Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №55 (март) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 28.03.2018. Последняя правка: 14.04.2018.
Просмотров - 2749

ФОРМИРОВАНИЕ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО И КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Арутюнян Анжела Гарниковна

Полесский государственный университет

Студент

Самоховец Мария Павловна; доцент; Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье проанализирована доходная часть республиканского и консолидированного бюджета Республики Беларусь в динамике. Исследованы состав и структура доходов республиканского и консолидированного бюджета РБ. Предложены пути укрепления доходов консолидированного бюджета РБ с учетом выявленных ограничений.


Abstract:
This article analyzes the revenue of the Republican and consolidated budget of the Republic of Belarus in dynamics. The composition and structure of revenues of the Republic and consolidated budget of Belarus are investigated. The ways of strengthening the revenues of the consolidated budget of the Republic of Belarus taking into account the limitations are proposed.


Ключевые слова:
бюджет; консолидированный бюджет; налог; налоговые доходы; неналоговые доходы

Keywords:
the budget; the consolidated budget; a tax; tax income; non-tax income


УДК 336.146

Введение

Согласно Бюджетному кодексу Республики Беларусь, бюджетом принято считать финансовый документ, содержащий план аккумулирования и использования финансовых ресурсов государства, региона за определенный период времени. Таким образом, бюджет принято рассматривать как способ перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и иных общественно значимых расходов.

Доходами бюджета являются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в бюджет в соответствии действующим законодательством. Доходы бюджета формируются за счет  налоговых доходов, неналоговых доходов безвозмездных поступлений.

Налог – обязательный безвозмездный платёж, взимаемый Правительством или местными органами власти с организаций и физических лиц в целях финансирования расходов государства. В Республике Беларусь виды налогов, сборов (пошлин), порядок их исчисления и сроки уплаты, а также плательщики установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь. 

Неналоговые доходы – это доходы, получаемые в виде платы за пользование государственными фондами или имуществом либо компенсации за оказанные государством услуги юридическим или физическим лицам.

К безвозмездным поступлениям относятся необязательные платежи, которые включают в себя поступления от иностранных государств, международных организаций, а также другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Актуальность исследования заключается в необходимости постоянного поиска возможностей по усилению доходной базы консолидированного бюджета РБ для увеличения финансирования всех задач и функций государства.

Цель исследования – предложить пути увеличения доходной базы консолидированного бюджета на основе анализа доходов консолидированного бюджета в динамике.

Основная часть

Как известно, государственный бюджет делится на два уровня: республиканский бюджет и местные бюджеты, которые в совокупности составляют консолидированный бюджет РБ.

Произведем анализ консолидированного бюджета – на рисунке 1 представлена динамика доходов консолидированного бюджета за 2014-2016 годы.

 

 

Рисунок 1 – Динамика доходов консолидированного бюджета РБ

Примечание: Источник [4]

Из рисунка 1 видно, что максимальные доходы консолидированного бюджета за анализируемый период сложились в размере 28,5 млн руб. в 2016 году, в остальные периоды (2014-2015 годы) данные доходы консолидированного бюджета имели тенденция к возрастанию.

На рисунке 2 отмечена структура доходов консолидированного бюджета РБ, которая отражает процентное соотношение налоговых и неналоговых доходов.

 

 

Рисунок 2 – Структура доходов консолидированного бюджета РБ по источникам формирования

Примечание: Источник [4] 

По данным рисунка 2 видно, что в 2016 году налоговые поступления составляли 83,6%, а неналоговые, включая безвозмездные поступления, 16,4%. Сравнивая с 2015 годом, налоговые поступления в 2016 году не изменились.

На рисунке 3 представлена структура налоговых доходов консолидированного бюджета РБ в  разрезе отдельных налогов.

 

  

Рисунок 3 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РБ

Примечание: Источник [4] 

Налоговые доходы в 2016 г. образовывались за счет поступлений налога на добавленную стоимость (34,5%), подоходного налога (16,5%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (14,4%), акцизов (9,2%), налога на прибыль (9,7%), налогов на собственность (6,7%).

На рисунке 4 представлена динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РБ.

 

 

Рисунок 4 – Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РБ

Примечание: Источник [4] 

В соответствии с рисунком 4, в 2016 году наибольшую долю составили поступления по НДС – 8001 млн руб., что по сравнению  с 2015 годом выше на 10,2%. Подоходный налог является вторым по значимости источников пополнения бюджета и в 2016 году составил 3157,8 млн руб., что по отношению  к 2015 году выше на 8,8%. Третьим по значимости источников формирования консолидированного бюджета являются налоги от внешнеэкономической деятельности, которые  в 2016 году составили 2496,5 млн руб, что ниже на 3,5%, чем  в предыдущем году. Налог на прибыль в 2016 году составил 1673,2 млн руб, что выше на 28%. По акцизам в бюджет поступило 1753,3 млн руб, что выше на 11,6%, чем  в 2015 году. По налогам на собственность в бюджет было внесено 1195,3 млн руб, что вызвало увеличение на 1,5% по сравнению с 2015 годом.

Для представления более точной структуры налоговых доходов консолидированного бюджета РБ на рисунке 5 представлена структура доходов консолидированного бюджета РБ по уровням бюджетной системы.

  

 

 Рисунок 5 – Структура доходов бюджета по уровням бюджетной системы за 2016 год

Примечание: Источник [4] 

Из рисунка 5 видно, что по налоговым доходам лидирующее место занимает республиканский бюджет – 57,7%, а местные бюджеты составили 42,3%. Подоходный налог и налоги на собственность являются источником исключительно местных бюджетов, а акцизы и налоги на ВЭД являются источником пополнения только республиканского бюджета. Поступления по прибыли имеют свою структуру – 31,3% приходится на республиканский бюджет, а 68,7% - на местные бюджеты. так же, как и подоходный налог является источником только местных бюджетов. НДС на 69% является источником республиканского бюджета и только 31% поступлений пополняют местные бюджеты.

Говоря о возможностях увеличения доходной базы консолидированного бюджета, следует выделить некоторые ограничения по увеличению доходов бюджета. Во-первых, налоговые доходы - это фундамент формирования доходной части консолидированного бюджета, где доля налоговых доходов составляет 83,6%. Поэтому существует сильная зависимость доходов бюджета страны от налоговой системы Республики Беларусь. Во-вторых, невозможность значительного роста налоговой нагрузки, так как такое действие повлечет за собой ряд неблагоприятных последствий для экономики Республики Беларусь, среди которых уменьшение стимулов к труду и сбережениям, рост теневой экономики и т.п. Причем в настоящее время принято решение, что налоговая система будет  направлена на уменьшение количества налоговых платежей, также упрощению порядка уплаты этих платежей и уменьшению налоговой нагрузки как на население, так и на экономику в целом.

В рамках увеличение доходов консолидированного бюджета можно предложить  следующие направления:

1. Внедрение современных методов бюджетного планирования и прогнозирования, к которым относится экономический анализ, программно-целевой, а также бюджетирование, ориентированное на результат с перехода к многовариантному составлению проекта бюджета. Данные методы будут способствовать более полному представлению бюджета страны, что позволит Правительству РБ рационально распределить имеющиеся ресурсы. Также появится возможность более точно рассмотреть возможные проблемы при формировании консолидированного бюджета и определить источники появления возникающих вопросов.

2. Проведение реструктуризации доходов бюджета для достижения оптимального сочетания прямых и косвенных налогов, доходов бюджета и целевых фондов. Это позволит несколько уменьшить расходы, которые возникают результате распределения, использования  и перераспределения денежных средств, находящихся у государства. Кроме того, данный метод может способствовать уменьшению налоговой нагрузки населения.

3. Усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций и др.). Данный метод играет значительную роль в формировании доходов бюджета, так как сдавая в аренду и продавая имущество государство, вырученные денежные средства напрямую будут поступать в бюджет страны.

4. Совершенствование налогового планирования, использование методов оптимизации налоговой нагрузки; укрепление и развитие законодательных основ налогообложения, сокращение многочисленных инструкций, указов и декретов, регулирующих систему налогообложения. Использование такого метода на практике будет способствовать положительным эффектам в налоговой политике, так как такая ситуация не будет усложнять финансовое положение юридических и  физических лиц.

Заключение

Таким образом, следует отметить, что доходная часть консолидированного бюджета РБ развивается с каждым годом. Вместе с тем, имеются возможности по ее укреплению не только за счет изменений в налоговой системе, но и за счет реформирования бюджетных отношений, использования современных методов бюджетного планирования и прогнозирования, использования возможностей налогового администрирования. 

Библиографический список:

1. Пресс-релизы об исполнении бюджета за 2017-2018г. [Электронный ресурс] / minfin.gov.by – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budget_execution/analytical_information/– Дата доступа: 09.02.2018
2. Бюджет Республики Беларусь для граждан на 2018 год [Электронный ресурс] / minfin.gov.by – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/budjet2018.pdf - Дата доступа: 09.02.2018
3. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / minfin.gov.by – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2016/yd2016.pdf - Дата доступа: 09.02.2018
4. Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2018 год» от 31.12.2017 № 86-З [Электронный ресурс] / minfin.gov.by – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/act/zakon_311217_86z.pdf - Дата доступа: 09.02.2018




Рецензии:

17.04.2018, 9:37 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М.П. и Арутюнян А. Г. на основе соответствующих данных проведен анализ доходной части республиканского и консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2014-2016 гг. Авторы исследовали состав и структуру доходов консолидированного бюджета, предложили пути их стабилизации с учетом выявленных ограничений. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх