Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 01.04.2018.

ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Палубис Екатерина Валерьевна

Полесский государственный университет

студент

Научный руководитель: Пригодич Ирина Александровна, ассистент, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной работе рассмотрены основные аспекты государственного финансирования сферы здравоохранения в Республике Беларусь и причины и факторы, обуславливающие увеличение расходы в данной области.


Abstract:
The article deals with the main aspects of public financing of the health sector in the Republic of Belarus and the causes and factors that cause an increase in expenditures in this area are considered.


Ключевые слова:
сфера здравоохранения; государственные расходы; заработная плата медицинского персонала

Keywords:
the health sector; public expenditure; wages of medical personnel


УДК 336.57

Введение: В условиях современной экономики, вопросы финансирования сферы здравоохранения принимают особенно важное значение, поскольку оказание доступной и качественной медицинской помощи является необходимым условием для сохранения здоровья населения.

Цель работы – рассмотрение системы государственного финансирования сферы здравоохранения в Республике Беларусь.

Методы исследования: сравнительный анализ, графический, статистический.

Эффективное расходование бюджетных средств - один из центральных вопросов финансовой политики государства, позволяющий обеспечить реализацию социальных функций государства при использовании рационального количества денежных средств [1].

В мировой практике известны три основных модели организации финансирования здравоохранения:

  • платная медицина (действующая на рыночных принципах с использованием системы частного медицинского страхования);
  • государственная медицинская помощь с бюджетной системой финансирования;
  • организация здравоохранения на принципах социального страхования и многоканальной системой финансирования отрасли.

В Республике Беларусь продолжает сохраняться ведущая роль государства в финансировании расходов на здравоохранение.

При любой модели финансирования здравоохранения принципиальным источником средств в любом случае является население. Не имея возможности обеспечить полное покрытие расходов на здравоохранение за счет бюджета, большинство стран изыскивают средства из различных источников финансирования, комбинируют и дополняют их. При этом залогом эффективности реформ становится возрастание суммарных расходов на здравоохранение на душу населения с обязательным сохранением достаточного объема бюджетного финансирования, а эффективность систем здравоохранения определяется не столько источниками финансирования, сколько результативным распределением расходуемых средств.

Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем за его исполнением [2].

Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Объем финансирования определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых Законом Республики Беларусь ”О бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год“.

В соответствии со статьей 22 Закона ”О республиканском бюджете на 2017 год“ было установлено, что в 2017 году: минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя по Республике Беларусь составлял 467,72 рубля, при этом на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях с учетом скорой медицинской помощи направлялись средства исходя из минимального норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя в размере не менее 40 процентов от общего объема финансирования расходов на здравоохранение, предусмотренных для соответствующей административно-территориальной единицы [3].

Рисунок 1 – Структура расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации за 2017 год, %

Примечание – Источник: собственная разработка [6]

На рисунке 1 представлена структура консолидированного бюджета в процентном соотношении, как мы видим, наибольший удельный вес среди финансируемых социальных сфер занимает общегосударственная деятельность (25,3 %), на втором месте сфера образования (16,85 %), третье место занимает национальная экономика (15,3 %) и только четвертое по удельному весу место занимает сфера здравоохранения (14,5 %).

Далее рассмотрим динамику расходов консолидированного бюджета в сфере здравоохранения за последние три года.

Таблица 1 – Расходы на здравоохранение по консолидированному бюджету Республики Беларусь за 2015- 2017 гг., млн руб.

Примечание – Источник: собственная разработка [6]

Исходя из данных таблицы 1, расходы на здравоохранение по консолидированному бюджету Республики Беларусь на 01.01.2016 увеличились по сравнению с 01.01.2015 на 1,12%, (удельный вес в общем объеме расходов в 2016 году – 14,0 %). На 01.01.2017 расходы увеличились на 1,06% по сравнению с 01.01.2016, и их удельный вес составил 14,9 %.

Таблица 2 – Расходы консолидированного бюджета в сфере здравоохранения за 2014 – 2016 гг., в процентах к ВВП

Примечание – Источник: собственная разработка [4]

По данным таблицы 2, расходы консолидированного бюджета в сфере здравоохранения в 2015 году по сравнению с 2014 увеличились на 6,4 п. п, в 2016 по сравнению с 2015 – на 9 п. п.

Основным направлением расходования денежных средств бюджета страны в сфере здравоохранения и источником формирования денежных доходов медицинского персонала выступает оплата труда.

В январе-декабре 2016 г. номинальная начисленная средняя заработная плата в области здравоохранения в целом по стране составила 722 рубля, что в реальном выражении ниже уровня января- декабря 2015 г. на 4 % [5, с. 18-19].

В декабре 2017 г. - 769,4 рубля, что на 132 рубля, или на 20,7 процента больше, чем в ноябре 2017 г., и что в реальном выражении ниже уровня 2016 г. на 14,3 % (2015 - 640,2 рубля).

В разрезе укрупненных видов деятельности наибольший уровень среднемесячной начисленной заработной платы в 2016 году зафиксирован в сфере информации и связи (2631,6 рубля), а наименьший – в сфере сельского хозяйства (683,4 рубля) (рисунок 2).

По уровню среднемесячной заработной платы среди отраслей социальной сферы, здравоохранение лидирует. Однако, здесь среднемесячная заработная плата в 2016 году (в России - 56,4 тыс. руб. (1925,1 BYN)) была не только ниже средних заработных плат работников сферы здравоохранения среди европейских стран, но и ниже средней заработной платы в целом по стране (рисунок 2).

Рисунок 2 – Номинальная начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь по отдельным видам экономической деятельности в 2017г.

Примечание – Источник: собственная разработка [5]

Таким образом, основными причинами повышения заработной платы работников сферы здравоохранения, а также расходов на здравоохранение в целом по Республике Беларусь являются изменение демографической структуры населения с его постарением, рост продолжительности жизни в возрасте 65 лет, рост потребности населения в дорогостоящих видах медицинской помощи и сервисных услугах здравоохранения, зависимость эпидемиологических показателей и ”риска здоровью“, а также удовлетворенности населения услугами медицинского назначения от уровня финансирования здравоохранения.

Республика Беларусь по-прежнему остается государством, сумевшим сохранить государственную систему здравоохранения, по праву признаваемую успешной и эффективной. При этом, влияние процессов глобализации и развитие ряда объективных факторов, стимулирующих развитие, осуществляется непрерывный анализ и реформирование данной системы, направленный на совершенствование методик оценки бюджетного процесса (планировании и исполнении); финансирование новых медицинских технологий; развитие международных связей по вопросам расходования средств в сфере медицины; развитие добровольного медицинского страхования, государственно- частного партнерства как дополнительных источников финансирования.

Библиографический список:

1. Мазий, В.В. Повышение эффективности расходования бюджетных средств как объективная необходимость стабилизации региональной экономики / Мазий, В.В, Балычев А.А. // Инженерный вестник Дона. – 2017 г. - №1
2. Научный потенциал молодежи – будущему Беларуси: материалы X международной молодежной научно–практической конференции, УО "Полесский государственный университет", г. Пинск, 15 апреля 2016 г. Ч.1 / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К.К. Шебеко [и др.]. – Пинск: ПолесГУ, 2016. – С. 332-334
3. О бюджете Республики Беларусь на 2017 год: Закон Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 431-З. – 98 с.
4. Беларусь в цифрах: Статистический справочник / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск. - 2017. – 72 с.
5. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: Аналитическое обозрение / Национальный банк Республики Беларусь. – Минск. – 2017. – 52 с.
6. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: Аналитический доклад / Министерство финансов Республики Беларусь. – Минск, 2017. – 22 с.




Рецензии:

2.04.2018, 6:28 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Пригодич И.А. и Палубис Е.В. рассмотрено государственное финансирования сферы здравоохранения в Республике Беларусь в 2015-3017 гг. Показаны причины и факторы, обуславливающие увеличение расходы в данной области. Цель работы – рассмотрение системы государственного финансирования сферы здравоохранения, достигнута. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх