Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №51 (ноябрь) 2017
Разделы: Правоведение
Размещена 15.11.2017. Последняя правка: 14.11.2017.

Новые медиа, социальные сети и блогосфера в системе информационного права

Тихонова Анна Вячеславовна

ЯрГУ им. П.Г. Демидова

студент

Научный руководитель: Соколов Александр Владимирович, кандидат политических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой по научной работе, Ярославский государственный университет имени Павла Григорьевича Демидова.


Аннотация:
В статье рассматривается феномен «социальные сети», Новая медиа, блогосфера, отмечаются преимущества и недостатки, создаваемые ими. Актуальность данной темы обусловлена процессом формирования современного информационного общества. Привычные процессы коммуникации меняются под влиянием новых медиа, которые создают новую среду обитания, меняя привычный образ жизни.


Abstract:
The article discusses the phenomenon of "social networks", new media, blogosphere, there are advantages and disadvantages that they create. The relevance of this topic due to the process of forming of modern information society. The usual processes of communication are changing under the influence of new media are creating a new environment, changing their way of life.


Ключевые слова:
медиа; социальные сети; блогосфера; информационное общество; коммуникация.

Keywords:
media; social networks; blogosphere; information society; communication.


УДК 004.738.5

Мы живем в XXI веке – веке информационных технологий. Массовый информационный поток окружает общество во всех сферах деятельности. Получить любого рода информацию в настоящих реалиях можно в интернет-представительствах (порталах) онлайновых СМИ; интернет-СМИ; интернет-ТВ (вебкастинг); интернет-радио (подкастинг); мобильном ТВ; блогосфере; кино, рассчитанное на интернет-аудиторию; социальных сетях; twitter; виртуальные сообщества; виртуальные игры; другие ресурсы Веб 2.0. Одним из глобальных последствий развития информационных технологий стала Новая медиа, которая превосходит традиционно – устоявшие источники СМИ. Носителями более актуальных новостей являются социальные сети и блоги, где блогосфера относится чаще всего к распространению экспертных мнений, политических деятелей, что позволяет привлечь максимальное количество аудитории – читателей. Но, несмотря на активность пользователей информационного общества и распространения большого количества свободной информации через сети Интернет, социальные сети и блогеры создают благоприятные условия для правонарушений. Что и повлекло представить тему исследования к обсуждению и актуальности.

Во время развития политической и социально – экономической жизни, которая, прежде всего, строится на информационных и коммуникативных технологиях основным объектом внимания стоят вопросы правовой организации интернет – пространства. Проследить правонарушения в интернет – пространстве, является на сегодняшний момент неразрешённой проблемой, так как огромное количество интернет – площадок не имеет географических границ, которые позволили бы вести контроль за информационными потоками. Большое количество интернет – пространства можно увидеть и в сфере Новых медиа, которыми активно пользуются государственные политические деятели.

Содержание правового статуса лиц, участвующих в интернет – общении, сложно определить при массовом использовании социальных сетей, а правовой статус личности имеет главенствующее значение среди юридических основ любого общественного действия. Можно отметить, что любые действия новых медиа основаны на реализации конституционных прав. К таким правам следует отнести:

1) право на объединение (в сфере новых медиа формируются сообщества и группы по поводу самых разнообразных интересов, однако создание таких объединений не должно противоречить принципам, установленным Конституцией и законодательством РФ);

2) право на свободу мысли и слова (одна из причин привлекательности социальных сетей и блогов состоит в возможности свободно выразить свое мнение, суждение, оценку по какому-либо вопросу);

3) информационные права, связанные с распространением, передачей, получением и использованием информации) [2].

Осуществление отмеченных конституциональных прав зачастую сопутствуется неправомерными действиями и имеют последствия нарушения прав и интересов граждан. К таким правомерным действиям можно отнести: разглашение конфиденциальной информации, персональных данных, нарушение авторских прав и т.д. Многие эти вопросы регламентированы в Уголовном, Административном и Гражданском кодексах Российской Федерации. Все перечисленные законодательные акты одинаково распространяются на информационное общество, как реальное, так и виртуальное. Несмотря на это, немало важным фактом является то, что личные права и обязанности участников социальных сетей и блогосферы не учитываются в действующих нормативных актах.

Понятие «виртуальное» общество не носит правового характера и не регламентировано в законодательстве Российской Федерации. Со временем виртуальное и реальное общество будет носить одинаковый характер, что возникнут трудности в определении «виртуальная личность» или «реальная». Следовательно, напрашивается задача решения правового урегулирования социальных сетей и блогосферы в законодательных актах.

