Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Информационные технологии
Размещена 18.11.2017. Последняя правка: 21.11.2017.

Реинжиниринг бизнес-процесса обработки денежных переводов через дистанционные каналы банка

Белоусова Полина Олеговна

бакалавр

Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

студент магистратуры кафедры Автоматизированных систем управления

Максименко Зоя Викторовна, кандидат технических наук, доцент кафедры Вычислительной математики и Кибернетики, Уфимский государственный авиационный технический университет


Аннотация:
В данной статье рассматривается разработка бизнес-модели, актуальной для достижения адекватных экономических результатов, на примере реинжиниринга бизнес-процесса обработки денежных переводов через дистанционные каналы Банка. Проанализированы особенности денежных переводов в рублях, классифицированы виды денежных переводов. Выявлена и обоснована необходимость внедрения автоматического контроля в процессе денежных переводов. На основе проведенного исследования, автором предлагается использовать этап автоматического контроля для всех видов денежных переводов, производимых Банком.


Abstract:
This article considers the development of a business model that is relevant for achieving economic results by involving automatical control in the process of sending money using online-banking channels.


Ключевые слова:
банк; автоматизация; реинжиниринг; переводы.

Keywords:
bank; automatical control; finance.


УДК 004

Введение

По своему содержанию банковская деятельность включает предусмотренный законом и банковской лицензией перечень возможных банковских операций. Банковская деятельность имеет множество аспектов. Следует различать основную и вспомогательную банковскую деятельность.

Основная банковская деятельность - это такая деятельность кредитной организации, которая включает банковские операции и сделки.

Оказание клиентам банковских услуг некредитного характера входит в основную банковскую деятельность и является вторым по важности источником дохода. Эти доходы обычно называют комиссионными доходами, поскольку плата за многие услуги взимается в виде комиссионного вознаграждения. Размер комиссионного вознаграждения устанавливается, как правило, в виде процента от суммы совершаемой операции или сделки. В тоже время к комиссионным доходам относятся доходы и от тех услуг, плата за которые взимается в форме твердой суммы или в виде возмещения понесенных банком расходов.

Услуги, предоставляющие клиенту возможность осуществлять денежные переводы по дистанционным каналам, являются самыми популярными операциями по анализу статистики активности пользователей в Интернет-банке и мобильных приложениях.

Актуальность

На данный момент все денежные переводы, осуществляемые в дистанционных каналах Банка, подвергаются проверке посредством визуального контроля, что влечет за собой множество ошибок, обусловленных человеческим фактором: нагрузка по сортировке, подтверждению или отклонению документов ложится ответственностью на работников бэк-офиса. Для того, чтобы принять решение по каждому отдельно взятому переводу, сотрудник должен вручную проверить ФИО, счет, ИНН и Банк получателя, а также проконтролировать количество символов и отсутствие запрещенных слов в наименовании назначения перевода. Рост популярности дистанционного банковского обслуживания обуславливает необходимость внедрения автоматического контроля документов.

Для решения проблем, связанных с осуществлением банковских переводов, банки, в основном, прибегают к расширению штата. Такому классическому варианту противопоставлена автоматизация этапов денежных переводов.

Цели, задачи, материалы и методы

Необходимость автоматизации контроля документов в современном банке преследует следующие цели:

  • увеличение комиссионного дохода Банка;
  • повышение качества обслуживания клиентов;
  • увеличение скорости обработки документов;
  • снижение материальных затрат на оплату труда.

Чтобы обеспечить автоматический контроль денежных переводов в рублях нужно:

Разбить бизнес-процесс "Обработка денежных переводов" на базовые этапы;

Определить, какие проверки проходит документация в рамках каждого этапа, какие проверки необходимо пройти успешно для того, чтобы завершить этап с его акцептованием;

Разработать программное решение или скрипт, позволяющие сократить количество этапов обработки документов за счет автоматической проверки введенных клиентом данных;

Сохранять данные, полученные в процессе считывания атрибутов в систему взаимодействия с клиентами для формирования клиентоориентированной политики работы Банка.


Задачи
Выявить необходимость внедрения автоматического контроля денежных переводов в рублях.

Постановка задачи

Разбить бизнес-процесс "Обработка денежных переводов" на базовые этапы. Определить, какие проверки проходит документация в рамках каждого этапа, какие проверки необходимо пройти успешно для того, чтобы завершить этап с его акцептованием. Разработать программное решение или скрипт, позволяющие сократить количество этапов обработки документов за счет автоматической проверки введенных клиентом данных. Сохранять данные, полученные в процессе считывания атрибутов в систему взаимодействия с клиентами для формирования клиентоориентированной политики работы Банка.

Материалы и методы

Было принято решение создать новое программное обеспечение, включающееся в АРМ (автоматизированное рабочее место) операциониста, которое запускается при возникновении каждого нового документа, приходящего в систему Банка через каналы дистанционного банковского обслуживания. Данное ПО синхронно осуществляет все заданные проверки и обращается ко всем необходимым для валидации БД Банка и взаимодействующих с Банком сервисам. К тому же, механизм передачи полей и атрибутов, содержащих конфиденциальную информацию о клиенте, соответствует требованиям службы безопасности Банка и не противоречит Федеральному закону от 02.02.1990 №395-1 (ред. от 26.07.2017 "О банках и банковской деятельности".

 Схема текущего процесса:

 

Схема процесса до реинжиниринга

 Рисунок 1 

В разрезе возможных доработок во внутренней системе банка, было принято решение добавить в схему этап автоматического контроля документов, после которого на визуальный контроль будут отправлены только те, которые не прошли акцептование в соответствии с проверками по автоматическому контролю.
Документы, прошедшие автоматическую обработку, в свою очередь, отправляются в историю денежных переводов. 

 

 Схема процесса после реинжиниринга

Рисунок 2 

 

Соответствие клиентских и технических типов приведено ниже:

Клиентские названия типов

Технические названия типов

Перевод между своими счетами

1 Перевод между своими счетами

Перевод клиенту Банка

2 Рублевый перевод физическому лицу

В другой банк

2 Рублевый перевод физическому лицу

Перевод ЮЛ или ИП

2 Рублевый перевод юридическому лицу

По бюджетным реквизитам

3 Перевод по бюджетным реквизитам

В соответствии с данной классификацией принято решение о разделении типов счетов, подходящих под вариант обработки в рамках автоматического контроля:

  • Переводы между своими счетами: исключить из списка контролируемых документов;
  • Рублевые переводы физическому лицу и переводы по бюджетным реквизитам подвергнуть проверке автоматического контроля.

Для реализации процедуры автоматического было осуществлено заведение справочников:

-       справочник запрещенных слов

-       справочник наименований организаций.
Блок с новым программным обеспечением было принято внедрить в пре-обработчик автоматизированного рабочего места операциониста. 

Как итог, время выполнения бизнес-процесса обработки документов сократилось на 78,6%, производительность труда выросла почти в 4 раза, количество ошибок при обработке денежных переводов вследствие влияния человеческого фактора сократилось на 66%, комиссионный доход Банка по данному виду операций вырос на 43%.

Научная новизна

Кроме того, при отправлении клиентом документа по дистанционным каналам банка стали проводить автоматическую валидацию на полях, где вводятся данные о сумме перевода (превышение максимальной суммы перевода, выбранной Банком, автоматически отправляет документ на визуальный контроль сотрудников бэк-офиса), счете получателя (при отрицательном результате проверок принадлежности счета документ необходимо сразу признавать отказанным), а также обращение к заведенным справочникам (если в наименовании назначения перевода присутствует запрещенное слово – документ отправляется сотрудникам, осуществляющим визуальный контроль до выяснения обстоятельств). Такой подход открывает новый ракурс на финансовые операции в банковской сфере и позволяет представить денежные переводы как один из источников знания о клиенте - при сохранении значений поля "Назначение перевода" - можно активно заполнять банковскую CRM (Customer Relationship Management).

Заключение

Таким образом, единовременные затраты Банка на разработку и внедрение программного решения по автоматическому контролю денежных переводов, поступившим по каналам дистанционного банковского обслуживания позволило увеличить комиссионный доход Банка, снизить затраты на оплату труда персонала, сократить время обработки документов и снизить трудозатраты на исправление ошибок.

Предложенный автором метод является универсальным методом для увеличения качества обслуживания клиентов и роста экономической эффективности деятельности банка. Независимо от масштабов банка, внедренная автоматизация позволит в совокупности с единовременными затратами снять нагрузку с операционистов и снизить количество ошибок, связанных с возникновением человеческого фактора в работе банка.

Опираясь на опыт ПАО УСБ, современным банкам рекомендуется произвести необходимые изменения во внутренних процессах и системах с учетом индивидуальных особенностей положения предприятия на рынке.

Библиографический список:

1. Пессель М.А. Реинжиниринг кредитных организаций. Управленческая аналитическая разработка, 2015
2. Смолякова Н.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2014.
3. Экономический портал URL http://www.uamconsult.com/ (дата обращения 15.11.2017)
4. Содержание банковской деятельности URL http://lawtoday.ru/razdel/biblo/ban-prav/ (дата обращения 15.11.2017)
5. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 26.07.2017) "О банках и банковской деятельности"
6. Самедова Е. И. Доходы коммерческого банка как один из элементов формирования прибыли и их классификация // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 409-413.




Рецензии:

18.11.2017, 18:21 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: А ничего что нужно указать цели и задачи статьи. А не цели и задачи процессов, описанных в статье? Руководитель то видел это? Новизна не наблюдается. Да и вообще научные статьи так не пишут. Ну если автор доработает тогда можно публиковать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх