Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №54 (февраль) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 10.02.2018. Последняя правка: 08.02.2018.

Сравнительный анализ функциональных возможностей приложений «мобильный банк» в российских банках

Горбанина Дарья Сергеевна

Омский государственный технический университет

студент

Чижик В. П., доцент, кафедра экономики и менеджмента, Омский государственный технический университет


Аннотация:
Актуальность выбранной темы обусловлена всесторонним использованием мобильных приложений, предлагаемых клиентам банками РФ, и анализом возможностей «мобильного банка», для выявления преимуществ и недостатков.


Abstract:
The relevance of the chosen subject is caused by comprehensive use of the mobile applications offered clients by banks of the Russian Federation, and the analysis of opportunities of "mobile bank" for detection of advantages and shortcomings.


Ключевые слова:
мобильный банк; мобильное приложение; функциональные возможности; интерфейс; Сбербанк Онлайн; Тинькофф Банк

Keywords:
mobile bank; mobile application; functionality; interface; Sberbank Online; Tinkoff Bank


УДК 336.71

В настоящее время практически все банковские учреждения имеют собственные мобильные приложения, позволяющие совершать различные операции с пластиковыми карточками, получать информацию обо всех операциях по картам, а также совершать платежи, переводы и другие операции с помощью мобильного телефона [4]. Мобильный банк – специальный сервис, который позволяет владельцам банковских карт при помощи мобильного телефона управлять своим карточным счетом в любом месте и в любое время суток. Для самого банка мобильные приложения являются перспективным направлением банковского бизнеса, важным маркетинговым инструментом, позволяющим привлекать новых и удерживать постоянных клиентов [1].

Основными функциями и достоинствами любого мобильного банка являются: экономия времени клиента; быстрый доступ; бесплатное пользование; смс-информирование о балансе и совершенных операциях; возможность оплаты мобильного телефона, интернета, ТВ, ЖКХ, налогов, штрафов и пр.; переводы со счета на счет; просмотр информации о счете; выплаты по кредиту [2].

Российские банки существенно улучшили свои мобильные приложения в прошедшие несколько лет, что предполагает более удобный интерфейс и расширение функциональных возможностей, таких как:

  • активное развитие возможностей создания и управления подписками на счета от провайдеров коммунальных услуг, неоплаченные штрафы и задолженности по налогам;
  • возможности открывать счета и вклады, а также отправлять заявки на выпуск карт и получения кредитов прямо в приложении;
  • настройки карт – изменение лимитов, подключение и отключение информирования и других услуг;
  • подключение карт к платежным сервисам Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay;
  • использование push-уведомлений для одноразовых кодов подтверждения операций и информирования о движениях средств по картам, а также о выставленных счетах;
  • упрощение проведения банковских переводов между частными лицами – переводы по номеру телефона получателя, отправка запросов на получение перевода [6].

За 2017 год большие перезапуски интерфейсов реализовали Сбербанк России, Альфа-Банк, ВТБ24, Промсвязьбанк, Банк Русский Стандарт – ключевые изменения связаны с упрощением доступа к наиболее востребованной информации и платежным операциям [5].

По результатам ежегодного исследования эффективности мобильных банковских приложений для частных лиц Mobile Banking Rank 2017, в первую пятерку по эффективности мобильных банков входят: Тинькофф Банк, Бинбанк, Почта Банк, Альфа-Банк, Сбербанк. Более эффективным в исследовании считается сервис, который наиболее полно удовлетворяет потребности пользователя и имеет удобный понятный интерфейс. Исходя из вышеуказанных исследований, мы решили сравнить наиболее популярные среди граждан РФ, на наш взгляд, мобильные приложения Сбербанка России и Тинькофф Банка [7].

Сравнительный анализ мобильного банка от Сбербанка России и Тинькофф Банка

Мобильным приложением Сбербанк Онлайн пользуются более 25 млн. клиентов, так же ежедневно совершается около 2 млн. платежей и переводов. Сервис признан «Лучшим СМС-банком» по Центральной и Восточной Европе за 2014, 2017 год по версии журнала Global Finance [8].

Основные инструменты и достоинства:

  • подключение сервиса в любом банкомате Сбербанка;
  • получение информации о списаниях и зачислениях моментально;
  • запрос баланса и мини-выписки по картам;
  • пополнение баланса мобильного телефона без комиссии;
  • переводы между своими счетами и картами, перевод по номеру телефона или номеру карты клиентам Сбербанка, перевод на карту клиентам другого банка, переводы организации или частным лицам по реквизитам;
  • оплата интернета, ЖКХ, штрафов ГИБДД (более 60 тыс. услуг);
  • подключение автоплатежей;
  • возможность открытия вкладов с повышенной процентной ставкой;
  • погашение кредитов в Сбербанке и других банках;
  • получение предодобренных предложений по кредитным продуктам;
  • считывание реквизитов карты по NFC.

Так же нами были выявлены недостатки данного приложения:

  • слабая защищенность интернет-среды, программ коммуникации от несанкционированного доступа;
  • взимание комиссии за перевод денежных средств в другие банки;
  • ограничение максимальных сумм переводов (каждый платеж сторонней организации, подтвержденный разовым паролем, полученный в смс-сообщении, не может превышать 10 тыс. руб., в сутки можно перевести не более 300 тыс. руб.).

Мобильный банк Тинькофф Банка в последние годы признается одним из лучших приложений среди своих конкурентов. Аналитическое агентство Markswebb Rank and Report в своем рейтинге мобильных банков ставило на первое место приложение Тинькофф Банка с 2014 по 2017 год; в аналогичном рейтинге компании Deloitte приложение Тинькофф Банка занимало первое место с 2013-2015 год.

Основные инструменты и достоинства:

  • полная статистика по счету;
  • перевод денежных средств между своими счетами и картами, на счета других банков без комиссии;
  • оплата телефона, интернета, ЖКХ, штрафов ГИБДД;
  • cashback на покупки по карте 1 %, а так же повышенный cashback на определенные категории товаров;
  • доход 6 % годовых на остаток по дебетовой карте;
  • возможность открытия вкладов;
  • возможность самостоятельно блокировать и активировать карту, оформлять дополнительную карту, управлять лимитами [9].

Выявленные недостатки:

  • ограничения на перевод без комиссии (20 000 руб. в месяц).

Рассмотрим основные отличия мобильных приложений Сбербанка и Тинькофф Банка в табл. 1.

Таблица 1 - Основные отличия приложений Сбербанка и Тинькофф Банка

Критерии

Сбербанк России

Тинькофф Банк

Перевод по номеру телефона держателя карты

+

+

Перевод средств на карты других банков без комиссии

-

+

Комиссия за слежение за счетом

60 руб. в месяц (мобильный банк)

39 руб. в месяц (смс-информирование)

Cashback

0,5 % от любой покупки баллами «спасибо»

1 % от любой покупки, 5 % на выбранную категорию

Получение процента на остаток по карте

-

6 % годовых

Надежность (страхование средств на карте до 1,4 млн.)

+

+

Ограничение суммы перевода

30 000 руб.

75 000 руб.

Онлайн-чат с сотрудником

-

+

Анализ расходов

+

+

Оплата услуг

Интернет, мобильная связь, ЖКХ, налоги и штрафы, остальное – поиск вручную

Интернет, мобильная связь, ЖКХ, налоги и штрафы, эл. кошелек, игры, соц. сети, магазины

Открытие вклада

+

+

По результатам проведенного исследования, так же исходя из нашего личного опыта пользования обоими приложениями,  было выявлено, что для держателей (физических лиц) дебетовых карт по параметру «удобство пользования» оба приложения достаточны просты и понятны для совершения операций в мобильном банке, однако по параметру «функциональность» сервис Сбербанка незначительно уступает сервису Тинькофф Банка, так как отсутствуют возможность без комиссионного перевода средств на счета других банков, cashback со всех покупок по карте, онлайн-чат с сотрудником банка, а так же самостоятельные действия по блокировке и активации карты, несмотря на то, что в целом функционал приложений очень схож.

Библиографический список:

1. Воронин А. Мобильный банкинг: тенденции рынка, риски и решения // PC Week. — 2016. — № 5 — С. 6 — 7
2. Дремова Е.С. Инновационная деятельность банков по предоставлению услуг через мобильную связь // Молодой ученый. — 2016. — № 4 — С.20 —21
3. Егина Е. Мобильный маркетинг в банковской сфере // Школа рекламиста. — 2016. — №9 — С. 3—4
4. Чернышова О.Н., Коротаева Н.В., Зобова Е.В. Информационные технологии в банковском бизнесе: современные тенденции и перспективы развития // Социально-экономические явления и процессы. — 2017. — № 3 — С. 50 — 54.
5. Кудряшов В.С., Птицын Е.Ю. Перспективы развития интернет-банкинга как услуги коммерческого банка // Экономические науки. — 2017. — №6 — С. 18 — 19
6. Юсупова О.А. Интернет-банкинг как направление диджитализации банковского бизнеса // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2016. — №34 — С. 15 — 17
7. Mobile Banking Rank 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://markswebb.ru — Заглавие с экрана. — (Дата обращения: 14.01.2018).
8. Официальный сайт Сбербанк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sberbank.ru — Заглавие с экрана. — (Дата обращения: 16.01.2018).
9. Официальный сайт Тинькофф Банка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tinkoff.ru — Заглавие с экрана. — (Дата обращения: 15.01.2018).




Рецензии:

11.02.2018, 18:13 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: Чижика В. П. и Горбаниной Д.С. поставлена важная и актуальная проблема использования мобильных приложений, предлагаемых клиентам банками РФ. Разумеется, тот объем данных, который используют авторы, очевидно недостаточен для полноценных выводов. Но как исходная публикация для дальнейшего исследования материал заслуживает внимание. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх