Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 27.03.2018. Последняя правка: 26.03.2018.

Роль налогов в формировании государственного бюджета Республики Беларусь

Пастушкова Дарья Петровна

Полесский государственный университет

Студент

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье проанализированы поступления налоговых доходов в государственный бюджет Республики Беларусь за 2015-2017 гг. и определена их роль.


Abstract:
This article analyzes the revenues of tax revenues to the state budget of the Republic of Belarus for 2015-2017 and defined their role.


Ключевые слова:
государственный бюджет; налоги; доход; платеж

Keywords:
state budget; taxes; income; payment


УДК 336.2

Введение. Государственный бюджет – это самый главный финансовый документ в стране. Он включает в себя сметы каждого ведомства государства, а также госслужб и программ правительства. В государственном бюджете определяются потребности, которые необходимо удовлетворить за счёт казны страны. Также в данном документе непременно указываются все ожидаемые поступления в казну и их источники. 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что налоговые доходы выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования государственного бюджета и нуждаются в постоянном совершенствовании для формирования полноценной доходной базы государственного бюджета.

Цель исследования – выявить роль налогов в формировании доходов государственного бюджета РБ.

Основная часть.

Доходы и расходы государственного бюджета являются важнейшим элементом бюджетной системы. Существует несколько основных вариантов формирования доходов:

  1. Доходы от налогов – взимаются как центральными органами власти, так и региональными;
  2. Неналоговые доходы – относятся доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от имущества, которое находится в распоряжении государства;
  3. Целевые бюджетные фонды.

Наибольший удельный вес в формировании государственного бюджета занимают налоги. Как правило, налоги составляют более 80% всего бюджета государства,  которые взимаются как центральными органами власти, так и региональными [1].

Рассмотрим структуру платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами за последние 3 года.

Таблица 1 – Структура платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами

п/п

Наименование платежей

Поступления, млн. рублей

Удельный вес в доходах бюджета, %

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Налоговые доходы

15 730,3

17 251,5

19 011,3

81,4

83,8

85,0

1

НДС

4 795,7

5 248,4

5 667,1

24,8

25,5

25,3

2

Подоходный налог

3 700,9

3 937,9

4 338,6

19,2

19,1

19,4

3

Налог на прибыль

2 181,8

2 325,0

2 915,1

11,3

11,3

13,0

4

Акцизы

1 878,6

2 125,5

2 260,9

9,7

10,3

10,1

5

Налог на недвижимость

812,7

975,8

1 024,7

4,2

4,7

4,6

6

Земельный налог

420,8

616,2

590,8

2,2

3,0

2,6

7

Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов

504,5

478,6

541,3

2,6

2,3

2,4

8

Налог при упрощенной системе налогообложения

393,6

424,7

450,1

2,0

2,1

2,0

9

Налог на доходы

203,1

241,3

268,8

1,1

1,2

1,2

10

Экологический налог

104,8

102,7

120,8

0,5

0,5

0,5

11

Единый налог для производителей с/х продукции

84,0

91,6

105,0

0,4

0,4

0,5

12

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

90,2

86,5

103,8

0,5

0,4

0,5

13

Налог на игорный бизнес

42,4

45,4

44,8

0,2

0,2

0,2

14

Прочие налоги, сборы, пошлины

498,5

551,9

579,5

2,6

2,7

2,6

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [2].

Из таблицы 1 видно, что с каждый годом налоговые поступления в государственный бюджет увеличиваются и тем самым удельный вес налогов в доходах бюджета растет. Так, налоговые поступления в 2017 году увеличились на 3 281 млн. рублей или 3,6 % по сравнению с 2015.

Наибольшие доли в налоговых поступлениях в государственный бюджет занимают НДС, подоходный налог, налог на прибыль, акциз. Самую наименьшую долю занимает налог на игорный бизнес.

Реализуемая бюджетно-налоговая политика направлена на повышение устойчивости бюджетной системы и эффективности использования бюджетных средств.

Сегодня по обычной деятельности уплачивается только 5 платежей: НДС (основная ставка – 20 %), налог на прибыль (18 %), налог на недвижимость (1 – 2,5 %), земельный налог (в зависимости от вида земель и местонахождения), отчисления в ФСЗН (для организаций – 34 %, для граждан – 1 %). Все прочие платежи уплачиваются разово,  при наступлении соответствующих обстоятельств (госпошлина, оффшорный, гербовый и консульский сборы и др.) или при наличии объектов налогообложения (таможенные пошлины, акцизы, экологический налог, налог за добычу природных ресурсов).

Реализуемые в 2018 году меры налоговой политики направлены как на упрощение порядка применения и либерализацию отдельных норм налогового законодательства, так и на обеспечение дополнительных доходов бюджета. Доходная база бюджета сформирована с учетом реализации мероприятий в области налоговой политики по следующим направлениям:

1. Соблюдение моратория на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин), за исключением адаптации ставок налогов к инфляционным процессам.

Налоговая нагрузка в 2018 году прогнозируется не более 25,5 % к ВВП и не превысит уровня, предусмотренного в программных документах социально-экономического развития на пятилетку.

2. Улучшение условий ведения бизнеса. С этой целью в рамках отдельного Указа Президента Республики Беларусь «О налогообложении» предусматривается:

- увеличение на 20 % критериев валовой выручки для целей применения упрощенной системы налогообложения;

 - сокращение с 60 до 30 дней срока действия 12 ограничения по принятию к вычету сумм «входного» НДС по потребительскому импорту;

 - продление на три года «нулевой» ставки НДС в отношении работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств [3].

Заключение.

Таким образом, доходная часть бюджета Республики Беларусь формируется в основном за счет налоговых платежей. Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть характеризуется множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Библиографический список:

1. Миронова Т.Н. Налоги и налогообложение : учеб. пособие/ Т.Н. Миронова; БГЭУ. – Минск, 2002. – 85 с.
2. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/dohod-budget-ru/ (дата обращения: 10.03.2018)
3. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/budjet2018.pdf (дата обращения: 10.03.2018)




Рецензии:

27.03.2018, 20:55 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М.П и Пастушковой Д.П. на основе соответствующих данных проанализировано поступление налоговых доходов в государственный бюджет Республики Беларусь за период 2015-2017 гг. Рассмотрена структура платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами, определена их роль. Работа дает вполне определенное представление о налоговом обеспечении доходной части бюджета. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх