Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №54 (февраль) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 24.02.2018.
Просмотров - 9159

БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Чешун Татьяна Владимировна

Полесский государственный университет

студент

Самоховец Мария Павловна, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье рассмотрены основные направления бюджетной поддержки предпринимательства Республики Беларусь. Обозначены законодательные основы проведения государственной политики стимулирования предпринимательской деятельности. Определены и охарактеризованы основные каналы получения бюджетной поддержки субъектами малого и среднего бизнеса.


Abstract:
The article considers the main directions of the budget of support of entrepreneurship of the Republic of Belarus. Secondly, the basis of the state policy stimuli of entrepreneurship activities. The characteristics and main channels of Budget support for small and medium-sized businesses are defined.


Ключевые слова:
бюджет; финансирование; предпринимательская деятельность; малый и средний бизнес

Keywords:
budget; financing; entrepreneurial activity; small and medium business


УДК 330.564.224

Введение

Одним из важнейших условий становления рыночной экономики в стране является развитие устойчивой системы предпринимательства. Уровень развития предпринимательства в стране может свидетельствовать о её возможности приспосабливаться к постоянно меняющейся экономической ситуации. Кроме того, развитие субъектов малого и среднего бизнеса во многом определяет качественную составляющую большинства макроэкономических показателей. Именно предприниматели активно занимаются разработкой и внедрением организационных, технологических и технических инноваций, создавая новые рабочие места и усиливая конкурентное преимущество.

Актуальность данной темы состоит в том, что поиск источников финансирования для любого субъекта хозяйствования, а особенно для категории предпринимателей, является важным направлением менеджмента. Кроме того, развитие  предпринимательства для Республики Беларусь важно с позиций  реализации модели социально ориентированной рыночной экономики, поэтому бюджетное финансирование призвано сыграть немаловажную роль в этом процессе.

Целью исследования является выявление и характеристика основных направлений бюджетного финансирования предпринимательства в Республике Беларусь.

Основная часть.

Законодательной основой осуществления предпринимательской деятельности в Республике Беларусь является Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» №813-ХII от 28.05.1991 г., в соответствии с которым предпринимательством признается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). 

В Республике Беларусь за последние 8 лет количество субъектов малого и среднего предпринимательства значительно увеличилось (рисунок 1), в том числе благодаря проводимой государством политики разгосударствления и приватизации. В республике создаются благоприятные условия (льготные режимы налогообложения субъектов предпринимательства, кредитование на льготных условиях, расширение списка видов деятельности не требующих регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и т.п.) для осуществления предпринимательской деятельности, которые с каждым годом совершенствуются.

 

  Рисунок 1 – Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь за 2009-2016 гг., чел.

Примечание – Источник: [собственная разработка на основе источника 1]

Важным регламентирующим документом в области финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства является Закон Республики Беларусь № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 1 июля 2010 г. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Законодательной основой стимулирования предпринимательства в республике в настоящее время является Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 гг. В программе указаны основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, сформулированы его цели и задачи. Она призвана обеспечить улучшение деловой среды, содействовать развитию субъектов предпринимательства, совершенствовать структуру их поддержки и сформировать позитивное отношение к предпринимательской инициативе граждан. Установлен также планируемый объем средств по выделению из республиканского и местных бюджетов (после уточнения при составлении очередного финансового плана на год)  в рамках финансового обеспечения ее реализации – в размере 594 млн. BYN.  

На 2018 год Законом о республиканском бюджете предусмотрено финансирование государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» в объеме 4 833, 9 тыс. BYN (0,0245% от всех расходов бюджета), направления и структура распределения которых представлена на рисунке 2.

         Рисунок 2 – Структура распорядителей средств по финансированию государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» в 2018 г., %

Примечание – Источник: [собственная разработка на основе источника 2]

Большую часть предназначенных для перераспределения средств в 2018 году предусматривается выделить по направлению «Национальная экономика» (в соответствии с функциональной классификацией) - 50%, 46,45% перераспределятся посредством Белорусского фонда финансовой поддержки и 3,55% -  Министерством экономики Республики Беларусь.     Заметим, что в 2017 году объем финансирования программы составил 4 737, 586 тыс. BYN (0,0283 % от расходов бюджета), что меньше по сравнению с 2018 годом на 96,332 тыс. BYN.

Следовательно, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность выбора оптимального для них способа получения финансовой поддержки (рисунок 3), которая может осуществляться посредством следующих структур: местные исполнительные комитеты (облисполкомы и Мингорисполком);  инновационные фонды (Белорусский инновационный фонд, республиканский и местные инновационные фонды); Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.

 

   Рисунок 3 – Основные каналы бюджетной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

Примечание – Источник: [собственная разработка на основе источника 3]

Во-первых, финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства посредством облисполкомов и Мингорисполкома осуществляется в виде денежных средств на возвратном возмездном  или безвозмездном основании, целевых субсидий: на возмещение доли процентов по банковскому кредиту, на оплату лизинговых платежей и на возмещение расходов, использованных на организацию или участие в выставочно- ярморочных мероприятиях. Для получения льготного кредита либо микрокредита предприниматель должен предоставить инновационный или бизнес-проект, после чего он оценивается представителями облисполкомов или Мингорисполкома, которые совместно с банками принимают соответствующее решение. Например, в 2019 году Брестским облисполкомом планируется на конкурсной основе профинансировать инновационные проекты, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технические работы, которые обеспечивают создание новой продукции, совершенствование имеющихся технологий и услуг. При этом претендентам необходимо подать заявку, а также бизнес-план проекта, его технико-экономическое обоснование и сроки реализации. Планируется также предоставление финансовой помощи субъектам инновационной инфраструктуры, а также финансовое обеспечение семинаров, научно-практических конференций, выставок научно-технических достижений, симпозиумов [4].

Во-вторых, государство Беларуси приоритетным направлением социально-экономического развития на 2016-2020 гг.  выбрало инновационный путь развития. С этой целью в республике действует Белорусский инновационный фонд. Его задача состоит в создании благоприятных условий развития инновационного предпринимательства, эффективного функционирования предприятий и организаций, деятельность которых связана с разработкой и внедрением  наукоёмкой инновационной продукции. Средства инновационного фонда формируются за счет средств республиканского бюджета.  

В-третьих, интересным является опыт Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства (БФФПП).  Свою деятельность он осуществляет на протяжении 26 лет (с января 1992 года)  посредством финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в различных государственных программах. Его основной целью сегодня  служит внедрение инструментов нефинансовой государственной поддержки: консультации по различным вопросам, информационная работа Фонда, экспертиза и оценка инвестиционных и бизнес-проектов и т.д. Так, за получением государственной финансовой поддержки за 2017 год в Фонд поступило 108 проектов от субъектов малого бизнеса на сумму 13 280,8 тыс. руб., а профинансированы были 34 проекта, стоимость которых составила 3 224,8 тыс. руб. (рисунок 4).

 

 

  Рисунок 4 – Динамика финансовой поддержки малого бизнеса БФПП в Республике Беларусь за 2011-2017 гг., неденом. тыс. руб.

Примечание – Источник: [5]

Заметим, что с 2011 по 2014 год объем финансирования малого бизнеса БФПП увеличился в среднем на 62%. Несмотря на снижение количества субъектов предпринимательства в период с 2014 по 2015 год, в 2015 году наблюдается значительное увеличение объемов финансирования субъектов малого бизнеса: 2 190,50тыс. руб. (темп прироста 172%). В 2016 году показатель по сравнению с предыдущим годом снижается на 37,01%, а абсолютный рост объёма финансирования в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил 1 044,30 тыс. руб.(48%).

Помимо указанных каналов получения бюджетной поддержки, в республике создан 101 центр поддержки предпринимательства и  25 инкубаторов малого предпринимательства. Первые преимущественно занимаются оказанием комплекса услуг по открытию бизнеса, консультированию по вопросам предпринимательской деятельности, проведению маркетинговых исследований и  разработке бизнес-планов. Созданы они были с целью развития предпринимательства в Беларуси посредством экономической и организационной поддержки. Прерогативной задачей инкубатора является создание благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства с помощью создания организационно-экономических условий, стимулирующих их деятельность. Поддержку они осуществляют посредством предоставления в аренду помещений под офисы и производственные нужды, офисного оборудования, иного недвижимого и движимого имущества, а также оказания консалтинговых услуг, информационного обеспечения, подготовкой и переподготовкой кадров для субъектов малого и среднего бизнеса.

Заключение

В республике функционируют механизмы бюджетной поддержки развития предпринимательства, которые включают финансирование посредством местных исполнительных органов власти, инновационных фондов, Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства. В республике также действуют центры поддержки предпринимательства  и  инкубаторы малого предпринимательства, призванные обеспечивать информационную и консультационную поддержку.

Таким образом, поддержка малого и среднего предпринимательства является важной составляющей бюджетной политики и в целом экономической политики Республики Беларусь. Основным направлением социально-экономического развития страны на современном этапе является создание и внедрение инновационных технологий и энерго- и материалосберегающих производств, развитие и внедрение которых тесным образом связано с предпринимательскими способностями. С каждым годом увеличивается объем бюджетных средств, направленных на финансирование развития предпринимательской деятельности в республике, оказывая стимулирующий эффект субъекты малого и среднего бизнеса.

Библиографический список:

1. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь.- Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_7653/?sphrase_id=368277.- Дата доступа: 16.02.2018
2. О республиканском бюджете на 2018 год: Закон Респ. Беларусь, 31 дек. 2017 г. // Министерство финансов Республики Беларусь. – Минск, 2018 – С. 178
3. Источники и способы финансирования субъектов МСП [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь.- Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/fin-msb-ru/.- Дата доступа: 19.02.2018
4. Брестский облисполком объявил конкурс инновационных проектов на 2019 год [Электронный ресурс] / Новости Беларуси.- Режим доступа: http://www.belta.by/regions/view/brestskij-oblispolkom-objjavil-konkurs-innovatsionnyh-proektov-na-2019-god-289777-2018/.- Дата доступа: 21.02.2018
5. Итоги конкурсов инвестиционных и бизнес-проектов за 12 месяцев 2017 года [Электронный ресурс] / Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства.- Режим доступа: http://belarp.by/ru/statistics-fund.- Дата доступа: 18.02.2018




Рецензии:

26.02.2018, 16:13 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М.П. и Чешун Т.В. на основе статистических данных рассмотрены основные направления бюджетной поддержки предпринимательства Республики Беларусь. Дана характеристика основных каналов получения бюджетной поддержки субъектами малого и среднего бизнеса. Недостатком статьи является то, что в ней не прослежена связь между динамикой занятости и малого и среднего предпринимательства. Но в целом работа дает вполне определенное преставление о состоянии поддержки предпринимательства Республики Беларусь. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.

27.02.2018 9:09 Ответ на рецензию автора Чешун Татьяна Владимировна:
Уважаемый Сергей Александрович, благодарю Вас за положительную оценку проделанной работы.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх