студентка
Полесский государственный университет
студентка
Железная Анастасия Николаевна, Полесский государственный университет, студентка. Научный руководитель: Володько Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент,кафедра экономики и организации производства, Полесский государственный университет
УДК 336.7
Введение.
Под денежно-кредитной политикой понимается стратегия государства, направленная на регулирование денежной массы в обращении, объёмов кредита, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка для достижения общеэкономических целей [1].
Актуальность данной темы.
Актуальность научной работы заключается в том, что важность правильного проведения денежно-кредитной политики – залог стабильной экономической жизни общества и его благополучия. В настоящее время Национальный банк совместно с правительством страны проводит денежно-кредитную, бюджетно-налоговую политику исходя из целей понижения инфляции, улучшения качества жизни населения, роста инвестиций и ВВП, снижение процентных ставок.
Цель и методы.
Цель: провести анализ денежно-кредитной политики и выявить особенности развития ДКП в Республике Беларусь.
Методы: аналитический и сравнительный метод.
К основным показателя денежно-кредитной политики относят:
1) ставка рефинансирования;
2) норма обязательных резервов;
3) операции на открытом рынке. [1]
Анализ основных денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь за 2010-2016 гг. представлен в таблице ниже.
Таблица - Анализ основных денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь за 2010-2016 гг.
Примечание – Источник: Собственная разработка на основе [2-4].
Учётная ставка - процент, который коммерческий банк платит Национальному банку за предоставленный ему кредит. [1]
Ставка рефинансирования в период с 2010 по 2011 год увеличилась на 34% и составила 45%, данный показатель был максимальный за последние года. Вследствие этого, темп роста предложения денег замедлялся и происходило «подорожание кредитов», которые предоставлялись субъектам экономики. Но с 2011 по 2016 года значительного роста учётной ставки мы не наблюдаем, а наблюдается постепенное снижение данного показателя до 17,5% , который на сегодняшний день составляет 11%. Постепенное снижение данного показателя говорит о том, что происходит увеличение денежной массы и объёмом кредитов, выдаваемых субъектам экономики в результате чего создаются новые деньги в стране. Нестабильное положение ставки рефинансирования с 2011 по 2015 год связано с нарастанием кризисных явлений в экономике, поэтому мы наблюдаем, то рост, то спад.
При изменении нормы обязательных резервов осуществляется регулирование ликвидности линии банков и объёмов кредитования. Данные о величине данного показателя приведены также в таблице.
Норма обязательных резервов по привлечённым средствам физических лиц в национальной валюте сохраняла отметку в 0% с 2010 по 2014 год. Затем за год (с 2014 по 2015 год) наблюдается резкий рост данного показателя на 7,5% и за последующий год (с 2015 по 2016 год) снижение нормы обязательных резервов на 3,5%, зафиксировавшись на отметке в 4%, сохранив данное положение и до настоящего времени. Норма обязательных резервов по привлечённым средствам юридических лиц в национальной валюте имели нестабильную динамику данного показателя. В 2010 году данный показатель был равен 9% и вырос за год на 1%, составив 10% на 2011 год, продержавшись на таком уровне и в 2012 году. Далее наблюдается постепенное снижение нормы обязательных резервов. На конец 2017 года составив 4%, также сохранив своё значение до настоящего времени. За рассматриваемый период (с 2010 по 2016 год) нормы обязательных резервов, устанавливаемые Национальным банком Республики Беларусь, по привлечённым средствам в иностранной валюте незначительно варьируется, наиболее низкое значение данного показателя было зафиксировано в 2015 году с отметкой в 7,5%, а наиболее высокое значение в 2012 году – 14%. К концу рассматриваемого периода (в 2016 году) норма обязательных резервов составила 11% и на сегодняшний день равна 15%, что больше, чем в предыдущем году на 4%.
Изменение нормы обязательных резервов, а именно его снижение, является следствием увеличения предложения денег, которое связано с возможностью коммерческих банков создавать деньги через выдачу кредитов в данной стране. Национальный банк Республики Беларусь, из-за повышения инфляции в 2011-2012 годах, повысил норму обязательных резервов, что сократило объём денежной массы в республике и, как следствие, коммерческие банки сократили выдачу ссуд.
В целом на всю экономику, как и на денежный рынок, так и банковский кредит, эффективное воздействие оказывает такой рыночный инструмент денежно-кредитной политики, как операции Национально банка Республики Беларусь на открытом рынке.
За период 2010-2016 годов ставки по операциям Национального банка Республики Беларусь на открытом рынке были не постоянны и их значения варьировались. Связанно это с такими ситуациями как:
1) Национальный банк начинает покупать ценные бумаги и как следствие увеличивается предложения денег в стране;
2) Национальный банк покупает у коммерческих банков ценные бумаги, в форме соглашение об обратном выкупе (операции РЕПО) - это увеличивает банковские резервы на определённый срок, но если коммерческий банк производит выкуп своих ценных бумаг, то резервы уменьшаются;
3) Национальный банк продаёт государственные ценные бумаги, если требуется сократить денежную массу.
На сегодняшний день ставки по операциям Национального Банка Республики Беларусь не ограничиваются.
Из проведенного анализа можно сделать следующие ВЫВОДЫ: Республика Беларусь сильно зависима от ситуации за рубежом и соответственно от происходящих кризисных явлений, которые оказывают негативные влияния на денежно-кредитную политику в целом. Для повышения эффективности проведения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь, было бы рациональным создать сложную структуру органов реализующих ДКП. Также, по причине недостаточного количества эффективных инструментов воздействия на финансовую ситуацию в стране ,одной из главных задач денежно-кредитной политики, на ряду с постепенным снижением уровня инфляции, необходимо поставить такую задачу, как преодоление торможение потребительского и инвестиционного спроса. И в заключение можно добавить: по причине зависимости денежно-кредитной политики Республики Беларусь от ситуации за рубежом, необходимо обращать внимание на проведение ДКП в зарубежных странах с целью развития международного сотрудничеству, а также модернизации проведения денежно-кредитной политики в нашей стране.
Рецензии:
23.11.2017, 22:34 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Володько О.В., Маковской А.И. и Железная А.Н. дан обзор денежно-кредитной политики в Республике Беларусь, выявлены особенности ее развития. Это может вызвать интерес у исследователей регулирования развивающихся рынков. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением Яцкий С.А.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий