Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №52 (декабрь) 2017
Разделы: Менеджмент
Размещена 14.12.2017.
Просмотров - 3664

Анализ барьеров входа на рынок государственных и муниципальных закупок для субъектов малого предпринимательства

Дорогова Татьяна Сергеевна

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" в Нижнем Новгороде

студент

Сироткина Надежда Геннадьевна, доцент, преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики в Нижнем Новгороде


Аннотация:
На сегодняшний день субъекты малого предпринимательства не являются активными участниками рынка государственных и муниципальных закупок. При этом сфера закупок для государственных и муниципальных нужд представляет большой интерес для бизнеса. В статье систематизированы барьеры, которые препятствуют входу представителей малого бизнеса на рынок государственных и муниципальных закупок. В качестве основных методов исследования использованы анализ нормативной правовой базы и контент-анализ научной литературы.


Abstract:
The share of small businesses, which provide goods and service for public needs, is relatively small. At the same time, the market of the state and municipal procurement has great potential. The article systematically identifies barriers that prevent entry of small businesses to the public procurement market. The main methods of research in the course of the study are the analysis of the regulatory legal framework and the content analysis of the scientific literature.


Ключевые слова:
Малый бизнес; рынок государственных и муниципальных закупок; конкуренция, реестр недобросовестных поставщиков.

Keywords:
Small business; the market of state and municipal procurement; competition; the register of unfair suppliers.


УДК 338.242

В настоящее время в условиях экономической нестабильности малому предпринимательству требуются новые рынки сбыта продукции. Одним из решений этой задачи является выход на рынок государственных и муниципальных закупок, что позволит компаниям расширить клиентскую базу, и, как следствие, увеличить доходность.

Отметим при этом, что далеко не все малые предприятия пользуются возможностью участия в процедурах, дающих возможность получить государственный и муниципальный заказ. Результаты опроса, проведенного «Опорой России» и Промсвязьбанком свидетельствуют о том, что доля компаний малого и среднего бизнеса, участвующих в государственных и муниципальных закупках, в 2016 году снизилась с 24% до 15% по сравнению с предыдущим годом. Причем, наибольшее снижение зафиксировано среди компаний микро (с 21% до 12%) и малого бизнеса (с 28% до 18%) [5].

Целью статьи является выявление и систематизация барьеров, препятствующих входу на рынок государственного и муниципального заказа для субъектов малого бизнеса в Российской Федерации.

Исследования, посвященные проблемам и перспективам участия малого предпринимательства в поставках товаров или услуг по государственным контрактам в Российской Федерации, проводились начиная с 2006 года, с вступления в силу Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который сегодня уже утратил силу. Е.А. Чистяковой были выявлены обстоятельства, препятствующие участию малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках, а именно: низкий уровень транспарентности проведения закупок, ограниченность доступа малых предприятий на рынок госзаказа и нечеткость субподрядных отношений [9, с.137]. И.С. Метелев, основываясь на анализе законодательной базы, выявил следующие основные проблемы: значительный объем закупок проводится не на конкурентной основе (закупка у единственного поставщика), нарушения чиновниками правил и процедур осуществления закупки, несоответствие стоимости государственного контракта реальным ценам (нет поправки на инфляцию), указанные в документации сроки выполнения работ меньше необходимого времени для качественного выполнения объема работ [6, с.83,84]. Умнова М.Г. делит проблемы на две основные категории: проблемы, связанные с системным несовершенством института госзаказа и проблемы, характерные исключительно для малых предприятий [8, с.14]. Переверзев Н.А. подразделяет проблемы, связанные с участием малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках, на системно-организационные и специфические проблемы малого бизнеса. К системно-организационным относятся большая доля коррупционных схем, закупки у единственного поставщика, отсутствие прозрачной информационной базы по закупкам, отсутствие централизованного контролирующего органа. Среди проблем, специфичных для малого бизнеса, автор выделяет требование обеспечения заявки и контракта [7, с.165, 166]. Зарубежная практика государственных и муниципальных закупок также свидетельствует об ограничениях для малого бизнеса в сфере государственных закупок. Так, K. Лоадер и С. Нортон считают основными барьерами для МСП, участвующих в государственных закупках, наибольшую обремененность контрактов государственного сектора в сравнении с частным сектором, «размытость» и неопределенность характеристик закупочного товара или услуги, выбор победителя торгов на основании предложенной стоимости контракта [2, с.248]. К. Карьялайнен, К. Кемппайнен полагают, что барьерами для входа представителей малого и среднего бизнеса на рынок госзаказа являются, в первую очередь, нехватка правовых ресурсов, а также нехватка административных ресурсов для участия в публичных тендерах [1, с. 238].

Таким образом, проблемы выхода на рынок государственных и муниципальных закупок для малых предприятий носят универсальный характер и требуют отдельного изучения. Данная статья призвана выделить актуальные на сегодняшний день барьеры, которые ограничивают участие малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках товаров и услуг в Российской Федерации.

Для целей исследования барьеры для субъектов малого предпринимательства, препятствующие выходу на рынок государственных и муниципальных закупок, систематизированы нами в четыре группы. В первую группу барьеров мы отнесли проблемы системы государственных закупок. Среди ключевых системных барьеров можно выделить низкий уровень конкуренции. Одним из показателей конкуренции на рынке госзакупок является доля контрактов заключенных с единственным поставщиком (один из способов закупки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд). Несмотря на то, что способ закупки у единственного поставщика всегда обоснованно используется в соответствии с законодательством, он является неконкурентным, так как не дает возможность для участия нескольким предприятиям, а только одному определенному. Согласно данным, опубликованным в Докладе о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам I квартала 2017 года, общий объем закупок у единственного поставщика снизился относительно показателя 2016 года на 3,3 млрд. рублей, однако он по-прежнему составляет большой процент среди остальных способов закупки - 34% от общего объема заключенных контрактов. Количество извещений о закупках путем запроса котировок и электронных аукционов, пользующихся наибольшим спросом у малого бизнеса, сложенных вместе, составляет 326 003 шт., тогда как количество извещений о закупках у единственного поставщика 319 272 шт. Другим показателем уровня конкуренции является так называемый «индекс одной заявки», то есть показатель, рассчитываемый как отношение количества процедур закупок с одной поданной заявкой на участие к общему количеству закупок за отчетный период. Среднее значение этого показателя составляет 4,7 процентов, а среднее количество участников в торгах колеблется в числе от 2 до 3 [4, с. 3, 7, 28].

Отметим, что доля неконкурентного сектора закупок от общей стоимости всех контрактов выросла с 44, 68% в 2015 году до 48,40% в 2016 году – такие цифры приводятся Национальным Исследовательским Университетом «Высшая Школа Экономики» в Ежегодном докладе «О системе закупок в Российской Федерации» - 2016 [10]. Неконкурентный сектор закупок включает закупки у единственного поставщика, а также несостоявшиеся закупки (если не подано ни одной заявки, либо подана только одна). Эти данные подтверждают тезис о том, что рынок государственных и муниципальных закупок отличается низким уровнем конкуренции.

Следующим барьером для малого бизнеса в сфере государственного и муниципального заказа является отсутствие централизованного государственного органа, который занимался бы контролем и аудитом в этой сфере. Проверками системы госзакупок занимаются различные ведомства, такие как: Федеральная антимонопольная служба, Счетная палата РФ, Росфиннадзор, Минэкономразвития, а также правоохранительные органы. Разобщенность в работе данных структур дает возможность злоупотреблять коррупционными схемами и пробелами в законодательстве, что значительно снижает лояльность представителей малого бизнеса к проведению тендеров.

Высокие риски, связанные с попаданием в реестр недобросовестных поставщиков, и жесткие требования государства к качеству предоставляемых услуг также рассматриваются в качестве основных системных барьеров для малого бизнеса. Государство – достаточно требовательный партнер, поэтому любые форс-мажорные обстоятельства, включающие, к примеру, не предоставление вовремя суммы обеспечения контракта, могут являться основанием для внесения предприятия в реестр недобросовестных поставщиков, что означает запрет на участие в государственных и муниципальных закупках в течение двух лет.

Вторая группа проблем – это финансовые барьеры. Во-первых, в большинстве случаев это отсутствие авансирования по контракту, оплата производится только по факту выполнения контракта. Работники предприятия могут обладать навыками, необходимыми для исполнения контракта, или иметь опыт в этой сфере, но при этом у предприятия могут отсутствовать требующиеся финансовые ресурсы для предоставления качественного товара или услуги. Способ оплаты по факту выполнения контракта ограничивает участие таких предприятий. Во-вторых, заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупки в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, а также обязан установить это требование в случае, если Н(М)ЦК контракта свыше пятисот рублей. Для конкурентных способов закупок размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки [3]. Обеспечение должно быть предоставлено заказчику на весь период исполнения контракта и даже на гарантийный срок, в противном случае поставщик будет включен в реестр недобросовестных поставщиков, о котором говорилось ранее. В-третьих, необходимость затрат на получение электронной подписи при участии в электронных аукционах. Далеко не все субъекты малого бизнеса могут позволить себе указанные финансовые вложения ввиду ограниченности бюджета.

Третья группа проблем связана с организацией проведения торгов. В данную группу входят следующие барьеры: участие в конкурсах лиц, аффилированных с организаторами конкурсов, а также подставных лиц; организация аукционов с необоснованно завышенной начальной максимальной ценой контракта; ценовой демпинг – умышленное занижение цены одним предприятием, участвующим в торгах, с целью вытеснения добросовестных конкурентов; невыполнимые условия тендера; недостоверность информации о закупке [7, с.165]. Тем не менее, предприятия имеют право обжаловать нарушение закона через суд, либо подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу, однако никакого финансового результата это не принесет, поскольку таким способом нельзя обязать организатора закупки отдать государственный (муниципальный) заказ тому или иному субъекту. Барьеры данной группы значительно снижают степень доверия бизнеса к системе государственных и муниципальных закупок.

Последняя группа — это барьеры, определенные недостаточной квалификацией представителей малого бизнеса в сфере государственных и муниципальных закупок. В первую очередь, это неправильное оформление документации при подаче заявки на участие в тендере, что является препятствием для заключения контракта даже при условии предложения лучшей цены. Кроме этого, необходимо выделить неэффективный поиск извещений о закупках в Единой информационной системе на этапе выбора предпринимателем нужной ему конкурентной процедуры. Во многих случаях предприниматель игнорирует поиск закупки по общероссийскому классификатору предпринимательской деятельности (ОКПД2), вместо этого используя поиск по ключевым словах. Тем самым он сужает круг извещений о закупках, которые являются профильными для его бизнеса.

Таким образом барьеры, препятствующие входу малого бизнеса на рынок государственных и муниципальных закупок, можно представить в систематизированном виде в данной таблице:

Таблица 1. Барьеры, препятствующие входу малого бизнеса на рынок государственных и муниципальных закупок

Группа барьеров

Барьеры

1

Проблемы системы государственных закупок

Низкий уровень конкуренции

Отсутствие централизованного государственного органа

Высокие риски, связанные с попаданием в реестр недобросовестных поставщиков

Жесткие требования государства к качеству предоставляемых услуг

2

Финансовые проблемы

Отсутствие авансирования по контракту

Требование обеспечения исполнения контракта

Затраты на получение электронной подписи

3

Организация проведения торгов

Участие в конкурсах лиц, аффилированных с организаторами конкурсов, а также подставных лиц

Организация аукционов с необоснованно завышенной начальной (максимальной) ценой контракта

Невыполнимые условия тендера

Недостоверность информации о закупке

Ценовой демпинг

4

Недостаточная квалификация представителей малого бизнеса в сфере госзаказа

Неправильное оформление документации

Неэффективный поиск извещений о закупках в ЕИС

В результате исследования были выявлены и систематизированы основные барьеры, препятствующие участию малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках: системные, финансовые и организационные проблемы, а также проблемы, связанные с недостаточной квалификацией субъектов малого предпринимательства. Данные барьеры определили ограниченный доступ на рынок государственного заказа для малого бизнеса. Важно отметить, что государственные закупки у малого предпринимательства являются элементом национальной политики и значительным источником обеспечения социально-экономического развития регионов и местных органов власти РФ. Таким образом, представляется актуальным разработка программы преодоления систематизированных в данной статье барьеров, которые ограничивают доступ к участию малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках.

Библиографический список:

1. Karjalainen K., Kemppainen K. The involvement of small- and medium-sized enterprises in public procurement: Impact of resource perceptions, electronic systems and enterprise size // Journal of Purchasing & Supply Management. – 2008. - №14. – С. 230–240
2. Loader K., Norton S. SME access to public procurement: An analysis of the experiences of SMEs supplying the publicly funded UK heritage sector // Journal of Purchasing & Supply Management. - 2015. – №21. – С. 241–250
3. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44.
4. ДОКЛАД о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам I квартала 2017 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/1/Downloads/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3+1+%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB++2017+%D0%B3..pdf (дата обращения: 05.10.2017)
5. Малый бизнес охладел к госзакупкам // Федеральный портал малого и среднего предпринимательства: сайт. – URL: http://smb.economy.gov.ru/mediacenter/bisnessnews/?action=show&id=17783 (дата обращения: 04.10.2017)
6. Метелев И.С. Организационно-экономические особенности функционирования субъекта малого предпринимательства в системе государственного и муниципального заказа // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2011. – №3. – С. 80–85.
7. Переверзев Н.А. Проблемы участия малого и среднего бизнеса в государственных закупках // Управленческое консультирование. – 2016. – №2. – С. 161–168.
8. Умнова М.Г. Проблемы участия российского малого бизнеса в государственных закупках // Российское предпринимательство – 2014. – №15. С. 13–18.
9. Чистякова Е.А. Условия участия малых предприятий в государственных и муниципальных закупках // Экономика промышленности – 2005. – №4. – С. 133–137.
10. Шамрин А.Т. (руководитель), Головщинский К.И., Маслова Н.С., Турчан М.С., Джужома В.В., Еременко Н.В., Серажетдинов Р.Р., Хафизов Т.Р. Ежегодный доклад «О системе закупок в Российской Федерации» - 2016. Национальный Исследовательский Университет "Высшая Школа Экономики". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fcs.hse.ru/data/2017/10/18/1158112532/doklad-2017.pdf (дата обращения: 27.10.2017)




Рецензии:

21.01.2018, 14:08 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Ну а что. Вроде толково написано. Цель достигнута. Можно бы о перспективах написать. Привести живые примеры. Но итак не плохо. Рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх