Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика, Психология, Социология
Размещена 18.12.2017. Последняя правка: 18.12.2017.

Проблема интернет-зависимости

Грызунова Маргарита Викторовна

ПетрГУ

Студентка

Волошина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры Технологии, изобразительного искусства и дизайна


Аннотация:
Статья рассматривает явление интернет-зависимости. Данная статья может быть интересна людям, которые сталкивались с этой проблемой или наблюдали у знакомых симптомы данной проблемы. Целью статьи является исследование специфики интернет-зависимости и пути её решения.


Abstract:
The article examines the phenomenon of Internet addiction. This article may be of interest to people who have encountered this problem or have seen symptoms of this problem in their friends. The purpose of the article is to study the specifics of Internet addiction and ways to solve it.


Ключевые слова:
интернет-зависимость; психологическая трактовка; социум; личность.

Keywords:
internet addiction; psychological treatment; socium; personality.


УДК 37.03

Введение: Интернет-зависимость в последнее время становится некой социальной болезнью. Огромный доступный поток различной информации, выпуск новых компьютерных игр и массовое пользование социальными сетями существенно влияет на общество. Данная проблема может встретиться в любой семье, родители порой не могут в силу обстоятельств или большой занятости следить за тем, чем занимается их ребенок в свое свободное время, а когда проблема уже возникла, с ней нужно бороться, и родители не знают, как это сделать.

Актуальность данной проблемы бесспорна. Общество должно состоять из психически здоровых людей, способных с умом проводить свое время и не ограничивать себя рамками сети Интернет и безвылазным пребыванием у себя дома. Зависимость от чего-либо, будь то интернет, алкоголь, азартные игры, говорит о том, что человеку некомфортно пребывать в реальном мире среди людей, либо в жизни у человека есть обстоятельства, которые мешают ему и таким способом он хочет спрятаться от всех проблем.

Цель: изучение специфики интернет-зависимости.

Задачи:

- проанализировать теоретические данные по теме

- выяснить пути решения проблемы

- сделать выводы о проблеме интернет-зависимости.

«Проблема зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей...»[1]. Так говорит Ц.П. Короленко, тем самым доказывая мысль о докучности увлечений, скорости перехода их в настоящую зависимость. Если говорить об «уходе от реальности», то с точки зрения психологов это основной признак интернет-зависимости, так как этот уход является реальным, а не вымышленным. Зависимость может рождаться по-разному, имеются различные способы использования сети Интернет. Если сравнить интернет-зависимость  с другими видами зависимости, то можно увидеть одно свойство: время, которое необходимо для установки интернет-зависимости существенно меньше, чем для других зависимостей, которые могут требовать несколько лет. Чтобы распознать зависимость у человека, достаточно заметить изменения в его поведении, привычках, распорядке его дня; резко падает ответственность, появляется апатия и отказ от выполнения каких-либо просьб, дела больше не имеют смысла, теряются интересы к своим хобби и увлечениям.

Иван Голдберг, психиатр, впервые ввел термин «интернет-зависимость» в 1995 году. Он применяет данный термин в значении «болезненная зависимость от интернета» и считает эту зависимость психической. По его мнению, эта зависимость негативно влияет на все виды деятельности человека: на учебную, семейную, социальную, рабочую, а также, в первую очередь, на психологическую. Создателями изучения явления зависимости от интернета считаются: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Голдберг. Если говорить в общем, то явление интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. К этому времени был установлен психологами тезис: если последствия алкогольной и наркотической зависимости изучены хорошо и доступно, то, что касается зависимости от интернета, то, можно сказать, что отсутствует возможность долговременного наблюдения за явлением. Определяющее качество данной зависимости – отсутствие давления со стороны общества. Общество, которое живет в виртуальном мире, не ощущается людьми как реальное, следовательно, любые слова, сказанные здесь кем-то, едва ли повлияют на человека. Даже если создастся обида на собеседника, то она пройдет достаточно быстро, чем в реальности. Но это первая точка зрения, связанная с конкретными личностными особенностями отдельных людей. Вторая есть противоположность первой, так как набор личностных особенностей другой группы людей существенно может  отличаться от предыдущей. Человек, который страдает зависимостью от интернета, обладает следующими признаками: ощущение эйфории от пребывания в сети, если нет возможности выйти в интернет, то появляется уныние и тоска; невозможность смотивировать человека выйти на улицу; человек постепенно теряет контакты с людьми; зависимый постоянно проверяет свою почту и обновляет страницу в социальных сетях. Таким образом, приобретение любой зависимости будет в какой-то степени предвиденной, чем в первой. Избавиться от зависимости от интернета первому человеку проще, чем второму – он не страдает ведомостью и акцентуированностью в направлении неустойчивости.

Если описывать и рассматривать интернет-зависимость с педагогической точки зрения, то можно заметить её отличие от психологической точки зрения. Психология более полно и точно анализирует интернет-зависимость, выдвигает разные трактовки явления, объясняет причины данной проблемы. А педагогика относится к изучению этой проблемы с практической стороны. Педагоги имеют возможность дать определение явлению интернет-зависимости, но психология все-таки сильнее и разборчивее в этом плане. По мнению ученых-педагогов, что касается трактовки понятия Интернет-зависимости, то это – патологическое пристрастие человека к работе с помощью персонального компьютера. Попытка сбежать от реальности и педагоги, и психологи считают важнейшей отличительной чертой Интернет-зависимости. Адекватный и ответственный человек осознает, что нужно решать свои дела, учиться, работать, заниматься домашними хлопотами. Конечно, всё это не дается нам с легкостью, требуется немалых усилий, чтобы сделать все дела в срок и качественно, но это не освобождает от совершения дел. Но, тем не менее, интернет-зависимость наделяет человека свободой действий, тем самым, является для него притягательной по сравнению с обыденной жизнью.

Что касается причин зависимости от интернета в педагогической точке зрения, то ими может служить недостаток общения, некие пробелы в воспитании человека в семье (если родители не уделяли ребенку достаточного внимания). Следствие этого – человек становится зависимым от Сети, в которой у него много общения и друзей, а наличие непонимания со стороны семьи кажется пустяком.

Итак, попытаюсь предложить пути поиска предупредительных мер или решения искоренения уже возникшей зависимости от интернета:

1. Изменение семейных отношений, налаживание дружеских контактов, установление доверия к окружающим людям.

2. Расширение программ по проблеме чрезмерного пользования компьютера. Можно придумать такой вариант программы: через установленный отрезок времени на мониторе высвечивается запись, которая предлагает покинуть виртуальный мир и отдохнуть. Далее она блокирует компьютер и не он не реагирует ни на какое действие.

3. Возможность осуществления бесед, круглых столов с показом фильмов, а также можно пригласить зависимых интернет-зависимостью, они расскажут о своей проблеме и о путях её преодоления.

Подводя итог, могу сказать, что я рассмотрела разные трактовки понятия Интернет-зависимости, поэтому попытаюсь сформулировать свое определение Интернет-зависимости. Интернет-зависимость - это результат психического расстройства, который характеризуется потерей самоконтроля, непреодолимым желанием находиться постоянно в Сети и беспомощностью при попытке из нее выйти.

Библиографический список:

1. Короленко, Ц. П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – Екатеринбург, 2000. – С. 291–292.




Рецензии:

19.12.2017, 8:49 Коколова Людмила Михайловна
Рецензия: Уважаемая Маргарита Викторовна, статья написана на очень актуальную тему интернет-зависимость, что это это – патологическое пристрастие человека к работе с помощью персонального компьютера. Если ответственный человек осознает, что нужно решать свои дела, учиться, работать, заниматься домашними хлопотами. Но интернет-зависимый человек страдает зависимостью от интернета, много времени проводит за компьютером или другими гаджетами, не замечая времени, но в настоящее время любой человек не может обходиться без интернета, и работа в основным выполняется за работой на компьютере, соцсетях и др. Для интернет зависимого ребенка проблем очень много, начиная от ощущение эйфории от пребывания в сети, потеря реального мира, до потери здоровья, прежде всего глаза, осанка, недостаточность кислорода для организма и прежде всего для мозга, статья актуально рекомендую для публикации Людмила Михайловна Коколова

19.12.2017, 9:04 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема статьи на современном этапе весьма актуальна. На мой взгляд статья не несет никакой ценности. Все, о чем пишет автор, давно проанализировано и изучено. Предложенное вами определение Интернет-зависимости - совсем не новое, его используют многие исследователи. На мой взгляд, статью необходимо наполнить более серьезным анализом взглядов ученых на данную проблемы, термин "интернет-зависимость", либо наполнить практическим содержанием. Предложенные три пункта решения проблемы стоило бы конкретизировать. А также интернет зависимость свойственна не только детям подросткового возраста, но и другим возрастным категориям, конкретизируйте возрастной этап. Рекомендую переработать статью.

19.12.2017, 13:41 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Призыв к защитно-оздоровительному отношению к совокупности компьютера и Интернета, выраженный Грызуновой М.В., ценен, хотя она не первая в таком деле. Завидна ее уверенность в том, что агитационно-пропагандистское влияние на людей может ситуацию поправить. Но это не оправдывает сильную скромность ее работы по объему. Одного литературного источника мало. Стоило указать, что когда такую технику разрабатывали и запускали в использование, об этих проигрышных последствиях не подумали. Главным было сократить ходьбу по земле, не обходить библиотеки, не писать на бумаге и отправлять по почте письма, не встречаться с глазу на глаз с одноклассниками, а переписываться с ними оперативно. Стоит указать; что, словно ради иллюстрации философско-диалектического закона «единства и борьбы противоположностей» (Гегеля) с выгодами от использования указанной техники дались и проигрыши. Полезно обогатить работу в интересах выгод ее читателей.

19.12.2017, 15:45 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Склоняюсь к мнению уважаемых рецензентов - необходимо довести работу до должного уровня: здесь и объем статьи, и источники, и собственное видение проблемы...

23.12.2017, 14:39 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Тема статьи актуальна. Однако существуют традиции исследования этой темы, а приведенная библиография более чем скромная. Попытка автора дать определение интернет-зависимости заслуживает поощрения. Статья может быть опубликована после расширения круга научных источников и опоры на их исследовательскую и профилактическую специфику.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх