Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №53 (январь) 2018
Разделы: Методика преподавания
Размещена 30.01.2018. Последняя правка: 29.01.2018.
Просмотров - 2303

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕМЫ «СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ»)

Ильясова Фатима Алийевна

нет

Сургутский государственный педагогический университет

студент

Кукуева Галина Васильевна, доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования и журналистики Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»


Аннотация:
Данная статья посвящена одной из актуальных проблем, связанных с развитием речи учащихся в средней школе. На примере урока «Средства связи предложений в тексте», проведенного в 6 классе в МБОУ СОШ № 45 г. Сургута, проанализирована работа по формированию умения создавать связный текст с учетом стиля речи и средств связи в предложениях.


Abstract:
This article is devoted to one of the topical problems associated with the development of students' speech in secondary school. On the example of the lesson "Means of communication of sentences in the text", conducted in the 6th grade in the MBOU School № 45 in Surgut, the work on forming the ability to create a coherent text with regard to the style of speech and communication facilities in sentences was analyzed.


Ключевые слова:
русский язык; речь; текст; связность; целостность; развитие письменной речи учащихся

Keywords:
Russian language; speech; teaching; lesson; text; coherence; integrity; the methodology of the Russian language


УДК 372.881.161.1

Введение 

Развитие речи – одна из главных проблем образовательного процесса в средней школе. Это связано с тем, что ученики испытывают трудности при формировании связного высказывания в устной и письменной форме, они не могут четко сформулировать свою позицию, выразить собственную точку зрения. Необходимость развития речи ребенка, заключается в воспитании у него любви к родному языку. Об этом говорили лучшие педагоги и методисты. Одним из главных новаторов педагогики, который ратовал за развитие «дара слова», является К.Д.Ушинский, ведь именно он подчеркивает значение «дара слова» для формирования мыслительной деятельности ребенка и для его дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета» [3, с. 140].

Актуальность

Актуальность работы заключается в формировании у выпускников современной школы практических умений по овладению устной и письменной речью, в готовности вступить в диалог в определенной ситуации. Уроки по развитию речи, как отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте общего среднего образования, способствуют формированию коммуникативной компетенции, развитию практических речевых навыков.[4, с. 9]. В «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» среди проблем содержательного характера указывается «недостаточное владение выпускниками общеобразовательных организаций навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого этикета. Овладение теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности» [1, с. 3].

Цель, материал, новизна, методы исследования 

Цель статьи: описать работу по развитию речи посредством создания связного, цельного текста. Целевая установка данной работы обусловлена тем, что в программе обучения русскому языку в средней школе особое место отводится формированию речевой и коммуникативной компетенций посредством работы с текстами разных стилей и жанров.

Материалом для анализа служит урок "Средства связи предложений в тексте", проведенный автором в ходе педагогической практики в 6 классе в МБОУ СОШ № 45 г. Сургута.

В работе нами был использован метод самоанализа проведенного урока, метод сопоставления коллективной, групповой и индивидуальной работы.

Новизна работы заключается в попытке реализации на уроке системно-деятельностного подхода, в рамках которого, во-первых, ученики самостоятельно осуществляют постановку проблемной ситуации и найдут пути ее решения, во-вторых, проводится групповая работа, предполагающая анализ и взаимоанализ ответов учащихся.

Исследование 

При подготовке к занятию мы отталкивались от ключевого понятия – целостность текста. Опираясь на точку зрения таких исследователей, как Н.С. Валгина, В.А. Лукина, считаем, что цельность, заключается в смысловом, тематическом единстве текста. Особое значение имеет тема и основная мысль. В теме выделяются микротемы. Связь между микротемами устанавливается путем цепной или параллельной связи.

Цепная связь предполагает, что тема предыдущего предложения становится темой последующего. Данный способ связи может быть изображен в виде цепочки, где каждое звено связано с двумя соседними. Этот способ связи используется в тексте-повествовании, в тексте-рассуждении, а также может быть основой и текста-описания.

Параллельная связь предполагает спаянность предложений текста с общей темой, подчинение ей. Данная тема может быть выражена в предложении, представленном в зачине или в финальной части текста, в заголовке, а может лишь подразумеваться, исходя из общей коммуникативной цели и предмета речи. Этот вид связи активно используется при создании текстов-описаний.

С учетом высказанных теоретических положений перейдем к анализу работы по развитию речи на материале конкретного урока, проведенного в 6 «И» классе в МБОУ СОШ № 45 г. Сургута. Тема урока «Средства связи предложений в тексте. Тип урока: урок изучения нового материала. Цель: сформировать умение определять средства связи предложений в тексте. Из формулировки целевой установки вытекают следующие задачи:

1) познавательные: – углубить знания учащихся об основных признаках текста; – организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению способов и средств связи предложений в тексте;

2) развивающие: – способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, делать необходимые выводы;

3) воспитательные: – создать условия для формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению.

На уроке были использованы такие формы работы, как самостоятельная, групповая, коллективная.

Предполагаемый результат:

1. Предметные УУД: – научиться опознавать способы и средства связи предложений в тексте; – правильно использовать способы и средства связи при составлении текста.

2. Коммуникативные УУД: – умение организовать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; – владеть устной и письменной речью.

3. Регулятивные УУД: – умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

4. Познавательные УУД: – развивать навыки исследовательской деятельности.

5. Личностные УУД: – формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Урок начинается с работы над конспектами, подготовленными учащимися дома. В содержании конспекта необходимо было представить способы связи предложений в тексте. Для анализа конспектов среди учащихся определяется группа «экспертов», оценивающих достаточно ли информативен и точен конспект, приведены ли в нем примеры, которые помогут при выполнении упражнений на уроке. Учитель помогает «экспертам» содержательно проанализировать предоставленные конспекты.

Далее учитель называет новую тему урока, логически вытекающую, которая логически вытекала из предыдущей. Класс работает по учебному комплексу М.М. Разумовской «Русский язык. 6 класс» М.: Изд-во «Дрофа». Учащимся предлагается прочитать параграф 26 учебника, затем выполнить упражнение 271. В данном задании школьникам необходимо определить способ связи предложений, найти в текстах слова, скрепляющие предложения и сделать вывод: зависит ли средство связи от способа связи предложений? Выполнение задания предполагает коллективную работу.[2, с. 110].

Левая колонка – последовательное соединение (скрепляющие слова – собака, они, птицы, грачи)

Правая колонка – параллельное соединение (скрепляющие слова – собака, она, сохатый)

Ребята самостоятельно делают вывод: Средство связи не зависит от способа связи.

Далее на примере выполненного упражнения учащиеся самостоятельно составляют схему на тему «Средства связи предложений в тексте». Учитель просит объяснить учеников, как, на их взгляд, может быть использована схема при работе над составлением связного текста? Какую роль при составлении связного текста играет данная схема?

Схема 1

Средства связи предложений в тексте

 ↓                ↓                 ↓

 

                                                                  Синонимы        Повторяющиеся слова         Местоимения                                                               

Работа со схемой продолжается при рассмотрении правила учебника, в котором акцент делается на том, что все три средства связи встречаются во всех стилях речи. Для четкого понимания указанного условия учитель предлагает ребятам подумать о том, какие стили речи имеются в языке, вспомнить признаки каждого стиля и привести свои примеры. На данном этапе урока используется групповая работа: учащиеся делятся на шесть групп, пять из которых готовят развернутый ответ по одному из стилей, две другие группы выступают в роли «экспертов», оценивающих ответы. Роль учителя на этом этапе урока заключается в наблюдении над работой групп и в необходимой корректировке. По результатам обсуждения предлагается составить общую таблицу по стилям речи, куда должны войти главные признаки каждого стиля, речевые ситуации, в которых используется каждый стиль.

Для закрепления правила, учитель предлагает обратиться к выполнению упражнения 274 учебного комплекса М.М. Разумовской:

Прочитайте тексты. Определите стиль речи, способ и средства связи предложений.

1.

1) Лист зелен потому, что в нём есть зеленое красящее вещество. Оно придаёт листу такую окраску. (По М. Гумилёвской)

2) На влажной земле возле лужицы сидит целая стайка голубых мотыльков. Они плотно сложили вверху, за спиной, свои лёгкие крылышки и как будто дремлют.  (Г. Скребицкий)

2

1) Слово состоит из слогов. Слоги неравноправны, один из них выделен по сравнению с соседними. Этот слог – ударный. («Энциклопедический словарь юного филолога»)

2) Корень – это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. («Энциклопедический словарь юного филолога»)

Ученики работают и делают записи в тетради:

1) Научный стиль. Тип связи – последовательный. Способ связи – местоимение.

2) Художественный стиль. Тип связи – последовательный. Способ связи – местоимение.

1) Научный стиль. Тип связи – последовательный. Способ связи – повтор.

2) Научный стиль. Тип связи – параллельный. Способ связи – повтор.

После обсуждения и анализа полученных ответов класс переходит к работе над средствами связи в тексте. Для этого последовательно выполняются упражнения 276 и 277.

В формулировке упражнения 276 требуется восстановить текст В.Г. Паустовского, ответить на вопрос – какое из выделенных средств связи использовал писатель в третьем предложении – повтор или местоимение?

Вода в озере чёрная и прозрачная. Этот цвет особенно хорош осенью, когда на чёрную воду слетают жёлтые и красные листья берёз и осин. (Жёлтые и красные листья берёз и осин или Они) устилают воду так густо, что чёлн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую чёрную дорогу.

Учащиеся рассуждают и аргументируют ответ: для связности текста необходимо использовать повтор – жёлтые и красные листья берёз и осин (повтор). Если использовать в качестве средства связи местоимение они, то нарушится смысл текста, получится, что осины устилают воду.

Упражнение 277. Прочитайте текст. Определите стиль речи. Почему писатель в этом тексте использовал для связи в 3ем предложении повтор, а не местоимение?

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки.

В ходе вариантов обсуждения учащиеся приходят к выводу, что на выбор средства влияет стиль речи. Рассматриваемый текст относится к художественному стилю. В 3 предложении следует использовать существительное птица, т.к. во 2 предложении речь идет о ветке и о действиях, связанных с ней. Если 3 предложение начать с местоимения она, то смысл текста нарушится, по смыслу получится, что действия поднялась и улетела, производит не птица, а ветка.

Далее учащиеся переходят к этапу подведения итогов урока и рефлексии. Здесь уместно сделать акцент на следующих моментах, помогающих педагогу оценить, насколько понят новый материал учащимися:

- Какие существуют способы и средства связи предложений в тексте?

- Зависят ли способы и средства связи предложений в тексте от стиля речи?

- Какие стили речи мы разобрали на уроке?

- Зачет в тексте нужны средства связи?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Возникли ли у вас трудности с пониманием данной темы? 

Заключение 

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что создание цельного связного текста учащимися на уроке по развитию речи должно опираться на знание стилей речи и средств связи предложений в тексте того или иного стиля.

Уроки по развитию речи помогают учащимся сформировать навыки построения монологической речи, а именно: выстраивать развернутый ответ, сопоставлять и анализировать теоретический материал. Педагогу важно помнить, что наиболее эффективная работа по развитию речи будет в том случае, когда, во-первых, ученику предоставляется возможность самому сформулировать проблемную ситуацию в предлагаемом задании и попытаться найти способ ее решения. При таком подходе создается ситуация доверия, которая может логически перерасти в ситуацию успеха. На уроках по развитию речи особую ценность приобретает групповая и коллективная работа, т.к. она предполагает обсуждение, в ходе которого ребята учатся слушать и слышать друг друга, а также строить эффективный диалог. 

Библиографический список:

1. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 637-р.
2. Разумовская М.М., С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. «Русский язык»: учебник для 6 класса. М.: «Дрофа», 2013.
3. Ушинский К.Д. «Педагогическая антропология» Собрание сочинений. Т. 8. – 1950 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http://lestvica.com.ua/wpcontent/uploads/2015/07/Pedagogical_anthropology_K_D_Ushinskogo.pdf (дата обращения: 08.01.2018)
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего среднего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902350579 (дата обращения 08.01.2018)




Рецензии:

7.02.2018, 16:53 Костогладова Любовь Петровна
Рецензия: Статья посвящена вопросу создания цельного связного текста учащимися на уроке, что кажется не ново в методике преподавания в современной школе. Но сам анализ теоретического материала занимает одно из ведущих мест в формировании монолога. Что является ключевым принципом не только в обучении на уроке, но и в формировании грамотной речи учащихся и развитии его как личности.Вся система нашего обучения направлена именно на создание ситуации успеха на современном уроке.Создание эффективного диалога+ситуация доверия-главное для развития успешной во всех отношениях личности. Статья рекомендована для публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх