Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №54 (февраль) 2018
Разделы: Психология
Размещена 19.02.2018. Последняя правка: 19.02.2018.
Просмотров - 30304

Я-КОНЦЕПЦИЯ В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Дорохов Владимир Владимирович

аспирант

Могилёвская санаторная школы-интернат для детей больных сколиозом

преподаватель истории и обществоведения

Черепанова Ирина Вячеславовна, доцент, кандидат психологических наук


Аннотация:
Тема самосознания и самовосприятия человека является одной из центральных проблем психологии, философии и социологии. Я-концепция представляет собой динамическую систему представлений о самом себе, обуславливает восприятие воздействия внешних факторов, а также определяет стандарты, правила и сценарии поведения. В данной статье рассматривается Я-концепция с позиций зарубежных исследователей.


Abstract:
The theme of self-consciousness and self-perception of a person is one of the central problems of psychology, philosophy and sociology. I-concept is a dynamic system of self-conceptions, causes perception of the impact of external factors, and also defines standards, rules and scenarios of behavior. This article considers the Self-concept from the perspective of foreign researchers.


Ключевые слова:
Я-концепция; самосознание; самореализация

Keywords:
self-concept; consciousness; self-realization


УДК 1

ВВЕДЕНИЕ 

Одними из главных функций Я-концепции являются поддержание чувства самоидентичности, сохранение структуры ценностей, обеспечение внутренней целостности личности и устойчивости основных ее проявлений. Кроме того, Я-концепция служит источником ожиданий человека. Часто данный термин используют как синоним понятия «самосознание», но термин «Я-концепция» более предметен и при этом включает в себя оценочный компонент.

Психологические словари определяют термин «Я-концепция» как более или менее осознанную, динамическую и при этом достаточно устойчивую систему представлений человека о себе самом, руководствуясь которой он выстраивает отношение к себе и взаимодействие с другими людьми.

Представление человека о себе, образ себя – это достаточно сложный и не поддающийся прямому изучению психический феномен, который не является самоосознанием качеств и характеристик своей личности. Сущность человеческого «Я» не есть телесная, эмоциональная и интеллектуальная функция, «Я» представляет собой некий центр управления, который способен ставить цели и управлять всеми этими функциями.

1. Я-КОНЦЕПЦИЯ УИЛЬЯМА ДЖЕЙМСА

У. Джеймс − американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма. Он определял психологию как «описания и объяснения состояний сознания как такового» Джеймса интересовали философские аспекты таких фундаментальных концепций как мысль, внимание, эмоции, самосознание, воля. Личность, согласно Джеймсу, формируется в процессе непрерывного взаимодействия привычек, инстинктов и личного выбора. Свою задачу сам Джеймс видел в том, чтобы, «с помощью аналитического метода непосредственного самонаблюдения, изучать «первичные данные» — душевные явления в их целостности и связи с обусловливающими их физиологическими процессами».

Джеймс первым из психологов начал подробно заниматься проблематикой Я – концепции. Он считал, что самосознание человека является двойственным: о чем бы человек ни думал, он в тоже время в большей или меньшей степени осознает самого себя, свое собственное существование. Поэтому самосознание содержит в себе одновременно две части: сознающую и познаваемую, чистое «я» и эмпирическое «я». Личностью Джеймс считал именно эмпирическое «я».

Я (SELF) = Я (I) - сознающее + Я - как объект (ME) Анализ личности можно подразделить на три части:

•        Анализ  составных элементов

•        Анализ чувств и эмоций, вызываемых этими элементами (самооценка)

•        Анализ поступков, вызываемых этими элементами (забота о самом себе и самосохранении)

Составные элементы Джеймс, в свою очередь, также разделял на три класса:

•        Физическая личность

•        Социальная личность

•        Духовная личность

•        Физическая личность. К ней относится все, с чем отождествляется человек вследствие телесной организации: тело, одежда, семья, дом, накопления, результаты труда и т.п.

•        Социальная личность. Признание в человеке личности со стороны других людей. Согласно Джеймсу, человек имеет столько же разных социальных личностей, сколько есть в его жизни различных групп людей, мнением которых о себе он дорожит: «Мы выставляем себя в совершенно ином свете перед нашими детьми, нежели перед клубными товарищами; мы держим себя иначе перед нашими постоянными покупателями, чем перед нашими работниками; мы — нечто совершенно другое по отношению к нашим близким друзьям, чем по отношению к нашим хозяевам или к нашему начальству» [1, с. 84].

Такое разделение на совершенно различные социальные личности имеет и положительный, и отрицательный аспекты. Положительный аспект состоит в том, что это позволяет более продуктивно и адекватно общаться с разными людьми. Отрицательный аспект может проявляться как страх перед тем, что в одном кругу общения могут проявиться совершенно неподходящие элементы общения с людьми другого круга.

Правила и нормы той или иной среды общения являются законом для тех, кто по тем или иным причинам хочет принадлежать к этой среде, поэтому каждая социальная личность может иметь свой этический и поведенческий кодекс. Возможны и случаи, когда человек открыто обозначает различие между своими социальными личностями, например: «Как человек я вам сочувствую, но как чиновник я ничем не могу вам помочь»

Духовная личность. Субъективная внутренняя бытийность человека. Набор его нравственных, философских и религиозных установок

«Под духовной личностью, поскольку она связана с эмпирической, мы не разумеем того или другого отдельного преходящего состояния сознания. Скорее, мы разумеем под духовной личностью полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств. Это объединение в каждую отдельную минуту может стать объектом нашей мысли и вызвать эмоции, аналогичные эмоциям, производимым в нас другими сторонами нашей личности» [1, с. 86].

Самым центром, ядром «я» является чувство активности, проявляющееся в некоторых душевных состояниях, характеризующихся высокой степенью затронутости.

Самооценка. Она, согласно Джеймсу, бывает двух видов: самодовольство и недовольство собой, т.е. включает в себя два противоположных класса чувствования:

•        гордость, высокомерие, тщеславие, заносчивость, самопочитание

•        униженность, скромность, позор, раскаяние, отчаяние, стыд.

Несмотря на то, что каждый человек в той или иной степени испытывает оба класса чувств, он имеет определенный постоянный тон самоощущения, не зависящий от внешних обстоятельств.Для определения самооценки Джеймс предлагает следующую формулу:

Самооценка = Успех / Притязания

Таким образом, самооценка, самоуважение является результатом отношения наших действительных, реализованных способностей к потенциальным, предполагаемым, т.е. отказ от притязаний дает облегчение, подобное осуществлению их на деле.

Рассматривая вопрос о конфликте и соперничестве различных частей личности человека, Джеймс говорит о том, что физическая природа накладывает на нас существенные ограничения в выборе того, кем мы можем быть. «Человек должен тщательно рассмотреть различные стороны своей личности, чтобы искать спасения в развитии глубочайшей, сильнейшей стороны своего «я». Все другие стороны нашего «я» призрачны, только одна из них имеет реальное основание в нашем характере, и потому ее развитие обеспечено. Неудачи в развитии этой стороны характера суть действительные неудачи, вызывающие стыд, а успех — настоящий успех, приносящий нам истинную радость» [1, с. 89-90].

2. Я-КОНЦЕПЦИЯ В ТЕОРИИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

В первые годы своей работы 3. Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Фрейд ее обозначил термином «либидо». Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. В предсознательном теснятся психические переживания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания. Сознание не пассивно отражает процессы, которые содержатся в сфере бессознательного, но находится с ними в состояния постоянного антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения.

Позднее в работах «Я» и «Оно», «По ту сторону удовольствия» 3. Фрейд предложил иную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» − наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия. Инстанция «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх-Я» служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду Оно», но в противовес «Сверх-Я», то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести. Поскольку требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных «защитных механизмов» − таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Проекция − это перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти. Регрессия − соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация − один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится в виде деятельности, приемлемой для индивида и для общества, в котором он живет.

Личность, по З. Фрейду, − это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это реципрокное взаимодействие осуществляется. Динамика личности определяется действием инстинктов. Они состоят из четырех компонентов: побуждение; цель, то есть достигнутое удовлетворение; объект, с помощью которого цель может быть достигнута; источник, в котором побуждение порождается. Одно из основных положений психоаналитическогo учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что 3. Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка − это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого. В соответствии со своей сексуальной теорией психики 3. Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной, или сексуальной энергии. Таким образом, психоаналитические стадии − это стадии генеза психического в течение жизни ребенка. В них отражено развитие «Оно», «Я», «Сверх-Я» и взаимовлияния между ними.

3. «ЗЕРКАЛЬНОЕ Я». СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

Интеракционисты полагали, что и индивид, и общество являются результатом и продуктом коммуникации – ролевого взаимодействия между людьми (интеракции). Общество в целом рассматривалось ими как сумма межличностных взаимодействий «Я» и «Ты», «Я» и «Другие»

Символический интеракционизм основывается на работах Ч. Кули и Дж. Мида. Данная теория опирается на три предпосылки:

•        Люди реагируют на внешние стимулы исходя из значений, которые они приписывают элементам своего окружения.

•        Данные значения есть результат социального взаимодействия.

•        Данные значения могут изменяться в результате возникающего в рамках этого взаимодействия индивидуального   самовосприятия.

Чарльз Кули впервые акцентировал значение обратной связи, получаемой человеком от других людей как основного источника данных о себе самом. В 1912 г. Кули выдвинул концепцию «зеркального Я», в которой обосновывал, что представления человека об оценке себя значимыми другими, оказывает существенное влияние на его Я-концепцию.

«Зеркальное Я» образуется в результате символического общения человека с различными значимыми первичными группами, в которых он участвует. Первичными эти группы являются потому, что в них человек получает самый первый опыт взаимоотношений, они служат фундаментом для формирования идеалов и развития социальной природы человека. Эти группы естественны, поскольку рационально не планируются и не организовываются. Они представляют собой некое «мы», основанное на взаимном отождествлении участников и вызывают у них соответствующие переживания. К первичным группам можно отнести в первую очередь семью, соседей, детские игровые группы. Тесные непосредственные взаимоотношения между членами такой группы дают человеку обратную связь, которая является основой для его самооценки.

Поэтому первичные группы, по мнению Кули, играют основополагающую роль в становлении человеческого «я». Я-концепция, является, таким образом, основывается на представлениях человека о том, что о нем думают другие. Она формируется в процессе социального взаимодействия, в ходе которого человек интегрирует те или иные роли, ценности и убеждения. «Там, где нет коммуникации, — пишет Кули, — не может быть никакой его номенклатуры и никакого развитого мышления. То, что мы называем «Я», «мое» или «Я сам», является в таком случае какой-то обособленной от общей жизни, но наиболее интересной ее частью, интерес к которой вырастает из самого того факта, что она является одновременно и общей и индивидуальной»

Джордж Мид разработал теорию, объясняющую аспекты восприятия человеком других людей и развивающую концепцию «обобщенного другого», которая развивает и дополняет теорию «зеркального Я» Кули. Согласно теории Мида, развитие Я-концепции человека есть происходящий внутри него социальный процесс, в результате которого появляются Я-познающее и Я-эмпирическое. Однако Мид трактовал эти стороны целостного «я» иначе, чем Джеймс. Он полагал, что I – это неупорядоченная импульсивная и во многом бессознательная психическая динамика, с которой начинается любое поведение. Но далее оно развивается и завершается как ME, которое представляет собой систему интернализованых под влиянием социокультурных факторов установок и ценностей других. Таким образом, MЕ направляет и ограничивает I определенными рамками, а вместе они образуют целостное личностное Я – SELF.

В концепции Мида можно выделить следующие основные положения:

•        Социальная жизнь является необходимым условием возникновения сознания людей как существ, обладающих личностным Я.

•        Общество является социальным продуктом, который «конструируется» как сумма процессов социального взаимодействия как актов коммуникации.

•        Социальный мир есть межличностный феномен, который постоянно воссоздается и развивается в процессе межличностных взаимодействий как взаимной коррекции своего поведения по отношению к поведению других.

Таким образом, и Кули, и Мид не разделяют и не противопоставляют «я» (SELF) и общество, считая их взаимопроникающими процессами, двумя сторонами явления интерсубъективной структуры мира. Они полагали, что структура «я» есть отражение общественного процесса, а организация группы идентична каждому входящему в нее «я» [2, с .218-219].

4. ЭРИК ЭРИКСОН

Э. Эриксон является одним из наиболее известных и влиятельных теоретиков постфрейдизма. Изучив жизнь и воспитание детей в различных культурах, он расширил понимание психоанализа, дополнив его последними достижениями антропологии, психологии и других социальных наук. Эриксон разработал теорию развития здоровой личности основываясь на полученном им из первоисточников знании других культур, не связанных с западным мировоззрением.

Эриксон рассматривает проблематику Я-концепции через призму эго-идентичности, которую он понимал как продукт данной культуры, возникающий на биологической основе. Ядром концепции Эриксона является модель развития человека. В отличие от психоанализа, постулирующего источником всех бессознательных мотивов детство человека, в своей модели Эриксон впервые рассматривает человеческую жизнь как непрерывный процесс развития, состоящий из восьми последовательных стадий. По его мнению, эти стадии являются универсальными для всего человечества. Каждая стадия основывается на предыдущей и включает в себя биологические, психологические и социальные компоненты.

Свою модель Эриксон назвал эпигенетической, подчеркивая этим, что последующие стадии возникают только после развития предыдущих. Он поясняет этот принцип так: «Все, что растет, имеет почву, из этой почвы поднимаются отдельные части, каждая из которых имеет свой срок роста, пока все части не поднимутся и не образуют единое функциональное целое» [4, с. 172]. Эриксоновская схема развития базируется на двух постулатах:

•        Индивид развивается постепенно в соответствии со своей готовностью поддерживать взаимодействие и общение со все более широким социальным кругом.

•        Общество заинтересовано в предоставлении людям все больших возможностей для взаимодействия, поддерживая при этом определенную последовательность и скорость появления этих возможностей.

Каждая стадия имеет свою задачу и требует преодоления связанного с ней кризиса, разрешение которого позволяет человеку перейти на следующую стадию. Кризисы, по мнению Эриксона - «особые моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и отставанием». Кризис является переломным моментом в обучении. В случае успешного преодоления он позволяет приобрести новые навыки и освоить новые типы отношений.

Эриксон приводит следующие стадии развития человека [3, с. 192-208].

•        Базисное доверие против базисного недоверия

•        Автономия против стыда и сомнения

•        Инициатива против вины

•        Трудолюбие против неполноценности

•        Идентичность против спутанной идентичности

•        Близость против изоляции

•        Генеративность против стагнации

•        Целостность против отчаяния

Важное место в теории Эриксона занимает определение и анализ идентичности. Этот термин объединяет теории психоанализа, когнитивной психологии, социологии и эго-психологии. В силу неоднозначности и сложности Эриксон избегал четкой формулировки этого термина: «Я могу попытаться более явно представить суть идентичности, только рассмотрев ее с разных точек зрения. С одной стороны ее можно отнести к сознательному ощущению личной идентичности, с другой – это бессознательное стремление к целостности личного характера. С третьей – это критерий для процесса синтеза эго. И наконец, внутренняя солидарность с групповыми идеалами и групповой идентичностью» [4. с. 180].

Эриксон выделяет следующие составляющие понятия «идентичность»:

•        Индивидуальность – осознанное ощущение своей аутентичности и независимости собственного существования.

•        Тождественность и целостность – переживание внутреннего тождества, непрерывности между

«я в прошлом» и «я в будущем», ощущение согласованности и осмысленности своей жизни.

•        Единство и синтез – переживание внутренней гармонии и целостности, синтезирование усвоенных в детстве идентичностей и образов себя в единое осмысленное целое.

•        Социальная солидарность – переживание внутренней солидарности с ценностями общества и групп, ощущение, что собственная идентичность поддерживается значимыми другими и соответствует их критериям восприятия и ожиданиям.

Рассматривая развитие идентичности, Эриксон выделял в нем психологически и социальный аспекты:

•        развитие ощущения идентичности во многом основано на вере в тождество и целостность мировоззрения значимых людей, оценка которых важна для человека;

•        несмотря на то, что некоторые аспекты поиска идентичности представляют собой сознательный процесс, бессознательная мотивация играет ведущую роль;

•        для развития ощущения идентичности необходимы определенные физические, психологические и социальные условия;

•        укрепление чувства идентичности находится в зависимости от прошлых, настоящих и будущих событий: в детстве человек должен получить базовое чувство идентификации, в насто- ящем взрослый человек должен иметь реалистичную профессиональную идентификацию, и наконец, он должен быть уверен, что избранные им роли и модели поведения, несмотря на перемены, будут актуальны и адекватны в будущем.

Эриксон подвергает критике такие статические понятия, как Я-образ и самооценка. Согласно его представлениям, главной чертой этих концепций является динамизм, поскольку идентичность более напоминает процесс последовательного расширения представлений о себе и не может являться чем- то конечным. Эриксон считает, что показателем оптимальности чувства идентичности является внутренняя уверенность в правильности выбранного направления своего жизненного  пути.

5. КАРЛ РОДЖЕРС

Я-концепция является определяющим понятием в подходе американского психолога и психотерапевта Карла Роджерса. Эта концепция является настолько важной и неотъемлемой частью его теории личности и психотерапии, что некоторые исследователи определяют ее как «теорию Я». Современное состояние проработки теории Я-концепции в большой степени достигнуто благодаря работам Роджерса и его клинической практике.

В своей теории личности Роджерс исходит из того, что объективная действительность не является всеобщей: каждый человек, воспринимает и интерпретирует реальность согласно собственным представлениям о ней. Накопленный человеком жизненный опыт, таким образом, является уникальным    и лучше всего может быть понят только самим человеком. Поэтому понимание мотивов поведения человека возможно только через феноменологическое исследование его субъективного восприятия и способов познания.

В своих исследованиях Роджерс стремился сохранять присущую феноменологическому подходу объективность. Поэтому он разрабатывал свою теорию, исходя из собственного клинического опыта, избегая приверженности к существующим школам и традициям [5, с. 42].

Основными концепциями теории Роджерса являются следующие:

•        Поле опыта. Это уникальная для каждого индивида область, которая содержит все, что происходит в окружающей человека действительности и доступно его непосредственному осознанию, а также все события, представления и ощущения, которые можно осознать при соответствующем сосредоточении. Область опыта несовершенна, субъективна и избирательна, поскольку ограничивается психологическими и биологическими рамками. Но эта область и является реальным миром человека, независимо от того, как его воспринимают другие.

•        «Я» как процесс. «Я» индивида находится внутри поля опыта и представляет собой постоянно изменяющуюся сущность. При этом при наблюдении в любой момент времени оно кажется постоянным и предсказуемым вследствие фиксации в целях наблюдения определенной части поля опыта. Роджерс делает следующее заключение: «Мы знакомимся с «Я» не методом постепенного изучения… Результатом наблюдения, безусловно, является гештальт, форма, где изменением одного незначительного аспекта можно изменить весь паттерн целиком» [6, с. 201]. В отличие от других теорий, описывающих «я» как стабильную часть личности, Роджерс придает ему противоположный смысл: «я» - это процесс, постоянно меняющаяся система. В своих рассуждениях Роджерс опирается именно на эти свойства, акцентируя подвижность и изменчивость «я» и обосновывая этим идею о том, что человек не просто способен личностно развиваться и расти – эта тенденция имеет сущностное свойство. Роджерс дает следующее определение Я-концепции: это восприятие и понимание человеком себя самого, которое основывается на опыте прошлого, событиях настоящего и планах на будущее.

•        «Я»-идеальное. Это мысленный образ «я», которому человек более всего хотел бы соответствовать.

«Я»-идеальное также является гибкой и постоянно трансформирующейся структурой. В случае существенных различий «я»-идеального от «я»-реального человек будет чувствовать неудовлетворенность и психологический дискомфорт. Если же такие различия являются объективно непреодолимыми, «я»-идеальное может привести к неврозу и стать преградой на пути личностного роста.

•        Тенденция к самоактуализации. Роджерс считал, что эта тенденция врожденна и присуща любому человеку и определял ее как стремление к самостоятельности, самовыражению, развитию и активизации всех имеющихся ресурсов и возможностей. Утверждение о том, что самоактуализация возможна всегда, что она является главной целью и центром устремлений человека, является одним из ключевых постулатов Я-концепции Роджерса.

•        Ложный образ «я». Бывает так, что ребенок или даже взрослый человек создают «хорошую» Я-концепцию, игнорируя или отрицая имеющиеся проблемы и преувеличивая свои возможности. Для сохранения такого ложного образа «я», приходится искажать собственные чувства и переживания. Чем больше приходится прибегать к подобным искажениям, тем больше вероятность совершения ошибок и столкновения с дополнительными проблемами. В результате это может привести к неадекватному, спутанному поведению. Опасность здесь состоит в том, что каждое столкновение с несоответствием между «я» и реальностью углубляет личностный дисбаланс, усиливает защитные реакции и понижает способность человека адаптировать новый опыт, создавая условия для новых ситуаций несоответствия. Если защитные механизмы по какой-либо причине не срабатывают, человек может не справляться с реальностью и в результате переживать хроническую тревогу, агрессию или страх, вплоть до психотических проявлений.

•        Полноценно функционирующая личность. Согласно Роджерсу, это индивидуум, который полностью осознает свое реальное «я». Ему присущи следующие черты: он живет в настоящем, открыт любому опыту, позитивно воспринимает перемены и с доверием относится к своей интуиции. Он безоценочно воспринимает свои реакции на ситуации не боится спонтанно реагировать.

•        Эмпатическое понимание. Способность доброжелательно, точно и без объективной коррекции понимать чувства и опыт других людей так, как они сами их переживают. Роджерс считал эту способность необходимым элементом в развитии и коррекции Я-концепции, который помогает снимать внутренние барьеры и облегчает личностный рост.

6. РОБЕРТ БЕРНС

Английский психолог и педагог Роберт Бернс внес значительный вклад в теоретическую разработку и систематизацию понятия «Я-концепция». Теория Бернса посвящена формированию самосознания индивида и влиянию его представлений о себе на процесс его воспитания и обучения. Бернс подробно исследует проблемы становления самосознания и самооценки ребенка. Рассматривая аспекты развития Я-концепции Бернс опирается на работы У. Джеймса, Э. Эриксона и К. Роджерса.

Согласно Бернсу, Я-концепция представляет собой систему, включающую в себя как представления индивида о себе, так и его собственную оценку этих представлений, т.е. Я-концепция – это описательная составляющая (образ Я) + оценочная составляющая (самооценка). Далее будут рассмотрены основные положения его теории.

Выделение двух составляющих – описательной и оценочной, дает возможность рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Эти установки содержат в себе три основных составляющих:

•        Когнитивная составляющая – убеждение о себе, образ Я, представление индивида о самом себе.

Представления человека о самом себе в основном кажутся ему верными и убедительными вне зависимости от того, насколько они обоснованы и соответствуют реальности.

Описывая себя (и других) человек обычно использует обобщающие прилагательные: «упорный», «скромный», «ответственный» и т.д. Эти характеристики абстрактны и, несмотря на то, что они не связаны с конкретными ситуациями и событиями, они с одной стороны отражают некоторые устойчивые паттерны поведения, а с другой – показывают избирательный и обусловленный характер человеческого восприятия.

Таких характеристик может быть очень много: социальные, физические, психологические, статусные и т.д. Все они входят в Я-образ с той или иной значимостью, которая может меняться в зависимости от ситуативного контекста, жизненного опыта, мнения значимых людей или других факторов. Подобные описания являются одним из способов выделить неповторимость личности через сумму ее отдельных черт.

•        Эмоционально-оценочная составляющая – эмоциональное отношение к убеждению о себе. Аффективная самооценка этого убеждения, которая может обладать различным знаком и интенсивностью.

Как уже говорилось, оценка приписываемых себе качеств далеко не всегда является объективной. Не вызовут разногласий, возможно, лишь пол, возраст, профессия и ряд других очевидных данных. В основном в самоописании все же присутствует достаточно сильный оценочный личностный момент. Иными словами, «Я-концепция – это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний» [7, с. 114]. Бернс также указывает, что основным источником самооценки является субъективная интерпретация индивидом реакций других людей на его качества и проявления, а также социальные стандарты, семейные, групповые и общекультурные ценности.

Бернс выделяет три важных для понимания самооценки момента:Существенную роль в формировании самооценки играет сопоставление «я»-реального и «я»-идеального. Высокая степень совпадения является основой позитивного самовосприятия и важным показателем психического здоровья.

•        Человек склонен оценивать себя так же, как, согласно его мнению, оценивают его значимые другие. Иными словами, самооценка индивида тесно связана с интериоризацией социальных реакций на него.

•        Человек имеет тенденцию оценивать свои самопроявления и действия через призму своей идентичности, т.е. испытывать удовлетворение от того, что он хорошо делает то, что сам избрал объектом своей деятельности. Чем выше значимость этого объекта, тем большее удовлетворение от самопроявлений получает человек и тем выше его самооценка.

Поведенческая составляющая – потенциальные поведенческие реакции, конкретные самопроявления и действия, которые могут вызываться образом Я и самооценкой. Бернс здесь также подчеркивает известный факт, что человек далеко не всегда строит свое поведение в соответствии со своими убеждениями. Зачастую непосредственно следующее из убеждения поведение модифицируется или подавляется совсем из-за страха перед последствиями, социальной неприемлемости или внутреннего конфликта ценностных установок самого человека.

Структура Я-концепции. Обобщая и структурируя различные психологические теории, Бернс предлагает схему, которая отражает структуру Я-концепции, а также упорядочивает терминологию, встречающуюся в различных теориях и концепциях. Он предлагает представить Я-концепцию в форме иерархической структуры, объединяющей различные элементы самосознания. Однако Бернс предупреждает об условности подобного представления, которое служит лишь удобной моделью. В реальной психической жизни человека эти элементы образуют единую целостную систему. Я-объект и Я-субъект, образ Я и самооценка существуют слитно и неразрывно, поддаваясь лишь условному концептуальному различению.

Три основные модальности самоустановок

Образ Я и самооценка предрасполагают человека к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию Бернс рассматривает как совокупность установок индивида, направленных на самого себя, имеющих различные модальности и ракурсы:

•        Реальное Я − установки, связанные с восприятием человеком собственных актуальных ролей, возможностей, способностей, статуса.

•        Зеркальное (социальное) Я − установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие.

•        Идеальное Я − установки, связанные с представлениями человека о том, каким он хотел бы себя видеть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При рассмотрении вышеизложенных Я-концепций можно сделать следующие выводы. На сегодняшний день подходы различных авторов к изучению Я-концепции существенно различаются. Это с одной стороны, позволяет более детально прояснить составляющие этого сложного психического феномена, а с другой – затрудняет как целостное восприятие, так и определение его конкретного содержания. Тем не менее, существующие теории позволяют выявить составляющие Я-концепции, их общие характеристики, взаимосвязи и закономерности  развития.

Теории различных  исследователей  объединяет  определение  Я-концепции  как  изменяющейся и развивающейся системы самопредставлений человека, включающей в себя такие компоненты    как «Я-сознающее», «Образ Я», «Идеальное Я» и самооценка. Фактором, оказывающим наибольшее влияние на развитие Я-концепции, большинством исследователей признаются детско-родительские отношения и другие ранние социальные взаимодействия.

Библиографический список:

1. Джеймс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991.
2. Курбатов В.И. Современная западная социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
3. Эриксон Э. Детство и общество. – М.: Речь, 2000.
4. Фрейджер Р., Фейдиман Дж. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб: Прайм-ЕВ- РОЗНАК, 2004.
5. Роджерс Карл. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта. – М.: «Прогресс», 1994.
6. Rogers, C. R. (1959). A theory of therapy, personality, and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. Ir S. Koch (Ed.), Psychology, the study of a science. Vol. 3: Formulations of the person and the social context. New York McGraw-Hill.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.




Рецензии:

19.02.2018, 10:36 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Без психоанализа и Фрейда это даже рассматривать нельзя. После добавления Фрейда можно рассматривать.

19.02.2018 15:15 Ответ на рецензию автора Дорохов Владимир Владимирович:
Добавил. Спасибо.

19.02.2018, 11:09 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Соглашусь с Леонидом Борисовичем. Для полноценного анализа Я-концепции в трудах зарубежных ученых необходимо включить психоаналитическую концепцию З. Фрейда. На мой взгляд, это повысит ценность статьи. Рекомендую статью доработать.
19.02.2018 15:15 Ответ на рецензию автора Дорохов Владимир Владимирович:
Спасибо. Доработал.

19.02.2018, 11:15 Мамедов Хасан Исмаилович
Рецензия: Как раз таки,З. Фрейд и его психоанализ имеет весьма условное отношение к понятию Я-концепции. А статья именно о Я-концепции и зарубежных исследователях, которые непосредственно причастны к этой проблеме. Вне всяких сомнений, статья рекомендуется к публикации.
19.02.2018 15:15 Ответ на рецензию автора Дорохов Владимир Владимирович:
Благодарю!

19.02.2018, 13:13 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья написана хорошим, научным языком. Однако, в библиографическом списке, источников больше, чем сносок в тексте. Доработать.
19.02.2018 14:14 Ответ на рецензию автора Дорохов Владимир Владимирович:
Спасибо. Исправил.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх