Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Правоведение, Юриспруденция
Размещена 13.01.2018.

Правовой статус органов ЗАГС в Республике Беларусь

Ахрамович Вероника Геннадьевна

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

магистрант

Сенькова Татьяна Владимировна, кандидат юридических наук, ассистент кафедры теории и истории государства и права, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины


Аннотация:
В статье предлагается принять общее типовое Положение, регламентирующее правовой статус органов ЗАГС и определить в нем понятие, задачи, функции и полномочия (права и обязанности) органов ЗАГС, их место в системе органов исполнительной власти, закрепить права и обязанности должностных лиц органов ЗАГС.


Abstract:
The article proposes to adopt a general model Provision regulating the legal status of the registrar's offices and to define in it the concept, tasks, functions and powers of the registrar's offices, their place in the system of executive bodies, and to consolidate the rights and duties of the registrar's office.


Ключевые слова:
акты гражданского состояния; регистрация актов гражданского состояния; органы записи актов гражданского состояния в Республике Беларусь; развод; понятие; компьютеризация

Keywords:
acts of civil status; registration of acts of civil status; bodies for recording acts of civil status in the Republic of Belarus; divorce; concept; computerization


УДК 34

Введение

Деятельность органов записи актов гражданского состояния безусловно важна в современном мире. Органы ЗАГС системе органов исполнительной власти непосредственно обеспечивают соблюдение конституционных прав личности и законности. Целью государственной регистрации актов гражданского состояния является установление бесспорного доказательства того, что соответствующие события действительно были и время, когда они произошли.

Система записи актов гражданского состояния постоянно совершенствует свою работу. В работе сотрудников отделов ЗАГС множество вариантов свадебной церемонии, которые удовлетворят все характерные особенности новобрачных. Время не стоит на месте, современные отделы ЗАГС отличаются от тех, которые располагались где-нибудь во дворах исполкомов. От рождения до смерти органы ЗАГС всегда были вместе с людьми [1].

Актуальность

Актуальность статьи обусловлена важной ролью органов ЗАГС, отсутствием четкой правовой регламентации статуса органов ЗАГС, отсутствием комплексных теоретических исследований статуса этого органа.

Цели, задачи, материалы и методы

Цель исследования состоит в исследовании теоретической и практической значимости проблемных вопросов деятельности органов записи актов гражданского состояния и повышением эффективности их деятельности как важнейшими гарантиями обеспечения прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка в стране. В работе используются такие методы как метод объективности, метод анализа, системный метод, формально-юридический метод, конкретно-социологический, метод сравнения.

Научная новизна

В Республике Беларусь органы ЗАГС действуют на основе Положений, которые утверждены соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами, а общегосударственного типового Положения, регулирующего деятельность органов ЗАГС в Беларуси, нет. Также в законодательстве отсутствует понятие органов ЗАГС.  В связи с этим предлагаю принять данное типовое Положение и определить в нем понятие, задачи, функции и полномочия (права и обязанности) органов ЗАГС, их место в системе органов исполнительной власти, закрепить права и обязанности должностных лиц органов ЗАГС.

Понятие органов загс может быть следующим:

Органы ЗАГС – это государственные органы, входящие в систему Министерства Юстиции и являющиеся структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющие свою деятельность на основе Положения, регистрирующие акты гражданского состояния и совершающие иные действия в соответствии с законодательством.

На современном этапе характерной чертой развития органов ЗАГС -крайняя необходимость широкого внедрения компьютеризации в работу и практику деятельности органов ЗАГС, потому что именно она должна стать залогом дальнейшего повышения эффективности их функционирования. С каждым днем увеличивается количество обращений граждан по восстановлению утраченных документов, установлению родственных отношений, увеличением запросов других компетентных органов. Поэтому целесообразно в Республике Беларусь и России провести работу по созданию государственных информационных ресурсов и наполнению электронной базы данных актов гражданского состояния. В России это направление деятельности гораздо более развито, чем в Республике Беларусь. 26 июля 2013 года стал работать Регистр населения, хотя закон, регламентирующий его деятельность, был принят 21.07.2008 г. В техническом смысле регистр населения – это центральная база данных, которая взаимодействует в автоматическом режиме в режиме реального времени непрерывно и круглосуточно через систему каналов связи с широким спектром организаций поставщиков и получателей информации. В государственную систему «Регистр населения» была загружена первоначальная информация, которая содержит персональные данные граждан Беларуси, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в стране. В России создаются электронные базы органов ЗАГС. В них вносятся не только те данные и акты гражданского состояния, регистрирующиеся после создания базы, но и вводятся актовые записи, хранящиеся в архивах органов ЗАГС. Для примера, электронная база данных органов записи актов гражданского состояния Московской области включает период с 1929 года по настоящее время. Сотрудникам органов ЗАГС в Республике Беларусь приходится вручную производить поиск запрашиваемых сведений о государственной регистрации за большой временной период, так как архив включает большое количество актовых книг.  Учитывая сложившуюся ситуацию, в Беларуси рекомендуется внедрение информационных технологий, создание электронных баз данных, а в России необходимо создавать условия для повышения эффективности, повышения качества и быстроты поиска информации для граждан, заинтересованных структур и ведомств.

При введении данной базы данных в Беларуси нужно дополнить действующие законодательные акты, регламентирующие компетенцию органов ЗАГС следующими пунктами:

  1. Пополнять электронную базу данных актовыми записями, содержащимися в архивах органов ЗАГС;
  2. Вести электронную базу данных, внося в нее новые записи актов гражданского состояния;
  3. Внесение в электронную базу данных актов гражданского состояния достоверные сведения.

Сотрудникам органов ЗАГС в Республике Беларусь приходится вручную совершать поиск запрашиваемых сведений о государственной регистрации за большой временной период, так как архивный фонд включает большое количество актовых книг.  Учитывая сложившуюся ситуацию, в Беларуси рекомендуется внедрение информационных технологий, создание электронных баз данных, также необходимо создавать условия для повышения эффективности функционирования органов ЗАГС путем внедрения информационных и коммуникационных технологий, повышения качества и быстроты поиска информации для граждан, заинтересованных структур и ведомств.

Еще она проблема современного общества – это проблема разводов. И рост разводов - это прямая угроза стабильности семьи и прочности семейных отношений. Рост разводов не может не вызывать тревоги граждан и общества в целом.

Общее и методическое руководство органов регистрации актов гражданского состояния осуществляется Министерством Юстиции Республики Беларусь. Поэтому предлагаем дополнить Положение о Министерстве Юстиции Республики Беларусь, а именно следующим пунктом:

1)      разрабатывает и осуществляет программы и мероприятия среди населения по пропаганде семейных ценностей, семьи, брака, по воспитанию повышенной ответственности к семье; поручает их проведение и реализацию органам ЗАГС.

Должное внимание нужно уделить выступлениям работников органов ЗАГС через СМИ (печатные издания, радио, телевидение, интернет, форумы и т.д.) для систематического и разностороннего освещения вопросов брака и семьи. Также упор в пропагандистской работе должен быть сделан на молодежь. Поэтому должна быть более массовой и эффективной лекционная пропаганда среди учащихся и студентов.

Одним из предложений по совершенствованию органов ЗАГС является введение в отделах ЗАГС должности штатного психолога для проведения бесед и тренингов до регистрации брака «Для чего и как сохранить семью», а также при возникновении проблем для выяснения глубинных причин разногласий и конфликтов, приводящих супругов к желанию расторгнуть брак.

Также считаем, что одно из решений проблемы является введение медиации в органы ЗАГС. В настоящее время запущен пилотный проект, который реализуется главным управлением юстиции Минского горисполкома, столичными органами ЗАГС совместно с Белорусским республиканским союзом юристов и учебно-практическим учреждением «Центр медиации и права». 08.11.2017 состоялся первый семинар на данную тему с участием начальников отделов ЗАГС всех районных администраций, руководства главного управления юстиции Мингорисполкома, представителей союза юристов, медиаторов. Данный опыт мог бы принести положительный эффект при внедрении этого проекта в органы ЗАГС всей Беларуси.

Заключение и выводы

Изучив данный вопрос, видно, что в деятельность органов ЗАГС требуется ввести дополнения и нововведения, ввести более четкую регламентацию в их правовом статусе. Время не стоит на месте, прогрессирует и компьютеризация, что несомненно облегчит и сделает удобнее работу сотрудников органов ЗАГС.

Библиографический список:

1 Грушкова Л.И. Регистрация актов гражданского состояния. – М.: Известия, 2006. – 45 с.




Комментарии пользователей:

20.02.2018, 10:23 Светогор Николай Сергеевич
Отзыв: Вероника Геннадьевна в данной статье затронула очень актуальную тему. Компьютеризация системы работы ЗАГС должна стать основой дальнейшего развития государственного органа. А предложение введение медиации и штатного психолога в органы ЗАГС является новаторским, что ещё раз подчеркивает о детальном анализе проблемных вопросов автором статьи в работе ЗАГС. Предположу, что внедрение вышеназванных предложений помогут усовершенствовать работу органов регистрации актов гражданского состояния.


Оставить комментарий


 
 

Вверх