Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Искусствоведение
Размещена 07.12.2017.

ВЛИЯНИЕ ОСВЕЩЕНИЯ В ИНТЕРЬЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НА ЦВЕТ

Землянксая Виктория Николаевна

НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий — ИМСИТ», г. Краснодар

студентка

Научный руководитель: Мирошникова Вера Михайловна, доцент кафедры, НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий — ИМСИТ», г. Краснодар


Аннотация:
Целью статьи является изучение световых и цветовых свойств. Рассмотрено влияние светового потока на цветовое восприятие интерьера. Выявлены характерные особенности композиции пространства под воздействием искусственного и естественного света, относительно сторон света.


Abstract:
The aim of the article is to study light and color properties. The influence of the light flux on the color perception of the interior is considered. The characteristic features of spatial and natural light are revealed, with respect to the sides of the world


Ключевые слова:
освещение интерьера; дизайн интерьера; цвет в интерьере; цветовая гамма; естественное освещение; искусственное освещение; метамерия.

Keywords:
interior lighting; interior design; color in the interior; colors; natural lighting; lighting, metamerism.


УДК 74

Введение

 

Большую роль при проектировании дизайна интерьера является выбор основной цветовой гаммы всего помещения. Но выбрать правильную цветовую гамму бывает недостаточно, необходимо учитывать источники освещения в конкретном интерьере. Так как освещение, будь оно искусственное или естественное из окна, а может быть из панорамной крыши, оно значительно будет изменять оттенки заявленных изначально цветов.

Актуальность данной темы обусловлена, стремительно развивающимися световыми технологиями. Всегда нужно учитывать этот фактор, подбирая цветовое решение пространства. Нужно чтобы человеку было комфортно, при этом свет и цвет интерьера дополняли друг друга. Тогда конечный результат готового интерьера не будет омрачен.

Целью статьи, является изучение светового влияния, а также световых свойств на цвет и цветовое решение интерьерного пространства.

Задачи исследования:

1)  Изучить световой поток, какой он может быть (метамеризм);

2)  Исследовать влияние сторон света на освещенность комнаты;

3) Рассмотреть изменение цвета под разными световыми потоками (естественного и искусственного);

4) Разобрать, как заранее предусмотреть конечный результат интерьерного решения.

Материалом и методами изучения статьи, является изучение литературы и учебников, определяющих данную проблемы. Анализ аналогичных публикаций. Также синтез полученных знаний.

Научная новизна исследования определяется тем, что на новом этапе развития световых технологий, а также расширение цветового наполнения интерьера, попытка актуализировать проблему получения нежелательных результатов и определить ее место в структуре, как обязательное прохождение тест-комнаты для пользователей интерьера. Научное осмысление данной проблемы имеет важное значение для дальнейшего развития дизайна интерьера.

Существует отдельное научное направление, изучающее явление метамеризма. Метамерия или метамеризм — свойство зрения, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета [5].

Правильно подобранный цвет, это один из главных критериев проектирования благоприятной и комфортной среды. Выбранные цвета и тона в одном и том же интерьере могут восприниматься по-разному. Очень важно при создании интерьера не использовать множественный повтор одного и того же цвета в одинаковом тоне, это не эстетично, а также может негативно отражаться на психологическом восприятии человека. Колорит интерьерного пространства может быть теплых оттенков, а также холодных, отсюда и будет во многом зависеть освещение этого пространства, каким оно будет теплым или холодным при искусственном освещении.

Освещение в интерьере – это особое направление в проектировании. Свет способен изменить формы предметов и параметров пространства. Световая артикуляция способна создать четкий, графичный интерьер, так и живописно-мягкий. Светом можно управлять человеческим настроением. При тусклом и холодном свете, человек будет подавлен, у него снизится работоспособность, он будет закрыт и совсем безрадостен. А если освещение будет насыщенным, ярким, теплым, но при этом не «бросаться» в глаза, то настроение человека улучшиться, значительно повысится уровень работоспособности, жизненной энергии.

На сегодняшний день, осветительные системы стали настолько разнообразны, что дизайнеры могут варьировать ими как угодно, создавая при этом в интерьере световые композиции. Сейчас распространенная тенденция в интерьере – это мобильность и разнообразие. Такой подход можно реализовать в интерьере с помощью комбинирования рассеянного и отраженного освещения, применяя различные световые акценты, получаемый с помощью ярких пучков света. Мягкое освещение со спокойными тенями, без сильных контрастов, благоприятно влияет на глаза.  Полученный при таком освещение рассеянный свет, несет в себе наиболее оптимален и идеально подходит для общего освещения в жилом интерьере. Наиболее популярным на протяжение долгого времени остаются встроенные точечные светильники, они отражают свой световой поток от потолка и отдают его назад, при этом равномерно рассеивая свет в пространстве. Для того чтобы создать легкий, прозрачный и невесомый интерьер нужно использовать как можно больше отраженного света [6].

При естественном освещение помещения необходимо знать расположение его относительно сторон света. Например, в комнате, окна которой выходят на восток, утром будет преобладание голубых оттенков солнечных лучей, достигая к полудню максимальной интенсивности, после чего лучи солнца будут приобретать красноватые оттенки.  В помещениях окна, которых выходят на юг, свет значительно ярче, в северных же наоборот, он тусклый и рассеянный. Так как южный свет яркий, то цвета, находящиеся в интерьере при таком естественном освещение, кажутся менее насыщенными, чтобы компенсировать такие свойства цвета, необходимо заранее нужный оттенок выбрать на 1-2 тона темнее. Чтобы «успокоить» интерьер солнечных комнат, выбирают колорит в более холодной цветовой гамме. В комнатах, окна которых выходят на север ситуация обстоит наоборот. Чтобы интерьер в них не выглядел тускло и безжизненно, используют теплые оттенки цветов. Так в северных комнатах цвета приобретают темные оттенки и теряют свою насыщенность. А если в помещение недостаточно освещения, то светлые и яркие цвета смогут компенсировать этот дисбаланс.

Прямое значение имеет характеристика интенсивности света.  Существует 3 градации насыщенности  света: яркая, средняя, тусклая или рассеянная и отраженный свет, с различных поверхностей. Интерьер выполненный в темных тонах поглощает светоизлучение на 20 - 40%. В пространстве где мало света, рекомендуется применять светло-желтый, бежевый и пастельно-розовый колорит. Отделка может быть выполнена в темных цветах, если она достаточно освещена и обращена на юг [5].

Заключение

Освещенность пространства и выбор цветовой гаммы интерьера тесно взаимосвязаны друг с другом. Небольшое изменение одного из параметров, могут привести к серьезным искажениям проектного решения. Вывод из исследования, чтобы решить данную проблему в салонах отделочных материалов, целесообразно устанавливать интерактивные комнаты, в которых уже есть типовой интерьер, но при этом он может изменяться по цвету, с помощью компьютерной подборки цветов. Для точного определения будущего результата, необходимо установить возможность выбора любого освещения, как и естественного, так и искусственного, в том числе различной тепло-холодной тональности. Наглядное представление будущего результата, станет основой будущего интерьера, с учетом параметров освещенности.

Библиографический список:

1. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды. - Архитектура-С, 2016. - 328 с.
2. Рэнд. П.И. Дизайн. Форма и хаос. - Издательство Студии Артемия Лебедева, 2013. - 244 с.
3. Соррел К. С. Пространство и свет в современном интерьере. - Кладезь, 2014. - 144 с.
4. Форти А.С. Объекты желания. Дизайн и общество с 1750 года. - Издательство Студии Артемия Лебедева, 2012. - 455 с.
5. Кузина Н.В. Психология цвета в интерьере [Электронный ресурс] // «Дизайн гуру», 2015. – Режим доступа: https://design-guru.moscow/psihologiya-tsveta-v-interere/ (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
6. Бирюкова Н.В. Цвет в формообразовании объектов интерьера [Электронный ресурс] // «Инфоурок», 2014. – Режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=185611 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.




Рецензии:

7.12.2017, 17:12 Свечников Владимир Серафимович
Рецензия: В статье совершенно справедливо отмечены некоторые особенности выбора соответствующих параметров систем освещения. Думаю, что необходимо четче пояснить для какого типа помещений возможен и желателен подобный подход в проектировании. Например, проектирование производственных помещений ставит перед конструкторами и проектантами осветительными установками несколько иные задачи, чем рассмотренные в статье. После внесения дополнений статья может быть опубликована. Кандидат технических наук, доктор социологических наук, профессор Свечников Владимир Серафимович



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх