бакалавр
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева
студентка факультета иностранных языков
Ветошкин Андрей Александрович, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой лингвистики и перевода ФГБОУ ВО
УДК 372.881.111.1
Введение. В настоящее время проблеме эффективности процесса обучения иностранному языку в общеобразовательных учреждениях уделяется значительное внимание, поскольку появляется большое разнообразие средств, методов и приемов, с помощью которых можно повысить интерес учащихся к предмету, его учебную мотивацию, а также сформировать умения и навыки иностранной разговорной речи.
Актуальность рассмотрения данной проблематики состоит в том, чтобы определить такие технологии обучения, которые могли бы сформировать интерес младшеклассника к изучению английского языка и облегчить его изучение. В психологии существует стойкое мнение о том, что чем позже ребенок начинает изучать иностранный язык, тем сложнее проходит процесс его усвоения.
Исходя из актуальности исследования, можно определить ряд задач обучения ребенка иностранному языку.
Во-первых, необходимо формировать у младших школьников коммуникативные умения, чтобы ребенок мог не только слушать своего собеседника, но и взаимодействовать с ним в процессе общения.
Во-вторых, формирование у младших школьников учебных умений и навыков, необходимых для изучения иностранного языка (например, умение работать с иностранной литературой).
В-третьих, сформировать умение работы с информационно-коммуникативными технологиями (мультимедийные презентации, видеосюжеты и пр.), которые позволят разнообразить изучение материала.
В данной статье мы раскроем особенности изучения английского языка на начальном этапе обучения с использованием игровых технологий.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что младший школьный возраст отличает высокая чувствительность к изучению нового, в том числе и языка [7].
В этом возрасте у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения ими иностранного языка как средства общения.
Долговременная память младших школьников развита на достаточно хорошем уровне, что позволяет младшему школьнику без особого труда запоминать большой языковой материал, но только в том случае, если в процессе обучения для него будет создана соответствующая обстановка. Многие ученые отмечают тот факт, что запоминание легче всего происходит в игре, поэтому использование на уроке различных игровых технологий позволит успешнее обучать детей английскому языку [2].
Для определения специфики применения технологий обучения иностранному языку, необходимо дать характеристику психофизиологическим особенностям детей младшего школьного возраста. В этом возрасте у детей наблюдается низкая концентрация внимания; сложность в анализе изучаемого материала (детям проще воспринимать материал целиком, нежели делить его на части); достаточно быстрое запоминание, но такое же быстрое забывание; отсутствие критичности к своим действиям и поступкам, и как следствие – неумения признать ошибки и осуществлять работу над ними.
Обучение иностранному языку в образовательных учреждениях начинается, как правило, уже с момента поступления ребенка в школу. На начальном этапе обучения иностранному языку (1-4 классы), ученики знакомятся с элементарными правилами грамматики, начинают изучение грамматических времен (Present Simple, Past Simple, Future Simple), английских числительных, происходит их знакомство с личным местоимением и изменениями глагола to be, с английскими существительными и прилагательными, артиклями и пр. Содержание обучения грамматической стороне англоязычной речи на данном этапе заключается в получении учащимися сведений об артиклях и их использовании, в этот период они узнают о том, как построить предложения в утвердительной и отрицательной форме и как перестраивается предложение, если нужно задать вопрос [2].
Ни для кого не секрет, что процесс обучения в начальном звене школы будет происходить более эффективно, если в него включать элементы игры, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность школьников, сделать учебный процесс привлекательным и интересным. В своей работе под игрой мы понимаем ситуативно-вариативное упражнение, в котором создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью речевого воздействия [3].
В процессе игры младшие школьники раскрепощаются, снимается языковой барьер, повышается интерес к процессу обучения, и как следствие, материал усваивается ими легче и лучше. Об этих возрастных психологических особенностях детей младшего школьного возраста говорят многие ученые-психологи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Б.Д. Эльконин и др.). В частности А.А. Леонтьев отмечал, что «учебная мотивация формируется в младших классах, поэтому очень важно особенно на начальном этапе преподавания иностранного языка организовать учебный процесс таким образом, чтобы сделать этот предмет интересным» [1]. Таким образом, игра выступает мощным стимулом к овладению языком. Использование игр различного содержание при обучении грамматики английского языка способствует успешному овладению языком, развивает познавательные психические процессы (речь, память, мышление, внимание, воображение), поддерживает интерес к иностранному языку.
Примером использования игры при обучении грамматике английского языка может служить изучение английского алфавита в несколько нетрадиционной форме. Так, урок можно назвать «Музыкальный алфавит», и благодаря использованию музыкального сопровождения, мультимедийной презентации, разнообразных средств и приемов интерактивного обучения, можно выучить английский алфавит легко и надолго, поскольку эффективное усвоение учебного материала происходит только в том случае, когда он является частью увлекательной и осознанной деятельности ребенка на уроке [2].
Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но все зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей [4].
Вывод. В ходе анализа теоретических положений и концепций можно сделать вывод об эффективности применения игровых технологий обучения, которые позволяют сформировать интерес младшеклассника к изучению английского языка и облегчить его изучение, а также предоставляют возможность учителю прогнозировать целесообразные направления дальнейшего совершенствования работы по изучению иностранного языка.
Рецензии:
14.01.2018, 20:54 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия: Тема интересная и актуальная, но, к сожалению, в работе представлены всем известные факты.А в чём заключается вклад автора в разработку данной темы?
5.03.2018, 11:50 Жуина Алена Игоревна Отзыв: Выводы в статье были подкорректированы с учетом замечаний Закировой О.В. Можно узнать, будет ли опубликована статья? |