Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №54 (февраль) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 28.02.2018. Последняя правка: 23.03.2018.
Просмотров - 2526

Развитие внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами СНГ и дальнего зарубежья в условиях глобализации мировой экономики

Чабан Анастасия Александровна

Студентка

Полесский государственный университет

Студентка

Черняк Ирина Сергеевна, студентка, Полесский государственный университет. Научный руководитель: Бухтик Марина Игоревна,кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет.


Аннотация:
В данной статье выявлена взаимосвязь между глобализацией и развитием внешнеэкономических связей. Представлена информация о формах внешнеэкономических связей. Проведен анализ развития внешнеэкономических связей со странами СНГ и странами вне СНГ за 2015-2017 гг. Раскрыты цели создания Таможенного союза. Сделаны необходимые выводы.


Abstract:
This article reveals the relationship between globalization and the development of foreign economic relations. Information on the forms of foreign economic relations is presented. The analysis of development of foreign economic relations with the CIS countries and countries outside the CIS for 2015-2017 is conducted. The purposes of creation of the Customs Union are revealed. The necessary conclusions are made.


Ключевые слова:
глобализация; внешнеэкономические связи; внешняя торговля; экспорт; импорт; инвестиции; Таможенный союз

Keywords:
globalization; foreign economic relations; international trade; export; import; investments; Customs Union


УДК 339.56

Введение: Особенности географического положения Республики Беларусь, её исторические связи, специфика специализации производства определяют высокую степень открытости экономики страны, ориентированность на внешний рынок.

Современная Республика Беларусь стремится пройти свой собственный путь развития, который влияет на экономическое состояние экономики, но так же формирует внешнеэкономический имидж страны. Поэтому на данном этапе экономического развития Беларусь активно вовлечена в мировую торговлю и всесторонние межгосударственные отношения.

Актуальность исследования вызвана нарастающими темпами глобализации, направленностью экономик развитых и развивающихся стран на мировой рынок. Эти факторы вызывают необходимость внешнеэкономических связей, которые проявляются во внешней торговле, экспорте, импорте, инвестициях и взаимном сотрудничестве государств.

Целью исследования выступает анализ развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь, ее участия в Таможенном союзе и других международных организациях.

Задачи:

1) выявить взаимосвязь между глобализацией и внешнеэкономическими связями;

2) раскрыть формы внешнеэкономических связей Республики Беларусь;

3) проанализировать внешнеэкономические связи Республики Беларусь со странами СНГ и со странами, не входящими в СНГ;

3) оценить участие Республики Беларусь в Таможенном союзе.

Методы исследования: статистический, аналитический.

Глобализация – процесс возрастания взаимозависимости стран мира вследствие все более тесной интеграции их национальных рынков товаров, услуг и капиталов. Основными составляющими этого процесса являются развитие международной торговли, рост иностранных инвестиций, развитие научно-технического и культурного сотрудничества между странами, трудовая миграция, развитие международного туризма и другие аспекты сближения разных стран. Другими словами, глобализация – процесс интеграции национальных, региональных и отраслевых рынков в мировой [1].

Глобализация влияет на различные сферы экономической жизни Республики Беларусь. Наиболее существенное воздействие она оказывает на внешнеэкономические связи.

В эпоху глобализации компании для успешного развития вынуждены завоевывать все новые зарубежные рынки, устанавливать производственные связи с иностранными лидерами своих отраслей и снижать издержки путем переноса предприятий за границу.

В таких условиях необходимо тщательно выбирать направления внешнеэкономических связей.

Внешнеэкономические связи можно определить как международные, хозяйственные, торговые, политические, информационные отношения, обеспечивающие обмен товарами, различные формы экономического и научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, совместное предпринимательство, оказание услуг, проведение валютных и финансово-кредитных операций.

Исходя из понятия можно выделить некоторые формы внешнеэкономических связей:

- торговые отношения, представляющие собой куплю-продажу товаров как для населения, общественного потребления, так и для обеспечения промышленности оборудованием, сырьем, происходит обмен результатами интеллектуального труда и т.д.;

- совместное предпринимательство, которое реализуется в промышленной сфере, в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, культуре, кредитно-финансовой сфере;

- оказание услуг, представленное банковскими, посредническими, страховыми, биржевыми услугами, туризмом и международными перевозками;

- научное, техническое и экономическое сотрудничество;

- валютно-финансовые и кредитные отношения [2].

На основе внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, позволяющее добиться экономии общественного труда в процессе рационального производства и обмена его результатами между различными странами.

Республика Беларусь – страна с открытой экономикой, которая активно участвует в мировой торговле. Внешняя торговля Республики Беларусь распределена по двум основным направлениям – регион стран СНГ и страны, не входящие в СНГ, или, как их еще называют, страны дальнего зарубежья. В средствах массовой информации страны дальнего зарубежья определяются как страны вне СНГ.

Для оценки участия Республики Беларусь во внешнеэкономической деятельности охарактеризуем международную торговлю.

Экспорт

Со странами СНГ на протяжении 2015 – 2017 гг. экспорт увеличился с 14 076,2 млн. долл. США до 17 431,0 млн. долл. США (+23,8%). Со странами вне СНГ наблюдается иная ситуация: так в 2015 г. экспорт составил 12 584,2 млн. долл. США, в 2016 г. объем снизился до 8 889,6 млн. долл. США, а в 2017 г. вновь поднялся до 11 780,8 млн. долл. США.

Импорт

Со странами СНГ в 2015 г. объем импорта составил 18 342,8 млн. долл. США, в 2016г. – 16 545,7 млн. долл. США (-9,8%), в 2017 г. увеличился до 21 063,9 млн. долл. США (+27,3%).

Со странами вне СНГ импорт вырос незначительно: с 11 948,7 млн. долл. США в 2015 г. до 13 170,5 млн. долл. США в 2017. (+10,2%).

Экспорт и импорт со странами СНГ больше, чем со странами дальнего зарубежья. Ожидаемо, что импорт превышает экспорт, что с каждым годом становится проблемой. Так, среди приоритетных задач Республики Беларусь стоит задача развития экспортных отношений, создание конкурентоспособной продукции, которая сможет занять свои ниши за рубежом.

Наглядно рассмотреть динамику внешнеторгового оборота товарами со странами СНГ можно на рисунке 1.

Рисунок 1 – Внешнеторговый оборот товарами со странами СНГ, млрд. долл. США
Примечание – Источник: [3]

Из рисунка видно, что пик внешнеторгового оборота приходился на 2013-2014гг., и в 2016 году сократился до 21,1 млрд. долл. США.

На рисунке 2 представлен внешнеторговый оборот товарами со странами, не входящими в СНГ.

Рисунок 2 – Внешнеторговый оборот товарами со странами вне СНГ, млрд. долл. США
Примечание – Источник: [3]

Внешнеторговый оборот со странами вне СНГ из года в год меньше, чем со странами СНГ. Пик оборота, как и в ситуации со странами СНГ, наблюдается в 2013 – 2014 гг. В 2015 и 2016 гг. наблюдается существенное снижение как импорта, так и экспорта.

Экономисты связывают это явление с глобальным снижением цен в мире, в первую очередь на нефть и нефтепродукты, а также с падением импортоемкости рынка потребительских и инвестиционных товаров.

Далее рассмотрим инвестиции в Республику Беларусь и из Республики Беларусь (рисунок 3).

Рисунок 3 – Инвестиции, поступившие в Республику Беларусь, и инвестиции, направленные из Республики Беларусь в 2015-2017 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [4-6]

Из диаграммы видно, что инвестиции изменяются пропорционально: в 2016 г. наблюдается сокращение входящих и исходящих инвестиций (-24,5% и -24,4% соответственно). В 2017 г. объем входящих и исходящих инвестиций увеличивается на 13,6% и 42,6%. В свою очередь на протяжении всего периода в структуре инвестиций преобладают прямые инвестиции.

Рассмотрев направления инвестирования в Республику Беларусь в 2017 г., видно, что большая часть (4 178,8 млн. долл. США, что составляет 42,9%) поступила на развитие оптовой и розничной торговли, ремонт автомобилей и мотоциклов. 2 129,0 млн. долл. США поступило в промышленность (21,9%). 2 068,8 млрд. долл. США поступило в транспортную деятельность, складирование, почтовую и курьерскую деятельность (21,3%).

Из Республики Беларусь инвестиции в основном направлялись в промышленность (2 005,7 млн. долл. США, что равняется 36,2%), транспортную деятельность, складирование, почтовую и курьерскую деятельность (1 919,8 млн. долл. США = 34,6%), оптовую и розничную торговлю и ремонт автомобилей и мотоциклов (1 378 млн. долл. США = 24,8%) [6].

Важным событием в развитии внешнеэкономических связей стало вступление Республики Беларусь в Таможенный союз. Кроме Республики Беларусь в союзе участвуют Российская Федерация (с 2010 г.), Кыргызская Республика (с 2015 г.), Республика Казахстан (с 2010 г.), Республика Армения (с 2015 г.).

Основной целью создания Таможенного союза является увеличение рынков сбыта товаров и услуг, производимых странами-участницами. Приоритетом является рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза, что может осуществляться при помощи:

- отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;

- ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри Таможенного союза;

- принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Также в целях унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции, указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2017 г. согласовано более трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Другой целью Таможенного союза является совместная защита внутреннего рынка Союза, создание благоприятных условий для производства и реализации прежде всего внутренней продукции стран-участниц ТС. Однако в каждой стране свои приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении [7].

Важно понимать, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений, уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, которые не позволяют говорить о равных условиях для всех стран-участниц.

Например, в таблице 1 представлено долевое распределение таможенных пошлин стран-участниц.

Таблица 1 – Распределение таможенных пошлин между странами-участницами Таможенного союза

Россия

Казахстан

Беларусь

Кыргызстан

Армения

85,33%

7,11%

4,55%

1,9%

1,11%

Примечание – Источник: [8]

Тем не менее, создание подобной организации упростило движение товаров, уменьшило число административных процедур, улучшило конкурентные условия у предприятий стран-участниц Таможенного союза.

Вывод: подводя итоги, можно утверждать, что Республика Беларусь является развивающейся страной с открытой экономикой, которая активно взаимодействует с другими странами с целью взаимного обмена товарами, услугами, капиталом, рабочей силы, технологиями и другими экономическими отношениями. Ограниченность ресурсной базы и емкость внутреннего рынка ставят Республику Беларусь в зависимость от развития внешнеэкономических связей. Дальнейший экономический рост сопровождается необходимостью создания условий с целью активизации деятельности отечественных и иностранных предпринимателей для продвижения товаров и услуг на мировые рынки и образования новых организационно экономических форм международного сотрудничества.

Библиографический список:

1. Глобализация и проблемы участия в ней Беларуси [Электронный ресурс] // Белорусский государственный университет. – Режим доступа: https://www.bsu.by/Cache/pdf/50723.pdf (дата обращения: 18.02.2018).
2. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс] // Административно-управленческий портал. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m227/2_1.htm (дата обращения: 18.02.2018).
3. Внешняя торговля Республики Беларусь, 2017 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/vneshnyaya-torgovlya_2/ofitsialnye-publikatsii_12/index_8009 (дата обращения: 18.02.2018).
4. Иностранные инвестиции в Республику Беларусь [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/finansy/godovye-dannye_14/inostrannye-investitsii-v-respubliku-belarus (дата обращения: 18.02.2018).
5. Иностранные инвестиции из Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/finansy/godovye-dannye_14/chistoe-postuplenie-izyatie-inostrannyh-investitsii (дата обращения: 18.02.2018).
6. Иностранные инвестиции в 2017 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/finansy/operativnaya-informatsiya_14/ob-inostrannyh-investitsiyah2 (дата обращения: 18.02.2018).
7. Таможенный союз ЕАЭС [Электронный ресурс] // Финансовый портал Беларуси. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/tamozhennyj-soyuz-eaes (дата обращения: 18.02.2018).
8. Список стран-участников Таможенного союза [Электронный ресурс] // ЗнайБизнес.ру Все для предпринимателя. – Режим доступа: http://znaybiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/inostrannye/spisok-stran-uchastnikov-tamozhennogo-soyuza.html (дата обращения: 18.02.2018).




Рецензии:

1.03.2018, 8:42 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: Бухтик М.И., Чабан А.А. и Черняк И.С. на основе статистических данных проанализировано развитие внешнеэкономических связей Республики Беларусь за 2015-2017 гг. Авторы представили определенную информация о формах внешнеэкономических связей. Раскрыты цели и некоторые результаты создания Таможенного союза. Выявлены некоторые проблемные аспекты в развитии внешнеэкономических связей республики. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.

01.03.2018 12:12 Ответ на рецензию автора Чабан Анастасия Александровна:
Благодарю за положительную рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх