Омский государственный технический университет
студент
Чижик В. П., доцент, кафедра экономики и менеджмента, Омский государственный технический университет
УДК 336.71
В настоящее время практически все банковские учреждения имеют собственные мобильные приложения, позволяющие совершать различные операции с пластиковыми карточками, получать информацию обо всех операциях по картам, а также совершать платежи, переводы и другие операции с помощью мобильного телефона [4]. Мобильный банк – специальный сервис, который позволяет владельцам банковских карт при помощи мобильного телефона управлять своим карточным счетом в любом месте и в любое время суток. Для самого банка мобильные приложения являются перспективным направлением банковского бизнеса, важным маркетинговым инструментом, позволяющим привлекать новых и удерживать постоянных клиентов [1].
Основными функциями и достоинствами любого мобильного банка являются: экономия времени клиента; быстрый доступ; бесплатное пользование; смс-информирование о балансе и совершенных операциях; возможность оплаты мобильного телефона, интернета, ТВ, ЖКХ, налогов, штрафов и пр.; переводы со счета на счет; просмотр информации о счете; выплаты по кредиту [2].
Российские банки существенно улучшили свои мобильные приложения в прошедшие несколько лет, что предполагает более удобный интерфейс и расширение функциональных возможностей, таких как:
За 2017 год большие перезапуски интерфейсов реализовали Сбербанк России, Альфа-Банк, ВТБ24, Промсвязьбанк, Банк Русский Стандарт – ключевые изменения связаны с упрощением доступа к наиболее востребованной информации и платежным операциям [5].
По результатам ежегодного исследования эффективности мобильных банковских приложений для частных лиц Mobile Banking Rank 2017, в первую пятерку по эффективности мобильных банков входят: Тинькофф Банк, Бинбанк, Почта Банк, Альфа-Банк, Сбербанк. Более эффективным в исследовании считается сервис, который наиболее полно удовлетворяет потребности пользователя и имеет удобный понятный интерфейс. Исходя из вышеуказанных исследований, мы решили сравнить наиболее популярные среди граждан РФ, на наш взгляд, мобильные приложения Сбербанка России и Тинькофф Банка [7].
Сравнительный анализ мобильного банка от Сбербанка России и Тинькофф Банка
Мобильным приложением Сбербанк Онлайн пользуются более 25 млн. клиентов, так же ежедневно совершается около 2 млн. платежей и переводов. Сервис признан «Лучшим СМС-банком» по Центральной и Восточной Европе за 2014, 2017 год по версии журнала Global Finance [8].
Основные инструменты и достоинства:
Так же нами были выявлены недостатки данного приложения:
Мобильный банк Тинькофф Банка в последние годы признается одним из лучших приложений среди своих конкурентов. Аналитическое агентство Markswebb Rank and Report в своем рейтинге мобильных банков ставило на первое место приложение Тинькофф Банка с 2014 по 2017 год; в аналогичном рейтинге компании Deloitte приложение Тинькофф Банка занимало первое место с 2013-2015 год.
Основные инструменты и достоинства:
Выявленные недостатки:
Рассмотрим основные отличия мобильных приложений Сбербанка и Тинькофф Банка в табл. 1.
Критерии |
Сбербанк России |
Тинькофф Банк |
Перевод по номеру телефона держателя карты |
+ |
+ |
Перевод средств на карты других банков без комиссии |
- |
+ |
Комиссия за слежение за счетом |
60 руб. в месяц (мобильный банк) |
39 руб. в месяц (смс-информирование) |
Cashback |
0,5 % от любой покупки баллами «спасибо» |
1 % от любой покупки, 5 % на выбранную категорию |
Получение процента на остаток по карте |
- |
6 % годовых |
Надежность (страхование средств на карте до 1,4 млн.) |
+ |
+ |
Ограничение суммы перевода |
30 000 руб. |
75 000 руб. |
Онлайн-чат с сотрудником |
- |
+ |
Анализ расходов |
+ |
+ |
Оплата услуг |
Интернет, мобильная связь, ЖКХ, налоги и штрафы, остальное – поиск вручную |
Интернет, мобильная связь, ЖКХ, налоги и штрафы, эл. кошелек, игры, соц. сети, магазины |
Открытие вклада |
+ |
+ |
По результатам проведенного исследования, так же исходя из нашего личного опыта пользования обоими приложениями, было выявлено, что для держателей (физических лиц) дебетовых карт по параметру «удобство пользования» оба приложения достаточны просты и понятны для совершения операций в мобильном банке, однако по параметру «функциональность» сервис Сбербанка незначительно уступает сервису Тинькофф Банка, так как отсутствуют возможность без комиссионного перевода средств на счета других банков, cashback со всех покупок по карте, онлайн-чат с сотрудником банка, а так же самостоятельные действия по блокировке и активации карты, несмотря на то, что в целом функционал приложений очень схож.
Рецензии:
11.02.2018, 18:13 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: Чижика В. П. и Горбаниной Д.С. поставлена важная и актуальная проблема использования мобильных приложений, предлагаемых клиентам банками РФ. Разумеется, тот объем данных, который используют авторы, очевидно недостаточен для полноценных выводов. Но как исходная публикация для дальнейшего исследования материал заслуживает внимание. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий