Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Методика преподавания
Размещена 15.03.2018. Последняя правка: 19.03.2018.
Просмотров - 2613

Cовременные педагогические технологии в обучении английскому языку

Гилязетдинов Эльдар Замирович

-

Узбекский государственный университет мировых языков

Учитель, кафедра методика обучения английскому языку

Аннотация:
В статье подчеркивается актуальность использования современных средств мультимедиа в преподавании английского языка в изменяющейся социальной и культурной среде. Многоуровневый социальный запрос и практика современного образования требует всестороннего изучения английского языка в учебном процессе с использованием ИКТ. Анализ монографической и методической литературы, а также результаты диссертационных исследований выявили некоторые особенности современного этапа использования ИКТ в преподавании английского языка.


Abstract:
The article emphasizes the relevance of the use of modern means of multimedia in teaching the English language in the changing social and cultural milieu. Multilevel social inquiry and practice of modern education necessitated comprehensive study and the special project of the educational process of learning the English language with the use of ICT. The analysis of monographic and methodological literature and dissertations research results have revealed some features of the present stage of the use of ICT in English language teaching.


Ключевые слова:
компетенция; педагогическая технология; образовательные ресурсы; медиаобразование; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Keywords:
competence; educational technology; educational resources; media education; information and communication technologies (ICT)


УДК 372.881.111.1

На сегодняшний день характерной особенностью развития современного общества является все возрастающее значение информации, которая становится  всеобъемлющим и неотъемлемым ресурсом. Работа с информацией стала главным содержанием практически любого вида деятельности, в том числе и в сфере образования.

Неотъемлемыми  условиями  в достижении  современного профессионального качества подготовки специалистов, обладающих высокой духовно-культурной, творчески-поисковой и общественно-социальной активностью, должны стать межкультурная коммуникация и широкое использование ИКТ в образовательном процессе. которые находят свое отражение в «Национальной программе по подготовке кадров» Республики Узбекистан. [3, с.21]

Современное  развитие мирового  образования указывает на тот факт, что понятие медиаграмотность. в настоящее время. стало необходимой константой для формирования высокоинтеллектуального и высококвалифицированного специалиста.

Влияние медиакультуры на формирование личности, личностных качеств человека с учетом образовательного аспекта, по мнению, Н. Б. Кирилловой, которая понимает медиакультуру как информационно-коммуникативные средства, а также материально-интеллектуальные ценности в совокупности, обуславливают формирование общественно-политического сознания в развивающемся социуме [2,с.8]

Так, в современной лингводидактике понятие информационная компетенция, информационная грамотность заменяется термином медиаграмотность, рассматриваемая Н.В. Чичериной – как одной из основополагающих компетенций, необходимой любому профессиональному специалисту в эффективном функционировании в так называемой информационной среде, [6,с.19]

На наш взгляд, медиаграмотность – это  процесс подготовки медиаграмотного человека, обладающего информационной компетенцией, обусловленной пониманием социокультурного, общественно-политического и межкультурного контекста функционирования медиакультуры в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, или, иначе говоря, способность "видеть" не только эксплицитную, но и имлицитную информацию, заложенную в медиатекст, для декодирования определенных образов, символов и ассоциаций, в том числе и осваивать, переводить, т.е. (передача адекватной, логически правильной и аксиологической информации), интерпретировать/анализировать.

Данный процесс является наиболее важным и целеполагающим, так как проводится смысловой анализ сложностей во взаимодействии с каждым аспектом. Каждый читатель вносит свои коррективы и дополняет смысл, который лежит в имлицитной основе медиатекста. [4, с. 85]

Ученые - лингводидакты осознали необходимость нового подходы в обучении русскому языку. Идея внедрения в процессе обучения компетентностно-ориентированного подхода отражает необходимость улучшения эффективности процесса обучения, качество образование за счет использования в процессе обучения современных методов и форм обучения, формирование и развитие компетентности и принимая во внимание особенности развития личности. Один из таких подходов является использование мультимедийных и информационно-коммуникационных технологий далее (ИКТ). Смысл термина "технология" до сих пор уточняются, этот термин используется в довольно широком контексте. На практике существуют также такие термины как педагогическая технология, технология образования, педагогическая или инновационная технология.

В современной дидактике термин "педагогическая технология" является более распространенным во многих методологических работах. Этапы развития концепции "педагогическая технология" можно выделить: использование наглядные пособий в учебном процессе (40-х – середина50-х годов), программированное обучение (середина 50-х - 60-х) к заранее разработанным образовательным процессам, обеспечивающие достижение четко определенных целей (до 70-х годов), для создания компьютерных и информационных технологий обучение (с начала 80-х годов).

Действительно, "новые педагогические технологии приходят в практику образования». Необходимость в этом обусловлено изменением требований общества и внутренних потребностей системы образования [1, с.15]. Сегодня студенты, как правило, имеют определенный опыт работы с различными инструментами обработки мультимедийных данных, передачи, хранения и представления информации в повседневной жизни, а также проявляют большой интерес к их использованию как средства для отдыха. Это очевидно, что должна быть такая модель в учебном процессе, которая обеспечивала бы не только формирование эффективного использования компьютерных навыков во время подготовки и обработка необходимой образовательной информации, но и развитие личностных качеств, ценностей гражданина информационного социума.

Изучение практического опыта показало, что использование ИКТ в преподавании английского языка не является массовым явлением. Среди причин существуют не только организационные, педагогические проблемы, но и отсутствие готовности преподавателя к решению задач, связанных с компьютеризацией учебного процесса. Причина, по мнению многих исследователей, является отсутствие четких идей о том, как ИКТ помогает достичь запланированные результаты обучения русскому языку, что должно быть изменено в содержании, формах организации, методах и принципах обучения. [5, с.36]

Однако, ученые изучавшие лингвистику, лингводидактику, опыт успешного осуществления определенных видов использования информации и коммуникационные технологии: разработка и применение электронных образовательных ресурсов, в том числе дистанционное обучение в профессиональной деятельности; в преподавании английского языка как родного, русский язык как иностранного (Е.С. Полат, Н.А. Альгазина, М.Ю. Бухаркина, С.И. Гудилина, Г.Г. Малева, Н.В. Ладыженская, M.A. Татаринов и т.д.).

Анализ монографической и методологической литература, результаты диссертационных исследований выявлено следующего уровня знаний проблемы. Педагогические науки свидетельствуют о положительном влиянии современных мультимедиа технологий для развития коммуникативных навыков и изучения английскогоязыка в Узбекистане.

Существует необходимость более глубокого теоретического и методическое обоснования использования ИКТ в преподавания английского языка в сфере профессиональной и деловой коммуникация, основанная на внедрении обучающих возможностей современных мульти-медиа, такие как дифференцированное обучение, и сосредоточены на интеллектуальное и личностное развитие студентов в формировании ключевых компетенций, на воспитание личности, живущих в информационном социуме.

Таким образом, конечно, сегодня новый подход к преподаванию английского языка является использование информации и технологии. Как известно, в отличие от их обычного средства, методы и производство информации и обработка является использование электронных устройств, особенно компьютеры.

Для определений, относящихся к медиаобразованию, компьютерному обучению, в отечественной и зарубежной лингвистике, существует множество терминов. Обзор существующих в настоящее время подходов к медиаобразованию, показал общее в определении термина медиаобразование как "процесса личного развития с помощью и на материале из СМИ (средства массовой информации), с целью формирования культуры общения со СМИ, творчества, коммуникативных навыков, навыков критического мышления для восприятия в полной мере, интерпретации, анализа и оценка СМИ, обучения различным формам самовыражения при помощи существующих технологий". [4, с. 45] По нашему мнению, эти цели следует рассматривать в качестве одной из основных, если мы принимаем во внимание влияние и постоянное воздействие СМИ на процесс обучения студентов.

В последние годы широко используются термины "информационные технологии", "информационные и коммуникационные технологии", показавшие современные функции и компьютерные технологии и телекоммуникации.

Различные концепции определяют три основных вида использования ИКТ в образовании, а именно:

• организация и управление образовательным процессом;

• обучение в самом широком смысле этого слова – отобучение под руководством преподавателя (стационарные иотдаленное) к использованию компьютерной техники для самообучение;

• изучение конкретных дисциплин.

На практике использование ИКТ в обучении родной язык, начиная с середины 80-х годов прошлого века начали использовать различные приложения - текстовые редакторы, проверка орфографии, электронные словари, а также электронные таблицы, настольные издательские, энциклопедии, игры,и другие программы. Второй этап использования ИКТ в обучении родному языку, который началсяв 90-х годов, связан с качественным изменением технических возможностей компьютеров и распространение ИКТ в процессе обучения. Такие особенности как гипертекст, который создает систему перекрестных ссылок в тексте, сочетая возможности гипертекста и мультимедиа, позволяют вам использовать ИКТ для работы по совершенствованию всех видов речевой деятельности (аудирования, чтения, письма, говорения, включая аспекты, как произношение и интонация) и для реального общения в письменной и устной форме.

Следующий этап (начало 21-го века) разработка ИКТ обучения С использованием виртуальной реальности. В "виртуальных" классе – лаборатории, студенты имеют возможность работать в условиях моделирования разнообразия речевых ситуаций, оно, несомненно, расширит возможность улучшения речевых и когнитивных навыков, создаст оптимальные условия для формирования коммуникативной и социально-культурной компетентности.

Главной особенностью современного этапа использования ИКТ является массовое и целенаправленное использование пространства в Интернете, профессионально-компьютерных программ различных типов: фактическое обучение, приложения, инструмент телекоммуникации - с целью создания единой среды компьютерного обучения, через который более эффективно развивается коммуникативная компетентность студентов. В современных исследованиях значимость интернета для изучение английского языка в высшем образовании подчеркивается тем, что интернет-ресурсы предоставляют преподавателям и студентам информацию по различным аспектам научно теоретических исследований английского языка. Например, для преподавателей вузов и студентам интернет-ресурсы могут быть интересны, потому что они специализируются на основе электронных библиотек, поисковых систем, обеспечивая возможности поиска предметной области (проекты, планы уроков, систематические ссылки, интерактивные упражнения) и профессиональные особенности студентов; порталы, которые позволяют принять участие в обсуждениях, ознакомиться с передовыми методическими и педагогическими практиками.

Одной из основных проблем, связанных с преподаванием английского языка является проблема доверия, научного и образовательного значения содержания и значимости информации, найденной в интернете. Очевидно, что жанр специфика сайтов (новостные сайты, персональные страницы, информационные материалы, научные публикации и другие) предполагает их различное содержание, в этом случае, преподаватели и студенты должны обладать навыками критически воспринимать информацию, размещенную в Интернете, к которым они ссылаются.

Эффективное использование современных ИКТ  в обучении их родном языку зависит от многих факторов, среди которых ведущими являются:

• предоставление компьютерного оборудования и Интернет доступа;

• наличие специализированных учебных материалов и необходимый набор программ различного типа;

• образовательные качества используемых инструментов мультимедиа обучения;

• адекватный уровень общей компьютерной грамотности (медиаграмотности) студентов и преподавателей;

• специальная подготовка преподавателей в области компьютерной лингвистика;

• особая организация учебного процесса.

С очевидной значимостью всех этих факторов, мы полагаем, что ключевой фигурой в интеграции ИКТ в процессе обучения является преподаватель, который имеет необходимую квалификацию и применяет их на практике.

Принимая во внимание тот факт, что большая часть обучаемых, которые в настоящее время работают в образовательных учреждениях разных уровней, не имели возможности получить необходимую подготовку в области применения современных ИКТ в преподавании английского языка, а также необходим является и развитие компьютерных технологий проходит очень быстрыми темпами. По нашему мнению, наиболее важной задачей, указанных в значительном количестве исследований, должна быть организация системы повышение квалификации и информационно-методическое обеспечение преподавателей в области компьютерной лингводидактики.

В настоящее время, теоретические и прикладные аспекты компьютерной лингвистики, разрабатываются ведущими учеными из разных стран, которые можно разделить на три направления исследований.

Исследования по разработке теоретических аспектов использования ИКТ в обучении языкам относятся к первому направлению. В этих работах обсуждаются вопросы следующего направления:

• методологические проблемы компьютерной лингвистики;

• психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения языку;

• вопросы типологии учебных материалов в использовании ИКТ;

• проблема оценки качества программного обеспечения в  процессе обучения;

• возможности для развития навыков общения в процессе обучения с использованием ИКТ и ряд других проблем.

Вторая область включает в себя экспериментальную работу по созданию и использованию в учебном процессе электронных материалов, предназначенных для различных целей, форм и учебных профилей.

Третья область исследует способы интеграции компьютерно-ориентированного обучение в процессе обучения английского языка, и разработка эффективных методов использования ИКТ в учебном процессе.

Эти направления исследований предполагают, всеобъемлющий подход к изучению данной проблемы. Тем не менее, мы считаем необходимым подчеркнуть, что ведущий аспект – это подготовка преподавателей английского языка к учебному процессу с использованием ИКТ.

Подводя итоги, отметим, что рост продуктов медиакультуры в процессе обучения английского языка и подготовки высококвалифицированных кадров на системной основе представляется перспективным направлением модернизации и целеполагания содержания профессионального образования в современных интегративных условиях.

Библиографический список:

1. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика. Москва: Изд-во Флинта, 2005. – 150 c.
2. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2006. – 256 с.
3. Национальная программа по подготовке кадров // Гармонично развитое поколение – основа прогресса Узбекистана. – Т.: Шарк, 1997. – 63 с.
4. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 340 c.
5. Хомерики О.Г. Образование, наука и культура в глобальном информационном пространстве. М.: Перспектива, 2008. – 152 с.
6. Чичерина Н. В. Концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе иноязычных медиатекстов Спб.: РГПУ, 2008 – 50 с.




Рецензии:

19.03.2018, 12:14 Костогладова Любовь Петровна
Рецензия: Статья содержательная и интересная в методическом поле исследования. Следует отметить недостатки - грамматические ошибки:в аннотации обратите на согласование падежей и окончаний имен существительных (в преподавании англ.яз). Обратите внимание на содержание второго абзаца! Третий абзац - термин стал необходимым.Статья должна быть доработана и должны быть исправлены все грамматические ошибки.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх