Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №55 (март) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 11.03.2018. Последняя правка: 10.03.2018.

Современное состояние расходов республиканского бюджета Республики Беларусь

Логвинович Арина Эдуардовна

студент

Полесский государственный университет

факультет банковского дела

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье рассматривается современное состояние расходов республиканского бюджета Республики Беларусь. Представлен анализ состава, структуры и динамики расходов республиканского бюджета за 2012-2016 гг.


Abstract:
The article considers the current state of expenditures of the republican budget of the Republic of Belarus. The analysis of the structure, structure and dynamics of expenditures of the republican budget for 2012-2016 is presented.


Ключевые слова:
республиканский бюджет; расходы; дефицит; профицит; общегосударственные расходы

Keywords:
republican budget; expenditures; deficit; surplus; national expenditures


УДК 336.5

Введение: Бюджетное финансирование социальной и экономической сферы играет большую роль, так как недостаточное финансирование может снизить не только экономический рост, но и качество жизни населения. Стратегические направления расходов государственного бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта проводимых мероприятий как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде, а также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития [1].

Актуальность темы исследования, проявляется в том, что расходы бюджета играют важную роль в социальном, экономическом развитии государства, что обеспечивает поддержание устойчивого финансового положения страны в целом.

Цель исследования: изучить современное состояние расходов республиканского бюджета Республики Беларусь.

Основная часть. 

В Республике Беларусь, как и в любом другом государстве на динамику и структуру расходов влияют множество факторов, к которым можно отнести ситуацию в стране, в которой есть необходимость решения конкретных задач; особенности общественного и экономического развития страны и отдельных регионов; финансовую политику государства и уровень ВВП.

Для анализа динамики состава расходов государственного бюджета, определяется абсолютный прирост (цепной и базисный), темпы роста и прироста в динамике (таблица 1).

Таблица 1 – Динамика расходов республиканского бюджета, млрд. руб.

 

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

Расходы бюджета

9,58

10,8

12,3

15,2

16,75

Абсол. прирост

  • Цепной
  • Базисный

 

-

-

 

1,22

1,22

 

1,5

2,72

 

2,9

5,62

 

1,55

7,17

Темп роста,%

  • Цепной
  • Базисный

 

-

-

 

112,7

112,7

 

113,8

128,4

 

123,6

158,6

 

110,2

174,8

Темп прироста, %

  • Цепной
  • Базисный

 

-

-

 

12,7

12,7

 

13,8

28,4

 

23,6

58,6

 

10,2

74,8

Источник: собственная разработка на основании данных: [2].

Из данных таблицы 1 можно сделать вывод, что расходы республиканского бюджета с каждым годом возрастают, так в 2016г. расходы увеличились по сравнению с 2012г. на 74,8%, по сравнению с 2014г. на 10,2%. На увеличение расходов повлияло и то, что доходы бюджета растут, следовательно, расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов. Это говорит о возможностях финансирования конкретных целей государства, удовлетворения потребностей общества, повышения уровня и качества жизни.

Если рассматривать динамику уровня расходов по отношению к ВВП за 2012-2016 гг, можно заметить, что на протяжении 2012-2014 гг.  динамика уровня расходов по отношению к ВВП имела тенденцию снижения с 18% в 2012 г. до 15,8% в 2014 г., а на протяжении 2014-2016 гг. имела тенденцию увеличения на 2 п.п. (рисунок 1).

Рисунок 1 – Динамика уровня расходов республиканского бюджета по отношению к ВВП

Рисунок 1 Динамика уровня расходов республиканского бюджета по отношению к ВВП

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [2].

Согласно приведенным данным на рисунке 2, можно утверждать, что наибольший удельный вес (более 40%)  в структуре расходов республиканского бюджета в 2012 и 2016 гг. занимает общегосударственная деятельность, так как она является важной деятельностью для функционирования государства. Социальная сфера, к которой относят не только социальную политику, но и образование, здравоохранение, физкультуру, спорт, культуру и СМИ занимает около 20% расходов. Необходимость финансирования этой сферы состоит в том, чтобы удовлетворить потребности общества, повысить уровень и качество жизни населения. Расходы на развитие национальной экономики отражает государственные затраты на регулирование и обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности. За счет этих расходов осуществляется поддержка отраслей и производств, а также финансирование других важных отраслей, которые способствуют экономическому развитию нашей страны.

Рисунок – 2 – Структура расходов республиканского бюджета в 2012 и 2016 гг., %.

Рисунок  2 – Структура расходов республиканского бюджета в 2012 и 2016 гг., %.

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных [2].

Существует мнение, что одной из эффективных мер борьбы с понижением темпов экономического роста является увеличение объемов государственных расходов, т.к. государство стимулирует внутренний спрос и производство, помогая преодолеть спад в экономике страны.

Рассмотрим исполнение республиканского бюджета в 2012-2016 гг. , в млрд. руб. (рисунок 3).

Исполнение республиканского бюджета в  2012 – 2016 гг

Рисунок 3 – Исполнение республиканского бюджета в  2012 – 2016 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных [2].

Из выше представленных данных рисунка 3, можно сделать вывод, что доходы бюджета за анализируемый период 2012-2016 гг. увеличиваются, соответственно увеличиваются расходы бюджета. В 2016 г. по сравнению с 2012г. доходы выросли на 8,24 млрд. руб. или на 86,5%. Расходы бюджета в 2016г. по сравнению с 2012 г. возросли на 7,17 млрд. руб. или на 74,8%. На протяжении 2012-2013 гг. в Республике Беларусь был сформирован дефицит, в 2014-2016 гг. был сформирован профицит, который был направлен на погашение государственного долга. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государство осуществляет расходы для выполнения ряда задач, без которых функционирование рыночной системы могло бы происходить значительно менее эффективно. Увеличение государственных расходов создает новые рабочие места, обеспечивая дополнительные доходы и способствуя экономическому развитию.  В то же время в Республике Беларусь необходимо создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов и перехода на качественно новый уровень бюджетного планирования, ориентированного на результат.  

Библиографический список:

1. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: учеб. / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2012 – 618.
2. Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budget_execution/legislative_acts/e59779ce8f468cea.html – Дата доступа: 27.02.2018
3. Государственный бюджет: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Финансы и кредит»/ Л.М. Тетерина, Т.И. Бохан. – Минск, Изд-во МИУ, 2008. – 220 с.




Рецензии:

11.03.2018, 18:35 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М.П и Логвинович А.Э. на основе соответствующих данных рассмотрено современное состояние расходов бюджета Республики Беларусь. Сделан некоторый анализ их состава, структуры и динамики в период 2012-2016 гг. Можно пожелать авторам в дальнейшей работе показать влияние расходов республиканского бюджета на макроэкономическую динамику Республики Беларусь. Цель данного этапа исследования в целом достигнута. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.

12.03.2018 17:17 Ответ на рецензию автора Логвинович Арина Эдуардовна:
Спасибо за положительный отзыв.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх