Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №56 (апрель) 2018
Разделы: Психология
Размещена 07.03.2018. Последняя правка: 14.05.2018.
Просмотров - 10392

Понятие «Я-концепции» в работах С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона, В. Франкла

Дорохов Владимир Владимирович

аспирант

Могилёвская санаторная школы-интернат для детей больных сколиозом

преподаватель истории и обществоведения

Черепанова Ирина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент


Аннотация:
В современной психологии «Я-концепция» рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя. В статье рассматриваются взгляды С. Л. Рубинштейна, И. С. Кона и В. Франкла.


Abstract:
In modern psychology, the "Self-concept" is regarded as one of the components of the personality, as the relation of the individual to himself. The concept of "Self-conception" expresses the unity and integrity of the personality with its subjective inner side, that is, what the individual knows about himself, how he sees, feels and presents himself. The article discusses the views of S. L. Rubinstein, I. S. Kona and V. Frankl.


Ключевые слова:
Я-концепция; самосознание; самореализация

Keywords:
self-concept; consciousness; self-realization


УДК-1

ВВЕДЕНИЕ

«Я-концепция» относится к совокупности сложной, организованной и динамичной системы усвоенных убеждений, взглядов и мнений, которые каждый человек считает правдивыми в отношении своего личного существования. Психологические словари определяют термин «Я-концепция» как более или менее осознанную, динамическую и при этом достаточно устойчивую систему представлений человека о себе самом, руководствуясь которой он выстраивает отношение к себе и взаимодействие с другими людьми. В этой статье рассматриваются взгляды на проблему человеческого «Я» в работах трех известных психологов.

1. Я-КОНЦЕПЦИЯ В РАБОТАХ С. Л. РУБИНШТЕЙНА И И. С. КОНА

С. Л. РУБИНШТЕЙН

Сергей Леонидович Рубинштейн – известный советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии, автор фундаментальной работы «Основы общей психологии». Одной из важных методологических основ этой работы становится рассмотрение сознания и личности с позиций принципа развития.

По его мнению, определяющими для человека в целом являются общественные, а не биологические закономерности его развития, и поэтому изучение аспектов личности, в том числе сознания и самосознания, должно происходить не абстрактно, а в реальной жизненной обусловленности «реальных живых индивидов».

Органическая жизнь может быть лишь предпосылкой самосознания, а не его источником. Этот источник, согласно Рубинштейну, находится в развивающейся реальной самостоятельности человека, показателем которой является изменение его взаимоотношений с окружающими. Самосознание появляется в процессе развития сознания человека в ходе его становления самостоятельным индивидом. Самостоятельность в своем развитии проходит несколько этапов.

Первый этап связан с овладением собственными телесными функциями и возникновением произвольных движений в процессе выполнения первых предметных действий.

Второй этап – начало самостоятельной ходьбы. На этом этапе ребенок становится относительно самостоятельным инициатором различных действий и уже осознает, что он выделяется из окружения. С этим осознанием и связано первое представление личности о своем «я». При этом к познанию собственного «я» человек приходит лишь через отношения с окружающими его людьми: «Не существует «Я» вне отношений к «Ты», и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта» [2, с. 502].

Следующий существенный этап в становлении «Я» − овладение речью как новой формой сознания и мышления. Речь существенно увеличивает воздействие ребенка и приводит к еще большим изменениям: из объекта воздействия он становится субъектом, получившим возможность направлять по своему желанию действия окружающих и через них воздействовать на мир.

В подростковом возрасте приближение вступления в самостоятельную жизнь ставит перед индивидом задачу самостоятельной постановки целей и определения направления своей деятельности, что требует формирования целостного мировоззрения и интенсивного развития способности к самостоятельному мышлению. На этом этапе происходит осознание своего личностного своеобразия и переход к более зрелым критериям самооценки.

После того, как человек вступил в самостоятельную жизнь, развитие его личности и самосознания все более становится его сознательным выбором. Если человек в результате большой сознательной работы вырабатывает целостное мировоззрение и обоснованные убеждения, то такой человек, согласно Рубинштейну, обретает свое лицо и становится личностью в полном смысле этого слова. При этом личность в ее реальном бытии есть то, что в результате осознания себя как субъекта человек называет своим «Я». «Я» − это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании.

Рассматривая вопрос о том, что же конкретно включает в себя личность человека, Рубинштейн говорит о телесной и духовной составляющих, которые не существуют раздельно, а являются двумя сторонами, входящими в личность только в своем единстве и внутренней взаимосвязи. Внутреннее психическое содержание – характер, способности, темперамент, также есть составляющие личности. Чувства и переживания признаются как свои только в том случае, если они «вошли в историю внутренней жизни» и явились определяющими для жизни и деятельности. Что касается мысли, то своей человек признает лишь ту, которую он глубоко и всесторонне продумал, «освоил», т. е. мысль, являющуюся результатом сознательной собственной деятельности.

С. Л. Рубинштейн полемизирует с У. Джеймсом в том, что человек есть то, что он имеет, выдвигая идею о том, что своим человек считает не столько присвоенные объекты, сколько то дело, которому он себя посвятил и то общественное целое, к которому он себя относит: «Для нас человек определяется прежде всего не его отношением к его собственности, а его отношением к его труду. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное, общественное отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» [2, с. 504].

Самосознание, согласно Рубинштейну, не является изначальной данностью, оно является результатом развития личности, в ходе которого человек не только приобретает жизненный опыт, но и переосмысляет свою жизнь в целом. Это переосмысление определяет мотивацию и смысл решаемых в жизни задач и образует основное сокровенное содержание «Я».

И. С. КОН

Игорь Семенович Кон – психолог, социолог, антрополог, философ. Много лет его центральным научным проектом была теория личности. В своей теории И. С. Кон сосредотачивается на внутренних механизмах человеческого «Я» и на модификации процессов самосознания в ходе индивидуального развития личности, а также в сравнительно-исторической и межкультурной перспективе.

Кон рассматривает «Я» как субъект целостного сознания психических явлений, включающий в себя три предполагающих друг друга взаимосвязанных аспекта. «Эго» − регулятивное начало мотивации и психической жизни, «Я-идентичность» − самосознание, чистое восприятие и «образ Я» − система представлений о самом себе.

Он говорит о взаимообусловленности и неразрывной взаимосвязи этих аспектов: «Идентичность психики и поведения индивида невозможна без какого-то единого регулятивного начала, которое, в свою очередь, требует самосознания. «Эго» как регулятивный механизм предполагает преемственность психической деятельности и наличие информации о самом себе. «Образ Я» как бы достраивает идентичность и субъектность личности и одновременно корректирует ее поведение» [1, с. 9].

Однако изучение каждого из этих аспектов предполагает свои специфические вопросы. При изучении «Эго» необходимо рассматривать механизмы сознательной саморегуляции поведения, а также соотношение между внутренней сознательной мотивацией и обусловленной влиянием внешней среды и неосознанных побуждений. При изучении идентичности главным является вопрос, какие факторы обеспечивают целостность и устойчивость поведения и эмоционально-чувственной сферы в различных контекстах и на разных жизненных этапах. При изучении «образа Я» рассматриваются его роль, значение, структура и развитие, степень адекватности самооценки, а также механизмы и процессы самосознания.

Далее Кон говорит о связи отношений и самосознания: несмотря на первичную и самоочевидную реальность собственного «Я», оно может осознаваться только через тот или иной вид отношений и зависит от их качества. Чем конкретней полюс обращения, тем больше конкретности в самом «Я»: от общего разделения «Я – Не-Я» до насыщенного личностного диалога «Я – Ты». Что касается отношений индивида с самим собой, то здесь разграничиваются понятия знания человека о самом себе (отношения «Я – Мое») и самосознания (отношения «Я – Я»).

«Образ Я» И. С. Кон формулирует с помощью социальной теории как упорядоченную систему уровней установок, которым присущи три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий:

•         самый нижний уровень – неосознаваемые первичные установки, формируемые биологическими потребностями в простейших контекстах;

•         второй уровень формируется через оценку отдельных социальных ситуаций и объектов и включает все три компонента;

•         третий уровень – базовые социальные установки, задающие общую направленность самопроявлений личности;

•         четвертый, самый верхний уровень – «образ Я», вписанный в общую систему ценностей личности, связанных с этой системой целей и средств, необходимых для их достижения.

«Образ Я» является одной из важнейших социальных установок, поскольку никто не может быть равнодушно-безоценочен к собственному «Я», причем каждому человеку необходим положительный «образ Я». Если этот образ по каким-либо причинам становится отрицательным, человек воспринимает это очень болезненно.

2. ВЗГЛЯД НА ЧЕЛОВЕКА

В. ФРАНКЛ

Особый интерес представляет антропологическая модель человека, разработанная известным австрийским психологом, неврологом, создателем психотерапевтического направления – логотерапии, Виктором Франклом.

В основе антропологии Франкла лежат взгляды философов Макса Шеллера и Николая Гартмана. Отталкиваясь от их антропологических моделей и используя димензиональную онтологию, Франкл разработал собственную модель: бытие человека протекает одновременно в нескольких тесно связанных, но неперекрывающихся измерениях, каждому из которых присущи свои принципы и законы: соматическом, психическом и ноэтическом.

Первые два измерения составляют так называемую психофизическую плоскость – это забота о безопасности и здоровье, телесные потребности, стремление к комфорту и удовольствиям. Ноэтическое измерение является более высоким по отношению к психическому и соматическому уровням человеческого бытия и несводимо к ним. Франкл рассуждает о специфическом, исключительно человеческом измерении.

В. Франкл иллюстрирует свою модель следующим примером: «Если спроецировать трехмерный стакан в двухмерную плоскость, находящуюся внизу, получится круг. Тот же стакан, спроецированный сбоку, в двухмерной плоскости будет выглядеть как прямоугольник. Но никто не станет утверждать, что стакан состоит из круга и прямоугольника. Точно так же мы не можем утверждать, что человек состоит из таких частей, как тело и душа.

Это насилие над человеком − проецировать его из сферы чисто человеческой на плоскость телесного и психического. «Образ измерений и проекций позволяет нам одновременно говорить, с одной стороны, о целостности и единстве человека, а с другой стороны, о различиях между телесными, психическими и ноэтическими процессами» [3, с. 132]. Как еще одну иллюстрацию можно привести схему наиболее известной ученицы Франкла Э. Лукас.

растения, животные, люди → тело животные, люди → тело, психика люди → тело, психика, дух

Данная схема показывает, что человек – это прежде всего дух. «Человек, став человеком, остается в чем-то животным и растением. Можно сравнить его с самолетом, который сохраняет способность передвигаться по поверхности земли, подобно автомобилю. Правда, доказать, что он самолет, он может, лишь оторвавшись от земли и поднявшись в воздух». Э. Лукас пишет: «Природа дала нам исключительный подарок человеческого духа, который в геологических масштабах времени существует в течение краткого момента. Дух имеет собственные законы, которые мы только начинаем постигать. Дух не следует ни за какими животными и эгоцентричными побуждениями. Дух нуждается в материи совершенно иного рода: дух нуждается в смысле. И поскольку возможности смысла неисчерпаемы, дух безграничен. Формально дух привязан к своей биологической основе, но по сути он свободен.

Логотерапия включает в себя не только изучение духовных феноменов, она может способствовать пробуждению человеческого духа как ограничителя и творческого преобразователя присущего всем нам разрушительного принципа. «Так же, как природа эволюционировала от агрессивного жизненного принципа к принципу духовного смысла, так и отдельные индивидуумы, страдающие от страхов, отчуждения, чувства неполноценности или депрессии, могут совершить рывок вперед, к торжеству духа над их недостатками» [4, с. 23].

Франкл относил понятие «дух» к антропологическим, а не религиозным. Чтобы не использовать достаточно многозначное понятие «духовное», Франкл вводит понятие «ноэтическое» (от древнегреч. – разум, дух).

Человек, согласно Франклу, – существо прежде всего самотрансцендирующееся, т. е. стремящееся выйти за пределы своих ограничений, а не био-психо-социальное существо, стремящееся к гомеостазу. Главной мотивирующей силой человека является стремление к обнаружению и реализации смысла, а не стремление к власти или удовольствию.

В. Франкл рассматривает человеческое «Я» как свободное и ответственное. Человек всегда сам принимает решение, кто он и каким ему быть. Он сам наполняет смыслом свое прошлое, настоящее и будущее. Не отрицая роли наследственности, предрасположенностей, воспитания, обстоятельств жизни и т. д., Франкл подчеркивал, что не биологические и социальные обстоятельства господствуют над человеком, а он сам, реализуя свою свободу выбора, властвует над ними, изменяет их в соответствии с требованиями смысла. Смысл является определяющим принципом функционирования личности в ноэтическом измерении. Помимо смысла, к ноэтическому измерению относятся также совесть, этика, самодистанцирование и самотрансценденция, любовь, свобода воли, ответственность, самосознание, юмор и другие качества, присущие только человеку.

В. Франкл был первым, кто использовал понятие ноэтической (духовной) составляющей в человеке в терапевтических целях. Он показал возможность проживать себя как духовное существо, способное выйти за пределы имеющихся данностей и условий. Об организующей роли духа (ноэтического измерения) Э. Лукас писала: «Многие склонны связывать дух с идеализированными понятиями разума, познания и творчества. Тем не менее, есть достаточно доказательств того, что измерение разума и духа не всегда в согласии с нашими двумя другими измерениями, тела и психики; что оно может даже противостоять им. Наше духовное начало останавливает нас, когда мы слепо бросаемся вперед, и призывает нас, когда мы колеблемся, предупреждает нас, когда мы ошибаемся, и делает нас сильными, когда мы готовы стать слабыми и сдаться» [4, с. 49].

Однако, возвышая духовное как «собственно человеческое», Франкл акцентирует принцип равенства всех измерений человеческого бытия. Их единство и создает целостность «Я» человека. «Задача человека – с помощью качеств ноэтического измерения находить баланс между своими разнонаправленными устремлениями [3, с. 11].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге можно сделать вывод:

Сформулированный С. Л. Рубинштейном онтологический принцип позволяет анализировать Я-концепцию личности как социально-психологическую категорию с точки зрения общих закономерностей отношения Человек – Мир. Человек есть часть Мира. Мир призывает его к новым взаимоотношениям и включает его в жизнь как сознающего самого себя и свое место в бытии, через деятельность, через общение, через познание, образуя и новые грани человеческого «Я».

И. С. Кон выделяет уровни «Образа Я», трактуемого им в качестве установочной системы. Нижний уровень составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с самочувствием и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и, наконец, сам этот «Образ Я» вписывается в общую систему ценностных ориентации личности, необходимых для достижения этих целей.

Теории С. Л. Рубинштейна и И. С. Кона объединяет определение Я-концепции как изменяющейся и развивающейся системы самопредставлений человека, включающей в себя такие компоненты, как «Я-сознающее», «Образ Я», «Идеальное Я» и самооценка. Фактором, оказывающим наибольшее влияние на развитие Я-концепции, являются ранние социальные взаимодействия.

Принципиально иной подход разработан В. Франклом, который предложил трехмерную модель личности с главенствующей ролью ноэтического (духовного) измерения. Признавая влияние на становление «Я» человека биологических и социальных факторов, он убедительно, в том числе и собственной жизнью, показал, что силой своего духовного начала человек может преодолеть негативное влияние этих факторов, осознанно формировать свою личность и выбирать свой жизненный путь.

Библиографический список:

1. Кон И.С. Открытие Я. – М.: Политиздат, 1978.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000.
3. Франкл В. Воля к смыслу. М.: ЭКСМО, 2000
4. E. Lukas. Psychotherapy with dignity. E-book. (1994).




Рецензии:

7.03.2018, 7:22 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Данная работа является рефератом. Задача научной статьи решать какую-либо научную проблему. Научный руководитель, замечу - кандидат наук, должен был бы этот очевидный факт студенту объяснить, иначе зачем он вообще нужен этот руководитель. Работа не содержит никакой новизны, не решает никакой проблемы, поэтому к публикации не рекомендуется.

07.03.2018 20:20 Ответ на рецензию автора Дорохов Владимир Владимирович:
Спасибо, исправил определенные моменты.

7.03.2018, 10:26 Мамедов Хасан Исмаилович
Рецензия: Статья, согласно её названию, рассматривает взгляды на Я-концепцию конкретно Рубинштейна, Кона и Франкла. Странно в этом случае, со стороны предыдущего рецензента требовать какой-то новизны и решения какой-либо научной проблемы. В статье вполне раскрыты взгляды этих ученых. Статья рекомендуется к публикации.
07.03.2018 20:20 Ответ на рецензию автора Дорохов Владимир Владимирович:
Огромное спасибо.

7.03.2018, 13:16 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Учитывая тему статьи, автор не сможет представить новизну или решение проблемы. В рукописи достаточно полно представлены взгляды С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона, В. Франкла. На мой взгляд, автору необходимо усилить выводы. В противном случае представленный материал в большей степени реферат, чем статья. Рекомендую доработать.
07.03.2018 20:20 Ответ на рецензию автора Дорохов Владимир Владимирович:
Большое спасибо. Учитывая Ваши рекомендации, доработал.

8.03.2018, 6:54 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Не может быть научная статья обзором существующих работ. Наука, по условию, является генерацией чего-то нового. И я удивлен, что я должен это объяснять. Здесь же чисто выборка уже существующих концепций. Сама постановка вопроса здесь реферативна. Автор желает писать про проблему "я", почему нет? Он может даже опираться на этих ученых, хотя этого и мало. Но пусть тогда напишет о том, в чем они не правы и как надо. И тогда это будет наука, а не школьное изложение. А пока это публиковать нельзя. Это не имеет отношения к науке.

8.03.2018, 17:05 Мамедов Хасан Исмаилович
Рецензия: Не могу оставить без внимания рецензию уважаемого Эрштейна Леонида Борисовича. Согласен, что научная статья не может быть простым обзором существующих работ. Однако, лично я не вижу в данной статье "простой обзор". Здесь явно выраженная аналитическая работа, а согласитесь, что анализ какой-то уже существующей концепции, уже есть научное исследование. Также видна некоторая предвзятость уважаемого Леонида Борисовича касательно многих авторов. Он почему-то во многих работах видит лишь "рефераты". Ещё раз высказываю своё мнение, из-за наличия в данной работе аналитической составляющей - статья рекомендуется к публикации.
10.03.2018 6:06 Ответ на рецензию автора Дорохов Владимир Владимирович:
Благодарю, Хасан Исмаилович.

14.03.2018, 12:03 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Я поясню. Нет никакой предвзятости. Цель научной работы продуцировать новое знание, которого не существовало до появления этой работы. Есть это знание - есть наука. Нет его, нет науки. Какое научное знание продуцирует данная статья? Взрослый человек не в состоянии прочесть Рубинштейна или Франкла? Ясное дело может. Но в общем и не надо читать. Можно взять любой учебник по психологии и там взгляды этих людей будут изложены конспективно. Вы желаете сделать из этого науку? Можно попробовать. Но тогда уже надо писать так: "В учебнике Иванова указано, что взгляды Франкла на проблему Я такие-то, на самом деле это не верно, потому-то и потому-то, а дело обстоит так то и так то". И вот если автор проделает эту работу и действительно покажет, что в литературе взгляды на проблему Я этих ученых представлены не верно, то тогда это будет научный вклад и это можно будет публиковать, думаю, где угодно. А пока это, повторяю, реферат.

14.05.2018, 12:11 Мамедов Хасан Исмаилович
Рецензия: Ещё раз повторяю своё мнение - данная статья рекомендуется к публикации.
16.05.2018 14:14 Ответ на рецензию автора Дорохов Владимир Владимирович:
Благодарю, Хасан Исмаилович.

25.05.2018, 17:25 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Возможно, что данная статья и заслуживает определенной критики. Но с учетом доработок - рекомендую к публикации.
26.05.2018 16:16 Ответ на рецензию автора Дорохов Владимир Владимирович:
Спасибо большое, Ризабек Агзамович.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх