Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 08.12.2017. Последняя правка: 08.12.2017.
Просмотров - 1593

Формирование программы обучающего организационного консультирования при сопровождении процесса освоения и внедрения структурированной программы ведения врачебного приема (стандарта сервиса)

Лившиц Татьяна Александровна

магистрант

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

студент, кафедра педагогики и психологии начального образования

Мосина Наталия Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева


Аннотация:
В статье рассматриваются условия формирования программы психологического сопровождения при освоении и внедрении в деятельность врачей стандарта сервиса.


Abstract:
The article discusses the conditions for the formation of a psychological support program for mastering and introducing the standard of service into the activity of doctors.


Ключевые слова:
готовность к деятельности; уровень готовности; андрагогика; психологическое сопровождение; групповые консультации; супервизия; стандарт сервиса.

Keywords:
readiness for activity; level of readiness; andragogy; psychological support; group consultations; supervision; standard of service.


УДК 159.9

В нынешних условиях организации медицинских услуг вопрос о совершенствовании качества врачебного приема в контексте структурирования времени и эффективности общения с пациентом в отведенное на прием время становится довольно остро. Большинство частных медицинских центров задумываются о внедрении в работу стандарта сервиса в рамках клиентоориентированного подхода, многие из них утверждают подобные формы работы врача в своих клиниках. Но реальность состоит в том, что без должной мотивации самих врачей, заинтересованности и четкого понимания необходимости нововведения, корректного сопровождения и обучения в процессе, готовность к освоению и внедрению в работу стандарта недостаточная и ожидаемая эффективность нового подхода будет довольно низкой.

При планировании внедрения в работу врачей новых программ ведения приема необходимо учитывать актуальный уровень готовности специалистов к освоению и внедрению в свою работу нового подхода (применение стандарта сервиса). Определение, предлагаемое в словаре В.И. Даля, слова «готовность» - состояние или признак готовности. Подготовленный человек есть не только готовый к выполнению действия, может и желает его выполнить. [1]

М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович характеризуют готовность как психологический настрой на выполнение деятельности. Теория основывается на изменении поведения личности, при внутреннем настрое, который будет содействовать её активности и целенаправленности. [2]. Авторы выделяют следующие компоненты готовности:

- мотивационный (стремление добиться успеха);

- ориентационный (знание и представление об особенностях и условиях профессиональной деятельности, о ее требованиях к личности);

- операционный (владение навыками, знаниями, умениями профессиональной деятельности);

- волевой (самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действительностью);

- оценочный (самооценка своей профессиональной деятельности)

По мнению В.А. Крутецкого, готовность представляет собой совокупность свойств личности, определяющих ее пригодность к деятельности, среди них автор выделяет такие характеристики, как: черты характера; активное положительное отношение к деятельности, благоприятные психические состояния для выполнения деятельности, устремление заниматься ею, переходящую в увлеченность; определенный запас знаний, умений, навыков в соответствующей области. [5]

Однако выделение определенных компонентов носит довольно условный характер, так как в реальности они представляют собой некое единое состояние готовности или неготовности.

В.Ф. Жукова в своей работе по анализу категории «психологическая готовность» предлагает классификацию готовности, которая заключается в ранжировании по уровням:

1. Низкий (неумение самостоятельно ставить и решать затруднительные задачи, неадекватная оценка и самооценка профессионально важных особенностей деятельности)

2. Средний (средний уровень проявления приведенных качеств)

3. Высокий (самостоятельность в постановке и решении новых задач, адекватность оценки и самооценки профессионально важных качеств, способность к эффективному решению поставленных задач и т.д.). [3]

В своем исследовании по освоению и внедрению структурированной программы ведения врачебного приема (стандарта сервиса) мы оценили актуальный уровень готовности с помощью диагностического комплекса методик, включающих:

  1. Тест «Пульсар» (оценка социально-психологического уровня развития группы), используемый для оценки актуальной оценки уровня развития группы на основе ее социально-психологических состояний. Таким образом представляется возможность для прогнозирования успешности ее деятельности.
  2. Методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна, предназначенная для выявления структуры карьерных ориентаций личности и доминирующей ориентации в выборе карьеры и направлена на выявление предпочтения личности в выборе профессионального пути и построении карьеры.
  3. Тест «Кто Я?» Тест двадцати высказываний. (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой) использовался для изучения содержательных характеристик идентичности личности. В своей работе мы адаптировали данную методику с целью изучения профессиональной Я-концепции. При инструктировании участникам было дано задание ответить на один вопрос «Кто Я как профессионал».
  4. Опросник уверенности в себе (Rathus Assertiveness Schedule) разработан Спенсером Рейзасом. По примеру предыдущего теста, опросник уверенности был адаптирован нами с учетом повседневной деятельности врача.
  5. Карта экспертной оценки, разработанная непосредственно под реализуемую задачу. Карта использовалась с целью определения исходного уровня знаний и умений по применению структурированной программы в повседневной работе врача, а также для отслеживания дальнейшей динамики.

В результате проведенной диагностической сессии уровень готовности  врачей был характеризован как средний. Респонденты имели поверхностное знание составляющих компонентов программы (стандарта сервиса), внутригрупповые процессы недостаточно согласованы, фиксировано недостаточное  понимание процессов оценивания их деятельности. Членство в данной группе для сотрудников клиники не достаточно значимо. Составляющие стандарта применялись участниками эксперимента ситуативно, врачебная позиция скорее реактивна, чем активна.

Для реализации работы по освоению и внедрению новой программы ведения врачебного приема (стандарта сервиса) нами была выбрана форма психологического сопровождения - обучающее организационное консультирование. При подобном подходе также необходимо учитывать специфику обучения взрослых людей, основные принципы андрагогики [4].

Основоположником современной андрагогики по праву считается Малкольм С. Ноулз, в своей книге «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» [6] он описал разработанные технологии обучения взрослых, организационные управляющие комплексные программы, а также сформулировал основные положения андрагогики, которые заключаются в следующих утверждениях:

  1. В процессе обучения ведущая роль отводится обучающемуся (человеку, который обучается, а не обучаемому).
  2. Являясь сложившейся личностью, он стремится к самореализации, самостоятельности и ставит перед собой конкретные цели обучения.
  3. Навыки и умения, жизненный и профессиональный опыт, которыми обладает взрослый человек, должны быть использованы в процессе обучения.
  4.  Взрослый обучающийся стремится к скорейшему применению приобретенных при обучении знаний и умений.
  5. Временные, пространственные, бытовые, социальные и профессиональные факторы в большой степени определяют процесс обучения, ограничивая, либо способствуя ему.
  6. Организация процесса обучения должна быть организована в виде совместной деятельности обучающего и обучающегося.

Следуя основным принципам и положениям андрагогики,  учитывая результаты диагностического исследования, проведенного до формирующего эксперимента, нами была реализована программа консультирования. При формировании программы были учтены как результаты анализа диагностических данных группы в целом, так и индивидуальные особенности каждого участника.

Среди возможных вариантов сопровождения в консультативной психологии наиболее подходящими для реализации поставленной цели мы выбрали формы работы:

  1. Групповые консультации – одна вводная консультация и дальнейшие по этапам введения новых приемов и освоения навыков. Часовые занятия, позволяющие выявить затруднения, являющиеся общими для сотрудников, прояснить поставленную задачу и запланировать дальнейшие этапы внедрения стандарта в рабочий процесс.
  2. Супервизия. Присутствие консультанта на приеме у каждого врача, обсуждение итогов проведенной встречи с пациентом, сильных и слабых сторон ведения приема по итогу применения новых навыков.
  3. Финализирующие групповые консультации с применением метода кейс-стади.

Данный комплекс мероприятий позволяет, помимо освоения новых знаний и навыков, формировать и поддерживать положительное отношение к нововведению на всем протяжении внедрения его в работу. Психологическое сопровождение способствует снятию эмоционального напряжения, повышению активности участников.

По итогу проведения формирующего эксперимента проведена повторная диагностика по вышеуказанным методикам, по результатам которой отмечена значительная положительная динамика как по группе в целом, так и индивидуально:

- В результате повышения уровня знания и понимания необходимости введения в работу нового стандарта приема, а также успешного его освоения, врачами демонстрируется более уверенная позиция. Данное заключение можно сделать на  основании двух составляющих диагностики – результатов повторного тестирования врачей (тест уверенности в себе Рейзаса), а также по результатам оценки экспертной карты.

- Психологическое сопровождение процесса освоения и внедрения новой программы ведения врачебного приема позволило повысить социально-психологический уровень развития группы. В большей степени систематические групповые занятия отразились на таких аспектах характеристики группы как организованность и референтность.

-  В итоге освоения программы все специалисты, участвующие в эксперименте, повысили свой уровень работы в соответствии со стандартом с «продвинутого» до «высокого».

Результаты нашего исследования показали, что сопровождение процесса может быть организовано достаточно простым образом, при этом давая высокую эффективность. Полученные в ходе исследования результаты позволяют оценить представленный метод работы по освоению и внедрению в практику врача новой программы ведения врачебного приема как эффективный. 

Библиографический список:

1. Даль, В.И. Толковый словарь типового великорусского языка. 8-е изд. / В.И. Даль. – М.: Русский язык, 1981. – Т. 1. – А-3. – 699 с.
2. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Изд-во БГУ, 1976. – 176 с.
3. Жукова, В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «Психологическая готовность»/ В.Ф. Жукова // Известия Томск. политехн. ун-та. – 2012. – Т. 320, № 6. – С. 117-121.
4. Змеёв, С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых / С.И. Змеёв. – М.: Пер СЭ, 2007. – 272 с.
5. Луговая, А.В. Профессиональная готовность и профессиональная компетентность выпускников вузов ФСИН России / А.В. Луговая, Е.В. Дмитриев // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 326.
6. Ноулз, С. The Modern Practice of Adult Education. Andragogy versus pedagogy. Englewood Cliffs: Prentice Hall/Cambridge (1970).




Рецензии:

12.12.2017, 16:42 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Статья заслуживает внимания. Цель вашей работы - формировать программу или сопровождать процесс?На мой взгляд, автору стоит обратить внимание на формулировку темы статьи. И было бы неплохо, если автор включит цифры, подтверждающие результаты исследования. .после доработки можно рекомендовать к публикации

14.12.2017, 19:23 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Да. согласен с коллегой. И еще один момент : Красноярский и т.д. по тексту повторяется дважды. Надо убрать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх