Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №53 (январь) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 10.01.2018. Последняя правка: 10.01.2018.
Просмотров - 3326

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Мельничук Дарья Николаевна

Полесский государственный университет

студент

Киевич Александр Владимирович, доктор экономических наук, профессор, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье дана оценка налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь, выявлены проблемы налоговой политики Республики Беларусь, разработаны основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.


Abstract:
The article assesses the tax burden on the economy of the Republic of Belarus, the Republic of Belarus found the tax policy issues, developed the basic directions of improvement of the tax policy of the Republic of Belarus.


Ключевые слова:
налоговая политика; налоговая нагрузка; налоговые реформы.

Keywords:
tax policy; tax burden; tax reform.


УДК 336.02

Введение

Для того, чтобы обеспечить непрерывный процесс постепенного развития национальной экономики, обеспечить решение многих социальных проблем в обществе необходимо применять наиболее эффективные и действенные методы экономического воздействия в государстве.

Налоговая политика является одним из наиболее важных инструментов государства при достижении указанных целей. Её влияние распространяется на большинство социально-экономических сфер государства. Кроме того, налоговая политика тесно связана со множеством элементов государственного управления, например, с денежно-кредитной политикой, торгово-промышленной политикой, ценообразованием и не только. Грамотное управление налоговой политикой способствует достижению поставленных целей: развитию экономики либо, наоборот, его сдерживанию. Тем не менее, главное направление налоговой политики – это обеспечение роста экономики государства. Благодаря экономическому росту обеспечивается связь между показателями развития и эффективностью производства, возможностью улучшения качества жизни и повышения материального положения.

Налоговая политика является косвенным методом. Это связано с тем, что она обеспечивает предпосылки и условия для создания экономической заинтересованности в деятельности экономических субъектов и не имеет властно-распорядительной основы.

По сравнению с методами прямого регулирования налоговая политика в качестве метода государственного регулирования шире применяется в рыночных системах, так как более гибко воспринимается экономикой.

Актуальность темы

Налоговая система любой страны непрерывно совершенствуется. В то же время, она влияет на социально-экономические условия развития, приспосабливается к ним. При создании определённой налоговой политики государство стремится достичь при помощи неё той или иной финансовой политики. Поэтому налоговая политика приобретает статус относительно самостоятельного направления. Как правило, её методы и формы определяются национальными интересами, политическим строем, административно-территориальным устройством, а также наличием (отсутствием) и характером взаимодействия различных форм собственности и прочее.

Исследование налоговой политики государству необходимо и является актуальным вопросом, т.к. следует хорошо разбираться в налоговой системе собственной страны.

Цели и методы исследования

Целью статьи является выявление основных направлений совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь и разработка мероприятий по её улучшению.

При написании статьм были изучены и использованы нормативные и методические материалы, регламентирующие формирование и функционирование налоговой политики Республики Беларусь; монографии и статьи отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме, статистические ежегодники, обзоры экономистов - практиков, опубликованные в периодических изданиях.

Основная часть

Отражением налоговых отношений государства является его налоговая политика, перед которой стоит задача обеспечить государство финансовыми ресурсами, создать благоприятные условия для повышения эффективности экономики страны и улучшить уровень жизни граждан.

Важнейшим вопросом налоговой политики считается величина налоговых изъятий, то есть необходимо научное обоснование размера ставки налогов, которая бы не угнетала воспроизводство рабочей силы и национальных производителей.

Сейчас мировая практика выделила четыре основополагающие модели налоговых систем: англосаксонскую, континентальную, латиноамериканскую и смешанную. Различие между ними заключается в уровне налоговой нагрузки. Первая модель функционирует в таких странах, как Австралия, Соединённые Штаты Америки, Канада и Великобритания. Вторую модель избрали Франция, Австрия, Нидерланды и Бельгия. Четвёртый тип налоговых систем можно найти в Чили, Перу и Боливии, а четвёртый тип – в таких государствах, как Португалия, Турция, Словакия, Дания, Финляндия, Норвегия, Новая Зеландия. При этом, наиболее высокий уровень налоговой нагрузки характерен для стран с континентальной моделью налоговых систем. Особенно выделяются среди них скандинавские государства, где, как известно, очень высокие ставки налогов. В среднем же по миру налоговое бремя находится на уровне от 33 % до 34 %.

Если рассматривать размер налоговой нагрузки на национальную экономику Республики Беларусь, то в 2014 г. она составила 24,31 % к ВВП (по сравнению с 2013 г. снизилась на 1,55 процентного пункта), что отражено в таблице 1. Данное снижение объясняется тем, что темп роста налоговых доходов по сравнению с темпом роста ВВП находился на более низком уровне. В 2015 году рассматриваемый показатель возрос до 25,62 % (увеличение на 1,31 п.п. по сравнению с 2014 годом) [1, 2]. Это обусловливается опережающей динамикой темпа роста налоговых доходов по сравнению с ростом ВВП. А в 2016 году показатель налоговой нагрузки уменьшился на 0,3 п.п. и составил 25,3 %, что обусловлено опережающей динамикой темпа роста налоговых доходов по сравнению с темпом роста ВВП, который составил 97,4 %.

 Таблица 1 – Величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь за 2013-2016 гг.

Показатели

2013

2014

2015

2016

Абсолютное отклонение 2016 г. к 2013 г.

Налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Беларусь, млн. рублей

16467,6

18925,3

22280,0

23852,3

7384,7

ВВП, млн. руб.

63680,0

77850,0

86970,0

94321,4

30641,4

Налоговая нагрузка на экономику (стр.1/стр.2 *100%)

25,9

24,3

25,6

25,3

-0,6

Примечание – Источник: собственная разработка

За 2016 год налоговые доходы составили 23,9 млрд. рублей, или 83,6 % доходов консолидированного бюджета республики. По сравнению с 2015 годом их доля осталась неизменной, поскольку динамика темпов роста доходов консолидированного бюджета и налоговых доходов в сопоставимых ценах сложилась практически на одном уровне – соответственно 99,4 и 99,3 %.

Несмотря на увеличение удельного веса в ВВП таких групп налоговых доходов как налоги на доходы и прибыль, налоги на товары и услуги, налоги на собственность в совокупности на 1,3 процентных пункта, в целом налоговая нагрузка на экономику выросла на 0,5 процентных пункта за счёт значительного снижения (- 0,8 процентных пункта) таможенных пошлин группы налоговых доходов от ВЭД (внешнеэкономической деятельности).

Что же касается 2015 г., то увеличение налоговой нагрузки на экономику на 1,3 п. п. здесь произошло за счет роста доли в ВВП налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что в Республике Беларусь на протяжении нескольких последних лет активно совершенствовалась и реформировалась налоговая система, и на сегодняшний момент она имеет гораздо меньшее количество отличий от налоговых систем других стран. По сравнению с подавляющим большинство стран-членов ЕС, Республика Беларусь имеет один из наиболее немногочисленных перечней налогов и достаточно невысокие ставки налогов.

В течение прошедших лет была проведена интенсивная работа государства, связанная с формированием и упорядочением законодательной базы в области налогообложения, что обеспечило возможность отменить некоторые налоговые платежи, упростить механизм взимания отдельных налогов. Кроме того, были увеличены периоды уплаты налогов и уменьшен перечень необходимых к подаче налоговых деклараций.

Данные изменения отразились в положительных отзывах предпринимателей и, как следствие, в повышении деловой активности. Помимо этого, Республика Беларусь улучшила свою позицию в международных рейтингах.

В результате, Республика Беларусь вошла в число стран-лидеров, которые не просто декларируют реформы, но и воплощают их в жизнь. Так, в отчёте Всемирного банка Doing Business, или “Ведение бизнеса-2017”, по показателю “Налогообложение” из всех 189 стран мира Беларусь поднялась в рейтинге с 158 места на 37, что отражено в таблице 2. Всемирный банк признал нашу страну одной их лидирующих по темпам реализации налоговых реформ. Более того, по многим показателям страна и вовсе находится на уровне развитых стран. Полученный результат является следствием проведения различных мер, направленных на повышение привлекательности и конкурентоспособности отечественной налоговой системы [3].

Таблица 2 – Рейтинг Республики Беларусь по данным Всемирного Банка за 2013-2016 гг.

Показатель

2013

2014

2015

2016

Выплаты, количество

10

7

7

7

Время, часы

319

183

176

176

Общая налоговая ставка, %

52

52

52

55

Налогообложение (рейтинг)

107

60

63

37

Примечание – Источник: собственная разработка.

С помощью данного рейтинга можно проследить приближенность каждой страны к наилучшему результату по каждому показателю ”Ведения бизнеса“ по странам, которые входят в исследование ”Ведения бизнеса“ с начала включения всех индикаторов в исследование.

Налоговая политика Республики Беларусь имеет также и ряд проблем и недостатков, основными из которых являются:

  • нестабильность налогового законодательства,
  • рост налоговой нагрузки на экономику,
  • зависимость величин платежей друг от друга,
  • система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия.

Для решения обозначенных выше проблем следует осуществить ряд мероприятий. Так, если рассматривать проблему высокого налогового бремени, то, в первую очередь, следует продолжать развивать системы налогов и сборов в направлении частичного освобождения от налогов важнейших сфер и отраслей, что уже делается в Республике Беларусь. Речь идёт о процессах разработки инновационной продукции, развития высоких технологий, а также инвестирования. Доля прямого налогообложения должна быть увеличена по сравнению с косвенным налогообложением. Также важной является оптимизация налогового бремени.

Правительство Республики Беларусь планирует в период с 2017 года по 2020 год расширить налоговые базы путём постепенного сокращения налоговых льгот и изменением порядка исчисления налога на недвижимость. Что же касается акцизной политики, то она будет гармонизирована с политикой государств-членов ЕАЭС. Помимо вышеперечисленного, и дальше будет совершенствоваться налоговое администрирование и развиваться электронное обслуживание плательщиков.

Совершенствование налогового действующего законодательства Республики Беларусь в отношении налогообложения субъектов хозяйствования будет осуществляться путём внесения предложений по следующим направлениям:

• принятие мер для упрощения налоговой системы. Упрощение действующей налоговой системы позволит достичь сразу 2 конкретных целей – гарантирует поступление денежных средств в бюджет государства в необходимом объеме, а также не допустит ситуации, когда налоги смогут оказывать на экономику страны искажающее воздействие;

• унификация налогового законодательства страны и его приведение в максимальное соответствие с принятыми в мире принципами построения;

• субъекты хозяйствования, представляющие различные отрасли и сферы деятельности, должны нести одинаковое налоговое бремя;

• система налоговых льгот должна быть упорядочена, а вместе с ней должны быть упорядочены и действующие инструменты регулирования налогов по созданию оптимальной для инвесторов среды;

• принципы взимания налогов, их механизмы, а также методы расчета должны быть унифицированы;

• роль прямого подоходного налогообложения необходимо существенно повысить;

• налоги, имеющие схожую налоговую базу, следует объединить [4].

При условии успешной реализации вышеперечисленных направлений налоговой политики будет уменьшен дефицит консолидированного бюджета.

Заключение

Налоговая политика – важнейший инструмент государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Осуществление указанных выше мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к налоговым системам развитых стран. Изложенные в статье проблемы и конкретные меры по их устранению свидетельствуют об эффективной работе налоговых органов Республики Беларусь. Очевиден и тот факт, что работа по улучшению налоговой системы и через неё всей налоговой политики Республики Беларусь, ведётся по всем направлениям, начиная от корректировки налоговых ставок и заканчивая электронных декларированием.

Результаты исследования

Цель, которую поставило государство на 2011-2015 годы, на данном этапе реализована не в полной мере. Следовательно, перспективы реформирования налоговой системы Беларуси связаны с ее рационализацией. Одним из инструментов повышения эффективности налоговой политики видится заимствование иностранного опыта функционирования на территории государства оффшорных зон, что с помощью упрощения налогообложения последних, приведёт к повышению инвестиционной привлекательности регионов и страны в целом.

Проводимые государством на протяжении 2013-2015 гг. налоговые реформы оказали значительный положительный эффект на состояние экономики в целом. Естественно, какие-то моменты в налогообложении следует ещё улучшать. Однако выбран верный курс. Чрезвычайно эффективной оказалась система электронного декларирования, которая позволила сократить рабочее время специалистов на значительную величину.

Библиографический список:

1. О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь в 2016 году / Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/nalog-nagruzka-economica-ru/ – Дата доступа: 27.02.2017.
2. О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь в 2015 году / Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/nalog-nagruzka-economica-ru/ – Дата доступа: 27.02.2017.
3. Рейтинг экономик / Оценка бизнес регулирования [Электронный ресурс] / Всемирный Банк. – 2016. – Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/belarus. – Дата доступа: 01.03.2017.
4. Налоги и налоговая политика в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – 2016 - Режим доступа: http://studall.org/all-88651.html – Дата доступа: 28.02. 2017.




Рецензии:

10.01.2018, 21:29 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Киевича А. В. и Мельничук Д.Н. на основе статистических данных выявлены основные проблемы и направления совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь. Поставленные задачи исследования в целом выполнены. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.

11.01.2018 13:13 Ответ на рецензию автора Мельничук Дарья Николаевна:
Сергей Александрович, благодарю за положительную рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх