студент-магистр
Нижегородский государственный университет им.Лобачевского
магистрант, кафедра финансов и кредита
Роганова Светлана Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, ННГУ им.Лобачевского
УДК 338.22.021.1
В последние годы в России заметно расширились масштабы и формы взаимодействия государства и частного бизнеса, в особенности, в развитии сферы физической культуры и спорта. В настоящее время перед государством стоит такая задача, как массовое улучшение здоровья населения. Это является следствием нерешенных проблем в сфере физической культуры и спорта, и государство приходит к пониманию той ситуации, что без участия частного бизнеса российский массовый спорт может прийти в упадок. Поэтому сегодня государство всячески стимулирует бизнес к поддержанию развития этой сфере за счет предоставления различных льгот, в том числе и налоговых. За счет этого мы можем видеть такую ситуацию, что всё больше проектов реализуются совместно с государством и с частным бизнесом, объединяя свои усилия и ресурсы для более качественного предоставления услуг.
Несмотря на обеспечение государством поддержки в сфере физической культуры и массового спорта страны, она является несвоевременной и недостаточной. Для того чтобы это решить, государство начинает сотрудничать с бизнесом на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). На сегодняшний день ГЧП имеет множество определений. В данной статье под государственно-частным партнерством понимается «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного в соответствии с федеральным законом о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику Нижегородской области частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти Нижегородской области доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [1]. Основным преимуществом ГЧП перед другими формами взаимодействия государства и частного бизнеса является разделение рисков и высокий уровень частных вложений, также проекты ГЧП имеют долгосрочный характер. Широкое распространение при реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта получила схема концессионного соглашения, которая применялась при строительстве крупных спортивных объектов [6]. При рассмотрении реализации проектов ГЧП на мировой арене, можно выделить особенность – использование ГЧП приходится на спорт высших достижений. Об этом говорит организация и проведение Олимпийских игр в Лондоне и Сочи, а также будущее проведение Чемпионата Мира по футболу в России. Несмотря на это, государство также направляет свои усилия на развитие массового спорта в стране. Об этом говорится в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.
Для нас интерес представляет уровень развития ГЧП в сфере физической культуры и спорта на примере Нижегородской области в виду прохождения Чемпионата Мира по футболу в России в 2018 году.
Для определения уровня развития ГЧП в сфере физической культуры и спорта в Нижегородской области необходимо провести анализ основных факторов, определяющих такое развитие, а именно: развитость институциональной среды и нормативно-правового обеспечения в сфере ГЧП; опыт реализации проектов ГЧП в социальной сфере, в которую входит сфера физической культуры и спорта; инвестиционная привлекательность региона.
Проанализировав «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов», подготовленный специально к IV инфраструктурному конгрессу «Российская неделя ГЧП-2017», а также Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, получаем выводы по интересующим основным факторам развития ГЧП в Нижегородской области:
1) Институциональная среда и нормативно-правовое обеспечение.
Одним из показателей уровня развития институциональной среды в субъекте Российской Федерации является региональный закон об участии субъекта РФ в государственно-частных партнерствах в соответствии с требованием статьи 47 Закона 224-ФЗ. В настоящее время региональная нормативно-правовая база соответствует Закону 224-ФЗ в 66 субъектах РФ [3]. Эксперты оценивают региональные законодательства субъектов ПФО как удовлетворительное (без понижающего коэффициента), куда входит Нижегородская область. Качество институциональной среды и нормативно-правового обеспечения в сфере ГЧП в Нижегородской области оценивается как высокое (институциональная среда – 3 место по России, нормативно-правое обеспечение – 11 место по России).
Для увеличения реализации интересных и важных проектов ГЧП, в том числе в сфере физической культуры и спорта, для региона в Нижегородской области приняты все базовые меры по созданию институциональной среды для развития ГЧП, а именно региональное законодательство соответствует федеральному закону и утверждены уполномоченные органы в сфере ГЧП, что позволяет привлечь инвесторов, так как отношения являются юридически оформленными. Такие отношения являются объединением интересов как частной стороны, так и публичной, и они могут инициироваться частным лицом наравне с государственной активностью. Еще один положительный момент закона о государственно-частном партнерстве, принятого в Нижегородской области, заключается в том, что частный партнер получает дополнительные гарантии. Таким образом, если раньше объект договорного соглашения всегда оставался в собственности государства или муниципалитета, то со вступлением в силу этого закона бизнес имеет право получить недвижимое имущество (доли в объекте недвижимого имущества), в которое он вложил деньги, во владение или пользование, если объем его инвестиций превышает первоначальную стоимость этого объекта и объем вложений государства [1].
2) Опыт реализации проектов ГЧП.
По результатам проведенного исследования представители 92 % субъектов РФ, принявших участие в исследовании, отмечают наличие опыта применения проектов ГЧП в своих регионах [5]. В существенной доли субъектов РФ (48 %), принявших участие в исследовании, в течение 2013-2016 гг. было реализовано от 5 до 15 проектов ГЧП. В 26 % субъектов было реализовано менее 5 проектов ГЧП. Более 50 проектов ГЧП было реализовано лишь в 5 % субъектов РФ. Большая часть субъектов РФ имеет опыт в реализации концессионных соглашений. В 77 % субъектов РФ, которые участвовали в исследовании, принят региональный закон об участии в государственно-частных партнерствах. Однако планы развития ГЧП и программы реализации проектов ГЧП имеются не во всех субъектах РФ.
Уполномоченным органом в сфере государственно-частного партнерства по Нижегородской области является Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. Деятельность этого Министерства направлена на структурирование, подготовку, помощь и консультирование по реализации проектов; привлечение инвестиций и рассмотрение предложений о заключении концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве по инициативе инвестора.
В настоящее время в Нижегородской области реализовано десять проектов ГЧП в разных сферах и один проект находится на стадии строительства. Ярким примером в сфере физической культуры и спорта является строительство 6 физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) в Павловском, Лукояновском, Краснобаковском, Арзамасском, Городецком и Починковском районах в рамках концессионных соглашений (когда частный партнер обязуется профинансировать, построить, оснастить оборудованием данные спортивные сооружения) между Нижегородской областью и ЗАО «Волга-Спорт», а также ПАО «Региональная управляющая компания» [4].
В 2017 году регион занял 6 место в федеральном рейтинге развития ГЧП за 2016-2017, опустившись на одну строчку вниз [2]. При этом опыт региона по предупреждению рисков при реализации государственно-частного партнерства включен в методические рекомендации для субъектов страны.
3) Инвестиционная привлекательность.
В 2016 году 1 место по объему привлеченных инвестиций в проекты ГЧП занимает Удмуртская республика (9253,17 млн руб), на 2 месте расположилась Свердловская область (4650,3 млн руб), 3 место – Магаданская область (2012,59 млн руб) [5]. Нижегородская область в этом рейтинге заняла 8 место с показателем в 860,7 млн руб. Отраслями с наибольшими инвестициями по области являются социальная и транспортная. При этом в Рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, составленной Агентством стратегических инициатив (АСИ), Нижегородская область опустилась на 59 строчку. Анализ показал, что в Нижегородской области предприниматели сталкиваются с большим количеством бюрократических барьеров.
В Нижегородской области разработан наиболее богатый опыт привлечения частных денег в создание спортивной инфраструктуры. Этому подтверждение строительства 6 ФОКов в районах области. Стоимость каждого ФОКа составила порядка 500 млн рублей. Строительство каждого физкультурно-оздоровительного комплекса продолжалось около года. По истечении десятилетнего периода объекты будут переданы области, а до этого момента хозяйственную деятельность на них будет осуществлять частный партнёр.
Проведенное исследование о реализации проектов ГЧП в сфере физической культуры и спорта свидетельствуют о том, что в России существуют значительные перспективы для применения механизмов ГЧП. Для этого необходимо привидение регионального законодательства в соответствии с федеральным законом. В Нижегородской области качество нормативно-правовой базы является высокой, к чему должны стремиться и другие субъекты РФ.
Несомненную пользу в развитии ГЧП в Нижегородской области принесет расширение схем применения для проектов ГЧП, в частности контрактов жизненного цикла.
Также стоит ожидать значительного роста привлечения частных инвестиций по программе ГЧП на строительство спортивных объектов и необходимой для них инфраструктуры в связи с предстоящим Чемпионатом Мира по футболу в 2018 году, который пройдет в России.
Рецензии:
22.12.2017, 18:30 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Рогановой С.Ю. и Посаженникова Д. А. раскрываются природа государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта на примере реализации соответствующих проектов Нижегородской области. Авторы проанализировали состояние ГЧП в этой сфере. Отметив, что этот феномен находится в стадии развития, авторы указали на его такие проблемы, как институциональная среда, нормативно-правовое обеспечение, и предложили решения актуальные не только для Нижегородской области, но и для многих регионов. . Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий