Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №55 (март) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 14.03.2018. Последняя правка: 24.03.2018.

Анализ расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь

Валова Ольга Александровна

Полесский государственный университет

студент

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье проведён анализ состава, структуры и динамики расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и определены основные мероприятия по управлению ими.


Abstract:
The article analyzes the composition, structure and dynamics of expenditures of the consolidated budget of the Republic of Belarus and identifies the main measures for their management.


Ключевые слова:
консолидированный бюджет, расходы, дотации, субвенции, межбюджетные трансферты.

Keywords:
consolidated budget, expenditures, subsidies, subventions, intergovernmental transfers.


УДК 336.146

Введение

         Согласно Бюджетному кодексу Республики Беларусь бюджет – это план образования и использования денежных средств для обеспечения осуществления задач и функций государства в течение финансового года. Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

         Актуальность данной темы заключается в том, что расходы консолидированного бюджета являются финансовым инструментом, с помощью которого государство влияет на экономику, финансирует ее структурную перестройку, стимулирует развитие приоритетных секторов экономики, гарантирует социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Целью исследования является изучение расходов консолидированного бюджета РБ в динамике и выявление основных мероприятий по управлению ими.

Основная часть.

         Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска. Проанализируем расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2014-2016 гг. (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 -  Динамика расходов консолидированного бюджета

            Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2]

            По данным рисунка 1 видно, что расходы консолидированного бюджета в 2016 году составили 27322 млн. рублей. и по сравнению с 2015 годом увеличились на 2 284,3 млн. рублей или на 9,12 %. В 2016 году по сравнению с 2014 расходы увеличились на 6 206,6 млн. рублей или на 29,39%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что расходы консолидированного бюджета за 2014-2016 гг. увеличились.

         Рассмотрим расходы консолидированного бюджета по функциональной классификации за 2014-2016 гг. (таблица 1).

Таблица 1 - Структура расходов консолидированного
бюджета по функциональной классификации
за 2016 год, %

 

2014

2015

2016

Общегосударственная деятельность

22,5

25,1

25,3

Национальная оборона

3,5

3,7

3,8

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

6,7

6,4

6,2

Национальная экономика

15,9

15,5

15,6

Охрана окружающей среды

0,4

0,3

0,3

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

8,2

6,4

5,6

Здравоохранение

14,1

14

14,5

Физическая культура,спорт,культура,СМИ

3,2

3,1

3,2

Образование

17,4

16,7

16,8

Социальная политика

8,1

8,7

8,9

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2]

         Из данных таблицы 1 видно, что в 2016 году больше всего расходов консолидированного бюджета приходится на общегосударственную деятельность (25,3 %), образование (16,8 %), национальную экономику (15,6 %). Меньше всего расходов консолидированного бюджета приходится на охрану окружающей среды (0,3 %), национальную оборону (3,8 %) и на физическую культуру, спорт, культуру, СМИ (3,2%).

         Расходы консолидированного бюджета на общегосударственную деятельность в 2016 году составили 25,3%, что на 0,2 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета увеличились на 2,8 %.

         Объем денежных средств, направленных на финансирование национальной обороны составил 3,8 %. В 2016 году по сравнению с 2015 годом расходы консолидированного бюджета на национальную оборону увеличились на 0,1 %, а в 2016 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 0,3 %.

         Расходы консолидированного бюджета на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности в 2016 году составили 6,2 %, что на 0,2 % меньше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета уменьшились на 0,5 %.

         Расходы консолидированного бюджета на национальную экономику в 2016 году составили 15,6 %, что на 0,1 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета уменьшились на 0,3 %.

         Объем денежных средств, направленных на финансирование охраны окружающей среды составил 0,3 %. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на охрану окружающей среды уменьшились на 0,1.

         Объем денежных средств, направленных на финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищное строительство составил 5,6 %. В 2016 году по сравнению с 2015 годом расходы консолидированного бюджета на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство уменьшились на 0,8 %, а в 2016 году по сравнению с 2014 годом уменьшились на 2,6 %.

         Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение в 2016 году составили 14,5 %, что на 0,5 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета увеличились на 0,4 %.

         Расходы консолидированного бюджета на физическую культуру, спорт, культуру, СМИ в 2016 году составили 3,2 %, что на 0,1 % больше, чем в 2015 году.

         Расходы консолидированного бюджета на образование в 2016 году составили 16,8 %, что на 0,1 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета уменьшились на 0,6 %.

         Объем денежных средств, направленных на социальную политику составил 8,9 %. В 2016 году по сравнению с 2015 годом расходы консолидированного бюджета на социальную политику увеличились на 0,2 %, а в 2016 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 0,8 %.

         Проанализируем динамику расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации за 2014-2016 гг. (рисунок 2).

 

                         

Рисунок 2 -  Расходы консолидированного бюджета по функциональной классификации

            Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2]

         Данные рисунка 2 свидетельствуют о том, что объем денежных средств, направленных на финансирование общегосударственной деятельности в 2016 году составил 6901,3 млн. рублей, что на 604,4 млн. рублей или на 9,6 % больше, чем в 2015 году, а в 2016 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 2150,5 млн. рублей или на 45,27%.

         Образование в 2016 году было профинансировано на сумму 4953,7 млн. рублей, что на 767,3 млн. рублей или на 18,33 % больше, чем в 2015 году, а в 2016 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 1272,1 млн. рублей или на 34,55%.

          Социальна политика в 2016 году была профинансирована на сумму 2428,7 млн. рублей, что на 243,8 млн. рублей или на 11,16 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на социальную политику увеличились на 710,5 млн. рублей или на 41,35 %.

          Физическая культура, спорт, культура, средства массовой информации в 2016 году была профинансирована на сумму 864,2 млн. рублей, что на 90,6 млн. рублей или на 11,71 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на физическую культуру, спорт, культуру, СМИ увеличились на 179,4 млн. рублей или на 26,2 %.

         Здравоохранение в 2016 году было профинансировано на сумму 3953,9 млн. рублей, что на 456,2 млн. рублей или на 13,04 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на здравоохранение увеличились на 986,1 млн. рублей или на 33,23%.

         Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство в 2016 году было профинансировано на сумму 1517,2 млн. рублей, что на 96,2 млн. рублей или на 5,96 % меньше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство уменьшились на 213,3 млн. рублей или на 12,33 %.

         Охрана окружающей среды в 2016 году была профинансирована на сумму 77,3 млн. рублей, что на 1,5 млн. рублей или 1,9 % меньше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на охрану окружающей среды уменьшились на 2,1 млн. рублей или на 2,64 %.

         Национальная экономика в 2016 году была профинансирована на сумму 4253,3 млн. рублей, что на 371,6 млн. рублей или на 9,57 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на национальную экономику увеличились на 896,5 млн. рублей или на 26,71 %.

         Судебная власть, правоохранительная деятельность в 2016 году была профинансирована на сумму 1687,9 млн. рублей, что на 89 млн. рублей или на 5,57 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на судебную власть, правоохранительную деятельность увеличились на 279,1 млн. рублей или на 19,81 %.

         Национальная оборона в 2016 году была профинансирована на сумму 1044,5 млн. рублей, что на 119,2 млн. рублей или на 12,88 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на национальную оборону увеличились на 307,7 млн. рублей или на 41,76 %.

         Таким образом за 2014-2016 гг. расходы консолидированного бюджета увеличивались.

Рассмотрим экономическую классификацию расходов консолидированного бюджета (рисунок 3).

 

 

  

Рисунок 3 -  Расходы консолидированного бюджета по экономической классификации

            Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2]

         В соответствии с рисунком 3, большая часть расходов консолидированного бюджета направлена на выплату заработной платы с начислениями, которая в 2016 году составила 30,5%, что на 0,5 % меньше, чем в 2015 году.

         Капитальные расходы в 2016 году составили 12,7 %, что на 1,3 % меньше, чем в 2015 году. Капитальные расходы в 2016 году по сравнению с 2014 годом уменьшились на 7,3%.

          Обслуживание госдолга в 2016 году составило 6,8 %, что на 0,8% больше, чем в 2015 году. Денежные средства, направленные на обслуживание госдолга в 2016 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 2,8 %.

         Текущие бюджетные трансферты в 2016 году составили 28,6 %, что на 2,6 % больше, чем в 2015 году.

         Рассмотрим исполнение консолидированного бюджета за 2014-2016 гг. (рисунок 4).

 

Рисунок 4 -  Динамика исполнения консолидированного бюджета

            Примечание – Источник:[2]

         Из данных рисунка 4 видно, что расходы консолидированного в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличились на 2284,3 млн. рублей или на 9,12 %, а в 2016 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 6206,6 или на 29,39 %. Консолидированный бюджет за 2016 год исполнен с профицитом в размере 1204,3 млн. рублей. Сформированный профицит был направлен на погашение государственного долга Республики Беларусь.

Выводы

         Таким образом, можно сделать вывод о том, что значительную долю расходов консолидированного бюджета занимают общегосударственные расходы, национальная экономика и здравоохранение. Усиление роли государства в различных сферах общественной жизни, расширение его экономических и социальных функций, рост численности аппарата управления является основной причиной роста государственных расходов.

         Следовательно, можно выделить следующие мероприятия по управлению расходами государственного бюджета:

  • развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности (эффективное сокращение сферы государственной экономики приведет к уменьшению бюджетного финансирования);
  • оптимизация объема и реструктуризация расходов государственного бюджета. Бюджетные вложения должны быть направлены в перспективные отрасли, которые определяют научно-технический прогресс;
  • принятие мер, направленных на привлечение иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решается ряд задач: уменьшаются бюджетные расходы, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а следовательно, и увеличиваются платежи в бюджет;
  • совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере. В условиях развития рыночных отношений и ограниченных возможностей государства обострится вопрос об источниках финансирования социально-культурных учреждений и социальных программ, так как возможности перераспределения финансовых ресурсов на финансирование социальных потребностей за счет уменьшения других расходов имеют экономический предел;
  • корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей.

         Таким образом, для достижения реального результата данные мероприятия должны осуществляться комплексно. Разработка и  реализация мер,  направленных  на  устранение  указанных проблем, позволит стабилизировать финансовое положение страны и будет способствовать ее социально-экономическому развитию.

Библиографический список:

1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь 16 июля 2008 г. N 412-З в редакции от 29.12.2009 N 73-З.
2. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ – Дата доступа: 10.02.2018




Рецензии:

18.04.2018, 15:47 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статью можно опубликовать. она хорошо иллюстрирована. я бы только посоветовал расширить список экономической литературы

21.04.2018, 19:44 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: Согласен с предыдущим рецензентом. Данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх