Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №54 (февраль) 2018
Разделы: Политология
Размещена 04.02.2018.

СООТНОШЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ И НАУК

Адибекян Оганес Александрович

доктор философских наук, профессор

Московский автомобильно-дорожный институт-университет Филиал Северо-Кавказский в г. Лермонтове Ставропольского края России

профессор

Аннотация:
В показаниях текущей жизни стран, позиций партий, их соперничества за власть ради ведения государственной политики, при представлениях планов на будущее идеология оговаривается не всегда. Но если это делается, то редко учитывается обращенность ее к наукам. При учете научного компонента идеология удостаивается разных оценок от ненаучности до научности. Такая ситуация поддерживает соотнесение идеологий и наук, но с потребностью учета их изменчивости при действии практического фактора.


Abstract:
In the testimony of the current life of countries, the positions of parties, their rivalry for power for the sake of public policy, ideology is not always specified in the presentation of plans for the future. But if this is done, then its inversion to the sciences is rarely taken into account. When taking into account the scientific component, ideology is awarded various assessments from unscientific to scientific. Such a situation supports the correlation of ideologies and sciences, but with the need to take into account their variability under the action of a practical factor.


Ключевые слова:
общественное сознание; идеология; наука; партийная программа; государственная идеология

Keywords:
public consciousness; ideology; the science; party program; state ideology


УДК 353

Введение. У «идеологии», как у одного из показаний общественной жизни, сложилась судьба незавидная. У выраженной ею реальности был исторический задел. Но этому предшественнику неотложно, сразу же это именование не досталось. Не позволили этого взгляды религиозные, философские, обращенные к рассмотрению крупных социальных групп, государств, политики. Задержала такую ситуацию и монархическая система, не показавшая потребности в выборах, партиях. Когда же термин «идеология» был выдан, а это задержалось до конца XYIII в., науки только оформлялись. Поэтому «логия» предстала в ней как «слово», «учение».

Но формирование политологии, социологии, культурологии и остальных видов знаний с припиской «логии» дали толкование этой приписки как научности. В связи с этим «знания об идеях» довелось воспринимать как «науку об идеях». Но возникшие со временем знания политологические, социологические, культурологические, этнологические, конфликтологические и т.п. тоже «идеи». Неужели все они в «идеологии»?

Еще до подхода общественных наук «идеология» удостоилась квалификации «лживости»  (Маркс К. [7]). Предстало, что ее вообще быть не должно. Но подошло ее деление на лживый и нелживый варианты (Ленин В.И.). Предстала и «научная идеология», которой стали социалистические взгляды. В СССР вошел в агитационное, педагогическое использование «Научный коммунизм». Его позиция -  «государственная идеология».

Перестроечные (1987-1991 гг.) в этой стране либералы объявили и о ее научной несостоятельности, а российские трансформаторы посчитали «государственную идеологию» «излишеством, закрепив это в Конституции своей Федерации (Ст. 13 Конституции РФ 1993 г.). Но эта позиция ныне расшатывается. Показалась надобность «государственной идеологии» (1996 г.), пусть в условиях множественности партий при несовпадениях оценок ими социальной реальности, при разных предвидениях будущности своей страны. Такая сложность поддерживает значимость аналитическо- оценочного рассмотрения «идеологии» при непременном соотнесении ее с наукой.

Сравнительно широкое социально-философское рассмотрение «идеологии» осуществил Малицкий В.С. [5]. Социологический подход к ней у Кузнецова В.Н. [5]. Выборка при этом в составе крупных социальных групп интеллигенции у Рязанцева А. [8]. У него же преимущественное соотнесение идеологии с наукой. Представлена идеология как продукт науки Кара-Мурзой С.Г. [3]. Не отождествил государственную идеологию с идеологией правящей в стране партии Шеляпин Н.В. [9]. Полноты взглядов нет, оснований для подключения к ведущейся дискуссии достаточно.

Объект исследования - общественное сознание.

Предмет - содержание «идеологии» с учетом традиционных форм общественного сознания; ее позиция относительно наук.

Методы исследования - философско-логические.

Новизна темы в учете влияния на выработку «государственной идеологии» многопартийности страны.

Актуальность темы в обогащении представлений о возникших и действующих идеологиях.

Содержание термина. Количество определений «идеологии» возрастало в режиме роста численности аспектов ее рассмотрения. Не оказалось сомнения в том, что это взгляды людей. Но, во-первых, они на общественную жизнь, а во-вторых на текущую жизнь при не сильной важности показаний прошлого. Далась оценка сложившейся организации общества с выяснением ее слабостей, трудностей жизни, достойных исключения. Влияли и посильные предсказания будущего. А на такой основе выработка планов преобразовательных действий.  

Как выразилась Алб-Дайни М.А., «основными компонентами когнитивной организации идеологии и её оперативными единицами являются идеологемы, концепты, образы, стереотипы и фреймы, направляющие процесс переработки информации и влияющие на формирование политического восприятия» [1]. Нет сомнения в том, что это «восприятие» поддерживает практические действия. Но с чего это началось?

Историческое начало идеологий. Идеологии в первобытном обществе не было, хотя взгляды на собственную жизнь были, мифические. Важное обстоятельство – отсутствие имущественной расслоенности общества. Общественная структура сводилась к мужской и женской подгруппам,  людям разных возрастов. Среди начальных причин выработок идеологии предстали: переход к единоличному варианту производства с потреблением по труду, формирование множества этносов, укрепление этих групп в режиме государственного обустройства. Но местами и возникновение рабства.

Но во власти должны были быть люди просвещенные. Такое преимущество давало богатство. Религиозным, а следом и философским взглядам далось оценочное представление разных социальных групп. Обыденные воззрения стали дополняться квалифицированными при усилиях священников, властелинов, учителей. Различие решений каких-то вопросов не исключаемо, но в обществах поначалу действовал скорее единый вариант позиций, чем множественный, разнообразный. Выработку идеологий поддержали многонациональность государств, разная религиозность людей. Господствовали взгляды людей состоятельных, в составе рабовладельцев, феодалов, императоров, помощников этих управляющих.

Государственность идеологии. Выработка термина «идеология» далась при утверждении республиканского строя с выборами законодателей, при соперничестве за депутатский мандат. Этим соперникам следовало показывать свое превосходство в знаниях социальной действительности, большую решимость в улучшении жизни людей, способность таких действий. Но и здесь роль просвещенности при преимуществе в таком качестве у граждан состоятельных. Отсюда забота не просто обо всех, но и о себе тоже. Поэтому формирующаяся идеология стала складываться как поддержка политическо-управленческой позиции в обществе капиталистов, как были названы собственники средств, орудий производства, предприниматели, решившиеся на отмену крепостного права. «Государственная идеология» предстала в совокупности взглядов, предпочтений людей материально завидно обеспеченных. Люди несостоятельные в составе крестьян, наемных рабочих, безработных в выработке своей идеологии отстали.

Удвоение идеологии. По ходу времени при действии государственной идеологии, оказавшейся позициями частных собственников, рыночников, стала формироваться идеология социалистическая, осудившая частный наем труда собственниками. Но создателями ее оказались не рабочие и крестьяне, лица безработные, а интеллигенты с лидерством в этом деле Европе Фейербаха Л., Маркса К., Энгельса Ф., а в России – Плеханова Г.В., Троцкого Л.Д., Ленина  В.И. и др. Следствие этого острейшая борьба разных идеологий.

Ложность или истинность? Действовавшая идеология была названа Марксом К. «лживостью», но предстоящее противостояние ей противоположной, «истинной идеологии» им не было оговорено. Очень может быть, что компенсатор указываемой лживости представлялся в составе формирующихся общественных наук. Но эту позицию изменил Ленин В.И.. Социалистические взгляды им были оценены в качестве новой идеологии, но «научной». Как выразился Малицкий В.С., «идеологические структуры различных стран включали не только ложные, но и истинные идеологические знания и ценности, которые и определили становление и развитие обществ в ту или иную эпоху» [5]. Но осознание этой двойственности растянулось.

Идеологический монополизм. СССР строился в режиме отвержения идеологии капиталистического содержания, вытеснения ее идеологией социалистической. Если поначалу показалось, что государственной идеологии быть не должно, то потом ее необходимость признали. Чтобы это далось результативно, была отменена многопартийность, запущена цензура, показавшаяся в царское время. Результативность действий оценивалась успешностью использования несомненных показаний формирующихся общественных наук.

Религиозные взгляды оказались излишеством, материалистические взгляды оказались бесценностью. Этические и культурологические сведения особо не понадобились. Но «Политология» не оказалась нужной. Вместо нее вошел в использование «Научный коммунизм». Было важным сплетение социалистической идеологии с подходящими положениями общественных наук на базе «исторического материализма».

По ходу выработки новой идеологии критики капиталистической системы осуществили систематизацию наличного «общественного сознания». Структура общественного сознания у социалистов предстала такой:

- политические и правовые взгляды;

- мораль;

- религия;

- философия;

- эстетические взгляды.

Политические взгляды удостоились первой позиции не в силу их исходного возникновения, а благодаря решающему влиянию на «общественное бытие». Идеологии здесь нет, но общественных наук тоже. Как здесь «идеология» могла быть, если она «ложная»? Как же могли быть «общественные науки», если они еще не созданы? Этика, религиоведение, культурология запоздали, но это оказалось в пользу позиции  новой идеологии.

Партийная подача идеологии. Умножение численности идеологий было задано не просто распадом обществ на разные религиозные группы, нации, на свободных и зависимых от них, богатых и бедных, монархистов и республиканцев. Не выразима причастность к этому процессу подхода республиканского строя с выборами законодателей, правителей. Соперничество за властную позицию обязывало представление, пропаганду своих взглядов на жизнь, планов действий с учетом позиций избирателей.

Политизированные лица находили друг друга, решались на совместные действия, организационное сплочение. Это подводило их к партийному объединения, выработке Программы действий. Такое строительство началось на стороне не довольных устройством наличной жизни людей, «реформаторов», давших «революционеров». Но то же самое пришлось делать и лицам довольным жизнью, владеющим властью, названным «консерваторами». Положения таких документов не должны были противоречить статьям Конституции страны, если такой документ уже был. В составе оппозиционных партий оказывались запрещенные, нелегальные, обустраивающиеся за рубежом. Но их воздействие на население оказывалось более трудным.

Партийность и идеология. Представление только одной пары вставших друг против друга партий упрощение. Оппозиционных партий оказывалось много, и это, прежде всего потому, что крупных социальных групп оказывалось немало. Множественности партий не мешала частичная сочетаемость социальных групп групп, их пересекаемость. Партии создавали специально и из соображений попадания во власть. Но во власти редко бывало больше одной партии в блочном режиме. При множестве в стране партий множество Программ действий, множество идеологий.

Разработчики идеологий. Партийная идеология стала вырабатываться создателями партий, активистами данного объединения в режиме сопоставления позиций, определения совпадений, выбора важнейших положений. Естественно, что такая работа оказывалась для людей не просто грамотных, а завидно разбирающихся в общественной жизни, в ведущейся политике. Преимущество далось административных работникам, опытным управляющим, ученым-обществоведам. Результативности оказывалось не меньше, если гражданин за политические взгляды был осужден, отсидел, вышел с решимостью отомстить действующим политикам. Активисты представлялись на митингах и демонстрациях, статьями в газетах, выпуском монографий, беседами с журналистами, участием в дискуссиях, форумах, пропагандой своих позиций через Интернет.

Но партийные Программы разрабатывались не только создателями партий. Причастны к этому ученые-обществоведы, которые, пусть не целеустремленно, но все же, могли что-то подсказать. Ученость не стала мешать прохождению во власть. Думские выборы в России удивили высокой склонностью ученых участвовать в управлении государством. В Государственной Думе IV созыва (2012 г.), при составе депутатов в количестве 450, кандидатов наук оказалось 143, а докторов наук 71. Общая их численность 214. Но это 47,5% всей численности, что не мало. Одно из объяснений этой величины в праве депутатов, назначать величину оплаты своего труда, что не далось преподавателям вузов, работникам научно- исследовательских, академических институтов.

Влияние идеологий на население. Борцам за власть следовало добиваться поддержки избирателей, а для этого следовало влиять на них пропагандистски. Этим борцам следовало показывать недостатки организации жизни граждан в стране, возможность исключения их, нужные для этого действия. Но, чтобы препятствовать этому, проигрывающим нужно было выдавать народу иные описания реальности, другие оценки устройства общества, иные прогнозы неотвратимого будущего. Эффект идеологического воздействия на население оказывался зависимым от использования радио, телевидения, Интернета, если не добавлять усилий писателей, кино и театра.  

Структура идеологии. Эта структура определилась не только составом общественной жизни, но и расслоенностью обществ на крупные группы, разным обустройством их жизни при наличии не только лиц довольных, но и недовольных. Полный перечень давшихся и действующих видов идеологий беспределен. Самые популярные: анархизм, гуманизм, капитализм, коммунизм, консерватизм, либерализм, нацизм, национализм, радикализм, расизм, социализм, фашизм, феминизм, экстремизм.

Деление партий лишь на властные по позиции в государстве и оппозиционные упрощение, не лишенное фактов. Между ними, образно именуемыми «правыми» и «левыми», бывают и промежуточные, «центристские» партии.

Оппозиционеры выделились подчеркиванием недостатков общества, настроем на их исключение. По России это коррупция, взяточничество, рост цен, квартирных план при консерватизме оплаты труда. Но такие позиции не указывают дефицита товаров, который и вызвал, как раз перестройку, роспуск СССР. Нет выгод в показе слабого роста экономики в те времена, привилегий партийной номенклатуры.

У консерваторов наоборот. Если коррупция упоминается, то, как исторически исходная и не преодолеваемая данность, но без оговорок отсутствия этого в первобытном обществе, причастности к этому государственного строительства, предпринимательства. Забывается исключение в СССР неграмотности, безработицы. Для них важно преодоление дефицита жизненно важных товаров, отставание СССР от США по численности олигархов. Бесценны обогащение свободы, многопартийность. У них показания, не выгодные оппозиционерам.

Между «консерваторами» и «реформаторами» встали средние, «центристы» без исключения близости их или к «правым», или к «левым». Легкость действий у них в выборке подходящих положений из Программ партий, противостоящих друг к другу. Но нужно все же нахождение, добавление каких-то неучтенных вещей. Трудность далась не сочетаемостью немалой численности противостоящих друг другу положений.

Кроме категорического противостояния партий друг против друга далось и их сближение вплоть до блокирования. При малой численности членов партий поддержка избирателями ее кандидатов в депутаты не сильная. Преодоление избирательного барьера затруднительно. Когда же действуют вместе, дается легкость. Но выгода у тех, кто в партийном списке избирателей устроился высоко. При блокировании выясняют сходные позиции, их акцентируют в избирательной агитации, показывая этим сочетаемость разных Программ. Блокировка правящей партии и оппозиционной ей исключение.

«Государственная идеология» при многопартийности страны. Единственная в стране идеология с легкостью предстает как «государственная». Этому в помощь однопартийность страны. Но «государственная идеология» стала напрашиваться и в постсоветской России, многопартийной. В ней доминирующей в стране партийной программой стала Программа правящей партии. Обогащение, обновление законов в стране идет на основе этого документа, раз новые нормы принимаются голосованием, а у правящей партии депутатов больше, чем у остальных партий. Какой же быть «государственной идеологии», именуемой также «национальной идеей»?

Если попросту решить, что ей быть идеологией правящей партии, это может восприниматься как восстановление «тоталитаризма» при терпимости многопартийности. Шелепин Н.В. полагает, что «для современного российского плюралистического общества предлагается интегративная концепция идеологии» [9]. Но, если в такой документ ввести только сходные позиции всех партий, то дастся не очень продуктивная скромность.

Может даться иной выбор: создать специальную комиссию из идеологов всех партий, но в равных количествах, поручить им это дело, дождаться выработки общеустраивающего документа. Не обязательно выходить на единственный вариант. Можно выдать больше, но с вынесением на референдум. Но где гарантия того, что не пройдет вариант, соответствующий программе правящей партии? Что будет, и как, не ясно.   

Случилась сложность. Трансформацию страны сделали в режиме осуждения государственной идеологии, но теперь такую идеологию создают. Нет ли опасности возврата к социализму? Решение напрашивается такое.

Государственную идеологию не стоит сводить к позициям правящей партии, а учитывать позиции и остальных партий. Нужно искать, находить, брать совпадающие у партий позиции. Но выполнение такой работы выдавать не парламенту, а специально созданной «идеологической комиссии» с участием представителей всех партий – на равных. При трудностях выхода их на общую позицию создание и вынесение на референдум несколько вариантов документа, который и определит преимущественный. Но возражение такое: через референдум пройдет вариант, который ближе примыкает к Программе правящей партии, раз у этой партии превосходство в численности поддерживающих избирателей.     

Руководство правящей «Единой России» пошло оригинальным путем. Оно  привлекло в свою поддержку не малое число общественных объединений, при их возможностях, влиять на проводимую собой политику. Не случайно при ней был создан «Общероссийский народный фронт», с помощью которого эта партия в 2016 г. к 140 мандатам из 450, полученным по пропартийной (пропорциональной) системе, получила дополнительно 203 через участие данного «фронта» в одномандатном (мажоритарном) компоненте выборов.  Итого 77,11%.

Поддержка идеологий наукой в России. Политические партии этой Федерации не избегают приема в свои ряды ученых, среди которых большая котировка у обществоведов. Такие члены в списках кандидатов в депутаты желательны. Но кто прошел в парламент, не имея ученой степени, однако желает остаться в этом органе далее, принимается за выполнение диссертационной работы, ее защищает. Министры стараются от них не отставать. У ученых вероятность возглавить партию, встать во главе партийной фракции выше. Диссертационный фактор имеет силу и для удостаивания должности президента. Президенту помогают «административный совет», разные «общественные советы». Кроме опытных, отслуживших работников, которые могут быть не остепененными, там и ученые, обществоведы. Все они учитывают показания статистики, результаты опросов социологов, референдумов, материалы значимых научных конференций, содержания научных публикаций, диссертаций, не сторонятся научных дискуссий, написания мемуаров. Но в парламент кроме ученых попадают еще и писатели, артисты, преподаватели вузов, предприниматели и др. Но им нужно показывать позиции, ожидания, желания представляемой социальной группы.

Выводы:

- выражение «идеология» внешне выдает этот вид знаний за компонент наук, но это трудно приемлемо;

- ею назвали не только позиции представших партий, их лидеров, действующих политиков, но и аналогичные взгляды донаучных времен;

- «идеология» при выработке структуры общественного сознания в состав этого образования не попала, удостоившись судьбы общественных наук;

- она пользовалась взглядами религиозными, пользуется философией, но ныне преимущественно считается с подсказкой общественных наук;

- пока есть групповая дифференциация общества, разное материальное обустройство людей, будут разные взгляды на жизнь, мечтания, ожидания;

- все это будет поддерживать множественность идеологий при опоре на одни и те же общественные науки;

- «государственная идеология» скорее творима из состава воззрений правящей партии, чем в виде сочетания позиций разных партий.

Библиографический список:

1. Аль-Дайни М.А. Манипулятивный характер идеологий в современной России: политико-психологический анализ // Автореф. на соиск. уч. ст. к. пол. н. - М., 2012. - 20 с.
2. Идеология. Понятие и сущность идеологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/ college/sociologiya/ideologiya.html
3. Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 256 с.
4. Кузнецов В.Н. Идеология: Социологический аспект. М.: Книга и бизнес, 2005. - 816 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/ college/sociologiya/ideologiya.html (дата обращения 15.01.2018 г.).
5. Малицкий В.С. Идеология: сущность, структура, исторические типы: социально-философский Автореф. на соиск. уч. ст. д. филос. н. Ростов-на-Дону, 2006. - 48 с.
6. Мацко С.В. Государственная теология и право современной России. Автореф. на соиск. уч. ст. к. юр. н. - Уфа. - 2003. - 24 с.
7. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Том 15.
8. Рязанцев А. Интеллигенция между наукой и идеологией // Свободная мысль, 1997, № 9.
9. Шеляпин Н.В. Российская государственная идеология. Автореферат на соискание уч. ст. кандидата социологических наук - Санкт-Петербург, 1999




Комментарии пользователей:

20.03.2018, 15:42 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Я не отказываюсь от рецензирования статьи, когда мне это предлагают, но в данном случае мне это не очень удобно, так как автором статьи являюсь я. Другие рецензенты пока что не дались, так как затронутая тема при ее несомненной актуальности сложная. Ее разработка ценна тем, что политики свои выступления стараются выдавать только за науку. Но, когда годы проходят, и практика их позиции не подтверждает, то стараются делать вид, что ничего лишнего не говорили. Недавно, немало высказываний было выдано кандидатами в президенты. У них не только факты, но и оценки, оглашения причин, прогнозы без колебаний уверенности в их состоятельности. Не далось различение наук и идеологий, но, чтобы все было воспринято в качестве науки.


4.12.2018, 7:00 Бикташев Вячеслав Зайнуллович
Отзыв:  Представляется что автором не дано научное философское определение идеологии. Думается что идеология это качество общественного сознания, это эволюционный уровень сознания. Идеология или качество сознания биологического вида хомо сапиенс это основной параметр который устанавливает границу между человеком и животным миром.


5.12.2018, 15:19 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Уважаемый Бикташев В.З. Если судить с философских позиций при уважении диалектики, то «качество» совокупность существенных свойств носителя такого показателя. «Эволюционность» не уровень, а изменчивость, нереволюционное. Кто Вам подсказал, что качеством общественного сознания является идеология. Если Вы уважаете древних людей, то должны полагать, что тогда, у них общественное сознание было (мифическое), но не было не только науки, но и идеологии. Идеология это взгляды современных людей на текущую жизнь с выражением степени довольства ею или недовольства. Если довольство, то добавление улучшения ее «само собой». Если недовольство, то обоснование необходимости ее существенных изменений, но со своим выходом на власть, со сменой политики. Чтобы было легко, идеология отождествляется с наукой. Оценка идеологии как качества общественного сознания многочисленность идеологий обходит, их противостояние, борьбу игнорирует, если не скрывает. Но это выгодно тем, кто доволен наличной общественной реальностью, завидно устроился.


Оставить комментарий


 
 

Вверх