Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №54 (февраль) 2018
Разделы: Политология
Размещена 08.02.2018.

ВЫДВИЖЕНИЕ И САМОВЫДВИЖЕНИЕ НА ВЫБОРАХ

Адибекян Оганес Александрович

доктор философских наук, профессор

Московский автомобильно-дорожный институт-университет Филиал Северо-Кавказский в г. Лермонтове Ставропольского края России

профессор

Аннотация:
Президентские выборы 2018 г. в России предстают с оригинальностью самовыдвижения на этот пост действующего президента, а не выдвижением его традиционно поддерживающей «Единой Россией». Что касается последовавшей поддержки этой партий данной инициативы, то никакого удивления нет. Но представший ход действий достоин объяснений. Смысл в показе независимости позиции кандидата от совокупности всех партий, но при равном уважении их всех. Так легче добиться благосклонности избирателей беспартийных, которых численно в стране больше, чем партийных.


Abstract:
The presidential elections of 2018 in Russia appear with the originality of the self-nomination of the incumbent president to this post, and not the nomination of his traditionally supportive "United Russia". As for the subsequent support of this party for this initiative, there is no surprise. But the present course of action is worthy of explanation. The sense in showing independence of a candidate's position from the totality of all parties, but with equal respect for all of them. It is easier to achieve the favor of voters of non-party people, who are numerically greater in the country than in the party.


Ключевые слова:
выдвижение кандидатов; самовыдвижение в депутаты; самовыдвижение в президенты; самовыдвижение Путина В.В.

Keywords:
nomination of candidates, self-nomination to deputies; self-nomination to the presidency; self-promotion of Putin V.V.


УДК 353 

Введение. В России стало сенсацией инициативное, само выдвиженческое подключение к выборам президента страны действующего в Федерации президента вместо ожидаемого предложения его кандидатуры правящей в стране «Единой Россией», которой он руководил (15.04.2008-26.05.2012 гг.). Самовыдвижение не считалось сенсацией, пока оно было по депутатству в парламент. Если кому-то показалось, что «Единая Россия» от действующего президента Путина В.В. отвернулась, ищет другого, более достойного кандидата, то через несколько дней предстало, что это не достойное заблуждение. «Единая Россия» не выдвинула своего председателя Медведева Д.А., а предпочла кандидатуру Путина В.В., самовыдвиженца. Но этим оригинальность предвыборной обстановки не исчерпалась.

Партия «Справедливая Россия» тоже никого не выдвинула, но согласилась с выбором действующего президента. В КПРФ не захотели, чтобы в президентских выборах выдвиженца от партии не было. Эта партия кандидата в президенты выдвинула, но человека беспартийного. Стойкой в наработанном опыте оказалась ЛДПР, выдвинувшая своего руководителя повторно, в шестой раз.

Но по «Справедливой России» и «КПРФ возникают недоразумения. Неужели этим партиям не дался свой член, достойный выдвижения на выгодный для партии пост? Как объяснить предпочтение  самовыдвиженческого варианта вступления в борьбу за президентство при традиционном применении этого способа за депутатский мандат? Вопросы политологические, практически значимые, достойные обсуждения.

Конституционно-юридическую поддержку самовыдвиженческого участия в выборах показали Бондарь Н.С. и Джагарян А.А. [2]. Как будет участвовать в президентских выборах действующий в стране президент, пояснила Панаева В. [6]. Ею описан вариант самовыдвижения. У Кротовой К.О. [4] и Липчанской М.А. [5] самовыдвижение подано как важный компонент поддерживаемых законов действий, простейший вариант участия в выборах, названный «пассивным». Подлежащие использованию предвыборные действия названы Крашенинниковым Ф.Г. [3] бессмысленными, но при их полезности. Бессмысленность для народа, а полезность для элиты. В тексте: «Кампания 2018 нужна не населению, а элитам: это способ потратить деньги и продемонстрировать лояльность начальству» [3]. Сосредоточилась на вопросе о выборе Путиным В.В. варианта действий Смирнова А. [7].

Но все эти выступления преимущественно журналистского содержания, обращенные к подготовке избирателей к предстоящим выборам. Но как дались несомненные новинки, чем они вызваны, нужно выяснять. Однако самовыдвижение нужно брать не только по определению президента, но и по компоновке законодательного органа.

Объект исследования республиканские выборы законодателей, президента.

Предмет - относительные позиции самовыдвижения и выдвижения на выборы партией, общественным объединением.

Новизна исследования в показе специфики избирательной ситуации в нынешней России.

Актуальность темы в важности широких представлений избирателями избирательных технологий.

Самовыдвижение и выдвижение. Пока в государстве общественных объединений, партий не было, а выборы государственных управляющих понадобились, они могли осуществляться только самовыдвиженчески. Но этот способ дался по депутатству. Выборов президента довелось ждать долго. Желающих стать депутатом парламента оказывалось много. Не мог избирательный бюллетень быть размером в брошюру. Это не далось учету Крашенинниковым Ф.Г.. Он спрашивает: «Почему обычные кандидаты должны собирать 500 человек для своего выдвижения и потом еще 300 тыс. подписей избирателей в свою поддержку, а выдвиженец от никому не ведомой и чаще всего существующей только на бумаге карликовой партии должен собрать всего 100 тыс. подписей?» [3]. Он за брошюрование.

Предстал смысл определять в качестве кандидатов в депутаты не просто тех, кто этого пожелал, а тех, кто поддержан не малой численностью избирателей предварительно. Не случайно придумали праймериз [1]. Для определения достойных быть кандидатом, начался предварительный сбор подписей избирателей. Но для облегчения этого дела оказались нужными общественные объединения, политические партии, их блоки. Повезло там, где партии дались при монархии и понадобились для утверждения республиканского строя. Этим объединениям далась правовая возможность определять своих кандидатов.

Таким образом, к исходному самовыдвижению в депутаты добавилось их выдвижение составом объединенных, объединившихся сторонников. В итоге к одномандатному (мажоритарному - учет большинства) варианту выборов добавился пропартийный (пропорциональный - деление мандатов по успешности получения голосов), где списочное определение кандидатов общественными объединениями, партиями, избирательными блоками. Но эти объединения стали выдвигать кандидатов и по мажоритарной системе выборов.

Пропорциональный вариант превзошел по строгости действий параллельный одномандатный тем, что стал осуществлять стартовое определение кандидатов в депутаты среди множества пожелавших быть избранными. Но кому быть избранным, определяли не избиратели, а составители избирательных списков. Чем выше кандидат в списке, тем вероятность получения мандата выше. Партиям далось внесение в эти списки и беспартийных лиц. К запущенному по самовыдвиженцам представлению подписей поддержавших эти кандидатуры избирателей добавилось требование подписей граждан и при пропорциональной системе выборов.

В государствах возник выбор между использованием лишь мажоритарной системы выборов депутатов, лишь пропорционального варианта или же их сочетания (смешанная система). Россиянам помогла применить все эти три варианта трансформация. Но выбор президента мог быть только по мажоритарному варианту. Однако, при этом не только выдвижение, как минимум, политической партией, но и самовыдвижение.

Выборы депутатов в России в 1999 г. были смешанными. Затем в 2003 г. при партиях общественных объединений, избирательных блоков не было. После этого в 2007 г. выборы без мажоритарного варианта. В 2011 г. то же самое. Но в 2016 г. добавление к пропорциональному варианту выборов мажоритарного варианта. Отмена мажоритарной системы была осуществлена правящей «Единой Россией» для уменьшения численности оппозиционных себе депутатов. Но, когда стало ясно, что свою позицию в ГосДуме можно усилить участием созданного «при себе» «Общероссийского народного фронта» в одномандатных выборах, этот вариант восстановили. Ошибки не стало. При 140 мандатов, завоеванных по пропорциональной системе, дались 203 по мажоритарной системе.

Что же касается выборов президента, то 12.06.1991 Ельцин Б.Н. в них участвовал, будучи беспартийным. Но его поддержал блок «Демократическая Россия». Но это не выдвижение, раз он не член данного объединения, а поддержка. Участие Жириновского В.В. от ЛДПСС - выдвиженческое. Ельцин Б.Н. в очередных выборах (03.07.1996 г.) участвовал, оставаясь беспартийным. Но 26.03.2000 г. участвовал в президентских выборах и завидно успешно Путин В.В.

Специфика победы Путина В.В. была в том, что он был назначен Ельциным Б.М. премьер-министром (1999 г.). Он смог показать себя на этой важной должности выигрышно, завоевать признательность общества. Содействие выхода на должность президента премьер-министра не новинка, как и председателя парламента. Очень может быть, что указанный президент назначением премьер-министров (Кириенко С.В., Степашин С.В., Путин В.В.) полагал использование лучшего из них в качестве своего преемника.

Путин В.В. для завоевания должности президента (26.03.2000 г.) тоже для собственной поддержки в таком деле «свою» партию не создал. «Единой России» в это время не было. Когда эта партия предстала (01.12.2001 г.), он уже был в должности президента.

Указанная партия возникла объединением 3-х политизированных объединений («Единство», «Отечество-Вся Россия», «Наш дом Россия»). Но никто из их руководителей (Шойгу С.К., Лужков Ю.М.,  Минтимер Шаймиев,  и) во главе созданной партии не оказался. Эта должность досталась Грызлову Б.В. (2011.2002 г.). Но никто из них в президентских выборах 14.03.2004 г. не участвовал, «Единая Россия» поддержала кандидатуру действующего президента на второй срок.

Но закон не допускал президентство в третий раз подряд. Перед истечением своего срока Путин В.В. передал свои должностные полномочия Медведеву Д.А. (07.05.2008 г.). Это помогло Медведеву В. выиграть президентские выборы, пользуясь той же должностью премьер-министра. Ответом на этот услужение стало назначение его не только премьер-министром, но и руководителем «Единой Россией» (15.04.2008 г.)- демократическим выбором. Значит в президентских выборах 04.03.2012 г. Путин В.В. мог спокойно поддерживаться возглавляемой партий. Должность премьер-министра и руководителя «Единой России» вернулись к тому же Медведеву Д.А. Этот 22.05.2012 г. официально вступил в данную партию, а 26.05.2012 г. был избран ее председателем.

Ельцина Б.Н. почитают за то, что он определил 4-х летний перерыв (2008-2012 гг.) в ожидаемом 4-х кратном занятии одной и той же высокой политической должности одним и тем же лицом. Но утверждать превращение республики в подобие монархии никто не сможет, даже враги России из США.

Приведенные сведения показывают важность для победы в президентских выборах не самовыдвижения или выдвижения, а должности премьер-министра, дружбы занимающих эти должности политиков.

Смысл самовыдвиженческого действия нынешнего президента. Нынешний президент, по-видимому, посчитал, что если кандидат в президенты выдвигается политической партией, то станут считать, что он будет реализовывать программные положения только этого политического объединения. Если же выдвижение собственное, то не исключена свобода обращения к позициям разных партий. У кандидата-самовыдвиженца больше свободы при действиях агитационных, во встречах, при дискуссиях, ответах на вопросы рядовых граждан. Это не влиятельно на успешность агитационных действий. Но, если партийное руководство самовыдвижение поддержало, это может быть сценарием в пользу усиления поддержки кандидатуры президента на выборах.

Официальное объявление правящей в стране партией поддержки кандидата в президенты ценно в связи с важностью исключения противостояния, возможного между президентской и законодательной ветвями власти, что показалось недавно в США после выбора там президентом Дональда Трампа (2017 г.). Но, если полагать, что выборы президента страны целесообразнее парламентом, нежели населением, этим оценка демократии ослабится.

Позиция «Справедливой России». Данная партия образована 28.10 2006 г. бывшим председателем Совета Федерации Мироновым С.М. (в 2001-2011 гг.). В президентских выборах 02.03.2008 г. он участия не принял, а со своей партий поддержала кандидатуру Медведева Д.А. Но в выборах 04.03.2012 г. он участвовал, однако в президенты не прошел. По-видимому, он решил, что удачи 18.03.2018 г. тоже не будет, но к нему ближе всех из остальных партий оказалась «Единая Россия». Значит, нужно было поддержать ее выбор.

Позиция КПРФ. Бессменный руководитель этой партии Зюганов Г.А. участвовал в выборах президента страны четырежды (03.07.1996, 02.03.2008, 26.03.2000, 04.03.2012 г.) и без удачи. В отличие от Жириновского В.В. он решил, что дальше стараться не стоит, и от участия в выборах воздержался, взяв пример у Миронова С.М. Но неожиданность не только в этом, но и в выдвижении в качестве кандидата на президентский пост беспартийного Грудинина П.Н., человека не скромного по богатству, а завидно состоятельного. Его кандидатуру поддержал и «Левый фронт». Но величина богатства помешала ему знать, в каких еще банках есть у него вклады. Коммунистическая партия в СССР была партией людей граждан небогатых, а он состоятельный. По-видимому, это и помешало ему вступить в КПРФ.

Другие соперники бывшего президента. По ходу определения кандидатов на выборы президента Центральная Избирательная комиссия отказала 25 заявителям. Передумали и не подали нужные документы на регистрацию трое. Был отзыв партией выдвинутого кандидата - один, отказ от баллотировки тоже один. Но принятых с подписными листами участников выборов меньше. Среди них известных общественности со времен вступления Путина В.В. в должность президента не много. В их составе: Бабурин С.Н, бывший депутатом ГД в 1990-1993 гг., стоящий во главе партии «Российский общенародный союз», Явлинский Г.А. от партии «Яблоко». Второй из них баллотировался в президенты в 1996 и 2000 гг. Решился он на это и в 2012 г., но не смог добиться регистрации. Сейчас желает, все же, добиться успеха. У этих двоих выдвижения.

Специфика действий самовыдвиженца Путина В.В. Его преимущество в предстоящих выборах заключается, прежде всего, в том, что он располагает опытом использования должности, нахождение на которой желает продлить. Он не действовал скрыто, его работа непрерывно показывалась телеканалами. Показ охватывал работу с правительством, президентским советом, встречи с губернаторами, посещения разных служебных помещений, трудовых коллективов, участие в конференциях, форумах. Таких частых поездок по регионам государства, разным странам, не было ни у Медведева Д.А., ни у Ельцина Б.Н. Ему приходилось сочетать действия в своей стране и за рубежом. Он нарастил свой авторитет успешностью участия России в искоренении конфликта в Сирии, усилением борьбы с приверженцами борьбы за «Исламское государство» в своей стране. Россия устояла перед провокациями Украины при нем. Но позиция Украины была вызвана не планами возврата к себе Крыма, а вступления в Европейский Союз.

Но не действует в пользу его авторитета неискореняемое взяточничество. Ведь за коррупционные действия уволено 10 губернаторов, если не больше. Далось недоверие и министрам. Критики президента рады действиями правоохранительной системы, но не могут понять, почему нарушителей выясняют через много лет, позволяя им разбогатеть. Его критикуют за отрицательную позицию в отношении гибкой шкалы налогообложения, исключение мажоритарного варианта выборов в прошлом. Но критики слабы, чтобы его на выборах одолеть. Его самовыдвиженчество соперническую силу умножает.

Выводы:

- президентские выборы 2018 г. предстали с новинками, где самовыдвижение при наличии верной себе партии, воздержание лидеров партий от участия в выборах, выдвижение партией не своего члена, а беспартийного;

- действующий президент при несомненной поддержке «Единой России», вышел на выборы самоинициативно для показа своей расположенности к остальным партиям, члены которых могут его поддержать;

- его превосходство над конкурентами в опыте работе, энергичности действий, отсутствии резких, критических оппонентов;

- выдвижение партией кандидата непартийного ослабляет смысл создания и поддержания партии ради своего выхода в депутаты, президенты;

- самовыдвижение в выборах и выдвижение для тех же действий не противостоят друг другу сильно, имеют свои преимущества и слабости.

Библиографический список:

1. Адибекян О.А. Российская конвергенция праймериза // // Электронный научный периодический журнал «Sci-article.ru» [http://sci-article.ru] № 34 (июнь) 2016. - С. 165-170.
2. Бондарь Н.С., Джагарян A.A. Самовыдвижение на выборах: конституционная ценность и (или) социально-политическая целесообразность? // Конституционное и муниципальное право, 2014. - № 5.
3. Крашенинников Ф.Г. Предвыборный ритуал бессмысленный, но полезный (22.01.2018 г.). [Электронный ресурс]. URL: //https:// www.newtimes.ru/ articles/detail/141453 (дата обращения 28.01.2018 г.).
4. Кротова К.О. Выдвижение кандидатов в контексте реализации пассивного избирательного права [Электронный ресурс]. URL: //http:// www.отрасли-права.рф/article/25438 (дата обращения 28.01.2018 г.)
5. Липчанская М.А. Самовыдвижение кандидатов как средство реализации пассивного избирательного права [Электронный ресурс]. URL: //https:// www.cyberleninka.ru/article/n/samovydvizhenie-kandidatov-na-vyborah-kak-sredstvo-realizatsii-passivnogo-izbiratelnogo-prava обращения (дата обращения 28.01.2018 г.).
6. Панаева В. Путин пойдет на выборы как самовыдвиженец [Электронный ресурс]. URL: //http://www.proufu/ru (14.12.2017 г.) (дата обращения 28.01.2018 г.)
7. Смирнова А. Почему Путин идет на выборы самовыдвиженцем // [Электронный ресурс]. URL: //https://polit.info/378337-politicheskii-fon-pochemu-putin-idet-na-vybory-samovydvizhencem (дата обращения 28.01.2018 г.)




Комментарии пользователей:

9.02.2018, 0:26 Коколова Людмила Михайловна
Отзыв: Уважаемый Оганес Александрович, статья написана на актуальную тему, справедливо указаны позмции выдвижееие кандидатов на должность пркзидента России, как кандидатов с партий и самовыдвиженцов. Автор также привели интересные факты и новинки предвыборной компании со стороны партий и их руководмтелей решивщихся выставить своих кандидатов или не баллатироваться на предствоящих президентских выборах. Также отмечены сильные и слабые стороны действия на политичкской арене действующено президента Путина и причины самовидвижения своей кандидатуры на должность Президента России, статья заслуживает положительной оценки и рекомендую к публикации статьи в журнале с уважкнием Людмила Коколова


Оставить комментарий


 
 

Вверх