Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №54 (февраль) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 28.02.2018. Последняя правка: 01.03.2018.
Просмотров - 4963

Финансирование социальной сферы Республики Беларусь: проблемы и пути решения

Будкевич Кристина Александровна

Полесский государственный университет

студент

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье показано место расходов на социальную сферу в составе расходов консолидированного бюджета РБ в динамике за 2012-2016 гг. Выявлены проблемные аспекты в финансировании отдельных отраслей социальной сферы и предложены пути их решения.


Abstract:
The article shows the place of spending on the social sphere as part of the consolidated budget expenditures of the Republic of Belarus in the dynamics for 2012-2016. The problem aspects in financing of certain branches of social sphere are revealed and the ways of their solution are offered.


Ключевые слова:
консолидированный бюджет; расходы консолидированного бюджета; социальная сфера; отрасли социальной сферы; финансирование социальной сферы

Keywords:
consolidated budget; expenditures of the consolidated budget; social sphere; branches of social sphere; financing of the social sphere


УДК 336.5

Введение: Социальная сфера – это совокупность отраслей, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. В этой сфере создаются условия для формирования интеллектуального потенциала населения, и определяется духовная жизнь общества.

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия не только на экономику, но и на социальную сферу. С его помощью на основе бюджетного механизма государство, обеспечивая перераспределение национального дохода, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования [1, с.149].

В Республике Беларусь на государственный бюджет наряду с выполнением функций обеспечения социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных административно-территориальных единиц, возлагается также задача реализации социальной направленности. Поэтому вопросы расходования средств бюджета на социальную сферу стоят более остро, чем во многих других государствах.

Актуальность темы исследования проявляется в том, что состояние социальной сферы является важным показателем уровня развития государства и отражает проводимую внутреннюю политику, поэтому ее бюджетному финансированию и вопросам совершенствования данного механизма в Республике Беларусь уделяется большое внимание.

Цель исследования: изучить состав расходов консолидированного бюджета РБ на социальную сферу, выявить проблемы ее финансирования и возможные пути решения.

Основная часть.

Расходы на социальные нужды – это один из самых крупных расходов консолидированного бюджета РБ. Вложения, которые делает государство в эту сферу, являются перспективными и в будущем принесут положительный эффект.

На рисунке 1 представлены расходы консолидированного бюджета РБ на отрасли социальной сферы к общим расходам консолидированного бюджета РБ в динамике.

Рисунок 1 – Доля расходов на социальную сферу в расходах консолидированного бюджета РБ, %

                                                                                  Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2]

Как видно из рисунка 1, в настоящее время наибольший удельный вес расходов консолидированного бюджета РБ в рамках отраслей социальной сферы занимают расходы на образование и составляют более 17%. Расходы на здравоохранение в 2016 г. составили 25,5%, на социальную политику – 8,9%. Рассмотрим структуру расходов консолидированного бюджета РБ на образование в динамике (рисунок 2).
                                                                      
                                                            Рисунок 2 – Структура расходов консолидированного бюджета на образование, в % к итогу

                                                                                  Примечание источник: собственная разработка на основе [3, с.139]

Как видно из рисунка 2, наибольшая доля расходов консолидированного бюджета РБ на образование приходится на общее среднее образование – около 45%. Расходы на дошкольное образование в течение анализируемого периода увеличиваются и в 2016 г. составили 24,2%. Расходы на высшее и послевузовское образование снижаются и в 2015-2016 гг. составили менее 12%.  Наименьшая доля приходится на прикладные исследования в области образования, и в течение всего рассматриваемого периода она была неизменна – на уровне 0,1% консолидированного бюджета на образование [4, с. 250].

Заметим, что происходит положительная тенденция к увеличению расходов на здравоохранение в общих расходах консолидированного бюджета РБ. Если в 2012 году расходы составляли 13,1%, то в 2013 г. они составили 14,3%, а в 2014 г. – 14,9%, в 2015 – 15%, 2016 – 15,5%. Следует также отметить, что девальвации белорусского рубля в 2014(15) году существенно снизила эффективность этих затрат.

Происходит также увеличение расходов на социальную политику – с 8,4% в 2012 г. до 8,9% в 2016 г. Это связано в том числе с принятием решения о проведении политики, направленной на увеличение рождаемости.

Таким образом, из рисунка 1 видно, что более 40% средств консолидированного бюджета РБ направляется на финансирование социальной сферы, поэтому бюджет Республики Беларуси — это самый мощный механизм перераспределения созданной в стране стоимости ВВП [5, с. 17].

Поэтому немаловажным вопросом в Республике Беларусь является большая нагрузка на консолидированный бюджет РБ вследствие социальной направленности государства, поэтому эффективность бюджетной политики состоит не только в совершенствовании методики формирования доходов, но и в оптимизации бюджетных расходов, в т.ч. на социальную сферу.

Во-первых, расходы бюджета на образование в структуре расходов на социальную сферу наибольшие, однако, для создания соответствующих условий для получения качественного образования и усиления человеческого потенциала, следует не только обеспечить достаточное финансирование, но и увеличить расходы на образование. Однако противоречие заключается в том, что это необходимо сделать на фоне оптимизации расходов государственного бюджета в свете снижения налоговой нагрузки в Республике Беларусь. Одним из возможных путей решения данной проблемы видится повышение эффективности расходования финансовых средств путём перехода от сметного финансирования на финансирование в расчёте на одного учащегося.

Ещё один дискуссионный момент в системе образования – это необходимость подготовки специалистов в строгом соответствии с потребностями рынка трудовых ресурсов, т.к. оплата государством учёбы учащимся на бюджетных местах по направлениям, в которых экономика не испытывает потребности, неэффективна в точки зрения бюджетных расходов. Поэтому значительное внимание следует уделить бюджетному финансированию актуальных и востребованных в национальной экономике специальностей – например, по направлениям техники и технологий.

Образование можно рассматривать как один из важнейших факторов устойчивого развития государства, повышения конкурентоспособности ее экономики. Ведь инвестиции в образование являются одним из самых значимых, самых ценных и быстро окупаемых вложений. Поэтому привлечение частного капитала в эту сферу позволить оптимизировать подготовку специалистов и снизить нагрузку на бюджет.

Во-вторых, бюджетные расходы на здравоохранение также ограничены, при этом возникает неопределенность: с одной стороны, следует повысить продолжительность жизни населения, сократить заболеваемость населения, а с другой – оптимизировать нагрузку на бюджет. В то же время на поддержание высокотехнологичной медицины крупных медицинских центров требуется все больше бюджетных средств для покупки современного оборудования. Кроме того, необходимо обеспечить финансирование учреждений здравоохранения для покупки нового оборудования и обучения персонала для работы на нём в целях улучшения эффективности предоставляемых медицинских услуг по всей стране.

Для дополнительного финансирования здравоохранения в целях улучшения качества предоставляемых услуг в Беларуси следует развивать добровольное медицинское страхование, которое позволит расширить объем предоставляемых медицинских услуг всем граждан. Одним из сдерживающих факторов развития добровольного медицинского страхования в Беларуси является высокая стоимость полиса. При развитости ДМС снижается нагрузка на бюджет, т.к. расходы по лечению оплачиваются за счет страховых взносов, а также улучшается качество предоставляемых услуг.

В-третьих, остаются проблемы активизации процесса развития как профессионального, так и любительского спорта, который в Беларуси стал важной составляющей жизнедеятельности общества, фактором здоровья населения. Соответственно, необходимо своевременно решать проблемы с финансированием спортивных школ, целесообразным распределением бюджетных ресурсов с выработкой критериев их получения и увязки с результатами деятельности. Кроме того, важно повышение уровня самофинансирования вновь построенных спортивных объектов.

В-четвертых, трудности, связанные с формированием доходов бюджета, вызывают необходимость постоянного внесения корректировок в бюджет, направленных на сокращение первоначально запланированных расходов в течение года. Поэтому постоянная корректировка бюджетных расходов свидетельствует о необходимости повышения достоверности и качества бюджетного планирования [6, с. 265].

На наш взгляд, для решения существующих проблем можно выделить следующие перспективные направления финансирования социальной сферы в Республике Беларусь: развитие краудфандинга, государственно-частное партнёрство, социальное предпринимательство, а также бюджетирование, ориентированное на результат.

В настоящее время, когда средства государственного бюджета ограничены, появляется необходимость в аккумулировании ресурсов различных социальных групп для решения различных проблем в социальной сфере – такое аккумулирование ресурсов через интернет на крауд-площадках получило название краудфандинг, который представляет собой коллективное финансирование или участие в каком-либо проекте. Существуют разные виды краудфандинговых площадок, в т.ч. благотворительной и социальной направленности [7]. Во многих странах краудфандинг призван решать такие социальные проблемы как улучшение условий жизни инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, поддержка ветеранов и пенсионеров. В Беларуси есть крудфандинговые платформы, однако, среди населения не получили ещё широкого распространения. В первую очередь, это связано с финансовой неграмотностью населения и отсутствием необходимой законодательной базы [8, с. 34].

Также в развитых странах получило распространение государственно-частное партнёрство. Это модель долгосрочного сотрудничества государства и бизнеса, позволяющая реализовывать важные проекты в различных сферах, в т.ч. в социальной сфере. Интерес к механизмам государственно-частному партнёрству связан с недостаточностью бюджетных средств в различных отраслях экономики и важностью определённых сфер в жизни общества. Так, в развитых странах (Германия, Великобритания), такое партнёрство является основным инструментом привлечения частного капитала.

Возможно также развивать социальное предпринимательство, которое представляет собой социально ответственную деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленную на решение социальных проблем. Социальное предпринимательство сегодня динамично развивается во многих странах мира, что обусловлено постоянным возникновением всё новых социальных проблем. Очень важно привлекать молодёжь для сознания таких центров, что позволит решить сразу несколько проблем: создать рабочие места, развивать предпринимательство как вид деятельности, позволить привлечь молодых людей в бизнес и реализовать себя различным слоям населения. Однако социальное предпринимательство в современных реалиях должно быть связано с достаточно серьезными изменениями и необходимостью его развития за счет инновационного подхода или креативных методов работы со стороны самого государства, поскольку социальная сфера в стране практически монополизирована государством и в ней преобладают бюджетные организации, функционирующие по давно устоявшимся правилам.

В зарубежной практике одним из инструментов эффективного использования ресурсов бюджета является бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). Это система организации бюджетного процесса и  государственного  управления,  при  которой  планирование  расходов  осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами[9, с. 9]. Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, предполагает распределение средств  в  зависимости  от  поставленных  перед распорядителями  средств  целей, в соответствии с приоритетами социально-экономической политики  и  в  пределах,  прогнозируемых  на  долгосрочную перспективу ресурсов бюджета. Следует отметить, что должна быть возможность сокращения  либо полного прекращения финансирования  госпрограмм  в  случае их неэффективной реализации, что позволит  создать  между министерствами конкуренцию за бюджетные ресурсы, которая в итоге поспособствует повышению качества государственных услуг[10].

Заключение.

В заключении следует отметить, что Беларусь – социально ориентированное рыночное государство, поэтому очень важно обеспечить достаточное финансирование социальной сферы. В расходах консолидированного бюджета РБ в 2016 г. более 45% было направлено на финансирование социальной сферы, т.е. таких отраслей, как образование, здравоохранение, социальная политика и физическая культура, спорт, культура и СМИ. В то же время в результате большой нагрузки на бюджет это становится делать сложнее, поэтому необходимо привлекать частный капитал и развивать другие альтернативные источники поступления средств, среди которых краудфандинг, государственно-частное партнёрство, социальное предпринимательство, а также бюджетирование, ориентированное на результат.

Библиографический список:

1. Нешитой А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой, Я.М. Воскобойников; под ред. А.Ф. Пилуновой. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 528 с.
2. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]/Бюллетень об исполнении консолидированного и республиканского бюджета. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/bulletin_cons/2016/2016.pdf.- Дата доступа: 15.02.2018
3. Статистический ежегодник 2017/ под. ред. И.В. Медведева. Минск,2017.-506 с.
4. Мизинцева, М.Ф., Чавыкина, М.А. Динамика расходов на образование в государствах – членах ЕАЭС/ М.Ф. Мизинцева, М.А. Чавыкина// Известия саратовского университета. Новая серия. Серия: экономика. Управление. Право.-2017.-№3.- С.247-256.
5. Воробьёва, Е.И. Расходы бюджета региона как инструмент выбора между социальной сферой и экономическим развитием/ Е.И. Воробьёва// Научный вестник: финансы, банки, инвестиции.-2016.-№3.- С.17-22.
6. Осмоловская, Л. Н. Перспективы развития бюджетирования, ориентированного на результат, в Республике Беларусь / Л. Н. Осмоловская // Научные труды Белорусского государственного экономического университета / М-во образования Респ. Беларусь, Белорусский гос. экон. ун-т ; [редкол.: В. Н. Шимов (гл. ред.) и др.]. - Минск : БГЭУ, 2015. — Вып. 8. - С. 265-271.
7. Myfin [Электронный ресурс]/ Краудфандинг в Беларуси: площадки, перспективы, мировой опыт.-Режим доступа: https://myfin.by/stati/view/5478-kraudfanding-v-belarusi-ploshhadki-perspektivy-mirovoj-opyt.- Дата доступа: 15.02.2018.
8. Сидорова, И. С миру по нитке/ И. Сидорова// Наука и инновации.- 2016.-№1.-С.33-34.
9. Докукина, А.А. Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат// А.А. Докукина правление в социальных и экономических системах : м-лы XXVI международной научно-практической конференции, г. Минск, 18 мая 2017 г. / редкол.: Н.В. Суша (предс.) и др. ; Минский инновационный ун-т. – Минск : Минский инновационный университет, 2017. – С. 9–1
10. Яницкая, С. Программно-целевой метод бюджетного планирования. Проблемы и перспективы/ С. Яницкая// Финансы. Бюджет. Аудит.- 2013.-№1.-С. 30-32.




Рецензии:

1.03.2018, 7:57 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М.П. и Будкевич К.А. на основе соответствующих данных представлен детальный анализ расходов на социальную сферу в составе расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2012-2016 гг. Авторами выявлены проблемные аспекты в финансировании отдельных отраслей социальной сферы и предложены не бесспорные, но возможные, пути их решения. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

10.03.2018, 12:18 Будкевич Кристина Александровна
Отзыв: Благодарю за положительную рецензию.


Оставить комментарий


 
 

Вверх