Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Философия
Размещена 13.11.2017.

СООТНОШЕНИЕ ЧУВСТВЕННОСТИ, МЫШЛЕНИЯ И ПСИХИКИ

Адибекян Оганес Александрович

доктор философских наук, профессор

Московский автомобильно-дорожный институт-университет Филиал Северо-Кавказский в г. Лермонтове Ставропольского края России

профессор

Аннотация:
Насколько доступно понимание относительных позиций чувственности и мышления, настолько затруднительно их соотнесение с психикой тех же людей. Если первые два явления с легкостью ставятся одно над другим, то с психикой это сложно. Но к ней обращаются при рассмотрении как чувственности, так и мышления. Нелегко представлять эти завидные способности людей как компоненты психики.


Abstract:
As far as understanding of the relative positions of sensuality and thinking is possible, it is so difficult to relate them to the psyche of the same people. If the first two phenomena are easily placed one above the other, then it is difficult with the psyche. But they address it when considering both sensuality and thinking. It is not easy to imagine these enviable abilities of people as components of the psyche.


Ключевые слова:
психика и чувственность; психика и мышление; влияние состояния психики на мыслительный, познавательный процесс.

Keywords:
psyche and sensuality; psyche and thinking; the influence of the state of the psyche on the mental, cognitive process.


УДК 130.3

Введение. Без применения категории «чувственность» уже давно ни одна из разновидностей философии не обходится. Такое к ней уважение утвердилось и в гуманитарных науках. Настрой на избавление, исключение заблуждений повел к разбирательству скрытой работы головы, вывел на разбирательство «мышления», операций «разума». Но по ходу такой работы стал требоваться учет самочувствия человека, его настроения, влияющих на ход, результат его действий. Телесно-мозговые условия работы чувственности и мышления назвали «психикой».

«Чувственность», «мышление» и «психика» человека стали показываться не только обособленно друг от друга, но и параллельно, одновременно. Предстали отношения зависимости одного от другого, словно следовало усложнять познание человеком работы собственной головы (рефлексия, от позднелат. reflexio - обращение назад).

Указанная тяжесть не перегрузила определившуюся религию, которая возникла в сложной познавательной обстановке. Познавательная трудность досталась формирующейся философии, которая вышла на представление специфики человечества наличием у людей сознания. Не без усердия философии в составе наук определились логика, психология. С тех пор сложилось их соотнесение, продолжающееся в наши дни.

К показу относительных позиций представляемых категорий в наше время обратились многие. Шевелева М.С. [7] показала проявления психики в ее многообразии. То же сделал Духновский С.В. [2] по подросткам. Козлов Н.И. [3] показал не отношение психологических знаний к религии, а религиозных к психике. Иначе поступила Сидельникова А.И. [6], принявшая во внимание позицию наук. Объяснений, предложений, показов значимости непротиворечивых их использований не мало. Но это не исключает пользу от дополнительного обращения к позициям этих категорий.

Объект исследования - душевное состояние человека, его познавательная деятельность.

Предмет – относительные позиции категорий «дух» и «сознание», чувственность и мышление, психики.

Методы исследования - философские с анализом, сопоставлением, определением отношений, влияния друг на друга.

Новизна работы - в специальном рассмотрении относительных позиций трех взятых категорий.

Актуальность темы - в важности поддержки чувственной и мыслительной деятельности познающего благоприятным его психическим состоянием.

«Мировой дух». Люди по ходу формирования отсутствовавшей на земле социальной реальности опознали наличие у себя способностей наблюдения, запоминания, обдумывания, мысленного контроля над своими действиями, связав их с наличием у себя «души». Поиск выборки для этого словесного обозначения русскими преимущественно подводит к латинскому слову «anima», что означает «жизнь». Как указано, «в русском (языке – А.О.А.) слово душа очевидно связано со словом «дышать», а не «дуть»» [4]. Но дышат существа живые. Они появляются на свет, существуют, дают очередное потомство, перестают жить, уступая свои позиции очередному поколению.

Жители восточных регионов мира не оказались «эгоистами». Они опознанное у себя едино-центровое управление действиями частей, органов своего тела, целеполагание, выбор вариантов действий ради получения выгод приписали и животным, которые предстали не сильно отличными от себя. Чтобы этого не оказалось мало, «духов» представили и в небе (язычество, политеизм). Но скромность все же восторжествовала, далось удовлетворение, пусть не всеми, только одним небесным «духом» (монотеизм). Однако, этот «дух» предстал не просто как создатель всей остальной реальности, но и как снабженец каждого рождающегося на земле человека «личным духом».

Христианская религия удержала европейцев от политеизма древних греков, не пожелала обустройства на занятой территории политеистического буддизма, дала на рассмотрение представившейся идеалистической философии только пару «духов»: «доприродный» или «мировой» и «человеческий». Но это случилось с переделкой древнегреческой философии под предпочтенный вид религиозных воззрений. Науке подошло рассмотрение «духа» только человеческого при уважении сочинительства параллельной философии.

Философское представление чувственности и мышления. По ходу выработки философских воззрений стало заметно, что успешность действий человека зависит от объема учтенных внешних обстоятельств, условий, факторов, а сведения о них даются через услужение преданных органов чувств. Но между предпринимаемыми практическими действиями и этими данными обработка исходных сведений, работа мышления, опознанного в голове.

В своей «душевности» люди опознали чувственность, дающую образы окружающих реальностей и умственную работу абстрактно-обобщающего характера – мышление.

Чувственность дает геометрию объекта, его компонентность, размеры, позицию среди других вещей, изменчивость, передвижение, цвет, звучание, если оно есть, запах, что тоже бывает. Соприкосновения рукой, другими частями тела информируют о гладкости или шероховатости, теплоте или холоде. Дается понимание тяжести, твердости, если не добавлять жидкость и газ с их преимуществами.

Мышление дает сведения о сходстве и различии объектов, их связях и отношениях, свойствах, причинах и следствиях, закономерностях. Оно позволяет знать то, что было некогда и уже отсутствует, будет, если терпеливо ждать. С ним по ходу предпринимаемых действий предсказывание возможного результата.

Сознание. Для выражения комплекса «чувственности» и «мышления» подошло именование «сознанием» (от слова «знать). Но оно стало претендовать на выражение «духа», притом человеческого, а не «небесного». По действиям людям бесспорно заметны: использование органов чувств, задумчивость, высказывание мыслей. Но они по «мировому духу» не просматриваются, приходится их предполагать в режиме умозаключения по аналогии [1, с. 54]. Важным компонентом «человеческого духа» было признано слово, не доставшееся птицам, животным, которым только пищать, лаять, мяукать в режиме зависти.

Мышление стоит над чувственностью, действует с опорой на ее показания. Но «рабства» здесь нет. Мышление способно действовать и без оперативной поддержки органов чувств. Существует возможность также и самостоятельных умственных действий с удовлетворением составом наличных у себя сведений. Но кроме выдачи сведений, которые могут быть найдены, показаны, практикуются показания вещей, явлений, которых быть не может. Художникам, писателям, юмористы отличились фантазированием. Вруны не захотели от них отставать.

Но у органов чувств есть завидный способ отстаивания своей независимости от мышления. Это и границы собственной деятельности (глаз недальновидность), но и иллюзия (лат. illusio), что заблуждение.

Учет состояния «души». Если поначалу представилось, что подходу показаний органов чувств в состоянии мешать только закрытие глаз и затыкание ушей, то далось понимание влияния на познавательный процесс также беспокойства, испуга, страха при большем настрое на довольство, радость. «Чувство» не стало выразителем лишь действий глаз, ушей, контактов телесной кожей, средств подступа к запаху (дыхание), вкусу (питание). Широта содержания этого понятия охватила самодовольство, спокойствие, недовольство чем-то, нервозность, которые приписаны и «психике».

На состояние «души» влиятельны:

- окружающая среда (погода, пожар, наводнение, землетрясение, засуха и др.);

- действия других людей (нанесение обиды, угроза, обкрадывание, убийство, войны и др.);

- действия собственные (неудача, потеря, проигрыш, вызов аварии, простуда, опьянение и др.).

Учет этих факторов вывел исследователей на понятие «психики», представшей в виде изменчивого состояния тела, организма, настроения, с охватом работоспособности органов чувств, а следом и мозгового мышления.

Психика. Происхождение этого термина греческое (древне греческое ψυχή, psuche). Но перевод - та же «душа». Есть также «дыхание», «удар». Ими выразили состояние ощущающего и мыслящего существа, способное как содействовать задуманным мероприятиям, так и мешать этому делу. Если чувственность обеспечивается усилиями органов чувств и мозга, а мышление - только мозга, то за изменчивостью «душевного состояния» тот же мозг, если не добавлять остальную часть нервной системы человека (движение рук, дрожание телом, мимика, заикание). При этом плачь, рев, если не улыбка, приятное звучание. Но психология не охватила знания, касающиеся действий мышления. До формирования «психологии» «логика» уже была.

Богатство показаний психики. Установлено, что умственно- мыслительные операции мозг способен осуществлять и без показа своих действий человеку, телу которого он принадлежит (подсознательность, бессознательность). Есть и скрытое, неосознаваемое мышление, предстающее в виде неожиданной догадки, подсказки. Более неожиданно, чем задумано, предстают мысли, неизвестно как порожденные наличными сведениями - интуиция (позднелат. intuitio - «созерцание», от глагола intueor - пристально смотрю).

Эти случаи причастны к выработке уверенности в том, что «мировой дух» не ограничился вложением в тело новорожденного человека «личного духа», которому раскрывать вложенную в него информацию с содействием органов чувств. Этот «верховный дух» в состоянии делать оперативные добавления с учетом изменившихся условий, потребности верующего в советах. Лишь бы прихожанин догадался молиться. Если поначалу решили, что у этих подсказок заблуждений быть не может, оказалось не так. Вышли из положения оригинально: «мировой дух» не только информирует, но и занимает, забавляет. В итоге пристальное рассмотрение мыслительных операций далось науке логики, а действий органов чувств - психологии. Психология стала обогащаться работой не только педагогов, которым учить, воспитывать детей, подростков, но и психотерапевтов, которым следовало избавлять пациентов от временных расстройств, если они не постоянные (ума лишение). «Логотерапевты» не появились. «Логику» продолжают именовать «наукой о правильном мышлении», хотя это не так.

Нестандартная работа мышления. Человек не заказывает своей голове осуществление скрытых, «конспиративных» действий. Мысли такого происхождения предстают неожиданно, случайно, а не как задуманное творение. Если этот субъект о чем-то усердно, долго думал, ответа, выигрышного решения не нашел, то нужное может предстать даже во сне. «Ночная работа» мозга мыслительного содержания выигрышна отсутствием помех со стороны. Но спят не ради этого.

Легко когда сюжет сна ясный. Если нет, то расспросы доверенных лиц, если не визит к гадалке. Однако гарантий состоятельности расшифровки представших показаний нет. Потребна проверка версий, если это вообще возможно. Самойловой О.В. подчеркнуто, что сон в состоянии усиливать сопротивляемость горестным явлениям при бодром состоянии [5]. Лишь бы не было бессоницы.

Человек затрудняется с выходом на нужные сведения, когда исходных данных, основополагающих посылок в виде суждений мало, когда их для осуществления умозаключения не достаточно [1, с. 49]. Если добавлять свои предположения, то ответ будет не один, а множественный с неясностью среди них состоятельного варианта. Если все же ограничиться одним вариантом допущения, то гарантий истинности умозаключения быть не может. Знания всегда сочетаются с незнаниями.

Сравнительно редко, мозгу при действиях без непрерывной отчетности своему хозяину удается как-то самый вероятный фактор уяснить, состоятельный вывод найти и подсказать. Это служит уважению гадальщиц. Если подсказка от священника, который, вроде «разговаривал» с богом, то усиление верования в наличие и такого «духа».

Влияние состояния психики на познавательный процесс. При искаженном состоянии психики до такого человека доходят не все показания его органов чувств. Замечается не все, одно может предстать вместо другого. Отступает память. Но отсюда дефекты мышления, осуществление умозаключений не состоятельных, а дефектных. В том же случае у человека ослабляется самоконтроль мышления, ему трудно понимать собеседников, держать в памяти то, что нужно при дальнейшем чтении. Не задерживаются в голове дополнительные мысли. Но, если работой головы следует обеспечивать практические действия, достижение потребного результата затруднительно, если вообще это возможно.

Деформирование психики. Нормальное состояние психики, а в этом составе мышления, нарушается бессонницей, тяжелой физической работой, усталостью, голодным состоянием, вредным отношением к себе окружающих лиц (членов семьи, соседей, сослуживцев, собеседников и др.). Не отстают от этих факторов болезни. Удостоились учета и специального рассмотрения «критические ситуации», что у Духновского С.В. [2].

Но особое внимание к употреблению опьяняющих напитков, наркотиков. В таких случаях выполнение важной ответственной работы не позволительно, опасно. Требуется приостановка работы, а то и замена работника. Там, где бездефектность психического состояния работника важна (авто водитель, пилот, боец, охранник), его к работе в таком состоянии не допускают. Но для этого потребен контроль. Нужно ждать отступления возмущения, а в крайнем случае обращаться к врачу, соглашаться на оказание психотерапевтической помощи. Лишь бы это отклонение не оказалось пожизненным.

Влияние деформации психики на умственный труд. Для такого вида труда весьма важны способность сосредоточения внимания, восстановление в памяти давшихся и потребных сведений, отвлечения от ненужных факторов. Могут быть важными текущие показания зрения, слуха. Не исключаема важность воли, что облегчает преодоление трудностей.

Все эти способности слабеют, отступают при подходе усталости, сонливости, голода, при ненужных разговорах вокруг, шумливости в помещении. Память должна быть «свежей», без подмены одного другим. Страдают от влияния таких негативных факторов писатели, ученые, педагоги, руководители и др. Требуются умения, исключать действия негативных факторов.

Самозащита от искажения психического состояния. Личность не может исключать все вредные природные факторы, легче с возмущающими социальными факторами. Дальновидные лица сводят противостояния с другими лицами к минимуму, они не игнорируют поиск компромисса. Они вступают в контакты с учетом важности определять, учитывать душевное состояние собеседников, коллег. Нельзя психически спокойных людей выводить из равновесного состояния, настраивать их на агрессию против себя, вседозволенность действий. Ведь можно пострадать. Помогает держаться таких позиций информаированность, этичность, компетентность по составу моральных норм и юридических законов. Не случайно при приеме на работу стараются определять степень надежности людей. В случае сильной важности проверки обращаются к медицинским средствам определения здорового состояния психики.

Чувственность, мышление, психика и возраст. Наращивание возраста служит обогащению наблюдений, росту постигаемых сведений, росту объема знаний, их углублению. Но бывает и проигрышное ослабление зрения, слуха. Подходит и забывчивость. Выручают очки, операции хрусталиков глаз, применение усилительных приставок к ушам. Но иначе с забывчивостью. У мозговых клеток (нейронов) есть предельный возраст жизни. Когда они отмирают, свою информацию молодым клетка не передают («скупость»). Людям доводится повторно смотреть, слышать, читать то, что важно для работы, службы. Если работника увольняют по возрасту, то чаще довольством получения им пенсии, желанием освободить рабочее место для молодежи, нежели ослаблением познавательных способностей. Осведомленность о психике, о о его преданности и настрое к спокойствию выигрышна.

Выводы:

- понятие «душа» не разобралось в структуре выражаемых показаний человека;

- не обособление друг от друга чувственности и мышления сделало животных носителями всех этих свойств;

- пока шел отход от таких представлений «душа» оказалась удвоенной с постановкой над всей реальностью ее «доприродного» вида»;

- ориентировка в составе истин, заблуждений и гипотез потребовала обособления чувственности и мышления как уровней «духовности», «сознания»;

- только после этого пошел учет состоятельный учет поведения этой «души», названной «психикой»;

- психология охватила рассмотрение не просто действий органов чувств, возмущающих такие процессы факторов, но и проигрыша мышления от влияния возмущающих, негативных телесных факторов.

- для квалифицированного, бездефектного осуществления умственной работы нужны нормальная «психика» «души» этого работника, компетентное представление этой своей ценности.

Библиографический список:

1. Адибекян О.А. Краткий курс логики. Учебное пособие для студентов. - Пятигорск: Автиздат, 1998. - 99 с.
2. Духновский С.В. Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков. Автореф. на соиск. уч. ст. к. псих. н.- Казань, 2002. - 22 с.
3. Козлов Н.И. Психология и религия [Электронный ресурс] URL // Http://www.psychologos.ru/articles/ view/psihologiya-i-religiya (дата обращения 15.10.2017).
4. Методология естественного реализма. Дух и душа. Этимология и история слов и понятий. С. 39 [Электронный ресурс] URL // Нttps://infopedia.su/15xa2c9.html (дата обращения 15.10.2017).
5. Самойлова О.В. Таинство сна // Секретарь-референт, 2013. № 10. - С. 90-95.
6. Сидельникова А.И. История возникновения и развития психологии религии. - Ростов, 2009. [Электронный ресурс] URL // Нttps://www.ronl.ru/stati/psikhologiya/187087 (дата обращения 15.10.2017).
7. Шевелева М.С. Психика и явления психики: Представленность в мышлении. Автореф. на соиск. уч. ст. к. псих. н. - Пермь, 2002. - 24 с.




Рецензии:

13.11.2017, 12:37 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Ну с первой же фразы. Цитирую "Без применения категории «чувственность» уже давно ни одна из разновидностей философии не обходится.". Ну ладно студент первого курса бы такое написал, и Бог даже с ним с этим выражением "разновидность философии", хотя нет у философии никаких "разновидностей", а есть направления, подходы, школы и т.п. Ну Бог с ним. Но зачем в логике чувственность, и куда эту самую чувственность девать в аксиологии, это вряд ли кому ведомо. Но автору захотелось написать, то, что он написал. Хотя это вовсе и не так. Дальше " Человек не заказывает своей голове осуществление скрытых....". Кто кому чего не заказывает? Не понятно. В общем, так как это изложено, я не могу это рекомендовать к публикации. Это не наука.



Комментарии пользователей:

13.11.2017, 15:59 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Уважаемый Эрштейн Л.Б. Представленная Вам для рецензирования статья состоит не только из двух-трех фраз, которые Вам не понравились, но и многих других. Скажите пожалуйста, если я их вычеркну, остальные Вы порекомендуете к печати, или станете искать и другие провокационные?


13.11.2017, 20:01 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Да, дело же не в этом. Вы умудрились даже не обозначить цель работы. И как прикажете к этому относится? Ну давайте посмотрим Ваши выводы. "понятие «душа» не разобралось в структуре выражаемых показаний человека;". Ну вот кто, чего понял, расскажите здесь, как это понимать? Идем дальше "- не обособление друг от друга чувственности и мышления сделало животных носителями всех этих свойств;". У Каких свойств? Чувственности и мышления? Давно у животных мышление то есть? Или каких-то других свойств? Нельзя это рекомендовать к публикации. Потому, что если публиковать это, то стало быть публиковать можно вообще все, что угодно. Вы поймите, я пишу очень очень мягко. На самом деле, все это заслуживает совершенно иных слов, сказанных совершенно иным языком.


Оставить комментарий


 
 

Вверх