Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 29.03.2018. Последняя правка: 29.03.2018.

Формирование грамматической правильности речи у младших школьников посредством дидактической игры

Исаева Ксения Владимировна

учитель начальных классов

Самарский государственный педагогический университет

студент

Гоннова Наталья Викторовна, кандидат филологических наук, Самарский государственный педагогический университет


Аннотация:
Статья рассматривает процесс формирования грамматической правильности речи у младших школьников посредством дидактической игры. Данная статья может быть интересна учителям, воспитателям, а также родителем. Целью статьи является анализ эффективности использования дидактической игры как средства развития грамматической речи детей младшего возраста.


Abstract:
The article examines the process of formation of grammatical correctness of speech in younger schoolchildren by didactic game. This article may be of interest to teachers, educators, and also parents. The aim of the article is to analyze the using didactic games as a means of developing grammatical speech in young children.


Ключевые слова:
дидактическая игра; грамматическая правильность; речь; младший школьник

Keywords:
didactic game; grammatical correctness; speech; junior pupil


УДК 37.026.8

Введение: Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение и посредством специальных упражнений, путём предупреждения и исправления ошибок, обучение литературным формам речи. Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать не только чужую, но и свою речь. Своевременное формирование грамматической компетенции ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.

Психологический анализ ребенка младшего школьного возраста показывает, что его ведущей деятельностью является игра, поэтому её рекомендуют использовать как один из основных приёмов в формировании грамматического строя речи. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении необходимых словоформ [4,c.5].

Цель: анализ эффективности использования дидактической игры как средства развития грамматической речи детей младшего возраста.

Задачи:

  1. анализ особенностей речи младших школьников;
  2. анализ теоретических данных по теме «правильная грамматическая речь»;
  3. анализ грамматических ошибок в речи детей младшего школьного возраста;
  4. анализ эффективности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальном образовании;

Развитие грамотной речи младших школьников, увеличение словарного запаса, знакомство с богатствами родного языка – это главные элементы формирования личности, освоение выработанных ценностей культуры общества, в котором развивается ребенок. На уроках русского языка младшие школьники учатся правильно высказываться, выражать свои мысли благодаря устной и письменной речи. Особенностью устной речи младших школьников  проявляется в неумении строить речь в определенной композиционной форме без наводящих вопросов. Письменная речь также имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм [1, c.30-39].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в содержании работы по развитию речи младших школьников выделяют несколько основных направлений: формирование представления о речи и требованиях к ней, совершенствование умений в области культуры речи (произношения, словаря и грамматического строя речи), развитие связной речи. Речь можно назвать правильной при соблюдении в ней действующих норм литературного языка (орфоэпических, словообразовательных, лексических, синтаксических, орфографических и пунктуационных). Хорошая грамотная речь характеризуется содержательностью, логичностью, точностью, выразительностью, ясностью и чистотой речи [2, c. 3-5].

Вопрос активизации деятельности учащихся в процессе изучения русского языка представляет собой актуальную проблему, которую изучают учёные - исследователи, методисты, и учителя. Дидактическая игра позволяет повысить активность, самостоятельность и заинтересованность учеников  в процессе познания, делает учебную деятельность личностно значимой, облегчает процесс приобретения новых знаний и умений. В процессе игры ребёнок увлекается и не замечает, что выполняет учебные задания, которые для многих, в частности для учеников 1 и 2 классов, вызывают не интерес, а негативные эмоции, а они, способствуют снижению познавательной активности и трудоспособности. Одна из важных ролей занимательных дидактических игр состоит в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей. В современной литературе приводятся различные системы и классификации дидактических игр. В результате анализа различных видов дидактических игр, мы выделили классификацию игр А.И.Сорокиной. Она делит дидактические игры на несколько видов: игры-поручения, игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения.

При анализе использования дидактических игр на уроках русского языка, учитель должен соблюдать несколько основных требований. Во-первых, игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, требованиям стандарта. Во-вторых, игры должны строиться с учетом психологических возрастных особенностей детей и их подготовленности. В третьих, игры необходимо подбирать на определённом дидактическом материале. При планировании включения в учебный процесс дидактической игры, учитель должен соблюдать все её требования, именно тогда, учебная цель будет достигнута [5, c.10].

Таким образом, дидактические игры на уроках русского языка в начальных классах являются эффективным средством закрепления грамматических навыков, благодаря их динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз тренировать ребенка в повторении нужных словоформ различными способами.

Библиографический список:

1. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005.
2. Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: «Издательство Астрель», 2002.
3. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой, М.: Просвещение, 1991.
4. Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка. Журнал «Начальная школа», № 1, 2001.
5. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Журнал «Начальная школа», № 11, 2004.




Рецензии:

29.03.2018, 17:20 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Рецензия. Рецензент: Рукавишникова Екатерина Леонидовна-канд.пед.наук. Статья "Формирование грамматической правильности речи у младших школьников посредством дидактической игры" Исаевой Ксении Владимировны очень актуальна. Изложение статьи логично и захватывает, но автор не успев раскрыть хоть какой-то сути, вдруг переводит свое повествование к УКАЗАНИЯМ (предпоследний абзац). Никому не нужно долго доказывать, что в игре ребенок обучается более активно и результативно, Но где пример игр, связанных с формированием речи? А в начале статьи было заявлено, что она полезна и для родителей. Что может почерпнуть из этого обрывка на тему...родитель младшего школьника? Опишите хоть какой-то опыт использования дидактической игры, а затем приведите статистику эффективности использования этого метода, вот тогда и состоится Ваша статья. Статья требует доработки.

30.03.2018, 6:23 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Представленная информация не отвечает требованиям научной статьи. Заявленные задачи исследования не реализованы, поскольку автор ничего не анализирует. Непонятно, зачем ставить четыре задачи, если цель исследования совпадает с последней. Не представлены также авторские элементарные обобщения по проблеме, к тому же в выводах – цитата Т.Дубовой. Рекомендую автору сначала проработать теоретико-методические основы проведения научного исследования и оформления их в виде научной статьи. В таком варианте статья не рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх