Студент
Полесский государственный университет
Студент
Мешкевич Виктория Сергеевна, студентка, Полесский государственный университет. Научный руководитель: Володько Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра банковского дела, Полесский государственный университет.
УДК 658.336
Оплата труда является одной из наиболее значимых характеристик трудовых отношений, а, следовательно, мощное средство для осуществления управленческого контроля. Она необходима работнику для восстановления затраченной в процессе труда энергии, а также увеличения потенциальных возможностей своей рабочей силы.
Актуальность обусловлена необходимостью развития и совершенствования систем оплаты труда для улучшения экономического и социального положения в Республике Беларусь, а также создания более благоприятных условий для внешнеэкономического взаимодействия с другими государствами.
Целью данной статьи является исследование динамики основных показателей заработной платы.
В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь заработная плата – это совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время [1].
Особую роль в регулировании оплаты труда играет государство. Оно стремится постепенно повышать общественное благосостояние, улучшать уровень и качество жизни населения. Правовое регулирование оплаты труда со стороны государства включает установление минимального потребительского бюджета, минимальной заработной платы, а также бюджета прожиточного минимума.
Необходимо отметить, что постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 июля 2017 г. были утверждены размеры минимальных потребительских бюджетов для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава, а также размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. С 1 января 2017 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2016 г. установлена месячная минимальная заработная плата в размере 265 рублей.
В свою очередь, в системе государственного регулирования оплаты труда центральное место занимает задача социально справедливого распределения доходов. С 2012 г. по 2016 г. общий объем денежных доходов населения увеличился с 32157 млн. руб. до 58705 млн. руб.
Следует отметить, что увеличение суммы денежных средств, которую человек может потратить, не изменяя стоимость своего богатства, напрямую связано с основными источниками их формирования. Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии), доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности, прочие доходы.
По данным Национального статистического комитета, распределение доходов населения в нашей стране на протяжении последних 5 лет сохраняется примерно одинаковое. Приоритетный источник — заработная плата (около 60%). Значительна доля социальных выплат (трансфертов) — около 25%. Предпринимательство и прочая экономическая деятельность дает 10% общих доходов. Собственность, облигации, акции, депозиты, лотереи приносят 3–5% доходов [2].
Рассмотрим номинальную начисленную среднемесячную заработную плату по Республике Беларусь за 2012-2016 гг. (рисунок 1).
Рисунок 1 – Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в целом по Республике Беларусь за 2012-2016 гг.
Таким образом, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по Республике Беларусь из года в год увеличивается. На протяжении 5 лет данный показатель в целом по Республике Беларусь увеличился на 354,4 рубля. В Республике Беларусь распределение доходов населения разнится от региона к региону. Рассмотрим номинальную начисленную среднемесячную заработную плату по областям за период 2012-2016 гг. (таблица 1).
Таблица 1 – Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по областям за период 2012-2016 гг., руб.
Область |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Брестская |
318,5 |
443,1 |
529,4 |
575,7 |
621,8 |
Витебская |
331,3 |
450,7 |
533,8 |
580,5 |
622,6 |
Гомельская |
351,7 |
481,6 |
564,2 |
609,6 |
641,1 |
Гродненская |
329,7 |
457,9 |
542,7 |
592,0 |
620,5 |
Минская |
366,0 |
496,2 |
598,7 |
666,8 |
723,5 |
Могилевская |
335,6 |
453,6 |
531,1 |
579,1 |
612,3 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе источника [3]
Исходя из данных таблицы 1, самый высокий размер номинальной начисленной среднемесячной заработной платы за 2012-2016 гг. приходится на Минскую область, так как для обеспечения сотрудникам приемлемого уровня жизни организации вынуждены выплачивать высокие размеры заработных плат. Самый низкий размер среднемесячной заработной платы за рассматриваемый период имеет Брестская область. Такая ситуация создалась в результате отсутствия в области достаточного количества крупного производства, где основную роль в пополнении местного бюджета играет сельское хозяйство.
Рассмотрим номинальную начисленную среднюю заработную плату Республики Беларусь с 2012-2016 гг. в разрезе по месяцам (таблица 2).
Таблица 2 – Номинальная начисленная средняя заработная плата Республики Беларусь за 2012-2016 гг., руб.
Месяц |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Январь |
288,1 |
436,8 |
532,2 |
602,3 |
655,2 |
Февраль |
296,4 |
450,5 |
539 |
613 |
661,6 |
Март |
315,9 |
469,3 |
575,3 |
648,4 |
709,5 |
Апрель |
325,3 |
488,8 |
586 |
653,6 |
708,6 |
Май |
356 |
498,8 |
605,6 |
668,8 |
718,3 |
Июнь |
375,2 |
516 |
619,9 |
688,4 |
738,7 |
Июль |
392,6 |
545 |
645,5 |
700,7 |
745,8 |
Август |
408,5 |
554,7 |
636,4 |
697 |
750,3 |
Сентябрь |
409,7 |
537,5 |
633,5 |
686,3 |
732,9 |
Октябрь |
422,8 |
547,8 |
637,8 |
683,8 |
722,9 |
Ноябрь |
424,4 |
534,9 |
619,4 |
674,9 |
717,6 |
Декабрь |
474,1 |
585,4 |
680,6 |
742,4 |
801,6 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе источника [4]
На основании данных таблицы 2, можно сделать вывод о том, что номинальная начисленная средняя заработная плата Республики Беларусь в разрезе по месяцам увеличивалась на протяжении с 2012 г. по 2016 г. С января по декабрь 2012 г. наблюдался рост средней заработной платы на 186 рублей. (64,5 %), в 2013 г. – на 148,6 рубля. (34 %), в 2014 г. – на 148,4 рубля. (27,8 %), в 2015 г. – на 140,1 рубля. (23,3 %), в 2016 г. – на 146,4 рубля. (22,3 %). За рассматриваемый период наибольшее увеличение этого показателя приходится на 2012 год.
На протяжении 5 лет величина средней заработной платы Республики Беларусь увеличивалась в среднем на 5,4 % в месяц. Однако в декабре она выросла на 10,5 %. Данная ситуация является вполне закономерной. Во-первых, декабрь – последний месяц года, когда подводятся итоги и начисляются соответствующие премии. Во-вторых, организации стремятся получить и израсходовать все выделенные им средства, которые в дальнейшем получают негосударственные структуры, направляющие деньги на выплату заработной платы.
Увеличение средней заработной платы в декабре можно объяснить выплатами годовых и квартальных премий и «праздничных» надбавок. Также рост средней заработной платы наблюдается летом.
Это связано с тем, что осуществляется оплата отпускных, которые, как правило, выше зарплат. Необходимо отметить, что спад средней заработной платы обычно приходится на январь (особенно на фоне декабря), а также на сентябрь и ноябрь.
В Республике Беларусь применяется тарифная система оплаты труда. Эта система представляет собой форму начисления заработной платы, которая зависит от категории сотрудника, характера, интенсивности и сложности осуществляемых им работ. Тарифная система отличается стабильностью, так как, несмотря на качество выполняемой работы, каждый сотрудник получает обозначенную сумму.
Важным аспектом в области совершенствования системы оплаты труда Республики Беларусь является внедрение гибких систем оплаты труда, таких как:
1) Комиссионная система оплаты труда;
2) Система оплаты труда на основе «плавающих» окладов;
3) Система оплаты труда на основе грейдов.
Несмотря на то, что в современных условиях в Республике Беларусь идет процесс адаптации передового зарубежного опыта в сфере организации оплаты труда, многие субъекты хозяйствования пока не спешат отказываться от Единой тарифной сетки в силу проблем, которые связаны с нормативно–правовым регулированием, многовариантностью подходов в организации оплаты труда, нежеланием предпринимать решительных шагов по реформированию. Однако в настоящее время уже намечается положительная тенденция к постепенному отходу от тарифных методов регулирования оплаты труда.
Рецензии:
20.12.2017, 20:06 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Володько О.В., Соловчук А.А. и Мешкевич В.С. осуществлено исследование динамики основных показателей заработной платы в Республике Беларусь. Это поставлено как цель статьи. И эта цель достигнута. Но это не соответствует названию статьи, которое обещает читателю исследование «управления современными системами оплаты труда в Республике Беларусь». А этого в статье, по сути, нет. Имеется лишь упоминание о тарифной системе оплаты труда и гибких системах оплаты труда без того, что сравнить их преимущества и недостатки… Поэтому статья не рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий