Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 28.11.2017. Последняя правка: 28.11.2017.

О значимости юридических клиник в Российской Федерации

Хакиева Малика Майрбековна

Чеченский государственный университет

студентка

Муртазалиев В. Ю., кандидат юридических наук, доцент, зав.кафедрой конституционного и административного права, Чеченский государственный университет.


Аннотация:
В данной статье прослеживается процесс развития клинического образования в Российской Федерации в сравнении с опытом зарубежных стран. Выявляются основные принципы, присущие формированию юридических клиник в нашей стране. Отмечается необходимость дальнейшего совершенствования системы оказания бесплатной юридической помощи студентами-юристами.


Abstract:
In this article, the development of clinical education in the Russian Federation is traced in comparison with the experience of foreign countries. The main principles inherent in the formation of legal clinics in our country are revealed. There is a need to further improve the system of providing free legal aid to law students.


Ключевые слова:
юридическая клиника; бесплатная юридическая помощь; клиенты.

Keywords:
legal clinic; free legal aid; clients.


УДК 34 (34.09)

В современных государствах, стремящихся к совершенствованию правовой системы, все более актуальным становится развитие и распространение юридических клиник. Число субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, с каждым годом все больше. Причиной тому является осознание российским обществом необходимости повышения уровня профессиональной подготовки будущих юристов, так и с безусловной пользой при оказании качественной бесплатной юридической помощи.

В целях развития способностей и навыков российских специалистов юридическая клиника выступала оптимальным вариантом уже многие годы. История возникновения клинического образования свидетельствует о противоречивости такого социального явления, как «юридическая клиника».

Несмотря на то, что первые предпосылки создания юридических клиник приходятся на середину 19 века, процесс реализации возникшей идеи был не совсем ровным. Так, если 20 век характеризовался активным обсуждением в рядах научных исследователей и первыми попытками учреждения в государстве специализированных юридических клиник, с первой трети 20 века наметившийся прогресс резко был приостановлен.

Подобные обстоятельства не могли не повлиять на дальнейшее становление клинического юридического образования, тем не менее, уже в 90-х годах при некоторых учебных заведениях юридические клиники начинают функционировать.

Наметившийся рост практической части юридического образования стал первостепенной причиной открытия первой юридической клиники в Российском государстве. Дмитрий Иванович Мейер, руководствуясь соответствующими принципами, стал родоначальником первой юридической клиники, которая была открыта в середине 19 века при Казанском Императорском Университете. Он исходил из того, что практическое становление юриста, как и практическое становление врача, должно происходить в самом учебном заведении.

Исследования показывают, что юридическая клиника на сегодняшний день является одной из самых распространенных форм оказания бесплатной юридической помощи. Так, в России насчитывается около 200 подобных образований. Соответственно, значимость осуществляемых клиникой практических действий не исчерпывается подготовкой профессиональных кадров, следующий аспект, заключающийся в оказании бесплатной юридической помощи, продолжает набирать актуальность.

Стоит отметить, что некоторые юридические клиники функционируют на основе модели, для которой  не характерна работа с реальными клиентами. Но преимущество оказания бесплатной юридической помощи не может быть оспорено.

Руководствуясь теоретическими знаниями, студенты-юристы практикуются в юридических клиниках своих вузов. При этом именно приобретение студентами основ профессиональных умений и навыков является самым ценным в клиническом образовании [1]. В Российской Федерации данная деятельность все еще развивается в отличие от опыта бесплатного консультирования граждан в зарубежных странах.

К примеру, в Нидерландах  стала распространяться система интернет – консультирования в рамках бесплатного оказания помощи. Кроме того здесь юридическая помощь может оказываться двух видов: первичная и вторичная.  Помимо профессиональных юристов, работающих в бюро, первичная помощь оказывается и студентами вузов. В результате бюро может направить клиентов к частным адвокатам или юридическим фирмам, где им оказывается вторичная юридическая помощь. Данная система является вполне удобной  и приветствуется населением.

Япония является одним из государств, где опыт клинического образования достаточно велик. Здесь функционирует Ассоциация бесплатной юридической помощи, которая была учреждена в 1952 году Ассоциацией адвокатов Японии. Финансирование данной системы включает в себя: пожертвования от адвокатских образований, обязательные пожертвования со стороны адвокатов, пожертвования подсудимых, возмещение средств клиентами.

Интерес вызывает служба телефонного консультирования по всей стране, утвержденная в Японии. Данное нововведение позволило оказывать юридическую помощь населению, где бы оно не находилось. Это всегда будет актуально, так как финансовые возможности могут воспрепятствовать встречи клиента с консультирующим юристом.

В Польше деятельность юридических клиник также имеет свои особенности. Так юридические клиники заключают договор о сотрудничестве с Омбудсменом в целях совместного проведения мероприятий, направленных на правовое просвещение граждан. Что касается финансирования, то оно происходит за счет Фонда юридических клиник.

Юридическое образование в США, бесспорно, является одним из лучших. Американские школы права включают много различных типов юридических клиник. Так, в Гарвардском университете представлено 7 видов юридических клиник. Клиники, консультирующие по вопросам уголовного правосудия, международных прав человека, прав детей, беженцев, по вопросам, связанным с деятельностью в Интернете и гражданскими правами.

Однако не умаляется значение и одной единственной юридической клиники, основным направлением деятельности которой является консультирование по гражданским вопросам, так как это имеет первостепенное значение для бедного населения.

Практика свидетельствует о том, что наиболее актуальными являются вопросы семейного, жилищного и трудового права. Нередко оказываемая в рамках клинического образования юридическая помощь становится единственным выходом для семей, оказавшихся в тяжелом материальном положении.

Кроме того это способствует правовому просвещению простого населения, формированию высокого уровня правовой культуры, развитию национальных связей между гражданами в государстве.

Особое значение имеют не только федеральные, но и региональные нормативно-правовые акты, являющиеся правовой основой оказания бесплатной юридической помощи. Благодаря Федеральному Закону «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»[2] от 21.11.2011 года были установлены организационно-правовые основы формирования системы бесплатной юридической помощи.

Таким образом, клиническое юридическое образование в Российской   Федерации должно продолжать развиваться для достижения высокого уровня профессиональной подготовки юристов и улучшения положения малоимущих граждан, нуждающихся в юридической помощи.

Библиографический список:

1. Нарутто С.В. Образовательные технологии в юридической клинике // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 7. - С. 907-916.
2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015) // Российская газета. - № 263. - 23.11.2011.
3. Перевалов В.Д. Теоретические и исторические аспекты российского юридического образования // Российское право: образование, практика, наука. 2009. №8.




Рецензии:

16.12.2017, 12:36 Шошин Сергей Владимирович
Рецензия: Автором избрана актуальная сегодня тема исследования. Была изучена база нормативно-правовых актов, регламентирующих правовое положение анализируемой сферы общественных отношений. Вместе с тем, при рецензировании рукописи были выявлены и некоторые замечания, например: 1. Рекомендуется расширить и, соответственно, обновить, список источников, процитированных в рукописи. Например, позитивный опыт может быть здесь получен при использовании информационного массива, содержащегося на сайте: https://elibrary.ru/query_results.asp. Хорошие результаты могут быть получены и при учете информации о фондах Российской государственной библиотеки, содержащих информацию по указанному вопросу. Похожую информацию можно обнаружить и в результате поисков на сайте Российской национальной библиотеки. 2. Целесообразно отдельно выделить аспект, кем именно оказывается юридическая помощь в рамках деятельности юридических клиник: студентом или преподавателем, осуществляющим руководство деятельностью подобной клиники. 3. Состав источников, включенных автором в нормативно-правовую базу, определяющую различные аспекты регулирования рассматриваемых в работе общественных отношений, можно несколько расширить. Например, рекомендуется включить и http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=139442&fld=134&dst=100001,0&rnd=0.009678225766999393#0. 4. Можно рекомендовать указать (как минимум - один) региональный нормативно-правовой акт, связанный с процессом регулирования анализируемых общественных отношений, на которые указывает автор в тексте рукописи. Вывод: рукопись рекомендуется доработать. В сегодняшнем состоянии эта рукопись, к сожалению, не может быть опубликована в журнале.



Комментарии пользователей:

29.11.2017, 17:42 Гаврилов Кирилл Владимирович
Отзыв: Уважаемая, Малика Майрбековна, 1. Не совсем понятно, откуда Вами взят обзор зарубежного опыта юридических клиник. Укажите, пожалуйста, на кого/что ссылаетесь. 2. Не мешало бы указать как и какое вознаграждение получают лица за оказание "безвозмездной" юридической помощи? И кто этими лицами могут выступать? 3. В п. 3 библиографического списка не указаны страницы. Желательно это исправить. С данной работой Перевалова В.Д. знаком, но его источник отнесен годом ранее (чем Ваш), а издан в Екатеринбурге.


Оставить комментарий


 
 

Вверх