Таким образом, можно отметить, что новые медиа важны как для совершенствования государственной политической деятельности, так и для гражданского общества.

Не мало важного внимания заслуживают вопросы к разрешению безопасности государства, защиты конституционных прав общества от террористических, экстремистских действий, которым не составляет труда действовать через интернет – площадки, которые создают группировки, сообщества в социальных сетях, пропагандируют деятельность, наносящую вред обществу, через блоги, в которых большая масса общества подросткового общества и поддающая влиянию общественности, тем самым привлекая к себе внимание. Не менее опасно пропаганда религиозных, национальных, этнических сообществ, как в разговорной речи называется секта, которая направлена на разрушение единовластия, мирного общества, социальной ситуации в стране.

В настоящее время в российском законодательстве регулирование политической информационной элиты в социальных сетях действует в нескольких нормативно – правовых актах, таких как закон «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 29.07.2017) [4], Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» [6], Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция) [7].

Закон «О средствах массовой информации» является ведущим нормативно – правовым актом, регулирующим политическое информационное общество. В акте регламентированы основные положения о процессах получения, распространения и использования информации, регулирующие деятельность средств массовой информации, как распространителей информации в обществе [4].

Закон Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» является не менее значимым в политической коммуникации Российской Федерации. В нем прописываются положения, касающиеся принципа информационной открытости органов  государственной власти. Данный закон содержит очень важный пункт о том, что информация о деятельности государственных органов власти должна быть общедоступной [6].

И Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» иначе называется закон «О блогерах», который вступил в законную силу 05 мая 2014 года и обязывающий авторов интернет – площадок с численностью свыше 3000 человек в сутки регистрироваться в Роскомнадзоре и регламентирующий ограничения на содержимое ресурсов на интернет – площадках, что не мало важным является сообщение на своём ресурсе своих подлинных персональных данных, как ФИО, адрес электронной почты. Кроме того, федеральный закон требует хранение персональных данных пользователей Российской Федерации только на территории своей страны [7].

Нарушение данного закона влечёт за собой уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 29 июля 2017 г. федеральным законом от № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» утратили силу законодательные нормы, регулировавшие деятельность блогеров. Так, признаны утратившими силу ст. 10.2 закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и п. 2 ст. 1 закона № 97-ФЗ от 05.05.2014 г. «О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» [7]. Отменено действие положений закона, вызвавших острую реакцию и давших закону нарицательное имя, таким образом «закон о блогерах» как явление прекратил свое существование.

Так, например, источник News.ru 26.09.2017 года сообщил, что Роскомнадзор может заблокировать Facebook в 2018 году, если крупнейшая в мире социальная сеть не выполнит требования российского законодательства о локализации персональных данных пользователей.

По словам Александра Жарова – главы ведомства: «Закон обязателен для всех. В любом случае мы или добьемся того, чтобы закон был исполнен, или компания прекратит работать на территории Российской Федерации, как, к сожалению, произошло с LinkedIn. Тут исключений нет» [1].

Ещё он отметил, что Роскомназор намерен добиться, чтобы Facebook начала соблюдать закон в 2018 году. При этом он рассказал, что компания рассматривает варианты исполнения требования закона, но пока ведомство не получало от Facebook официальных писем по этой теме.

Поправки к закону «О персональных данных», которые требуют локализации персональных данных на территории России, вступили в силу в сентябре 2015 года. Согласно требованиям закона, любая российская или зарубежная компания, ориентированная на работу с российскими пользователями, должна обеспечивать запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение персональных данных россиян с использованием баз данных, находящихся на территории РФ [1].

Как сообщает источник РИА Новости, 05 апреля 2017 года Законодательное Собрание Ленинградской области разработало законопроект «О правовом регулировании деятельности социальных сетей», предполагающий строгий порядок допуска и регистрации пользователей.

При регистрации в социальных сетях пользователям придется предоставить паспортные данные, отмечает издание. При этом детям до 14 лет вход в социальные сети запретят вовсе.

Согласно документу, если владелец сервиса при регистрации не проверит паспортные данные у российских и иностранных граждан, его могут оштрафовать на сумму от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Если же пользователь не сообщил об изменении данных или умышленно дал недостоверную информацию, ему грозит штраф от одной до трех тысяч рублей.

Отмечается, что создавать страницу в социальные сети можно только одну и лишь под настоящим именем и фамилией, иначе последует штраф: владельцу сайта – до 300 тысяч рублей, пользователю — до пяти тысяч рублей. Кроме того, тем, кому нет 18 лет, запретят вступать в сообщества, где размещена запрещенная для детей информация. В противном случае родителям придется заплатить штраф до двух тысяч рублей.

Закон также будет регулировать продажу несовершеннолетним любых товаров через социальные сети. Документ, в частности, предполагает запрет на рекламу «оккультно-магического характера и курительных смесей».

Один из авторов инициативы — депутат законодательного собрания Ленобласти Владимир Петров — пояснил изданию, что закон должен вступить в силу с 1 января 2018 года. Еще одна инициатива из документа – полный запрет на использование социальных сетей в рабочее время для работников бюджетной сферы [3].

Так же стоит отметить, что в защиту прав и интересов пользователей социальных сетей, есть нормы в законодательстве, обеспечивающие защиту граждан, такие как:

  1. Нарушение авторских прав. Что подразумевает под собой завладение чужой информацией и размещением ее у себя на странице или в сообществе социальных сетей. Например, заимствование стихотворений, статей и т.д. В таком случае правообладатель имеет право потребовать выплаты компенсации согласно ст. 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации [8].
  2. Следующей нормой является размещение фото- и видеоматериалов личного происхождения с вашим участием без вашего согласия. Такое действие является нарушением ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, где сказано, что только использование  изображения гражданина является нарушением, но не является нарушением: без разрешения изображение пользователя в целях государственных, общественных и политических интересах; и позирования гражданина за денежную плату. В таком случае, если нарушено право гражданина, он имеет право требовать удаления изображения, если требование не исполнено, необходимо разрешать ситуацию через суд [8].
  3. Далее нарушением будет, является: «Утечка переписки», что означает когда переписка «утекает» и становится обозрением всей социальной сети в Интернете. В таком случае в статье 23 Конституции Российской Федерации гарантированы тайна переписки  и защита других похожих прав, а так же защита прав регламентирована в статьях 137 и 138 Уголовного кодекса Российской Федерации [9].
  4. Мошенничество так же стало распространённым в социальных сетях, где правонарушитель производит хищение денежных средств, через аккаунты социальных сетей, в таком случае нарушителю инкриминируются ответственность Уголовного кодека Российской Федерации [8].  

Проблема развития новых медиа, социальных сетей и блогосферы в информационном праве, остаётся не решённой и требует внесения поправок в законодательные акты не только на территории Российской Федерации, но и на международном уровне, дабы сохранить государственную безопасность и общества в целом. А так же стоит отметить, что коррективы в законотворчество необходимо вносить постоянно, в связи с меняющейся реальной действительности.

Таким образом, обзор информационного права в России приводит к выводу, что российскую нормативно - правовую базу в сфере медиа необходимо не только увеличивать, но и качественно совершенствовать, для этого перед тем, как утверждать законопроекты, эффективным было бы привлекать экспертов из средств массовой информации, которые более информативны и имеют наиболее актуальную информацию о происходящем не только в стране, но и за рубежом. 

Библиографический список:

1. Глава Роскомнадзора пригрозил заблокировать Facebook в 2018 году // NEWSru.com URL: https://hitech.newsru.com/article/26sep2017/rkn_fb
(дата обращения: 10.10.2017).
2. Волков С. Ю., Никитенко В. А. Нормативно-правовые акты, регулирующие политические отношения в сфере Новых медиа // Огарёв-Online. 2016. №7 (72). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovye-akty-reguliruyuschie-politicheskie-otnosheniya-v-sfere-novyh-media (дата обращения: 10.10.2017).
3. СМИ: детям в России хотят запретить пользоваться соцсетями // «РИА Новости» URL: https://ria.ru/society/20170405/1491510897.html (дата обращения: 10.10.2017).
4. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»: Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 305-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. 2014. №6510 (238).
5. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 26-ФЗ // Российская газета. 2017. №7216 (50).
6. О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами: Федеральный закон от 12 мая 2009 г. N 95-ФЗ // Российская газета. 2009. №4911 (87).
7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ // Российская газета. 2006. №4131 (0).
8. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // Российская газета. 2017. №7196 (30).
9. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Российская газета. 2017. №7216 (50).




Рецензии:

16.11.2017, 13:59 Беляков Константин Иванович
Рецензия: Статья, безусловно, актуальная и не только, мы поддерживаем автора, для РФ. К сожалению, автор не высказал свое мнение о приведенных в статье новациях законодателя по поводу предоставления паспортные данные, детей до 14 лет, владельцев провайдеров и т.д. Статья отвечает формальным требованиям и может быть рекомендована к изданию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх