Полесский государственный университет
студент
Научный руководитель: Пригодич Ирина Александровна, к. э. н., ассистент, Полесский государственный университет
УДК 336.57
Введение: В условиях современной экономики, вопросы финансирования сферы здравоохранения принимают особенно важное значение, поскольку оказание доступной и качественной медицинской помощи является необходимым условием для сохранения здоровья населения.
Цель работы – рассмотрение системы государственного финансирования сферы здравоохранения в Республике Беларусь.
Методы исследования: сравнительный анализ, графический, статистический.
Эффективное расходование бюджетных средств - один из центральных вопросов финансовой политики государства, позволяющий обеспечить реализацию социальных функций государства при использовании рационального количества денежных средств [1].
В мировой практике известны три основных модели организации финансирования здравоохранения:
В Республике Беларусь продолжает сохраняться ведущая роль государства в финансировании расходов на здравоохранение.
При любой модели финансирования здравоохранения принципиальным источником средств в любом случае является население. Не имея возможности обеспечить полное покрытие расходов на здравоохранение за счет бюджета, большинство стран изыскивают средства из различных источников финансирования, комбинируют и дополняют их. При этом залогом эффективности реформ становится возрастание суммарных расходов на здравоохранение на душу населения с обязательным сохранением достаточного объема бюджетного финансирования, а эффективность систем здравоохранения определяется не столько источниками финансирования, сколько результативным распределением расходуемых средств.
Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем за его исполнением [2].
Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Объем финансирования определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых Законом Республики Беларусь ”О бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год“.
В соответствии со статьей 22 Закона ”О республиканском бюджете на 2017 год“ было установлено, что в 2017 году: минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя по Республике Беларусь составлял 467,72 рубля, при этом на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях с учетом скорой медицинской помощи направлялись средства исходя из минимального норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя в размере не менее 40 процентов от общего объема финансирования расходов на здравоохранение, предусмотренных для соответствующей административно-территориальной единицы [3].
Рисунок 1 – Структура расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации за 2017 год, %
Примечание – Источник: собственная разработка [6]
На рисунке 1 представлена структура консолидированного бюджета в процентном соотношении, как мы видим, наибольший удельный вес среди финансируемых социальных сфер занимает общегосударственная деятельность (25,3 %), на втором месте сфера образования (16,85 %), третье место занимает национальная экономика (15,3 %) и только четвертое по удельному весу место занимает сфера здравоохранения (14,5 %).
Далее рассмотрим динамику расходов консолидированного бюджета в сфере здравоохранения за последние три года.
Таблица 1 – Расходы на здравоохранение по консолидированному бюджету Республики Беларусь за 2015- 2017 гг., млн руб.
Примечание – Источник: собственная разработка [6]
Исходя из данных таблицы 1, расходы на здравоохранение по консолидированному бюджету Республики Беларусь на 01.01.2016 увеличились по сравнению с 01.01.2015 на 1,12%, (удельный вес в общем объеме расходов в 2016 году – 14,0 %). На 01.01.2017 расходы увеличились на 1,06% по сравнению с 01.01.2016, и их удельный вес составил 14,9 %.
Таблица 2 – Расходы консолидированного бюджета в сфере здравоохранения за 2014 – 2016 гг., в процентах к ВВП
Примечание – Источник: собственная разработка [4]
По данным таблицы 2, расходы консолидированного бюджета в сфере здравоохранения в 2015 году по сравнению с 2014 увеличились на 6,4 п. п, в 2016 по сравнению с 2015 – на 9 п. п.
Основным направлением расходования денежных средств бюджета страны в сфере здравоохранения и источником формирования денежных доходов медицинского персонала выступает оплата труда.
В январе-декабре 2016 г. номинальная начисленная средняя заработная плата в области здравоохранения в целом по стране составила 722 рубля, что в реальном выражении ниже уровня января- декабря 2015 г. на 4 % [5, с. 18-19].
В декабре 2017 г. - 769,4 рубля, что на 132 рубля, или на 20,7 процента больше, чем в ноябре 2017 г., и что в реальном выражении ниже уровня 2016 г. на 14,3 % (2015 - 640,2 рубля).
В разрезе укрупненных видов деятельности наибольший уровень среднемесячной начисленной заработной платы в 2016 году зафиксирован в сфере информации и связи (2631,6 рубля), а наименьший – в сфере сельского хозяйства (683,4 рубля) (рисунок 2).
По уровню среднемесячной заработной платы среди отраслей социальной сферы, здравоохранение лидирует. Однако, здесь среднемесячная заработная плата в 2016 году (в России - 56,4 тыс. руб. (1925,1 BYN)) была не только ниже средних заработных плат работников сферы здравоохранения среди европейских стран, но и ниже средней заработной платы в целом по стране (рисунок 2).
Рисунок 2 – Номинальная начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь по отдельным видам экономической деятельности в 2017г.
Примечание – Источник: собственная разработка [5]
Таким образом, основными причинами повышения заработной платы работников сферы здравоохранения, а также расходов на здравоохранение в целом по Республике Беларусь являются изменение демографической структуры населения с его постарением, рост продолжительности жизни в возрасте 65 лет, рост потребности населения в дорогостоящих видах медицинской помощи и сервисных услугах здравоохранения, зависимость эпидемиологических показателей и ”риска здоровью“, а также удовлетворенности населения услугами медицинского назначения от уровня финансирования здравоохранения.
Республика Беларусь по-прежнему остается государством, сумевшим сохранить государственную систему здравоохранения, по праву признаваемую успешной и эффективной. При этом, влияние процессов глобализации и развитие ряда объективных факторов, стимулирующих развитие, осуществляется непрерывный анализ и реформирование данной системы, направленный на совершенствование методик оценки бюджетного процесса (планировании и исполнении); финансирование новых медицинских технологий; развитие международных связей по вопросам расходования средств в сфере медицины; развитие добровольного медицинского страхования, государственно- частного партнерства как дополнительных источников финансирования.
Рецензии:
2.04.2018, 6:28 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Пригодич И.А. и Палубис Е.В. рассмотрено государственное финансирования сферы здравоохранения в Республике Беларусь в 2015-3017 гг. Показаны причины и факторы, обуславливающие увеличение расходы в данной области. Цель работы – рассмотрение системы государственного финансирования сферы здравоохранения, достигнута. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий