Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 27.12.2017.
Просмотров - 2951

Одаренный ребенок - какой он?

Мордвинцева Юлия Александровна

Бакалавр

Петрозаводский государственный университет

Студентка

Волошина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Петрозаводский государственный университет


Аннотация:
В статье раскрывается аспект развития теоретических основ одаренности, выражающийся в решении проблем в общеобразовательной школе через различные технологии, которые позволяют найти подход к одаренным детям и правильно провести обучение, воспитание и развитие.


Abstract:
The article reveals the aspect of the development of the theoretical snow rent, expressed in the solution of problems in a secondary school using a variety of technologies that allow you to find the approach to children and / or correctly to carry out training, education and development.


Ключевые слова:
одаренность; одаренный ребенок; стимулы детской одаренности; формы работы; правила работы учителя с одаренными детьми; признаки одаренности; виды одаренности.

Keywords:
giftedness; gifted child; stimulus children's giftedness; forms of work; the rules of a teacher's work with gifted children; signs of giftedness; types of giftedness.


УДК. 1174

Введение

Прогресс и развитие  любой страны зависит не только от ее политических лидеров, экономического положения сколько от наличия талантливых, одаренных и неординарных людей, которые своей деятельностью обеспечивают социальный прогресс.

Актуальность

Современный этап развития общеобразовательной школы связан с решением проблемы создания условий для повышения интеллектуального уровня учащихся и реализации их познавательного потенциала, через различные технологии. Важность этого вопроса усиливается потому, что образование является одним из важных элементов общества, а школа- закладывает основы культурно-образовательного потенциала страны.

Проблема

Сегодня педагогика столкнулась со следующей проблемой: нет программ по обучению одаренных детей, методов диагностики, развития, поддержки, нет системы подготовки педагогов для работы с этими детьми, нет такой специальности, как «педагог по работе с одарѐнными детьми» [1, с. 23].

Многие выдающиеся деятели искусства  проявляли свои неординарные, необычные  способности уже в раннем детстве. Абсолютно нам всем  известны творческие достижения маленького А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве К. Брюллова, И. И. Мечникова, Н. Винера, В. Гюго, Ф. Шуберта, и этот список можно продолжать бесконечно. Сегодня в обществе отмечается новая волна  заинтересованности в изучении детей с необычным  мышлением.

Опросы, анкеты и различные конференции  выполненные в различных странах показали, что около 30-35% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального, творческого и культурного развития. Основная часть обучения, воспитания и развития зависит от учреждений, в котором дети проходят  обучение.

Отсюда следует цель:  выявление, обучение, воспитание и развитие  одаренных детей одна из главных целей школы.

Основные задачи образовательных организаций – развить и направить способности ребенка в нужном русле, подготовить основу для того, чтобы эти способности были осуществлены и применены на практике и в жизни.

Одарённый ребенок, кто же это на самом деле?– это ребёнок, который выделяется неординарным мышлением, яркими и творческими способностями, иногда имеет выдающиеся  достижения (или имеет внутренние стимулы для таких достижений) в том или ином виде деятельности, творчества.

А одарённость определяется как уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием и от них независимый. Данное понятие впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. Ребенок с задатками одаренности обладает определенными отличиями и  особенностями , которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников, поэтому выявление одаренности проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка, а также можно провести различные методики по выявлению особенностей и способностей личности.

Перед тем как определить есть ли у ребенка задатки  нужно обратиться к признакам одаренности, на основе которых следует делать определенные выводы. Но для начала следует разобраться, что такое признаки одаренности- это определенные особенности ребенка, которые проявляются в его творческой или повседневной деятельности и могут быть выявлены с помощью наблюдения за его действиями и поведением. Выделяют два признака одаренности: инструментальный- как реализует свою деятельность ребенок и мотивационный- характеризует отношение ребенка к своей действительности. Разберемся, что относится к каждому аспекту:

1.Инструментальный:

- Наличие стратегии по усвоению и выполнению деятельности,

- Определенный стиль деятельности, склоняющийся «все делать по-своему»,

- Высокие интеллектуальные знания в той или иной области, что проявляется в его способностях,

- Тип обучаемости может проявляется как высокой скоростью и легкостью освоения материала, так и замедленным темпом.

2. Мотивационный:

- Повышенная чувствительность и различные переживания к определенной предметной области,

- Очень высокая погруженность ,заинтересованность и любознательность  тем или иным делом,

- Непринятие типичных, стандартных заданий,

- Постоянное стремление к совершенству, а также критичность своих результатов.

С признаками разобрались, теперь перейдем к видам одаренности детей. По изучению различных источников, я выделила следующие виды одаренности:

1. Актуальная- это психологическая особенность ребенка, которая проявляется в высоком уровне усвоения деятельности в конкретной области, не смотря на возрастные и социальные нормы. Данную категорию в основном составляют талантливые дети.

2. Потенциальная- это психологическая особенность, которая имеет определенный потенциал, для высоких достижений в том или ином виде деятельности.  Но сразу реализовать свой потенциал не получится в силу различных неблагоприятных причин: низкий уровень мотивации, семейные трудности, отсутствие образовательной среды и так далее.

3. Явная- ярко и отчетливо проявляется в деятельности ребенка, даже при неблагоприятных условиях.

4. Скрытая- также проявляется в деятельности ребенка, только в замаскированной форме.

5. Специальная- проявляется лишь в конкретном виде деятельности .

6. Общая- определяет мотивацию вовлечения в деятельность, а также волевые качества личности.

Выявление одаренных детей – это процесс, связанный с развитием способностей  конкретного ребенка.

С целью выявления творческих способностей у детей с задатками одаренности в образовательном учреждении можно использовать формы, методы и средства работы, которые способствуют проявлению детской одаренности:

-Конкурсы,  выставки различного детского творчества,

- Выставки самостоятельных творческих работ детей,

- Спортивные соревнования по разным видам спорта,

-Поэтические и литературные вечера ,викторины,

- Интеллектуальные игры,

- Индивидуальные и творческие развивающие задания в игровых формах,

- Экспедиции, экскурсии,

- Церемонии ,фестивали.

 Работу в общеобразовательном учреждении необходимо осуществлять по следующим направлениям, которые позволили бы решить определенный ряд психолого-педагогических задач, возникающих в работе с детьми:

-Создание и реализация системы выявления, обучения, воспитания и сопровождение одаренных детей;

 -Улучшение педагогических условий, обеспечивающих высокие достижения детей. Удовлетворять потребности детей в занятиях по их интересам;

-Организация психологической и педагогической связи с семьями учеников;

- Развитие духовно-ценностного воспитания и культурного просвещения;

-Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, с целью решения различных проблем;

- Организация и проведение индивидуальных консультаций и встреч для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

-Консультирование и специальная помощь учащимся в профессиональном определении.

Раннее развитие одаренности школьника определенно сказывается на всем стиле его поведения, формировании его личности и социализации в коллективе, обществе. Такой ученик не полагается на чью-то  помощь, поддержку  у него меньше бывает стрессов во время ответов у доски, на контрольных, самостоятельных  работах и экзаменах.

Осуществление работы с детьми с задатками одаренности это сложный педагогический процесс. Для начала  педагог должен быть подготовлен к работе с необычными  детьми, учитывая их различные особенности, а также  трудности с которыми он может столкнуться в работе с ними. Согласно различным утверждениям,  главным фактором развития одаренности в раннем возрасте является семья. Благоприятная, душевная атмосфера в семье, доверительные отношения с родителями и другими членами семьи влияют на становление у ребенка интереса, задатков и способностей.

Одаренные дети зачастую  испытывают трудности или проблемы с реализацией собственной жизни  в социуме и коллективе. Из-за своих особенностей в поведении их зачастую называют трудными и необычными детьми. Имея большой запас знаний и стремлением познавать что-то новое, они часто срывают занятия, дисциплину в классе, не давая педагогу проводить работу с  другими детьми: задают много вопросов, или постоянно дополняют и поправляют педагога. Также таким детям просто не интересно то, что дается другим, так как для них это слишком просто или они уже это знают, и им сложно долго концентрировать  свое внимание на этом неинтересном материале. Очень часто у одаренных детей не складываются отношения с одноклассниками , потому что им скучно играть в игры сверстников, скучны их разговоры и общение, так как из всего этого они не могут взять для себя ничего нового и полезного. Следовательно, эти дети нередко замыкаются в себе , отдаляются и создают для себя собственный мир, где кроме его самого нет места никому.

На основе этого можно сформулировать наиболее частые проблемы одаренных детей:

- общение, поведение,

- эмоциональное развитие,

- физическое развитие,

- отсутствие проявления творческих способностей,

- проблемы в профессиональной ориентации,

- дезадаптация .

Чтобы избежать сформулированные проблемы, необходимо учитывать и делать следующее: находить индивидуальный подход к каждому ребенку, использовать по отношению к каждому учащемуся определенные методы, средства , принципы и формы обучения, постоянно находиться с такими детьми в контакте, помогать им решать возникающие трудности в учебе, дома, со сверстниками и в их творчестве, а также поддерживать во всех начинаниях, направлять на истинный путь, контролировать и корректировать поведение.

Также важно отметить, что огромный вклад в развитии «одаренность», внес доктор педагогических наук, профессор Московского университета Александр Ильич Савенков, он автор более 100 научных работ по проблемам педагогики, что касается темы исследования, особо следует выделить труд «Одаренный ребенок в массовой школе» [6, 306 с.], где разработано обучение и воспитание  одаренных детей в условиях обычной школы. Автором последовательно изложены: концепция одаренности, особенности развития и воспитания одаренных детей, вопросы диагностики одаренности, формы и методы работы учителей и родителей работы с детьми задатками одаренности.

Результаты

Учителю ,  работающему  с  одаренными  детьми,  необходимо знать и следовать следующим правилам: во-первых,  знать сущность и принципы одаренности и тем самым стимулировать ее  проявления.  Во-вторых,  искать  новые индивидуальные  формы, средства и методы обучения, которые бы повлияли на рост интеллектуальных, психологических и эмоциональных сил школьников.   В-третьих, обсуждайте любую его идею, творческий проект, задумку. Поверьте, этому ребёнку  дано понять и сделать то, что вам кажется непреодолимым. В-четвертых, при работе с одаренными детьми создайте благоприятную атмосферу работы, общения, а также используйте чувство юмора, что повлияет на сближение между учителем и учеником.

Современные  исследования показывают, что    роль учителя   в   развитии жизни  одаренной   личности   важна и необходимо всесторонне  применять методы диалога, дискуссии, различных игр и психологических методик и тестов. В образовании детей нужно развивать принцип к индивидуальному выбору школьниками форм, методов  и содержания собственного обучения, включать детей во весь процесс педагогической деятельности и что не мало  важно подготовку учителя к занятиям с ними. Это способствует значительному сближению, пониманию учителя и учащихся.

Заключение

Таким образом, одаренному ребенку необходимо как от педагогов, так и от семьи следующее: участие, поддержка, заинтересованность, похвала, вера в него как в личность, возможность  испытания новых чувств, эмоций и переживаний по поводу собственной успешности в какой-либо деятельности,  радость от решения задач и заданий, возможность ставить цели и достигать их,   и просто  мечтать.  Очень важно, чтобы  педагоги  и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли  создать для особенного, одаренного, талантливого и любого ребенка  благоприятное для него пространство для обучения и развития творческих способностей, задатков.

Библиографический список:

1. Арын С..М., Жексенбаева У.Б. Система выявления, обучения и поддержки одаренных детей и талантливой молодѐжи РК // Дарын. - 2000. - № 3. - С. 23-24.
2. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. – Москва: Владос, 2001. - 306 с.




Рецензии:

27.12.2017, 14:20 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Ну и что нового в результатах. А без этого текста мы бы не знали, что оказывается с одаренными детьми надо особо работать. Аннотация представляет собой натуральный бред сумасшедшего. Понять смысл написанного там не возможно. Актуальность не доказана. Цель и задачи указаны не понятно чего. Название для журнала "Работница". В общем это не научная статья и даже не реферат, а не известно что. В случае если статья будет фундаментально переработана ее можно публиковать.

28.12.2017, 20:25 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Статья имеет ненаучный, поверхностный характер. Отсутствуют научная новизна и авторский подход к решению проблемы. В таком виде статья не рекомендуется к публикации. После исправления статья может быть рекомендована к публикации.

18.01.2018, 20:02 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья нуждается в серьезной доработке. Во-первых, необходимо проанализировать существующие методы и технологии работы с одаренными детьми, во-вторых, необходимо остановться на методах диагностики одаренности, в-третьих, статья нуждается в серьезном редактировании. После доработки статья может быть опубликована.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх