Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №52 (декабрь) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 08.12.2017.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАСХОДОВ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Гревцова Светлана Михайловна

ГОВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

студент-магистр

Лукашова И. А., кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, ГОВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», г.Донецк


Аннотация:
В статье приведен общий обзор современного состояния учета административных расходов предприятия, определены преимущества и недостатки нынешнего состояния и предложены направления развития преимуществ с целью его совершенствования.


Abstract:
The article provides an overview of the current state of accounting for administrative costs of an enterprise, identifies the advantages and disadvantages of the current state, and proposes directions for the development of advantages in order to improve it.


Ключевые слова:
управленческий учет; хозяйственная деятельность; расходы предприятия; административные расходы; учет административных расходов; совершенствование учета.

Keywords:
management accounting; economic activities; company costs; administrative expenses; accounting of administrative expenses; improvement of accounting.


УДК 657.471.65

Постановка проблемы. Управленческий учет играет важную роль в управлении расходами на предприятии. В системе такого учета готовится информация, на базе которой руководители предприятия принимают решения, в первую очередь в сфере расходов и ожидаемых экономических результатов деятельности предприятия. Постоянный рост удельного веса административных расходов в общем их объеме обусловливает необходимость поиска оптимальной методики учета и контроля, адаптированной к потребностям управления на основе релевантной экономической информации, а потому совершенствование системы управления административными расходами является важной составляющей эволюционного подхода к управлению хозяйственной деятельностью.

Возрастающая потребность совершенствования учета административных расходов на предприятии в условиях развития экономических отношений определила актуальность данной темы.

Анализ последних достижений и публикаций. Решение проблем учета, анализа и контроля административных расходов находится в постоянном внимании ученых, а именно таких, как Ф.Ф. Бутинец, Б.И. Валуев, С.Ф. Голова, Т.В. Головко, О.А. Гришнова, Н.И. Дорош, И.К. Дрозд, В.И. Ефименко, Е.В. Калюга, Г.Г. Кирейцев, Я.Д. Крупка, Ю.А. Кузьминський, Г.И. Купалова, М. В. Кужельний, Е.В. Мних, Л.В. Нападовська, М.С. Пушкарь, В.В. Сопко, Л.К. Сук, Н.М. Ткаченко, Н.Г. Чумаченко, В.Г. Швец, В.О. Шевчук.

Продолжение полемики по данным вопросам требует дальнейших исследований в организации учета и распределения административных расходов, а также поиска направлений их совершенствования.

Целью статьи является исследование теоретико-методологических аспектов учетно-аналитического обеспечения управления административными расходами, поиск направлений по совершенствованию их учета.

Изложение основного материала. В современных экономических условиях актуальными являются разработка и использование в практике учета и контроля новых подходов к эффективному управлению косвенными расходами, важное место среди которых занимают административные.

Заданием организации учета административных расходов являются: контроль за сохранностью ресурсов предприятия; правильное и своевременное документальное оформление, а также отражение в регистрах учета административных расходов; получение документально обоснованных данных относительно административных расходов по местам их возникновения, а также в разрезе лиц, ответственных за их осуществление; выявление влияния административных расходов на финансовый результат предприятия.

Подход к определению административных расходов вызывает постоянные научные дебаты.

Например, Ярмоленко В.П. отмечает, что общехозяйственные расходы, как и общепроизводственные имеют отношение к процессу основного производства, ради которого создается предприятие. Покрытие административных расходов «валовой» прибылью искажает их экономическую суть [1, с.22].

Некоторыми спорными моментами являются эволюционные подходы к методике распределения административных расходов. На необходимость их распределения для управленческих целей обращали внимание П.Л. Сук и ряд других отечественных и зарубежных ученых.

Пристальное внимание было уделено также исследованию баз распределения. Как считает Иванюта П., при формировании полной себестоимости необходимым условием является распределение административных расходов между подразделениями пропорционально производственным расходам [2]. В свою очередь, Партин Г.А. предлагает распределять расходы на управление пропорционально количеству работников, заработной плате, часам труда, затратам на аренду, страхование, отопления и освещения пропорционально площади здания [4].

По мнению автора, административными расходами является совокупность всех расходов предприятия, связанных с операционной деятельностью, которые не включаются в себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг), но без которых в принципе невозможна деятельность предприятия.

Административные расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия в целом, учитываются на активном счете 92 «Административные расходы».

На счете 92 «Административные расходы» отражают и накапливают в течение года расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия. Расходы на управление и обслуживание предприятия (общехозяйственные расходы) не распределяются между реализованной и нереализованной продукцией, а списываются ежемесячно или в конце года (по сельскохозяйственным предприятиям) на финансовые результаты основной деятельности в общей сумме нарастающим итогом с начала года с кредита счета 92 в дебет субсчета 791 «Результаты основной деятельности».

Рациональная организация аналитического учета расходов в целом и аналитический учет административных расходов в частности имеют важное значение для определения их уровня, контроля и анализа, а также объективного отражения финансовых результатов деятельности предприятия.

В целом, методика построения учета административных расходов по элементам аналогична методике построения расходов производственной деятельности, а именно, на первом этапе формируются элементы затрат - материальные затраты, затраты на оплату труда и т.д., а на втором - проводится их списание на финансовые результаты, что характерно для финансового учета.

В бухгалтерском учете и финансовой отчетности расходы отражаются в момент возникновения независимо от даты поступления или уплаты денежных средств.

Бухгалтерскими документами, которые являются основанием для определения административных расходов, выступают:

- по амортизации - “Расчет амортизации основных средств”;

- по малоценным и быстроизнашивающимся предметам - “Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов”;

- денежных средств - “Расходный кассовый ордер”, выписка банка;

- расходов на командировки - “Отчет об использовании средств, предоставленных на командировку или под отчет”;

-заработной платы - “Табель учета рабочего времени”, а также составленная на его основании “Расчетно-платежная ведомость”.

Ежемесячное списание административных расходов оформляется с помощью расчета (справки), составленного работником бухгалтерии.

Учет административных расходов в современных условиях требует новых подходов к выбору признаков их классификации, которые позволяют организовать систему управления расходами. К основным факторам, определяющим классификационные признаки административных расходов предприятия определенной отрасли, систему их учета и калькуляции себестоимости продукции, относятся: вид хозяйственной деятельности предприятия; организационное построение хозяйственной деятельности; вид производимой продукции на предприятии; методы оценки объектов учета; система организации внутрихозяйственных отношений; методы формирования себестоимости продукции.

Для получения правдивой информации, которая позволит эффективно управлять хозяйственной деятельностью предприятия по его структурным элементам, целесообразно все производственно-хозяйственные подразделения предприятия группировать по центрам возникновения расходов и центрам ответственности за осуществленные расходы. Такой подход к учету и контролю административных расходов позволяет обеспечить конкретную ответственность работников за понесенные расходы и их рационализацию.

Автор считает, что в современных условиях хозяйствования необходимо вести внутренний контроль административных расходов, который является экономически обоснованным и должен развиваться, поскольку проверенные на практике методы его работы позволяют усовершенствовать систему управления административными расходами, и принимать адекватные меры по упорядочению документооборота в целом и значительно улучшить финансовую дисциплину на предприятии.

Не могу не согласиться с Журжиной Б.С., что зачастую руководители, желая снизить административные расходы, часто прибегают к решению о сокращении работников предприятия, что может привести к большой нагрузке на действующий персонал, уменьшение моральных стимулов, повышение напряжения среди работников, что в конечном итоге приведет к снижению объемов результатов деятельности предприятия.

По мнению Журжины Б.С., руководителям всегда необходимо помнить, что уменьшение административных расходов влечет за собой целый ряд негативных последствий для предприятия: уменьшение заинтересованности работников, уменьшение их производительности, ухудшается общая работа административного персонала, ухудшение материального обеспечения и уровня автоматизации, снижается коммуникационная система предприятия [7].

Таким образом, для принятия правильных решений по эффективному управлению административными расходами предприятия необходимо учитывать не только влияние внутренних факторов, но и внешних, таких как спад или подъем на рынке, инфляция, налоговые и социальные факторы и др. Инструмент управления административными расходами находится в руках руководства предприятия, которое должно отвечать за свои действия.

Выводы. От величины административных расходов напрямую зависят результаты хозяйственно-финансовой деятельности каждого предприятия вопрос. Совершенствование классификации, учета и контроля административных расходов является основанием для их детального анализа и планирования, которые в совокупности направлены на оптимизацию и минимизацию расходов, учитывая их непосредственное влияние на финансовый результат деятельности предприятия.

Решению вопросов организации учета таких расходов в определенной степени будет способствовать расширение номенклатуры статей административных расходов для полного обеспечения соответствующих лиц необходимой информацией. Для получения информации о полной себестоимость продукции нужно административные расходы распределять пропорционально объему произведенной продукции Такая методика распределения данных расходов позволит принять эффективные управленческие решения по производству того или иного вида продукции и дальнейшей деятельности предприятия. 

Библиографический список:

1. Ярмоленко В.П. Про склад і класифікацію виробничих витрат / В.П. Ярмоленко // Бухгалтерія в сільському господарстві. – 2010. -№11.- С.20-24.
2. Іванюта П.В. Внутрішньогосподарський (управлінський) облік у виробничих підрозділах сільськогосподарських господарюючих суб’єктів: Навчальний посібник/ П.В. Іванюта. - К.: Центр навчальної літератури, 2011. – 362 с.
3. Положення (стандарт) бухгалтерського обліку 16 «Витрати»: Положення від 31.12.1999 р. № 318. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //zakon.rada.gov.ua./cgibin/laws/main. cgi?nger=3332-17
4. Бухгалтерський облік: Основи теорії та практики: Підручник./ Загородній А.Г., Партин Г.О.- К., 2009. - 422 с.
5. Бутинець Ф. Ф. Витрати виробництва та їх класифікація для потреб управління / Ф. Ф. Бутинець // Проблеми теорії та методології бухгалтерського обліку, контролю і аналізу. – Вип. 1 (22). – 2012.
6. Гладій І.О. Бюджетування адміністративних витрат в інформаційному забезпеченні системи управлінського обліку. [Электронный ресурс] / Гладій І.О. – Режим доступа: http://www.vtei.com.ua/konfa/29_03/2/4.pdf?BPCTRY=1
7. Журжина Б.С. Склад адміністративних витрат. [Электронный ресурс]/ Журжина Б.С. – Режим доступа: http://ir.kneu.edu.ua/bitstream/2010/8725/1/67-70.pdf




Рецензии:

9.12.2017, 20:22 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Грамотно изложен материал, сделан обзор по литературе и представлена своя оценка. Рекомендуется к печати

11.12.2017 8:08 Ответ на рецензию автора Гревцова Светлана Михайловна:
Спасибо



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх