Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №51 (ноябрь) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 21.11.2017. Последняя правка: 20.11.2017.

АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ МАЛОЙ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ ООО «БУРЫЙ»

Лукьянова Татьяна Андреевна

Ульяновский государственный технический университет

Магистр

Кангро Марина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Ульяновского государственного технического университета


Аннотация:
В статье рассматривается обобщенная методика анализа прибыли малой организации ООО «Бурый» за период 2014-2016 гг., которая представляет упрощенную финансовую отчетность.


Abstract:
The article considers a generalized methodology for analyzing the profit of a small organization LLC "Bury" for the period 2014-2016, which presents simplified financial statements.


Ключевые слова:
прибыль; анализ прибыли; факторный анализ прибыли; рентабельность

Keywords:
profit; profit analysis; factor analysis of profit; profitability


УДК 336.671

Анализ деятельности малой организации и прибыли затрудняется в связи с наличием только двух форм отчетности: бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. В связи с этим предлагается методика анализа прибыли малой фирмы с целью получения данных об эффективности её деятельности, оценки получаемой прибыли.

Результативность деятельности организации в финансовом смысле характеризуется показателями прибыли и рентабельности. Основным показателем безубыточности работы предприятия является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы о финансовой результативности предприятия. Поэтому в анализе используют коэффициенты рентабельности.

Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для функционирования предприятия. Показатели рентабельности ООО «БУРЫЙ» приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Анализ показателей рентабельности ООО «БУРЫЙ», %

Показатель

Расчетное значение

Абсолютное изменение

2014 год

2015 год

2016 год

2015 года от 2014 года

2016 года от 2015 года

Рентабельность реализованной продукции

10,28

9,07

5,22

-1,21

-3,85

Рентабельность продаж

7,77

6,69

3,81

-1,07

-2,88

Рентабельность производства (затратоотдача)

127,09

112,67

129,01

-14,42

16,33

Рентабельность активов (экономическая рентабельность)

16,51

11,76

2,96

-4,75

-8,79

Рентабельность внеоборотных активов

144,53

189,67

60,94

45,14

-128,73

Рентабельность оборотных активов

18,64

12,54

3,12

-6,10

-9,42

Рентабельность собственного капитала

34,61

22,14

4,95

-12,48

-17,18

Чистая рентабельность

6,93

6,56

1,99

-0,37

-4,57

Валовая рентабельность

24,40

26,18

26,94

1,78

0,76

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных [2]

По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что рентабельность реализованной продукции ООО «БУРЫЙ» снижается в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 1,21%, в 2016 году данный показатель также уменьшается по сравнению с предыдущим годом и составляет 5,22%. В 2014 году с каждого рубля реализованной продукции приходилась прибыль в размере 0,1028 руб., в 2015 году – 0,0907 руб. и в 2016 году – 0,0522 руб.

Рентабельность продаж снижается в 2015 году по сравнению с предыдущим годом и составляет 7,77%, а в 2016 году снижается по сравнению с 2015 годом на 2,88%. Данный показатель очень важен для ООО «БУРЫЙ», так как данная организация занимается торговлей.

Рентабельность производства (общая рентабельность предприятия) служит показателем эффективности работы предприятия в целом. Данный показатель в 2015 году уменьшился на 14,41%, а в 2015 году возрос на 16,33%. Это свидетельствует об увеличении эффективности работы ООО «БУРЫЙ» в 2015-2016 гг. Для ее дальнейшего увеличения необходим совершенствовать производственную политику ведения хозяйства, необходимо наращивать объемы производства не за счет повышения цен на выполненные работы, а за счет снижения издержек, повышения качества, а также ускорения оборачиваемости производственных запасов.

Особенно следует отметить снижение экономической рентабельность активов в 2015 г. на 3,65 процентных пункта по отношению к 2014 г. За 2016 г. показатель сократился на 8,02 пункта и к концу отчетного периода стал составлять 3,11%. Снижение данного показателя связана с уменьшением чистой прибыли, к 2016 году на 10 301 тыс.руб.

Рентабельность активов предприятия показывает эффективность использования имущества предприятия, т.е. величину экономической прибыли на 1 рубль активов. Таким образом, в 2014 году величина чистой прибыли с каждого рубля вложенного в активы организации равна 0,1651 руб., в 2015 году – 0,1176 руб., в 2016 году – 0,0296 руб. Уменьшение данного показателя говорит о снижении эффективности использовании имеющегося имущества организации. 

Рентабельность внеоборотных активов возрастает в 2015 году на 45,14% по сравнению с 2014 годом. Это свидетельствует об эффективном использовании основных средств. В 2016 году данный показатель имеет снижения и составляет 60,94%.

Рентабельности оборотных активов отражает возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства. В 2015 по сравнению с 2014 годом рентабельность оборотных активов ООО «БУРЫЙ» уменьшилась на 6,10%, а в 2016 году данный показатель по сравнению с 2015 годом на 9,42%.

Рентабельность собственного капитала снижается в 2015 году на 12,48%, а в 2016 году по сравнению с предыдущим годом на 17,18%. Это также связано с отрицательной динамикой чистой прибыли.

Рентабельность реализованной продукции в 2015 году по сравнению с 2014 годом снижается на 1,21%, в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 3,85%. Что означает, что на 1 рубль выполненной работы приходится в 2014 году – 0,1028 руб., в 2015 году – 0,0907 руб. и в 2016 году – 0,0522 руб. прибыли от реализации. Уменьшение данного показателя на протяжении исследуемого периода является следствием увеличения коммерческих расходов ООО «БУРЫЙ».

Чистая рентабельность, исчисленная по чистой прибыли, в отчетном году составила 1,99%, что ниже уровня предыдущего года на 4,57%.

Валовая рентабельность предприятия возрастает с 24,40% в 2014 г. до 26,18% в 2015 г., а в 2016 г. до 26,94%. Таким образом, на 1 рубль выручки от реализации приходится 0,2694 рублей валовой прибыли в 2016 году.

В целом рентабельность предприятия имеет динамику уменьшения, что говорит о снижении эффективности деятельности организации, в частности об неэффективном управлении доходами. Для улучшения ситуации ООО «БУРЫЙ» необходимо предпринять такие меры, как: увеличение прибыли на основе роста производства и реализации продукции, снижения себестоимости, лучшего использования оборудования, экономного расходования сырья и материалов, а также повышения производительности труда.

Важным анализом для торговой фирмы является факторный анализ прибыли от продаж, который показывает. Какие факторы и в каком объеме оказывают влияние на данный вид прибыли. 

Сведем необходимые данные для факторного анализа прибыли от продаж ООО «БУРЫЙ» в таблицу 4.

Таблица 2 – Данные для факторного анализа прибыли от продаж ООО «БУРЫЙ»

Показатель

Условные обозначения

Значение показателя за период, тыс.руб.

Изменение абсолютное, тыс.руб.

Изменение относительное, %

2016 год

2015 год

2016 год

2015 года к 2016 году

2016 года к 2015 году

2015 года к 2016 году

2016 года к 2015 году

Выручка

В

236162

210804

177386

-25358

-33418

89,26

84,15

Себестоимость

С

-178541

-155614

-129596

-22927

-26018

87,16

83,28

Коммерческие расходы

Рком

-39273

-41078

-41029

1805

-49

104,60

99,88

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных [4]

Управленческие расходы в анализируемый период у ООО «БУРЫЙ» отсутствуют.

Проведём анализ влияния факторов на прибыль от продаж ООО «БУРЫЙ» за 2014-2015 гг. на основе данных таблицы 2.

Рассчитаем прибыль от продаж ООО «БУРЫЙ» за 2014 год по следующей формуле:

Ппр2016 = В2016 - С2016 - Рком2016

Ппр2014 = 236 162 - 178 541 - 39 273 = 18 348 тыс.руб.

Рассчитаем прибыль от продаж при изменении значения выручки:

Ппр усл1 = В2015 - С2014 - Рком2014

Ппр усл1 = 210 804 - 178 541 - 39 273 = - 7 010 тыс.руб.

Рассчитаем прибыль от продаж при изменении значения себестоимости:

Ппр усл2 = В2015 - С2015 - Рком2014

Ппр усл2 = 210 804 - 155 614 -  39 273 = 15 917 тыс.руб.

Рассчитаем прибыль от продаж ООО «БУРЫЙ» за 2015 год по формуле:

Ппр2015 = В2015 - С2015 - Рком2015

Ппр2015 = 210 804 -  155 614 - 41 078 = 14 112 тыс.руб.

Оценим влияния выручки, себестоимости и коммерческих расходов на изменение прибыль от продаж.

1)    формула изменения прибыли от продаж за счёт изменения выручки выглядит следующим образом:

∆ Ппр в = Ппр усл1 - Ппр2014

Рассчитаем изменение прибыли от продаж за счёт изменения выручки:

∆ Ппр в = - 7 010 - 18 348 = - 25 358 тыс.руб.

2)    формула изменения прибыли от продаж за счёт изменения себестоимости выглядит следующим образом:

∆ Ппр с = Ппр усл2 - Ппр усл1

Рассчитаем изменение прибыли от продаж за счёт изменения себестоимости:

∆ Ппр в = 15 917 + 7 010 = 22 927 тыс.руб.

3)    формула изменения прибыли от продаж за счёт изменения коммерческих расходов выглядит следующим образом:

∆ Ппр рком = Ппр2015- Ппр усл2

Рассчитаем изменение прибыли от продаж за счёт изменения коммерческих расходов:

∆ Ппр в = 14 112 -  15 917 = - 1 805 тыс.руб.

Общее влияние факторов на прибыль от продаж составляет:

∆ Ппр общ = - 25 358 + 22 927- 1 805 = - 4 236 тыс.руб.

Проведённые исследования показали уменьшение прибыли от продаж в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 4 236 тыс.руб. При этом уменьшение выручки привело к уменьшению прибыли от продаж на 25 358 тыс.руб., уменьшение себестоимости привело к увеличению этого показателя на 22 927 тыс.руб., увеличение коммерческих расходов привело к уменьшению прибыли от продаж на 1 805 тыс.руб. Общее влияние факторов дало отрицательную динамику.

Проведём анализ влияния факторов на прибыль от продаж ООО «БУРЫЙ» за 2015-2016 гг. на основе данных таблицы 2

Рассчитаем прибыль от продаж ООО «БУРЫЙ» за 2015 год по следующей формуле:

Ппр2015 = В2015 - С2015 - Рком2015

Ппр2015 = 210 804 -  155 614 - 41 078 = 14 112 тыс.руб.

Рассчитаем прибыль от продаж при изменении значения выручки:

Ппр усл1 = В2016 - С2015 - Рком2015

Ппр усл1 = 177 386 - 155 614 - 41 078 = - 19 309 тыс.руб.

Рассчитаем прибыль от продаж при изменении значения себестоимости:

Ппр усл2 = В2016 - С2016 - Рком2015

Ппр усл2 = 177 386 - 129 596 - 41 078= 6 712 тыс.руб.

Рассчитаем прибыль от продаж ООО «БУРЫЙ» за 2016 год по формуле:

Ппр2016 = В2016 - С2016 - Рком2016

Ппр2016 = 177 386 - 129 596 - 41 029 = 6 761 тыс.руб.

Оценим влияния выручки, себестоимости и коммерческих расходов на изменение прибыль от продаж.

1)    формула изменения прибыли от продаж за счёт изменения выручки выглядит следующим образом:

∆ Ппр в = Ппр усл1 - Ппр2015

Рассчитаем изменение прибыли от продаж за счёт изменения выручки:

∆ Ппр в = -19 309 - 14 112 = - 33 421 тыс.руб.

2)    формула изменения прибыли от продаж за счёт изменения себестоимости выглядит следующим образом:

∆ Ппр с = Ппр усл2 - Ппр усл1

Рассчитаем изменение прибыли от продаж за счёт изменения себестоимости:

∆ Ппр в = 6 712 + 19 309 = 26 021 тыс.руб.

3)    формула изменения прибыли от продаж за счёт изменения коммерческих расходов выглядит следующим образом:

∆ Ппр рком = Ппр2016 - Ппр усл2

Рассчитаем изменение прибыли от продаж за счёт изменения коммерческих расходов:

∆ Ппр в = 6 761 – 6 712 = 49 тыс.руб.

Общее влияние фактора составляет:

∆ Ппр общ = -33 421 + 26 021 + 49 = - 7 351 тыс.руб.

Проведённые исследования показали уменьшение прибыли от продаж в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 7 351 тыс.руб. При этом уменьшение выручки привело к уменьшению прибыли от продаж на 33 421 тыс.руб., уменьшение себестоимости привело к увеличению этого показателя на 26 021 тыс.руб., несмотря на увеличение коммерческих расходов, изменение этого фактора привело к увеличению прибыли от продаж на 49 тыс.руб. Общее влияние факторов дало отрицательную динамику.

Расчёты показывают, что необходимо повышать уровень управления прибылью от продаж, так как данный показатель имеет тенденцию спада. А также более рационально формировать структуру расходов и доходов при планировании на перспективу.

Библиографический список:

1. Абдукаримов И. Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учебное пособие – М.: Инфра-М, 2013. С.213.
2. Губин В. Е. Анализ рентабельности основной деятельности торговой организации // Финансовый анализ. 2012. №5. С.43-49.
3. Маркарьян Э. А. Финансовый анализ: учебное пособие – 9-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2014. С.192.
4. Скамай Л. Г. Экономический анализ деятельности предприятия: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. С.378 с.
5. Шеремет А. Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2013. С.479.




Рецензии:

21.11.2017, 21:02 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Кангро М.В. и Лукьяновой Т.А. достаточно подробно проанализирована прибыль малой организации ООО «Бурый» за период 2014-2016 гг., при том, что последняя представляет упрощенную финансовую отчетность. Поставленные задачи исследования в целом выполнены. Поэтому статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх