магистрант
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
студент, кафедра педагогики и психологии начального образования
Мосина Наталия Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева
УДК 159.9
В нынешних условиях организации медицинских услуг вопрос о совершенствовании качества врачебного приема в контексте структурирования времени и эффективности общения с пациентом в отведенное на прием время становится довольно остро. Большинство частных медицинских центров задумываются о внедрении в работу стандарта сервиса в рамках клиентоориентированного подхода, многие из них утверждают подобные формы работы врача в своих клиниках. Но реальность состоит в том, что без должной мотивации самих врачей, заинтересованности и четкого понимания необходимости нововведения, корректного сопровождения и обучения в процессе, готовность к освоению и внедрению в работу стандарта недостаточная и ожидаемая эффективность нового подхода будет довольно низкой.
При планировании внедрения в работу врачей новых программ ведения приема необходимо учитывать актуальный уровень готовности специалистов к освоению и внедрению в свою работу нового подхода (применение стандарта сервиса). Определение, предлагаемое в словаре В.И. Даля, слова «готовность» - состояние или признак готовности. Подготовленный человек есть не только готовый к выполнению действия, может и желает его выполнить. [1]
М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович характеризуют готовность как психологический настрой на выполнение деятельности. Теория основывается на изменении поведения личности, при внутреннем настрое, который будет содействовать её активности и целенаправленности. [2]. Авторы выделяют следующие компоненты готовности:
- мотивационный (стремление добиться успеха);
- ориентационный (знание и представление об особенностях и условиях профессиональной деятельности, о ее требованиях к личности);
- операционный (владение навыками, знаниями, умениями профессиональной деятельности);
- волевой (самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действительностью);
- оценочный (самооценка своей профессиональной деятельности)
По мнению В.А. Крутецкого, готовность представляет собой совокупность свойств личности, определяющих ее пригодность к деятельности, среди них автор выделяет такие характеристики, как: черты характера; активное положительное отношение к деятельности, благоприятные психические состояния для выполнения деятельности, устремление заниматься ею, переходящую в увлеченность; определенный запас знаний, умений, навыков в соответствующей области. [5]
Однако выделение определенных компонентов носит довольно условный характер, так как в реальности они представляют собой некое единое состояние готовности или неготовности.
В.Ф. Жукова в своей работе по анализу категории «психологическая готовность» предлагает классификацию готовности, которая заключается в ранжировании по уровням:
1. Низкий (неумение самостоятельно ставить и решать затруднительные задачи, неадекватная оценка и самооценка профессионально важных особенностей деятельности)
2. Средний (средний уровень проявления приведенных качеств)
3. Высокий (самостоятельность в постановке и решении новых задач, адекватность оценки и самооценки профессионально важных качеств, способность к эффективному решению поставленных задач и т.д.). [3]
В своем исследовании по освоению и внедрению структурированной программы ведения врачебного приема (стандарта сервиса) мы оценили актуальный уровень готовности с помощью диагностического комплекса методик, включающих:
В результате проведенной диагностической сессии уровень готовности врачей был характеризован как средний. Респонденты имели поверхностное знание составляющих компонентов программы (стандарта сервиса), внутригрупповые процессы недостаточно согласованы, фиксировано недостаточное понимание процессов оценивания их деятельности. Членство в данной группе для сотрудников клиники не достаточно значимо. Составляющие стандарта применялись участниками эксперимента ситуативно, врачебная позиция скорее реактивна, чем активна.
Для реализации работы по освоению и внедрению новой программы ведения врачебного приема (стандарта сервиса) нами была выбрана форма психологического сопровождения - обучающее организационное консультирование. При подобном подходе также необходимо учитывать специфику обучения взрослых людей, основные принципы андрагогики [4].
Основоположником современной андрагогики по праву считается Малкольм С. Ноулз, в своей книге «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» [6] он описал разработанные технологии обучения взрослых, организационные управляющие комплексные программы, а также сформулировал основные положения андрагогики, которые заключаются в следующих утверждениях:
Следуя основным принципам и положениям андрагогики, учитывая результаты диагностического исследования, проведенного до формирующего эксперимента, нами была реализована программа консультирования. При формировании программы были учтены как результаты анализа диагностических данных группы в целом, так и индивидуальные особенности каждого участника.
Среди возможных вариантов сопровождения в консультативной психологии наиболее подходящими для реализации поставленной цели мы выбрали формы работы:
Данный комплекс мероприятий позволяет, помимо освоения новых знаний и навыков, формировать и поддерживать положительное отношение к нововведению на всем протяжении внедрения его в работу. Психологическое сопровождение способствует снятию эмоционального напряжения, повышению активности участников.
По итогу проведения формирующего эксперимента проведена повторная диагностика по вышеуказанным методикам, по результатам которой отмечена значительная положительная динамика как по группе в целом, так и индивидуально:
- В результате повышения уровня знания и понимания необходимости введения в работу нового стандарта приема, а также успешного его освоения, врачами демонстрируется более уверенная позиция. Данное заключение можно сделать на основании двух составляющих диагностики – результатов повторного тестирования врачей (тест уверенности в себе Рейзаса), а также по результатам оценки экспертной карты.
- Психологическое сопровождение процесса освоения и внедрения новой программы ведения врачебного приема позволило повысить социально-психологический уровень развития группы. В большей степени систематические групповые занятия отразились на таких аспектах характеристики группы как организованность и референтность.
- В итоге освоения программы все специалисты, участвующие в эксперименте, повысили свой уровень работы в соответствии со стандартом с «продвинутого» до «высокого».
Результаты нашего исследования показали, что сопровождение процесса может быть организовано достаточно простым образом, при этом давая высокую эффективность. Полученные в ходе исследования результаты позволяют оценить представленный метод работы по освоению и внедрению в практику врача новой программы ведения врачебного приема как эффективный.
Рецензии:
12.12.2017, 16:42 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Статья заслуживает внимания. Цель вашей работы - формировать программу или сопровождать процесс?На мой взгляд, автору стоит обратить внимание на формулировку темы статьи. И было бы неплохо, если автор включит цифры, подтверждающие результаты исследования. .после доработки можно рекомендовать к публикации
14.12.2017, 19:23 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Да. согласен с коллегой. И еще один момент : Красноярский и т.д. по тексту повторяется дважды. Надо убрать.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий