидельникова А.И. [6]. Объяснений, предложений, показов значимости непротиворечивых их использований не мало. Но это не исключает полезности дополнительного обращения к позициям этих категорий.

Цель исследования в выяснении относительных позиций в «душе» человека его чувственности, мышления и психики.

Объект исследования – душа человека, ее компоненты.

Предмет – относительные позиции категорий «дух» и «сознание», чувственности, мышления и психики.

Методы исследования - философские с анализом, сопоставлением рассматриваемых явлений с интересом к их относительным позициям, влиянию друг на друга, взаимообусловленности.

Новизна работы - в специальном рассмотрении содержания, относительных позиций взятых трех категорий.

Актуальность темы - в важности поддержки чувственной и мыслительной деятельности познающего субъекта благоприятным его психическим состоянием.

«Мировой дух». Люди по ходу формирования отсутствовавшей на земле социальной реальности опознали наличие у себя способностей наблюдения, запоминания, обдумывания, мысленного контроля над своими действиями. Все это было названо у русских «душой». Поиск термина, давшегося при этом для использования, подвел к латинскому слову «anima», что означает «жизнь». Как указано, «в русском (языке – А.О.А.) слово душа очевидно связано со словом «дышать», а не «дуть»» [4]. Но дышат существа живые. Все они появляются на свет, существуют, дают очередное потомство, перестают жить, уступая свои позиции очередному поколению.

Жители восточных регионов мира опознанное у себя едино-центровое управление действиями частей, органов своего тела, целеполаганием, выбором вариантов действий ради получения выгод приписали и животным, которых представили не сильно отличными от себя. Этого оказалось мало, «духов» представили и в небе (язычество, политеизм). Но подошло и удовлетворение только одним небесным «духом» (монотеизм). Однако, этот «дух» предстал не просто как создатель всей остальной реальности, но и как снабженец каждого рождающегося на земле человека «личным духом». Отсюда пошла приписка «небесному духу» всего того, что стало замечаться по «духу людей».

Христианская религия удержала европейцев от политеизма древних греков, не пожелала распространенности у себя политеистического буддизма, дала на рассмотрение представившейся идеалистической философии только пару «духов»: «доприродный» или «мировой» и «человеческий». Но это случилось с переделкой древнегреческой философии под древнеиудейский монотеистический вариант религии. Науке подошло рассмотрение «духа» только человеческого при уважении сочинительства действующей философии.

Философское представление чувственности и мышления. По ходу выработки философских воззрений стало заметно, что успешность действий человека зависит от объема учтенных внешних обстоятельств, условий, факторов, сведения о которых даются в познавательном режиме. Далось различение действий органов чувств, и надстроенного над ними мышления. Работа органов зрения, слуха, обоняния, вкуса, кожаного осязания далась в составе: ощущений, восприятий и представлений, а мышления - на уровнях выработки из их понятий, соединения этих образований в суждения, и осуществлением выводов из них, названных умозаключениями [1].

Чувственность подает геометрию объекта, его компонентность, размеры, позицию среди других вещей, изменчивость, передвижение, цвет, звучание, если оно есть, запах, что тоже бывает. Прикосновение к вещам рукой, другими частями тела информируют о гладкости или шероховатости, теплоте или холоде. Дается понимание тяжести, твердости, если не добавлять жидкость и газ с их преимуществами.

Мышление работает с этими результатами аналитически, сравниванием, сочетанием, обобщающе, оно выясняет устройства, свойства, изменчивость, влияние друг на друга, причины и следствия, подсказывает прошедшее, предсказывает будущее. Но все это в режиме параллелизма словами, грамматическими предложениями с расчетом на осознания истин, заблуждений и гипотез.

На уровне наук было решено, что у животных в наличии только чувственность. Целесообразность их действий обеспечивается не мышлением, которого у них нет, а инстинктами, которые подвели часть обезьян к наработке мышления, запуску человечества.

Сознание. Для выражения комплекса «чувственности» и «мышления» подошло именование «сознанием» (от слова «знать). Но оно стало претендовать на выражение «духа» только человеческого без «небесного». По людям, несомненно заметны: использование органов чувств, задумчивость, высказывание мыслей. Но они по «мировому духу» не просматриваются, приходится их предполагать в режиме умозаключения по аналогии [1, с. 54]. Важным компонентом «человеческого духа» было признано слово, не доставшееся птицам, животным, которым только пищать, лаять, мяукать.

Мышление предстало стоящим над чувственностью, действиями с опорой на ее показания. Но предстали и самостоятельные действия без оперативной поддержки органов чувств. Существует возможность и самостоятельных умственных действий с использованием совокупности только наличных у себя сведений без добавочных. Существует воображение, придумывание того, чего нет и быть не может. Но конструкторы, изобретатели в состоянии задумки осуществлять. Художники, писатели отличились фантазированием. Политикам далась разработка планов, которые иногда реализовывались. Но и у органов чувств была определена своя независимость от мышления. Это и границы собственной деятельности (глаз недальновидность), и иллюзия (лат. illusio).

Учет состояния «души». Если поначалу представилось, что подходу показаний органов чувств в состоянии мешать только закрытие глаз и затыкание ушей, то далось понимание влияния на познавательный процесс также беспокойства, испуга человека, страха при большей выгоде от довольства, радость. «Чувство» не стало выразителем лишь действий органов чувств. Содержания этого понятия охватило самодовольство, спокойствие, недовольство чем-то, нервозность, которые были названы состоянием «психики».

По влиянию на «психику» определили:

- состояние окружающей физической среды (погода, пожар, наводнение, землетрясение, засуха и др.);

- действия других людей (обида, угроза, обкрадывание, убийство, войны и др.);

- действия собственные (неудача, потеря, проигрыш, вызов аварии, простуда, опьянение и др.).

Если поначалу «психика» увязывалась с действиями только органов чувств, то потом она стала выражать и самочувствие, настроение человека, доходя до представления состояния мозгового мышления.

Психика. Происхождение этого термина греческое (древнегреческое ψυχή, psuche). Но перевод - та же «душа». Есть также «дыхание», «удар». Ими выразили состояние ощущающего и мыслящего существа, способное как содействовать задуманным мероприятиям, так и мешать этому делу. Если чувственность обеспечивается усилиями органов чувств и мозга, а мышление - только мозга, то за изменчивостью «душевного состояния» тот же мозг, если не добавлять остальную часть нервной системы человека (движение рук, дрожание телом, мимика, заикание). При этом плачь, рев, если не улыбка, приятное звучание. Но психология не охватила знания, касающиеся действий мышления. До формирования «психологии» «логика» уже была. Одни считают, что Аристотель (384-322 гг. до н.э.) при выработке начал «Логики» органов чувств касался, заложил основы и «Психологии». Другие относят формирование «Психологии» к XYI в. Но такая наука больше понадобилась для обеспечения сопротивляемости людей искажениям психики, чем извлечения выгод из сопутствия настроения мыслительному процессу.

Влияние состояния психики на познавательный процесс. При искаженном состоянии психики до такого человека доходят не все показания его органов чувств. Замечается не все, одно может предстать вместо другого. Отступает память, задается осуществление умозаключений не состоятельных, а дефектных. Человеку трудно вспоминать то, что возможно и нужно, слабеет контроль над собственным мышлением, ему трудно понимать собеседников, осуществлять потребовавшиеся доказательства. Но, если строгим мышлением следует обеспечивать практические действия, то достижение потребного результата затруднительно, если вообще это возможно. Состояние психики влиятельно и на чувственность, и на мышление.

Деформирование психики. Нормальное состояние психики нарушается бессонницей, тяжелой физической работой, усталостью, голодным состоянием, вредным отношением к себе окружающих лиц (членов семьи, соседей, сослуживцев, собеседников и др.). Не отстают от этих факторов болезни. Удостоились учета и специального рассмотрения «критические ситуации», что у Духновского С.В. [2].

Особое внимание досталось употреблению опьяняющих напитков, наркотиков. В таких случаях выполнение важной ответственной работы не позволительно, опасно. Требуется приостановка работы, а то и замена работника. Там, где бездефектность психического состояния работника важна (авто водитель, пилот, боец, охранник), его к работе в таком состоянии не допускают. Но для этого потребен контроль. Нужно ждать отступления возмущения, в крайнем случае обращаться к врачу, соглашаться на оказание психотерапевтической помощи. Лишь бы это отклонение не оказалось пожизненным.

Влияние деформации психики на умственную работу. Для такого вида труда весьма важны способность сосредоточения внимания, восстановления в памяти давшихся и потребных сведений, отвлечения от ненужных факторов. Могут быть важными текущие показания зрения, слуха. Не исключаема важность воли, что облегчает преодоление трудностей.

Все эти способности слабеют, отступают при ненужных разговорах вокруг, шумливости в помещении. Память должна быть «свежей», без подмены одного другим. Страдают от влияния таких негативных факторов писатели, ученые, педагоги, руководители и др. Требуются умения, исключать действия негативных факторов и у них.

Самозащита от искажения психического состояния. Личность не может исключать все вредные природные факторы, легче с возмущающими социальными факторами. Дальновидные лица сводят противостояния с другими лицами к минимуму, они не игнорируют поиск компромисса. Они вступают в контакты с учетом важности душевного состояния коллег, собеседников. Нельзя психически спокойных людей выводить из равновесного состояния, настраивать их на агрессию против себя, вседозволенность действий. Ведь можно пострадать непростительно.

Помогает защищаться от таких страданий: информированность, этичность, компетентность по составу моральных норм и юридических законов. Не случайно при приеме на работу стараются определять степень психической надежности людей. В случае сильной важности проверки обращаются к медицинским средствам определения здорового состояния психики.

Чувственность, мышление, психика и возраст. Наращивание возраста служит обогащению наблюдений, росту постигаемых сведений, объема знаний, их углублению. Но бывает и проигрышное ослабление зрения, слуха. Подходит и забывчивость. Выручают очки, операции хрусталиков глаз, применение усилительных приставок к ушам. Но иначе с забывчивостью. У мозговых клеток (нейронов) есть предельный возраст жизни. Когда они отмирают, они свою информацию молодым клеткам не передают. Людям приходится повторно смотреть, слышать, читать то, что важно для работы, службы, чтобы нужное держалось в памяти. Но, если работника увольняют по возрасту, то чаще довольством получения им пенсии, желанием освободить рабочее место для молодежи, чем полаганием ослабления познавательных способностей.

Выводы:

- понятие «душа» не разобралось в структуре выражаемых показаний человека;

- в составе этого явления, названного параллельно «сознанием», определились чувственность и мышление;

- стало ясно, что мыслительная деятельность опирается на чувственную с обогащением, углублением знаний;

- но подошло понимание и влияния на мыслительный, познавательный процесс самочувствия человека, представшего нормальным, возвышенным и искаженным;

- удостоились выяснения, оценок факторы, негативно влияющие на работу сознания, результативность мышления;

- владение этими сведениями позволяет человеку поддерживать у себя нормальное психическое состояние, обеспечивать результативную деятельность сознания, работу мышления.

Библиографический список:

1. Адибекян О.А. Краткий курс логики. Учебное пособие для студентов. - Пятигорск: Автиздат, 1998. - 99 с.
2. Духновский С.В. Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков. Автореф. на соиск. уч. ст. к. псих. н.- Казань, 2002. - 22 с.
3. Козлов Н.И. Психология и религия [Электронный ресурс] URL // Http://www.psychologos.ru/articles/ view/psihologiya-i-religiya (дата обращения 15.10.2017).
4. Методология естественного реализма. Дух и душа. Этимология и история слов и понятий. С. 39 [Электронный ресурс] URL // Нttps://infopedia.su/15xa2c9.html (дата обращения 15.10.2017).
5. Самойлова О.В. Таинство сна // Секретарь-референт, 2013. № 10. - С. 90-95.
6. Сидельникова А.И. История возникновения и развития психологии религии. - Ростов, 2009. [Электронный ресурс] URL // Нttps://www.ronl.ru/stati/psikhologiya/187087 (дата обращения 15.10.2017).
7. Шевелева М.С. Психика и явления психики: Представленность в мышлении. Автореф. на соиск. уч. ст. к. псих. н. - Пермь, 2002. - 24 с.




Рецензии:

13.11.2017, 12:37 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Ну с первой же фразы. Цитирую "Без применения категории «чувственность» уже давно ни одна из разновидностей философии не обходится.". Ну ладно студент первого курса бы такое написал, и Бог даже с ним с этим выражением "разновидность философии", хотя нет у философии никаких "разновидностей", а есть направления, подходы, школы и т.п. Ну Бог с ним. Но зачем в логике чувственность, и куда эту самую чувственность девать в аксиологии, это вряд ли кому ведомо. Но автору захотелось написать, то, что он написал. Хотя это вовсе и не так. Дальше " Человек не заказывает своей голове осуществление скрытых....". Кто кому чего не заказывает? Не понятно. В общем, так как это изложено, я не могу это рекомендовать к публикации. Это не наука.



Комментарии пользователей:

13.11.2017, 15:59 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Уважаемый Эрштейн Л.Б. Представленная Вам для рецензирования статья состоит не только из двух-трех фраз, которые Вам не понравились, но и многих других. Скажите пожалуйста, если я их вычеркну, остальные Вы порекомендуете к печати, или станете искать и другие провокационные?


13.11.2017, 20:01 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Да, дело же не в этом. Вы умудрились даже не обозначить цель работы. И как прикажете к этому относится? Ну давайте посмотрим Ваши выводы. "понятие «душа» не разобралось в структуре выражаемых показаний человека;". Ну вот кто, чего понял, расскажите здесь, как это понимать? Идем дальше "- не обособление друг от друга чувственности и мышления сделало животных носителями всех этих свойств;". У Каких свойств? Чувственности и мышления? Давно у животных мышление то есть? Или каких-то других свойств? Нельзя это рекомендовать к публикации. Потому, что если публиковать это, то стало быть публиковать можно вообще все, что угодно. Вы поймите, я пишу очень очень мягко. На самом деле, все это заслуживает совершенно иных слов, сказанных совершенно иным языком.


22.12.2017, 14:18 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Уважаемый Эрштейн Л.Б. Чтобы такие, как вы не приписали животным мышление, они не стали разговаривать. Им хватает инстинктов. Цель работы вкладывается в заголовок статьи, ведь никто, кроме Вас статью без заголовка не читает. Разве не ясно, что желается выяснение относительных позиций выраженных показаний "души". У Вас продолжает держаться врожденный инстинкт искать только недостатки при ненадобности положительных показаний.


22.12.2017, 14:41 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Я должен доктору философских наук объяснять что такое цель и зачем ее надо прописывать? Увольте, будь передо мной аспирант или студент я бы пожалуй написал, а так нет. Если не знаете, ну так тому и быть. Вы хотите продолжать со мной спорить, извольте "Новизна работы - в специальном рассмотрении содержания, относительных позиций взятых трех категорий". Что значит новизна в рассмотрении, новизна это результат рассмотрения, но никак не процесс. Да я буду искать недостатки, буду. Потому что в этом цель рецензирования. У этого текста достоинств нет. Он написан не научным языком, а бытовым, чего стоит "По влиянию на «психику» определили:...". Это бытовой язык. Тут, на самом деле нет никакой новизны. Потому что по сути нет никаких результатов. Вам в голову не приходит, что нельзя соотносить чувственность, мышление и психику. Потому,что в любом учебнике по общей психологии можно прочесть что чувственно-эмоциональная сфера, и когнитивная сфера являются одними из составных частей психики. Но Вы учебников не читаете. Извините, но я тут не причем. Это Вы их не читаете. Чего стоят выводы "- понятие «душа» не разобралось в структуре выражаемых показаний человека;". Что такое "выражаемые показания человека"? Вы сами то поняли, что сказали? Тот кто будет читать этот отзыв, честно напишите, кто понял это. И так далее. И это Вы называете наукой? Нет слов.


Оставить комментарий


 
 

Вверх