Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №53 (январь) 2018
Разделы: Педагогика
Размещена 18.01.2018. Последняя правка: 18.01.2018.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Маркс Наталья Олеговна

магистрант

ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет"

магистрант, кафедра общей и педагогической психологии

Френкель Мария Владимировна, ст. преподаватель кафедры психологии, ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет». Консультант: Саева Галина Николаевна, заведующий МБДОУ «Детский сад «Иртышский»


Аннотация:
Статья представляет результаты опытно-экспериментальной работы по формированию основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста на базе одного из ДОУ Омского района. Результатом работы является разработанная программа формирования основ здорового образа жизни, доказавшая свою эффективности для детей среднего дошкольного возраста, а также педагогические условия, в которых работа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников будет эффективной.


Abstract:
The article presents experience-experimental job performances on forming of bases of healthy way of life for the children of middle preschool age on the base of one of preschool organization the Omsk district. A job performance is the worked out program of forming of bases of healthy way of life, proving it to efficiency for the children of middle preschool age, and also pedagogical terms in that work on forming of bases of healthy way of life preschool children will have effective.


Ключевые слова:
представления о здоровье; основы здорового образа жизни; дошкольный возраст

Keywords:
ideas about a health; bases of healthy way of life; preschool age


УДК 372.3/.4

Введение: в условиях современных демографических тенденций, когда во всех развитых странах мира отмечается «старение» наций, сокращение доли трудоспособного населения, поддержание и укрепление здоровья граждан становится первоочередной социально-политической задачей.

Актуальность: рядом исследователей было установлено, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности, желание вести основы здорового образа жизни.

Исходя из этого, используя адекватные средства, возможно естественным и ненавязчивым образом, следуя интересам ребенка, помочь более полному, верному, систематизированному формированию у дошкольников когнитивных и поведенческих основ здорового образа жизни.

Федеральным образовательным стандартом фиксируется необходимость укрепления здоровья и формирование основ культуры здорового образа жизни в дошкольном детстве.

Таким образом, возникает потребность в создании и оценке эффективности средств формирования культуры здорового образа жизни в дошкольном возрасте.

В данной статье мы представляем результаты опытно-экспериментальной работы по формированию основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста, проведенной нами на базе МБДОУ «Детский сад «Иртышский» Омской области. Выборку исследования составили две средние группы общей численностью 62 ребенка в возрасте 4,1-5 лет. Из них 35 мальчиков и 27 девочек.

Говоря об основах здорового образа жизни, мы подразумеваем такие его когнитивные основания, как элементарные знания об устройстве организма, о здоровье, его ценности, основных способах его поддержания и укрепления. Под здоровым образом жизни понимается такой образ жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. Здоровье же в контексте данной исследовательской работы, определяется как характеристика уровня функционирования систем организма человека, включая и систему психической адаптации.

Средний дошкольный возраст характеризуется активным усвоением социально-ролевых норм и стереотипов поведения. В поведении ребенка отмечается так называемый «детский конформизм», который проявляется тенденцией к принятию мнения большинства, копировании характерных для ближайшего окружения форм поведения. Исходя из этого, средний дошкольный возраст является оптимальным для активной трансляции норм и форм поведения, относящихся к здоровьесбережению и здоровому образу жизни.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра, именно в ходе этой игры активнее всего происходит развитие дошкольника. Она же является предпочитаемым видом деятельности ребенка этого возраста. Исходя из этого, основными формами работы с детьми нами были избраны сюжетно-ролевые игры.

При планировании обучающих игр важным является учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, правильный подбор способов и частоты поощрений.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в 3 этапа. На первом этапе выявлялся исходный уровень сформированности основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста. Второй этап был посвящен апробации программы формирования основ здорового образа жизни, разработанной нами для педагогов опытного ДОУ, на третьем, заключительном, этапе была проведена оценка эффективности данной работы.

Показателями оценки когнитивной составляющей служили знания дошкольников о строении и функционировании организма человека, сформированность содержания понятия здоровья, знания о способах укрепления здоровья. Показателями оценки поведенческой составляющей выступало владение, применение в жизни способов сохранения и укрепления здоровья.

Для достижения цели констатирующего этапа, на основе методик, использованных в диссертационном исследовании  А.А. Ошкиной [12], «Рекомендации Незнайке» и «Объясни», была проведена диагностика исходного уровня сформированности основ здорового образа жизни, которая включала следующие вопросы-темы: 1. Что такое здоровье? 2. Какого человека можно назвать здоровым? 3. Зачем человеку здоровье? 4. Можно ли тебя назвать здоровым человеком? 5. Как устроен организм человека?5. Как можно укрепить здоровье? 6. Как ты это делаешь?

По сюжету игры дети должны были объяснять игрушке, друг которой оказался нездоров, что такое здоровье и т.д., и дать рекомендации Незнайке, по поводу способов ведения здорового образа жизни.

На начальном, констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами было установлено, что большинство дошкольников экспериментальных групп обладает низким уровнем сформированности основ здорового образа жизни.

Анализ детских ответов показал, что большинство детей – 61 из 62 человек (98,4%) понятие здоровья объясняли отсутствием болезни/болезненных симптомов («Это когда человек не болеет», «Когда ничего не болит»). Один ребенок объяснил здоровье хорошим самочувствием – «Это когда бодр и весел». То есть у подавляющего большинства детей экспериментальной группы понятие здоровья слабо сформировано, но, тем не менее, ему дается сравнительно-позитивная оценка (болеть – плохо, следовательно, не болеть – хорошо.

Второй вопрос («Какого человека можно назвать здоровым?») оказался в нашем исследовании малоинформативным, поскольку все 100% (62 ребенка) ответили на него – «Не больного»/»Того, который не болеет».

На вопрос о том, зачем человеку здоровье, 34 ребенка (55%) ответили – «Чтобы не болеть», 13 (21%) – «Чтобы быть здоровым», 9 (14%) – «Чтобы ходить на работу и в детский сад», остальные 6 детей (10%) называли преимущества от пребывания в здоровом состоянии («чтобы гулять можно было», «чтобы было весело», «чтоб мороженое есть», «чтобы хорошо было»). То есть позитивное, ценностное отношение к здоровью явно сформировано у небольшого числа детей. Один из детей (1,6%) связал здоровье с возможностью выполнения своих социальных функций, некоторые дети затруднились с объяснением значимости здоровья, большая же часть дала здоровью сравнительно-позитивную оценку.

Нагляднее эти результаты отображены в следующей таблице.

Таблица 1. Сформированность ценностного отношения к здоровью у дошкольников на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.

Уровень сформированности ценностного отношения к здоровью

Число детей (процент), продемонстрировавших этот уровень

Низкий

47 (75,8%)

Средний/высокий

15 (24,2%)

На вопрос о том, можно ли их назвать здоровым человеком все дети, 62 человека (100%) дали положительный ответ. Как показала аргументация, которую приводили некоторые дети, в их сознании только здоровый ребенок ходит в детский сад.

Об устройстве организма дети сообщали отрывочные сведения, касающиеся наличия и назначения отдельных органов. 2 человека (3,2%) назвали по одному органу, объяснив поверхностно его функцию («сердце есть, оно кровь перегоняет», «мозг, он думает»). Остальные дети называли 2-3 органа, среди которых были желудок, сердце, легкие, мозг, печень. Не про каждый из названных органов дети могли рассказать что-либо еще, помимо названия. Еще 5 детей (8%) вспомнили также про мышцы и кости, и один ребенок (1,6%) вспомнил о зубах, сообщив об их назначении и способах заботы об их здоровье («их нужно чистить и проверять, чтобы не болели»). В целом для данного возраста продемонстрированные знания можно назвать недостаточными.

На вопрос о том, как можно укрепить здоровье дети давали довольно разнообразные ответы, но был ряд популярных, которые называли все или почти все дети группы; вероятно, они уже задумывались о возможностях укрепления здоровья, и сталкивались с рядом способов. Среди способов укрепления здоровья были названы:

- закаливание – 62 человека (100%);

- физкультура/спорт/зарядка – 62 человека (100%);

- прогулки на свежем воздухе и чистка зубов – 56 человек (90%);

- употребление витаминов – 14 человек (23%);

- прививки – 6 человека (9%);

- массаж, мытье рук, ограниченный просмотр мультфильмов, взаимопомощь, хорошее настроение, поездки к морю, ходьба пешком, послушание, своевременное лечение – 1 человек (1,6%).

Из приведенных ответов видно, что в целом у детей в группе есть очень много представлений о способах укрепления здоровья. Однако на вопрос о том, как дети сами укрепляют свое здоровье несколько человек (3 человека – 5%) затруднились ответить. Остальные (59 человек – 95%) дети вспомнили о том, что они чистят зубы и делают зарядку в детском саду. Лишь один ребенок сообщил о том, что делает зарядку и дома, в праздничные и выходные дни.

Такие результаты говорят о том, что, несмотря на знания способов укрепления здоровья, и наличия позитивных эмоциональных оценок здоровья, дети не проявляют активности, не стремятся вести здоровый образ жизни. Сформированные на более ранних этапах развития знания не связаны у средних дошкольников с представлениями о работе их организма, носят лишь формальный характер, не побуждают к действию. Исключение составляет лишь один ребенок из группы, который самостоятельно рассказал о некоторых способах заботы о здоровье, которые использует он (до соответствующего вопроса), аргументируя это положительным влиянием на самочувствие. Этот ребенок и в остальных заданиях демонстрировал более высокий уровень сформированности культуры здорового образа жизни. Вероятным объяснением этого явления может служить факт наличия позитивного подкрепления проявления заботы о здоровье на уровне самоощущения.

Таким образом, можно заключить, что большинство детей продемонстрировало низкий уровень сформированности культуры здорового образа жизни.

Полученные данные дали дополнительную информацию, которую мы использовали при разработке программы обучающих игр, а также эмпирически доказали актуальность данной исследовательской работы.

Второй этап работы. Реализация программы обучающих игр «Будем здоровы!».

От здоровья детей зависит благополучие, да и само будущее нации, человечества в целом. В нынешней экологической обстановке, при современных темпах роста прогресса, здоровье людей подвергается серьезным испытаниям, и справиться с ними удается далеко не всем. В такой неблагоприятной обстановке важную роль в поддержании здоровья играют основы здорового образа жизни, формирование которых, как показал теоретический анализ нашего исследования, лучше всего начинать в среднем дошкольном возрасте. Именной эту цель и преследует разработанная нами программа обучающих игр, которую мы назвали «Будем здоровы!»

Целью программы стало создание условий для формирования основ здорового образа жизни у дошкольников средней группы с учетом возрастных особенностей детей и исходного уровня сформированности у них основ здорового образа жизни. Для достижения этой цели поставлены задачи:

- сформировать содержательно наполненное понятие здоровья у детей среднего дошкольного возраста и ценностное к нему отношение;

- сформировать систему знаний об устройстве и работе основных систем и органов, организма в целом;

- расширить диапазон представлений о способах сохранения и укрепления здоровья;

- способствовать формированию активного поведения, способствующего укреплению здоровья с помощью логического убеждения и эмоционального и сенсорного подкрепления.

При создании благоприятных условий освоения и выполнения данной программы ожидаются следующие результаты:

- достижения более осознанного и ответственного отношения к здоровью;

- расширение поведенческого репертуара в сфере здоровьесбережения;

- более позитивное отношение к активным действиям, направленным на укрепление здоровья;

 - расширение круга знаний и умений в сфере гигиены и психогигиены;

- адекватное отношение к ситуации болезни и лечению.

Занятия проводились в двух средних группах в течение 2-х недель (10 рабочих дней) каждый день. Все занятия проводились в форме обучающей игры. По возможности обучающие игры включали элементы сюжетно-ролевой игры, либо полностью проводились в этой форме.

Тематика игр представлена в таблице ниже.

Таблица 2. Учебно-тематический план игровых занятий программы «Будем здоровы!»

Тема

Форма и содержание.

кол. ч

1

Что внутри меня?

В форме игры изучается строение организма, функционирование систем и аппаратов, их взаимосвязь Анализируется действие разных факторов на работу организма

1

2

Режим дня для меня

В игре дополняются знания детей о правильном режиме дня дошкольников и школьников. Вводится понятие биоритмов. Обсуждаются различия режимов в зависимости от сезона.

1

3

Чистота – наш друг… и враг…

Изучение микромира внутри и вне нас. Польза и вред бактерий и грибов. Как помогают и вредят противомикробные средства.

1

4

Жара Егоровна и Мороз  Иванович

Как не допустить перегрева и переохлаждения, обмораживаний в экстремальных погодных условиях (дома зимой, на отдыхе в жарком климате)

1

5

Больница для зверей

Физические упражнения как средства профилактики и лечения проблем опорно-двигательного аппарата

1

6

Дышите-не дышите

Дыхательная гимнастика. Профилактика болезней органов дыхания. Дыхание и психические состояния (основы представлений о взаимовлиянии и способах сознательного контроля и коррекции)

1

7

Глупая лошадь (проводится в плохую погоду)

Прогулки и игры на свежем воздухе в плохую погоду. Как укрепить здоровье, а не заболеть

1

8

Как болеть и как не болеть

По каким признакам мы понимаем, что больны. Как нужно вести себя, когда болеешь. Как вести себя, когда болеют другие. Как не заразиться

1

9

Злой – плохой?

Негативные эмоции, их польза и вред. Коппинг-стратегии отреагирования.

1

10

Как дружить и в мире жить

Психогигиена общения и совместной деятельности. Поведение в конфликтной ситуации.

1

11

Кабинет здоровья

Диагностика достижений формирующего этапа работы

2

На третьем, контрольном, этапе целью нашей работы являлось выяснить, насколько эффективной оказалась разработанная нами, и реализованная в экспериментальной группе программа.

Для оценки результативности в ходе специально организованной игры проводилась диагностика достигнутого уровня сформированности основ здорового образа жизни у средних дошкольников экспериментальной группы. В основе диагностики лежали все те же вопросы, что и на констатирующем этапе: 1.

Были получены следующие результаты:

1. Содержание понятия «здоровье»:

- нормальная работа организма (ответы типа: «Когда все наши органы работают хорошо и им ничего не мешает», «когда все хорошо с нашим организмом» - 16 детей (69,6%);

- высокая продуктивность («это сильный человек, выносливый, который все может», «когда можешь много сделать, не устаешь») – 11 детей (47,8%);

- отсутствие ограничений и необходимости лечения («это когда не надо лежать в постели и температуру мерить, а можно что хочешь делать - …») – 7 человек ((30,4%);

- ценность («это важно», «это всем нужно», «его нужно беречь») – 4 человека (17,4%);

- позитивная эмоциональная оценка («это когда все хорошо, человек веселый») – 1 человек (4,3%)

- отсутствие болезни, болезненных симптомов – 4 человека (17,4%)

При этом не было ни одного ребенка, который предложил бы лишь одну содержательную характеристику понятия здоровья. Их давалось от 3-х до 5. Такой уровень сформированности понятия здоровья можно считать высоким для среднего дошкольного возраста, а некоторые ответы детей были бы весьма содержательными даже для взрослого человека.  По этим ответам можно было сделать вывод, что дети действительно задумывались о том, что же такое здоровье.

Сравнительные результаты диагностики в отношении уровней сформированности понятия здоровья выглядят так:

Таблица 3. Уровень сформированности понятия здоровья у дошкольников до реализации программы обучающих игр и после нее.

Уровень сформированности понятия здоровья

Число детей (процент), продемонстрировавших этот уровень на первом этапе

Число детей (процент), продемонстрировавших этот уровень на третьем этапе

низкий

22 (95,7%)

0

средний

1 (4,3%)

0

высокий

0

100%

Из таблицы видно, что эффективность программы в отношении ее способности формирования содержательно-наполненного понятия здоровья в экспериментальной группе оказалась максимально-высокой. Все дети продемонстрировали высокий результат на этапе контроля. Также показательным моментом является наличие характеристик здоровья как ценности в ответах детей после реализации программы обучающих игр.

Эффективность программы проявилась и в ответах детей на вопрос о том, какого человека можно назвать здоровым. В отличие от констатирующего этапа, где дети говорили об отсутствии болезни, на третьем этапе дошкольниками приводились следующие характеристики:

- сильного, крепкого – 7 человек (30,4%);

- который не болеет – 7 человек (30,4%);

- выносливого – 8 человек (34,8%);

- ведущего здоровый образ жизни – 12 человек (52,2%);

- у которого организм работает правильно – 10 человек (43,5%).

Некоторые дети давали несколько характеристик, другие ограничивались одной. В сравнении с первым этапом диагностики ответы стали разнообразными. Оценка здорового человека как того, у которого отсутствуют болезни сохранилась лишь у 30% детей (в сравнении со 100% - на первом этапе). Причем у нескольких детей это была не единственная характеристика. Наиболее же значимым результатом мы считаем то, что в ответах детей появилась характеристика здорового человека с точки зрения его активного отношения к сохранению и укреплению здоровья, то есть ведущего здоровый образ жизни (ответы типа «он закаляется и соблюдает режим дня,… чистит зубы», «заботится о своем здоровье» и т.п.).

2. Представления о смысловой ценности здоровья.

На вопрос о том, зачем человеку здоровье ответов «Чтобы не болеть» (не испытывать болезненных симптомов) больше не встречалось. Дети давали ответы:

- чтобы быть сильными – 10 человек (43,5%)

- чтобы хорошо себя чувствовать – 9 человек (39,1%)

- чтобы ходить в детский сад –  7 человек (30,4%)

- чтобы заниматься тем, чем хочется – 6 человек (26,1%)

- чтобы не заражать других – 3 человека (13%)

- чтобы было весело – 2 человека (8,7%)

- чтобы хорошо жить – 1 человек (4,3%).

Из этих ответов видно, что после реализации программы обучающих игр дети стали отмечать более разнообразные преимущества здоровья. Некоторые называли сразу два преимущества. То есть ценностное отношение к здоровью явно стало более осмысленным, осознанным. Следовательно, был достигнут более высокий уровень сформированности ценностного отношения к здоровью у дошкольников экспериментальной группы.

На втором же этапе ответы детей чаще связаны именно с выгодами от здорового состояния, многие из которых носят более общий характер. Такие изменения в ответах говорят в пользу осмысления ценности здоровья, произошедшего у дошкольников средней группы в ходе реализации разработанной программы обучающих игр.

3. Самоидентификация себя как здорового человека.

На вопрос о том, можно ли их считать здоровыми людьми, как и на первом этапе исследования, все 100% детей ответили, что да. Однако приведенная аргументация показала, что основания у детей для этого заключения из формальных превратились в более содержательные («Я же хорошо себя чувствую», «у меня правильно работает организм» и пр.). Также интересным фактом было наличие у двоих дошкольников аргументации, связывающей их текущее состояние с ведением здорового образа жизни («я же зарядку делаю, ….»; «я теперь и закаляюсь, и гимнастикой занимаюсь, и …»).

Несмотря на то, что сами ответы на данный вопрос не изменились в результате проведения опытно-экспериментальной работы, мы все же можем зафиксировать изменения, которые произошли на уровне осмысления причин и признаков собственного здоровья. Формирование данной системы оценок также является явным достижением в сфере формирования основ здорового образа жизни.

4. Поведенческие основы здорового образа жизни.

Арсенал способов сохранения и укрепления здоровья у детей после реализации программы формирования основ здорового образа жизни также пополнился. К названным ранее способам дети добавили:

- способы совладания с сильными негативными переживаниями;

- умение ладить с другими людьми;

- умение вести себя с больным человеком правильно;

- соблюдение правил лечения при болезни;

- осторожное поведение.

Среди названных на первом этапе дети не упоминали ограниченного просмотра мультфильмов и ходьбы пешком. Своевременное лечение же, названное в ходе констатирующего этапа, в дальнейшем мы отнесли к «соблюдению правил лечения».

Несмотря на неплохую изначальную осведомленность о способах укрепления здоровья, по окончании реализации программы мы отметили пополнение знаний дошкольников в этой области.

Рассмотрим, как изменилась частота упоминаний о способах укрепления здоровья на первом и третьем этапах опытно-экспериментальной работы.

Здесь тоже обнаружились некоторые изменения, которые наглядно представлены на следующей далее по тексту таблице.

Таблица 4. Сравнительная частота упоминания способов укрепления здоровья дошкольниками на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы 

Способы укрепления здоровья

частота упоминания на 1-ом этапе

частота упоминания на 3-ем этапе

 способы совладания с сильными негативными переживаниями;

0

16

умение ладить с другими людьми;

0

9

 умение вести себя с больным человеком правильно;

0

3

 соблюдение правил лечения при болезни;

1

5

осторожное поведение.

0

2

 закаливание

23

23

 физкультура/спорт/зарядка

23

23

прогулки на свежем воздухе

20

23

 употребление витаминов ;

5

8

 прививки

2

23

 массаж

1

23

 мытье рук

1

18

ограниченный просмотр мультфильмов

1

0

взаимопомощь

1

11

хорошее настроение

1

18

поездки к морю

1

5

 ходьба пешком

1

0

 послушание

1

2

чистка зубов

20

20

Показательным является рост числа упоминай до стопроцентного воспроизведения таких способов укрепления здоровья как прогулки на свежем воздухе, массаж и прививки (вакцинация). Этот рост, вероятно, объясняется эмоциональным/сенсорным подкреплением усвоения этих способов укрепления здоровья. Для массажа может также иметь значение частота повторения его в ходе реализации программы, а для вакцинации – эмоциональная сторона принятия решения, которое вошло в состав одной из игр.

Также на третьем этапе чаще упоминались детьми послушание, поездки к морю, хорошее настроение, взаимопомощь, мытье рук, употребление витаминов, соблюдение правил поведения во время лечения болезни. Обо всех этих способах укрепления здоровья шла речь во время обучающих игр, с этим и связано, полагаем, их более частое упоминание детьми экспериментальной группы после реализации программы формирования основ здорового образа жизни.

Подводя итоги, проведем сравнение между исходным и достигнутым уровнями сформированности основ здорового образа жизни у средних дошкольников экспериментальной группы.

Наглядно результаты сравнения отображены в нижеследующей таблице.

Таблица 5. Уровень сформированности основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста экспериментальной группы до и после реализации разработанной программы обучающих игр.

Уровень сформированности основ здорового образа жизни

Число детей (процент), продемонстрировавших этот уровень на первом этапе

Число детей (процент), продемонстрировавших этот уровень на третьем этапе

Низкий

22 (95,7%)

0

Средний/высокий

1 (4,3%)

23 (100)%

Поскольку ответы детей не в полной мере позволяли определить уровень сформированности у них основ здорового образа жизни как средний или высокий, в анализе результатов мы объединили эти два уровня, хотя для контрольного этапа это все же в большей степени был высокий, а для констатирующего – средний уровень.

Таким образом, уровень сформированности основ здорового образа жизни существенно изменился после экспериментального формирующего воздействия посредством реализации разработанной программы обучающих игр при следующих педагогических условиях:

- позитивном сенсорном и эмоциональном подкреплении образцов поведения, соответствующих стратегии здоровьесбережения;

- планомерном и поэтапном формировании системы знаний, образцов поведения, целей и ценностей здорового образа жизни у средних дошкольников;

- учёте индивидуальных, возрастных особенностей детей.

В качестве дополнительных позитивных изменений, появившихся после реализации нашей программы, были отмечены:

- повышение интереса к естествознанию;

- развитие коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста;

- улучшение взаимоотношений детей в группе;

- расширение репертуара коппинг-поведения;

- более позитивное отношение к посещению детского сада;

- улучшение взаимоотношений с родителями у некоторых детей.

Таким образом, разработанная программа, показавшая свою эффективность для формирования основ здорового образа жизни, может найти продолжение в закреплении и расширении дополнительных полезных приобретений.

Библиографический список:

1. Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для академического бакалавриата / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 241 с.
2. Андреева, H.A. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис.канд.пед.наук/ Н.А.Андреева. Екатеринбург, 2005. - 23 с.
3. Вайнер, Э. Н. Валеология: Учебник для вузов/ Э.Н.Вайнер. 2-е изд., испр. - М.: Флинта, 2002. - 416 с.
4. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. М.: Академия, 2001. - 352 с.
5. Выготский, Л.С. Проблема возраста/ Л.С.Выготский // Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - С. 244 -268.
6. Давыдова, М.В. Роль культуры здоровьесбережения в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста [Текст] / М.В,. Давыдова // Одаренные дети дошкольного возраста XXI века: феномен, субкультура, нравственные ориентиры и перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции (17-18 октября 2011 г.) / под ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», ООО «РЕКПОЛ», 2011.-С. 58-62.
7. Куфтяк Е.В. Психологическое здоровье и защитные механизмы (психологические защиты и совладание) в детском возрасте // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 49. С. 4. URL: http://psystudy.ru (18.08.2017).
8. Ошкина А. А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников : диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Ошкина Алла Анатольевна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2009.- 251 с.: ил. [“Электронный ресурс] http://www.dslib.net/doshkoln-obrazovanie/formirovanie-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-starshih-doshkolnikov.html (4.09.2017)
9. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — 607 с.
10. Растем играя: сред, и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей. / В.А. Недоспасова. — 3-е изд. М.: Просвещение, 2004. - 98 с.
11. Слободчиков, В.И. Детство до школы: альтернативный взгляд/ В.И. Слободчиков, Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов, И.Л. Кириллов // Новые ценности образования: Самобытность детства. — 2007. №3.
12. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htm (30.07.2017)
13. Хакимова, Г.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук/Г.А. Хакимова. — Екатеринбург, 2004. 23 с.
14. Якобсон, С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада/ C.Г Якобсон, Е.В. Соловьева. -М.: Дрофа, 2006.




Рецензии:

20.01.2018, 19:33 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья оригинальна, актуальна и интересна. В ней подробно изложен эксперимент, его основы и протекание. Содержится достаточно подробные статистические данные, поясняемые теоретическими положениями. Статья содержит сравнительно-сопоставительный анализ формирующего и констатирующего эксперимента, доказывающий эффективность формирования основ здорового образа жизни. В качестве пожелания хочу рекомендовать более тщательное редактирование начала статьи. Статья может быть опубликована.

23.01.2018, 14:45 Глызин Александр Витальевич
Рецензия: В статье представлены результаты проведенных исследований и их авторский анализ. Данные статьи представляют несомненный интерес для других педагогов и исследователей темы - формирования здорового образа жизни. Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

30.10.2018, 23:12 Чечулин Владимир Львович
Отзыв:  Здоровый образ жизни в искусственно созданной среде, где смена основ жизни изменяется со скоростью, на порядки превышающие эволюционную, выглядит абсурдно. Предложения по воспитанию в вашей статье больше похожи на тесты лояльности к действующей системе управления, а не на индивидуальное развитие. Очень понравилось: "... улучшение взаимоотношений с родителями у некоторых детей". Можно спросить - каким способом? И не поздно ли пить боржом, когда почки отвалились? Почему нет предложения ввести в школах биологию собственного вида, не устройство внутренних и внешних органов, а расширенный цикл для познания процессов ,которые на бессознательном уровне влияют на поведение в различных ситуациях, и почему в основной закон выживания вида заложена система обучения? В чём отличие хорошего учителя от плохого? Плохой - будет добиваться результата путём навязывания или стимулирования чем-либо и добьётся временного запоминания предложенной информации. Хороший - даст информацию ненавязчиво в игре и сделает так, чтобы результат "открытия" достался ученику, что вызовет положительную эмоцию и этим закрепит информацию навсегда.


Оставить комментарий


 
 

Вверх