аспирант
Могилёвская санаторная школы-интернат для детей больных сколиозом
преподаватель истории и обществоведения
Черепанова Ирина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент
УДК-1
ВВЕДЕНИЕ
«Я-концепция» относится к совокупности сложной, организованной и динамичной системы усвоенных убеждений, взглядов и мнений, которые каждый человек считает правдивыми в отношении своего личного существования. Психологические словари определяют термин «Я-концепция» как более или менее осознанную, динамическую и при этом достаточно устойчивую систему представлений человека о себе самом, руководствуясь которой он выстраивает отношение к себе и взаимодействие с другими людьми. В этой статье рассматриваются взгляды на проблему человеческого «Я» в работах трех известных психологов.
1. Я-КОНЦЕПЦИЯ В РАБОТАХ С. Л. РУБИНШТЕЙНА И И. С. КОНА
С. Л. РУБИНШТЕЙН
Сергей Леонидович Рубинштейн – известный советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии, автор фундаментальной работы «Основы общей психологии». Одной из важных методологических основ этой работы становится рассмотрение сознания и личности с позиций принципа развития.
По его мнению, определяющими для человека в целом являются общественные, а не биологические закономерности его развития, и поэтому изучение аспектов личности, в том числе сознания и самосознания, должно происходить не абстрактно, а в реальной жизненной обусловленности «реальных живых индивидов».
Органическая жизнь может быть лишь предпосылкой самосознания, а не его источником. Этот источник, согласно Рубинштейну, находится в развивающейся реальной самостоятельности человека, показателем которой является изменение его взаимоотношений с окружающими. Самосознание появляется в процессе развития сознания человека в ходе его становления самостоятельным индивидом. Самостоятельность в своем развитии проходит несколько этапов.
Первый этап связан с овладением собственными телесными функциями и возникновением произвольных движений в процессе выполнения первых предметных действий.
Второй этап – начало самостоятельной ходьбы. На этом этапе ребенок становится относительно самостоятельным инициатором различных действий и уже осознает, что он выделяется из окружения. С этим осознанием и связано первое представление личности о своем «я». При этом к познанию собственного «я» человек приходит лишь через отношения с окружающими его людьми: «Не существует «Я» вне отношений к «Ты», и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта» [2, с. 502].
Следующий существенный этап в становлении «Я» − овладение речью как новой формой сознания и мышления. Речь существенно увеличивает воздействие ребенка и приводит к еще большим изменениям: из объекта воздействия он становится субъектом, получившим возможность направлять по своему желанию действия окружающих и через них воздействовать на мир.
В подростковом возрасте приближение вступления в самостоятельную жизнь ставит перед индивидом задачу самостоятельной постановки целей и определения направления своей деятельности, что требует формирования целостного мировоззрения и интенсивного развития способности к самостоятельному мышлению. На этом этапе происходит осознание своего личностного своеобразия и переход к более зрелым критериям самооценки.
После того, как человек вступил в самостоятельную жизнь, развитие его личности и самосознания все более становится его сознательным выбором. Если человек в результате большой сознательной работы вырабатывает целостное мировоззрение и обоснованные убеждения, то такой человек, согласно Рубинштейну, обретает свое лицо и становится личностью в полном смысле этого слова. При этом личность в ее реальном бытии есть то, что в результате осознания себя как субъекта человек называет своим «Я». «Я» − это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании.
Рассматривая вопрос о том, что же конкретно включает в себя личность человека, Рубинштейн говорит о телесной и духовной составляющих, которые не существуют раздельно, а являются двумя сторонами, входящими в личность только в своем единстве и внутренней взаимосвязи. Внутреннее психическое содержание – характер, способности, темперамент, также есть составляющие личности. Чувства и переживания признаются как свои только в том случае, если они «вошли в историю внутренней жизни» и явились определяющими для жизни и деятельности. Что касается мысли, то своей человек признает лишь ту, которую он глубоко и всесторонне продумал, «освоил», т. е. мысль, являющуюся результатом сознательной собственной деятельности.
С. Л. Рубинштейн полемизирует с У. Джеймсом в том, что человек есть то, что он имеет, выдвигая идею о том, что своим человек считает не столько присвоенные объекты, сколько то дело, которому он себя посвятил и то общественное целое, к которому он себя относит: «Для нас человек определяется прежде всего не его отношением к его собственности, а его отношением к его труду. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное, общественное отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» [2, с. 504].
Самосознание, согласно Рубинштейну, не является изначальной данностью, оно является результатом развития личности, в ходе которого человек не только приобретает жизненный опыт, но и переосмысляет свою жизнь в целом. Это переосмысление определяет мотивацию и смысл решаемых в жизни задач и образует основное сокровенное содержание «Я».
И. С. КОН
Игорь Семенович Кон – психолог, социолог, антрополог, философ. Много лет его центральным научным проектом была теория личности. В своей теории И. С. Кон сосредотачивается на внутренних механизмах человеческого «Я» и на модификации процессов самосознания в ходе индивидуального развития личности, а также в сравнительно-исторической и межкультурной перспективе.
Кон рассматривает «Я» как субъект целостного сознания психических явлений, включающий в себя три предполагающих друг друга взаимосвязанных аспекта. «Эго» − регулятивное начало мотивации и психической жизни, «Я-идентичность» − самосознание, чистое восприятие и «образ Я» − система представлений о самом себе.
Он говорит о взаимообусловленности и неразрывной взаимосвязи этих аспектов: «Идентичность психики и поведения индивида невозможна без какого-то единого регулятивного начала, которое, в свою очередь, требует самосознания. «Эго» как регулятивный механизм предполагает преемственность психической деятельности и наличие информации о самом себе. «Образ Я» как бы достраивает идентичность и субъектность личности и одновременно корректирует ее поведение» [1, с. 9].
Однако изучение каждого из этих аспектов предполагает свои специфические вопросы. При изучении «Эго» необходимо рассматривать механизмы сознательной саморегуляции поведения, а также соотношение между внутренней сознательной мотивацией и обусловленной влиянием внешней среды и неосознанных побуждений. При изучении идентичности главным является вопрос, какие факторы обеспечивают целостность и устойчивость поведения и эмоционально-чувственной сферы в различных контекстах и на разных жизненных этапах. При изучении «образа Я» рассматриваются его роль, значение, структура и развитие, степень адекватности самооценки, а также механизмы и процессы самосознания.
Далее Кон говорит о связи отношений и самосознания: несмотря на первичную и самоочевидную реальность собственного «Я», оно может осознаваться только через тот или иной вид отношений и зависит от их качества. Чем конкретней полюс обращения, тем больше конкретности в самом «Я»: от общего разделения «Я – Не-Я» до насыщенного личностного диалога «Я – Ты». Что касается отношений индивида с самим собой, то здесь разграничиваются понятия знания человека о самом себе (отношения «Я – Мое») и самосознания (отношения «Я – Я»).
«Образ Я» И. С. Кон формулирует с помощью социальной теории как упорядоченную систему уровней установок, которым присущи три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий:
• самый нижний уровень – неосознаваемые первичные установки, формируемые биологическими потребностями в простейших контекстах;
• второй уровень формируется через оценку отдельных социальных ситуаций и объектов и включает все три компонента;
• третий уровень – базовые социальные установки, задающие общую направленность самопроявлений личности;
• четвертый, самый верхний уровень – «образ Я», вписанный в общую систему ценностей личности, связанных с этой системой целей и средств, необходимых для их достижения.
«Образ Я» является одной из важнейших социальных установок, поскольку никто не может быть равнодушно-безоценочен к собственному «Я», причем каждому человеку необходим положительный «образ Я». Если этот образ по каким-либо причинам становится отрицательным, человек воспринимает это очень болезненно.
2. ВЗГЛЯД НА ЧЕЛОВЕКА
В. ФРАНКЛ
Особый интерес представляет антропологическая модель человека, разработанная известным австрийским психологом, неврологом, создателем психотерапевтического направления – логотерапии, Виктором Франклом.
В основе антропологии Франкла лежат взгляды философов Макса Шеллера и Николая Гартмана. Отталкиваясь от их антропологических моделей и используя димензиональную онтологию, Франкл разработал собственную модель: бытие человека протекает одновременно в нескольких тесно связанных, но неперекрывающихся измерениях, каждому из которых присущи свои принципы и законы: соматическом, психическом и ноэтическом.
Первые два измерения составляют так называемую психофизическую плоскость – это забота о безопасности и здоровье, телесные потребности, стремление к комфорту и удовольствиям. Ноэтическое измерение является более высоким по отношению к психическому и соматическому уровням человеческого бытия и несводимо к ним. Франкл рассуждает о специфическом, исключительно человеческом измерении.
В. Франкл иллюстрирует свою модель следующим примером: «Если спроецировать трехмерный стакан в двухмерную плоскость, находящуюся внизу, получится круг. Тот же стакан, спроецированный сбоку, в двухмерной плоскости будет выглядеть как прямоугольник. Но никто не станет утверждать, что стакан состоит из круга и прямоугольника. Точно так же мы не можем утверждать, что человек состоит из таких частей, как тело и душа.
Это насилие над человеком − проецировать его из сферы чисто человеческой на плоскость телесного и психического. «Образ измерений и проекций позволяет нам одновременно говорить, с одной стороны, о целостности и единстве человека, а с другой стороны, о различиях между телесными, психическими и ноэтическими процессами» [3, с. 132]. Как еще одну иллюстрацию можно привести схему наиболее известной ученицы Франкла Э. Лукас.
растения, животные, люди → тело животные, люди → тело, психика люди → тело, психика, дух
Данная схема показывает, что человек – это прежде всего дух. «Человек, став человеком, остается в чем-то животным и растением. Можно сравнить его с самолетом, который сохраняет способность передвигаться по поверхности земли, подобно автомобилю. Правда, доказать, что он самолет, он может, лишь оторвавшись от земли и поднявшись в воздух». Э. Лукас пишет: «Природа дала нам исключительный подарок человеческого духа, который в геологических масштабах времени существует в течение краткого момента. Дух имеет собственные законы, которые мы только начинаем постигать. Дух не следует ни за какими животными и эгоцентричными побуждениями. Дух нуждается в материи совершенно иного рода: дух нуждается в смысле. И поскольку возможности смысла неисчерпаемы, дух безграничен. Формально дух привязан к своей биологической основе, но по сути он свободен.
Логотерапия включает в себя не только изучение духовных феноменов, она может способствовать пробуждению человеческого духа как ограничителя и творческого преобразователя присущего всем нам разрушительного принципа. «Так же, как природа эволюционировала от агрессивного жизненного принципа к принципу духовного смысла, так и отдельные индивидуумы, страдающие от страхов, отчуждения, чувства неполноценности или депрессии, могут совершить рывок вперед, к торжеству духа над их недостатками» [4, с. 23].
Франкл относил понятие «дух» к антропологическим, а не религиозным. Чтобы не использовать достаточно многозначное понятие «духовное», Франкл вводит понятие «ноэтическое» (от древнегреч. – разум, дух).
Человек, согласно Франклу, – существо прежде всего самотрансцендирующееся, т. е. стремящееся выйти за пределы своих ограничений, а не био-психо-социальное существо, стремящееся к гомеостазу. Главной мотивирующей силой человека является стремление к обнаружению и реализации смысла, а не стремление к власти или удовольствию.
В. Франкл рассматривает человеческое «Я» как свободное и ответственное. Человек всегда сам принимает решение, кто он и каким ему быть. Он сам наполняет смыслом свое прошлое, настоящее и будущее. Не отрицая роли наследственности, предрасположенностей, воспитания, обстоятельств жизни и т. д., Франкл подчеркивал, что не биологические и социальные обстоятельства господствуют над человеком, а он сам, реализуя свою свободу выбора, властвует над ними, изменяет их в соответствии с требованиями смысла. Смысл является определяющим принципом функционирования личности в ноэтическом измерении. Помимо смысла, к ноэтическому измерению относятся также совесть, этика, самодистанцирование и самотрансценденция, любовь, свобода воли, ответственность, самосознание, юмор и другие качества, присущие только человеку.
В. Франкл был первым, кто использовал понятие ноэтической (духовной) составляющей в человеке в терапевтических целях. Он показал возможность проживать себя как духовное существо, способное выйти за пределы имеющихся данностей и условий. Об организующей роли духа (ноэтического измерения) Э. Лукас писала: «Многие склонны связывать дух с идеализированными понятиями разума, познания и творчества. Тем не менее, есть достаточно доказательств того, что измерение разума и духа не всегда в согласии с нашими двумя другими измерениями, тела и психики; что оно может даже противостоять им. Наше духовное начало останавливает нас, когда мы слепо бросаемся вперед, и призывает нас, когда мы колеблемся, предупреждает нас, когда мы ошибаемся, и делает нас сильными, когда мы готовы стать слабыми и сдаться» [4, с. 49].
Однако, возвышая духовное как «собственно человеческое», Франкл акцентирует принцип равенства всех измерений человеческого бытия. Их единство и создает целостность «Я» человека. «Задача человека – с помощью качеств ноэтического измерения находить баланс между своими разнонаправленными устремлениями [3, с. 11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге можно сделать вывод:
Сформулированный С. Л. Рубинштейном онтологический принцип позволяет анализировать Я-концепцию личности как социально-психологическую категорию с точки зрения общих закономерностей отношения Человек – Мир. Человек есть часть Мира. Мир призывает его к новым взаимоотношениям и включает его в жизнь как сознающего самого себя и свое место в бытии, через деятельность, через общение, через познание, образуя и новые грани человеческого «Я».
И. С. Кон выделяет уровни «Образа Я», трактуемого им в качестве установочной системы. Нижний уровень составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с самочувствием и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и, наконец, сам этот «Образ Я» вписывается в общую систему ценностных ориентации личности, необходимых для достижения этих целей.
Теории С. Л. Рубинштейна и И. С. Кона объединяет определение Я-концепции как изменяющейся и развивающейся системы самопредставлений человека, включающей в себя такие компоненты, как «Я-сознающее», «Образ Я», «Идеальное Я» и самооценка. Фактором, оказывающим наибольшее влияние на развитие Я-концепции, являются ранние социальные взаимодействия.
Принципиально иной подход разработан В. Франклом, который предложил трехмерную модель личности с главенствующей ролью ноэтического (духовного) измерения. Признавая влияние на становление «Я» человека биологических и социальных факторов, он убедительно, в том числе и собственной жизнью, показал, что силой своего духовного начала человек может преодолеть негативное влияние этих факторов, осознанно формировать свою личность и выбирать свой жизненный путь.
Рецензии:
7.03.2018, 7:22 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Данная работа является рефератом. Задача научной статьи решать какую-либо научную проблему. Научный руководитель, замечу - кандидат наук, должен был бы этот очевидный факт студенту объяснить, иначе зачем он вообще нужен этот руководитель. Работа не содержит никакой новизны, не решает никакой проблемы, поэтому к публикации не рекомендуется.