Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №55 (март) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 15.02.2018. Последняя правка: 14.02.2018.

Анализ электронных банковских услуг в ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Столина: факторы и тенденции развития

Вабищевич Елена Павловна

-

Полесский государственный университет

магистрант

Бухтик Марина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
Проанализированы электронные банковские услуги в ОАО "Беларусбанк" г. Столина, определены факторы и тенденции развития.Показана динамика предоставления сервисов ДБО,определена доля пользователей услугами ДБО, объем платежей и структура выполняемых операций.


Abstract:
Electronic banking services in JSC Belarusbank of Stolin are analyzed, factors and tendencies of development are defined.Shows the dynamics of the provision of the services of RBS,identified the proportion of users of services of e-banking, payment volume and structure of operations.


Ключевые слова:
пользователи услуг ДБО; динамика сервисов ДБО; цифровые каналы; мобильность

Keywords:
the users of the service RBS; the dynamics of e-banking services; digital channels; mobility


УДК 336.741

Введение

Современные условия ведения банковского бизнеса характеризуются усилением процессов глобализации, активным проникновением мировых интегрированных технологических систем Интернет, развитием технологии в сфере телекоммуникаций, что вызывает необходимость соответствия банковских услуг возрастающим требованиям клиентов, расширения и качественного изменения взаимоотношений банков с клиентами на рынке электронных банковских услуг.

Актуальность изучаемой темы обусловлена важным социально-экономическим значением электронных банковских услуг для банковской системы и общества, а также необходимостью в постоянной оптимизации деятельности банков в сфере розничных услуг.

Цель - комплексное исследование рынка электронных банковских услуг на примере ОАО "АСБ Беларусбанк" г. Столина, разработка рекомендаций для банка по совершенствованию их работы на рынке электронных банковских услуг.

Задачи:
- провести анализ электронных банковских услуг на примере ЦБУ № 124 ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Столина: факторы и тенденции их развития;
- проанализировать динамику и структуру развития рынка электронных банковских услуг;
- выявить направления развития рынка электронных банковских услуг.

Методы: статистический, анализа, структуры, математический, аналитический.

Научная новизна
Международное издание «Глобал Файнэнс» признало «Беларусбанк» лучшим банком года в Республике Беларусь.
По итогам 2016 года доля «Беларусбанка» в общем объеме документарных операций отечественной банковской системы по экспорту достигла 60 %, по импорту почти 30 %. В экономику страны привлечено более 2 млрд. долларов США в эквиваленте [1].
Беларусбанк принимает платежи у населения без комиссий и этот факт сдерживает развитие сервисов ДБО. Развитие ПО сократило бумажный документооборот более чем на половину, однако, некоторые процессы до сих пор выполняются вручную.
В данное время подключение к системе интернет-банкинг осуществляет 130 филиалов и ЦБУ ОАО «АСБ Беларусбанк». По состоянию на 05.02.2018г. количество зарегистрированных клиентов составляет 1 901 401.
Проведем анализ современного состояния ДБО в ЦБУ No 124 ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Столина. В ЦБУ применяются банковские технологии в режиме реального времени.

Таблица 1- Динамика предоставления сервисов по ДБО

Показатели

На 01.02.2015

На 01.02.2016

На 01.02.2017

На 01.12.2017

Доля пользователей услугами ДБО (%)

15,3

22,8

40,1

46,9

Всего по банку

16,6

25,3

42,8

51,4

Количество пользователей (чел.)

3437

5434

9631

11678

Всего по банку

708140

115278

1829805

2282007

Количество владельцев счетов (чел.)

22443

22641

23990

24897

Всего по банку

4268623

4242178

4277762

4443697

Клиенты, которые совершили даже одну операцию в течении месяца через систему ДБО, уже являются активными пользователями ДБО.

Из таблицы видно, на сколько выросла доля пользователей услугами ДБО в сравнении 2016 г. к 2015 г –на 7,5 %, 2017 г. к 2016 г. –на 17,3 %, конец 2017 г. к началу 2017 г. – на 6,8 %, а за три года – на 24,8 %.

Количество пользователей за 2016 г. выросло на 1997 чел., за 2017 г. – на 4197 чел., по отношению 2017 г. к 2015 г. – на 6194 чел., а за 11 месяцев 2017 г. – на 2047 чел.

Количество владельцев счетов за 2016 г. по отношению к 2015 г. увеличилось всего лишь на 198 штук, но по отношению уже к 2017 г. - на 1349 счетов, а 2017 г. к 2015 г. – на 1547, за 11 месяцев 2017 г. – на 907 счетов.

За счет большого доверия клиентов к ДБО, произошел прирост пользователей и расширение функционала совершаемых операций, что дает возможность владельцам платежных карточек, управлять своими вкладными и карт-счетами, переводить денежные средства через интернет, платить за мобильную связь, коммунальные услуги, интернет, налоговые платежи. Пользователи могут сами регистрировать себя в системе.

Построим таблицуобъема платежей по состоянию на 01.01.2017 г. и соответственно на 01.12.2017 г. в разрезе предоставляемых сервисов (Таблица 2.1, 2.2).

Таблица 2.1- Структура выполняемых операций через системы ДБО на 01.01.2017 года

Касса

Инфокиоск

Интернет-банк

М-банк

ТВ-банк

Автооплата

ПДПП

833,2

262,5

215,1

96,5

0,3

1,4

2,2


Таблица 2.2 -Структура выполняемых операций через системы ДБО на 01.12.2017 года

Касса

Инфокиоск

Интернет-банк

М-банк

ТВ-банк

Автооплата

ПДПП

799,7

260,3

288,5

149,1

0,2

1,2

2,3

Из таблицы 2.1 и 2.2 видно, что количество платежей через кассы уменьшилось на 33,5 тыс. руб. (5,74 %), через инфокиоски - на 2,2 тыс. руб. (1,26 %), увеличилось количество платежей через интернет-банк на 73,4 тыс. руб. (4,02 %), М-банк на 52,6 тыс. руб. (3,13 %), снизился объем платежей через ТВ-банк на 0,1 тыс. руб. (0 %), Автооплата на 0,2 тыс. руб. (0,02 %) и ПДПП увеличилось на 0,1 тыс. руб. (0 %).

Можно, также, проанализировать информацию о пользователях сервисов ДБО на 01.02.2017 и 01.12.2017 гг.

Таблица 3 - Информация о пользователях сервисов ДБО

Дата

Интернет-банк

М-банкинг

SMS

Автооплата

ТВбанкинг

01.02.20017

6950

1773

5135

538

107

01.12.2017

9129

2319

5635

683

95


Изтаблицы 3 видно, на сколько изменились данные с начала 2017 года.
Число подключенных к Интернет-банкингу с начала года увеличилось на 2179 чел., к М-банкингу на 546 чел., SMS-банкингу – на 500 чел., Автооплата на 145 чел., а вот пользователей сервиса ТВбанкинг уменьшилось на 12 человек.

Таблица 4 – Потенциальные пользователи сервисами ДБО на 01.02.2017 и 01.12.2017 года

Показатели

На 01.02.2017

На 01.12.2017

Количество клиентов, подключенных хотя бы к одному из сервисов ДБО, чел.

9631

11678

Количество клиентов, подключенных к одному из сервисов: М-, Интернет-банкинг, Автооплата, чел.

7960

10399

Количество держателей карточек, чел.

23990

24897

Доля клиентов, подключенных хотя бы к одному из сервисов ДБО, %

40,1

46,9

На конец 2017 года, количество клиентов, подключенных хотя бы к одному из сервисов ДБО увеличилось на 2047 чел.; количество клиентов, подключенных к одному из сервисов: М-банкинг, Интернет-банкинг, Автооплата выросло на 2439 чел.; количество держателей карточек увеличилось на 907 человек, и доля клиентов, подключенных хотя бы к одному из сервисов ДБО возросла на 6,8 %.

Из этого следует, что оплата услуг через цифровые каналы, набирает обороты в сторону увеличения, а через кассы, соответственно, уменьшается.

Результаты

Клиенты, стремительно осваивают цифровые навыки и, этим, осваивают электронные сервисы ДБО.
За счет грамотного развития и внедрения ДБО, ОАО «АСБ Беларусбанк» имеет возможность повышать результаты своей деятельности, и за счет этого увеличивать продажу клубных банковских продуктов и услуг, привлекать к себе большое количество новых клиентов.

При использовании передовых банковских технологий, мы можем позволить себе экономить свое время при проведении финансовых платежей в банках.

Можно отметить некоторые преимущества использования сервисов ДБО:

- мобильность: 365/7/24;

- возможность не посещать банк-экономия времени;

- простое использование;

- уникальность паролей и защищенные каналы обеспечивают безопасность и надежность.

Развитие сервисов ДБО в ОАО «Беларусбанк» происходит быстро и успешно. Но, можно предложить еще варианты усовершенствования действующей системы ДБО.

К таким направлениям по усовершенствованию можно отнести:

а) модифицирование используемой информационной системы в многоканальную систему самообслуживания;

б) увеличение комплекса предоставляемых услуг, путем усовершенствования имеющихся и создания новых;

в) усиление безопасного и качественного использования дистанционных каналов, с целью минимизации репутационных, финансовых и других рисков;

г) развитие вспомогательных ДБУ;

д) расширение области сотрудничества банка с организациями.

Многие запреты на законодательном уровне, существенно ограничивают и сдерживают усовершенствование ДБУ.

Дальнейшее следование по усовершенствованию ДБО, должно в будущем активно укреплять данный вид, предоставляемого банками сервиса.

Заключение
Деятельность банка в области оказания электронных банковских услуг, должна быть направлена на усовершенствование сервисов ДБО, которое будет способствовать укреплению данного вида сервиса в будущем; на повышение качества и безопасности услуг по ДБО; на расширение области сотрудничества банка с различными организациями; на создание максимально полного обслуживания клиентов в сфере цифровых услуг; на разработку такой законодательной базы, которая не будет ограничивать возможности банков по развитию доступных дистанционных услуг и на развитость технологической инфраструктуры банковской системы.

Библиографический список:

1. Беларусбанк выступил генеральным спонсором международной конференции (пресс-релиз) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.binfo.by/static/bank/news_belarusbank/32601.htm (дата обращения: 17.03.2017).




Рецензии:

21.04.2018, 19:42 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Бухтик М.И. и Вабищевич Е.П. на основе соответствующих данных проанализированы электронные банковские услуги в ОАО "Беларусбанк" г. Столина. Авторы определили факторы и тенденции их развития. Показали динамику предоставления сервисов ДБО. Цель данного исследования в целом достигнута. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх